Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные принципы российского федерализма

Процентов роста финансового сектора имеет спекулятивный характер. И как следствие этого - в ближайшие 3-4 года будет расти концентрация рисков - кредитного, процентного, рыночного, валютного, ликвидности.

В Китае - более 160 процентов при инфляции в два раза меньше, чем в России.

В конце 2007 года денежная масса к ВВП составляла у нас 40 процентов,

Основные показатели денежной массы в России

По насыщенности экономики деньгами и финансовыми инструментами (монетизация) Россия находится примерно на 50-60-м месте в мире.

Этот рост отчасти отражает переход финансового рынка в более зрелую стадию, его восстановление после 1998 года

Основные показатели денежной массы в России

В 2000-2007 годах при росте ВВП в текущих ценах в 4,3 раза

* денежная масса увеличилась в 8 раз,

* внешний долг реального сектора - в 9,7 раза.

* кредиты банков экономике и населению выросли в 12 раз,

* внешний долг банков - в 14 раз,

* срочные сделки банков - в 14,6 раза,

* капитализация рынка акций - в 15 раз.

1. государстенный суверенитет РФ

2. Единство системы гос власти РФ

3. Равноправие субьектов РФ

4. Равноправие и самоопределение народов РФ

5. Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами

6. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос власти федерации и ее субъектов

___________________________________________________________________________

1. Гос суверенитет является неотъемлемым свойством гос-ва. В Современной науке гос суверенитет определяется как свойство и способность гос ва самостоятельно без вмешательства из вне определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, соблюдения норм мждународного права. В РФ теория гос суверенитета рассматривается в кач-ве ундаментальных гноссеологических источников обеспечения создания гос системы разделения власти по вертикали. В современной конституционной модели РФ четко обозначен принцип гос суверенитета РФ как единого и неделимого распространяемого на всю территорию. Действующая Конституция РФ изъяла из оборота понятие "суверенные" в отношении республик в составе России, которое было использовано в федеративном договоре. В Конституции перенесены все положения федеративного договора, асающиеся разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами, но продекларировала юридическое верховенство норм Конституции над положениями федеративного договора. Таким образом новой федеральной конституционной моделью установлено, что не может быть никакого дилегирования суверенитета снизу вверх путем договора, т. к. все основные вопросы разделения гос власти определены конституционно. В Конституции РФ закреплены основные признаки гос суверенитета России. Их несколько.

- верховенство федерального права над правом субъектов РФ

- неприкосновенность границ и территориальная целостность РФ

- единство экономического пространства, бюджетно-инансовой, банковской и денежной системы

- единая армия, право гос-а на защиту своего суверенитета и прав граждан, право на защиту интересов гос-ва и его граждан за рубежом

-государственная монополия на регулирование и управление важнейшими отраслями народного хозяйства России на основные стратегические природные ресурсы, производства и товары

Самая распространенная категория противоречий связана с нарушением принципа верховенства Конституции РФ и федеральных законов. Кроме того, некоторые республики вторгаются в прерогативу российского гос-ва на установление единой гос границы и обеспечение целостности территории России в соответствии с нормами международного и внутригосударственного права. Ст. 5 Конституции республики Саха, Якутия закрепляет положения о том, что воздушное пространство и континентальный шельф на территории республики Саха является собственностью и неотъемлемым достоянием народа республики Саха.

 

2. В соотвествии со ст. 5 Конституции РФ фдеративное устройство РФ основано на ее гос целостности,единстве системы гос власти. Это означает, что совокупная компетенция органов гос-ва должна охватывать все праомочия, необходимые для осуществления функций гос-ва, а различные органы не должны предписывать при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие друг друга правила поведения. Принцип единства системы гос власти-это более широкое понятие, чем принцип единства системы органов гос власти. На ряду с единством системы органов гос власти он выражается в единой политике законотворчества гос регулирования и управления в отличии от тех механизмов, которые есть отдельно на федеральном уровне и уровне субектов РФ. В соответствии с основным законом принцип единства системы органов гос власти непосредственно закреляется в отношении системы органов исполнительной и судебной власти. Федеральные органы исполнительной власти могут но не обязательно, создавать свои территориальные органы субъектов Федерации и назначает соответствующих должностных лиц. При этом допускается возможность использоания двух организационных форм реализации компетенции по предметам ведения Федерации. Это создание собственных территориальных подразделений и наделение этими полномочиями органов гос власти субъектов РФ. Как правило, по предметам ведния РФ компетенция на местах осуществляется территориальными подразделениями федеральных органов власти. В соответствии с законом "о естесственных монополиях" для регулирования и контроля деятельности субъектов естесственных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естесственных монополий. Эти органы для осуществления своих полномочий в праве создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. При этом органы наделенные компетенцией по пределам ведения федерации могут иметь статус так называемых органов двойного подчинения. Например, таким статусом обладают территориальные агенства по управлению гос имуществом. Такие полномочия предоставляются и некоторыми договорами, заключенными между федеральными органами гос власти и органами гос власти субъектов РФ. Единство системы судебной власти определяется статьями 71,118 и 128 Конституции РФ. Судоустройство закреплено в ведении РФ. При этом судебная власть распределяется между органами РФ и ее субъектов. Выделим особенность правового регулирования статуса мировых судей. Их оссобенностью является то, что их полномочия и порядок деятельности устанавливается ФЗ и законом субъекта РФ. Следовательно, определение правового положения мировых судей относится в совместному ведению федерации и субъектов. Если в отношении судов общей юрисдикции и арбитражных судов действует принцип централизма, то в отношении конституционных уставных судов проведен принцип нецентрализации, доведенный практически до абсолюта. Право субъектов в составе РФ принимать Конституцию и уставы предполагает необходимость создания на уровне всех субъектов РФ конституционных уставных судов, обеспечивающих в рамках региона правовую защиту статуса субъектов федерации. В Конституции РФ не предусмотрена непосредственно создание судов субъектов федерации и местных судебных органов. Речь идет только о федеральных судах. Признание ФКЗ "о судебной системе РФ" право субъектов создавать конституционные уставные суды не означает создание двойной системы судопроизводства. Подведомственность Конституционного суда РФ и конституционных судов субъектов РФ не совпадает по действующему законодательству и в соответствии со ст. 27 ФЗ Конституционный суд субъекта может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта, нормативных актов гос власти субъекта, органов местного самоуправления субъекта, а также для толкования Конституции сбъекта РФ. На ряду с закреплением собственной компетенции уставных судов субъектов, их самостоятельность от федеральной судебной системы проявляется в том, что финансирование данных судов производится за счет средств соответствующего субъекта федерации. Порядок деятельности этих судов определяется заоном субъекта РФ. Решение Конституционного суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

 

3. По Конституции РФ ст. 5, Россия провозглашена как гос-во, состоящее з равноправных субъектов РФ. При этом специаьно подчеркивается, что субъекты равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами гос власти. Суть новой конституционной формулы федеративного устройства выразиласть в попытке минимизации различий в статусе субъектов РФ. Однако и формально юридически и фактически субъекты РФ находятся в неравных правовых условиях. Как с точки зрения их гос-правовой природы так и правосубъектности. Различия субъектов.

1) взаимеоотношения субъектов с органами гос власти РФ содержатся в разделе 1 Конституции "основы конституционного строя". В ч. 2ст. 5 конституции республик признаются законодательными актами высшей юридической силы на территории этих субъектов. Республики признаются гос-вами в то время, как остальные субъекты таковыми не называются. Т.е. республики наделяются правом принимать конституции, а остальные субъекты только уставы

2) способы принятия конституции и устава субъекта различаются. Согласно ст. 66 Конституции, республики наделены правом самостоятельно определять способ принятия конституции, а другие субъекты ограничены правом принятия устава только их законодательным органом

3) особый статус республик как государств подчеркивается их правом устанавливать свои гос языки. Однако главенствующий аргумент - это национальный принцип образования республик, но он по закону не совсем состоятелен, поскольку автономные образования также сформированы с учетом национально-энического фактора, однако право устанавливать второй гос язык им не предоставлено. Институтом, отражающим традиции государственности в республиках является республиканское гражданство. Хотя Конституция РФ специально не закрепляет института гражданства республик, тем не менее отсутствие прямого запрета дает им основание на его сохранение.

4) неравенство субъектов федерации прослеживается и при определении актов субъектов федерации как объектов контроля за соответствием Конституции РФ и ФЗ. Если к совместному ведению РФ

Даже среди субъектов федерации, не являющимися республиками, нет равенства в статусе. В часности, Конституция не разрешила проблему вхождения автономных округов в состав области или края. Все атономные округа за исключением Чукотсткого автономного округа считаются в составе сооответствующих краев и областей. Одной из новелл конституционной модели, направленной на обеспечение принципа равноправия субъектов федерации, должно было стать представление в ст. 77 конституции - это право всем субъектам федерации самостоятельно устанавливать сисему органов гос власти в соответствии с основами конституционного строя РФ. Однако в реальности возникла проблема разного правового статуса субъектов федерации при реализации данных конституционных положений на практике. Этим правом смогли воспользоваться только республики. Другой способ закрепления неравенства выразился в заключении федеральной властью с отдельными субъектами договоров и соглашений, ставящих их в особое положение по отношению к другим субъектам. Это договорное право разделило субъекты федерации на несколько категорий:

- те субъекты, правовой основой деятельности которых стала не только Конституция РФ, но и договор

- субъекты, которые по прежнему строят свои отношения с федеральными органами власти только на основе Конституции РФ. Само осуществление принципа равноправия тесно связано с проблемой равного статуса субъектов. В Конституции содержание статуса субъекта, согласно ст.6, дано весьма ограниченно. Согласно статье, статус субъекта определяется федеральной конституцией и конституцией или уставом субъекта РФ. Однако на самом деле элемента статуса устанавливаются также ФЗми и договорами. Именно с их помощью разграничиваются предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов. Таким образом, равноправие - это равная правосубъектность, где последняя рассматривается как равная способность обладать правами и нести обязанности, а также равная способность приобретать и осуществлять права, создавать и исполнять обязанности. Иными словами, равноправие предполагает гарантированный минимум равных прав и обязанностей для признания территории субъектом федерации и возможность приобретать и осуществлять одни и те же права и обязанности. Равный статус означает обладание субъектами федерации в реальности одинаковым объемом прав и обязанностей. И если провозглашен принцип равноправия, то недопустимы отклонения от него. В то время, как различия в статусе не только допустимы но и неизбежны, т.к. нет абсолютно одинаковых территорий по параметрам их экономического, политического или социального развития.

 

4. В кач-ве одного из принципов федеративного устройства провозглашается равноправие и самоопределение народов РФ. Право народов на самоопределение - это общепризнанный в международном праве принцип. Т.е. с точки зрения международного права и конкретно пакта "о гражданских и политических правах" установлено, что все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права народы свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное культурное развитие. Согласно декларации "о принципах международного права", в соответствии с уставом ООН 1970г, способами осуществления народом права на самоопределение рассматриваются создание суверенного и независимого гос-ва, свободное присоединение к независимому гос-ву, объединений с ним, либо установление любого другого политического статуса. Для уяснения данного принципа в российской конституционной модели необходима ясность следующих вопросов:

-что вкладывает конституция РФ в понятие народы, которым гарантируется равноправие и право на самоопределение.

- в каких формах допустимо самоопределение народа в рамках суверенного гос-ва. В 1) Конституции РФ термин "народ" употребляется в нескольких значениях. В законе говорится о многонациональном народе России, как политической общности, источнике и субъекте публичной власти. Народ как политическая общность - это граждане РФ, обладающие политическими правами и свободами.

2) в законе упоминается о народах, проживающих на соответствующих территориях и основой жизни которых признается земля и другие природные ресурсы. В этом случае, народ рассматривается как население.

3) Конституция говорит о народах России, обладающих правом на равноправие и самоопределение

Таким образом, народы в России как субъекты, которым гарантируются равноправие и право на самоопределение как принцип федеративного устройства представляет собой такую территориальную и политическую общность, которой предоставляется возможность самоопределиться территориально и политически на правах составной части, т. е. субъекта РФ. Закрепляя этот принцип, Конституция тем самым закладывает наднациональный подход к пониманию "народы" применительно к данному принципу. Таким образом, ключевым критерием понятия народа как общности, способного быть субъектом права на самоопределение является объединение единой территории проживания. При этом, самоопределение народа как территориальной общности людей есть одновременно определение юридического статуса территории, на которой они проживают. Таким образом, следует различать право народа на самоопределение и право наций на самоопределение. Наряду с понятием "самоопределение", другим важным аспектом является уяснение смысла понятия "равноправие народов". В международных документах о равноправии народов специально не говорится, но это качество подразумевается при раскрытии содержания права народов на самоопределение. В международных актах указывается на то, что все народы обеспечивают свое экономическое, национальное и культурное развитие, т. е. свой политический статус

Для достижения существующих целей они могут свободно распоряжаться своими богатствами и ресурсами, без ущерба для каких либо обязательств, вытекающих из международного сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды и международного права.

Таким образом, самоопределение народов означает выбор политического статуса и права на установление гарантий свободного и равного развития. Поэтому равноправие – есть равные возможности народов, при равных условиях, на выбор адекватной формы самоопределения и равной гарантии реализации их статуса и развития.

Однако, в международном праве отсутствуют нормы, устанавливающие в каких случаях и при каких обстоятельствах, народы имеют возможность реализовывать свое право на самоопределение.

Условия существования народа, как общности, весьма разнообразны: политические, демографические, географические, экономические, социальные, культурные и национальные.

Право народа на самоопределение допустимо в том случае, когда он выступает как общность, компактно проживающая и имеющая общепризнанные и устойчивые, в рамках данной группы людей, политические, социальные и культурные традиции. Выполнение политических условий предполагает определение того, в состав какого территориального образования входит данная общность. Если эта общность в составе другого суверенного государства, то должна быть учтена и воля другого народа, т.е. народа данного государства в целом. Другое условие при реализации права на самоопределение, в рамках суверенного государства, связано с соблюдением во внутригосударственных отношениях принципа территориальной целостности. Данный принцип, во взаимосвязи с иными принципами, был закреплен в декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества, в соответствии с уставом ООН 1970ого года.

Таким образом, равноправие и самоопределение народов в РФ необходимо рассматривать с общегражданских наднациональных позиций. Этот принцип является условием существования и развития народов как многонациональных общностей.

 

 

5. Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами.

Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами является одним из фундаментальных принципов разделения государственной власти между центром и составными частями в федеративном государстве.

Ст5 Конституции РФ устанавливает базовые принципы федеративного устройства, и в качестве одного из них называет – разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Этот принцип является вторичным по отношению к принципу разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами.

Понятие «предмет ведения» используется в Конституции в 2ух значениях:

1ое и основное значение связано с обозначением с помощью данной категории вопросов ведения РФ и ее субъектов. Их перечень закрепляется в главе 3 Конституции РФ. Компетенция государственного органа определяется через 2 ее элемента – это «предмета ведения» и полномочий.

Под компетенцией государственного органа понимается совокупность его властных полномочий по определенным предметам ведения. Конкретное полномочие органа государственной власти означает юридически закрепленное за органом государства право и одновременно обязанности на принятие правовых актов и осуществление иных властных мер, направленных на решение конкретных задач и функций данного органа.

В соответствии со ст71 Конституции РФ, к ведению РФ относится принятие и изменение Конституции РФ и ФЗ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Высокий удельный вес наличных денег | Архитектура. Изучение материальной культуры Древней Руси основывается, главным образом, на археологических источниках
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.