Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законы и традиции «Орленка»




 

С первых минут пребывания ребенка в лагере вожатый стремится дать ему как можно больше информации о том месте, куда он приехал. Рассказывая об истории Центра, о природно-климатических особенностях, о правах, обязанностях и условиях проживания, педагог постепенно «вводит» подростка в особый мир «Орленка», значимую часть которого занимают законы и традиции лагеря.

Что представляют собой эти законы и традиции? Как знакомить с ними детей? Каким образом данный способ приобщения подростков к ценностям «Орленка», установления определенных взаимоотношений в коллективе, предъявления требований (коими, собственно, и являются законы и традиции) использовать в своей работе с детьми? Возможно, здесь вы найдете ответы на эти и другие вопросы.

 

***

 

С первых лет существования лагеря в коллективе детей, вожатых, сотрудников стала царить особая орлятская атмосфера. Это была атмосфера дружбы, взаимовыручки, честности и откровенности. Самые лучшие образцы человеческих отношений, творчество, искренность - все это вбирал в себя «Орленок». Со всех концов страны приезжали в лагерь ребята и взрослые. И оставляли здесь лучшее, что знали, умели, придумали.

Изначально, возможно, ни дети, ни вожатые Центра не думали о законах и традициях как таковых. В течение смены, по мере развития коллектива, между ребятами, между детьми и взрослыми устанавливались определенные отношения, усложнялись требования, предъявляемые друг к другу и к себе. В каждом отдельном отряде (в спорах у вечернего костра, в ходе подготовки и проведения интересных дел или обсуждения собственных неудач и ошибок) негласно рождались свои, необходимые для жизни в сообществе, правила, нормы, заповеди, соблюдение которых было необходимо для совместной жизнедеятельности. На основе этих правил и норм рождались традиции. Многие из них зависели от профиля отряда, от видов деятельности, которыми занимались ребята, от возраста самих детей. Лучшие из традиций ребятам следующих смен передавали вожатые. И если вновь приехавшие дети принимали эти традиции, они становились нормой их жизни. Они помогали проявляться творчеству орлят, заставляли их думать и размышлять, ставили их в положение настоящих хозяев лагеря.

Традицию вечернего «огонька» с подведением итогов дня, с откровенным разговором привезли сюда в начале 60-х годов ребята из Фрунзенской коммуны города Ленинграда (1962 год).

Вечернюю речевку предложил ребятам вожатый Сергей Сафонов в 1963 году. Слова речевки стали необходимым заключением каждого прожитого дня в «Орленке».

Зимой 1967 года на общем сборе дружины «Стремительная» ребята пресс-центра предложили превратить свой дом «Стремительный» в цветущий сад, охранять деревья. Так появился закон зелени.

О законе поднятой руки есть даже своя легенда. И раньше этот закон был обычным правилом разговора, использовался только на общих сборах отрядов или всего лагеря. А позже возникла необходимость использовать его гораздо чаще в повседневной жизни каждого отряда, когда поднятая рука человека, означающая, что он просит дать ему слово, могла остановить спор, заставляла сдерживаться от ненужных разговоров и давала возможность человеку сказать что-то очень важное.

Так рождались традиции и законы лагеря, нормы и правила жизни для всех его жителей... Приходили и уходили. А вот некоторые закрепились в лагере прочно и существуют вопреки годам и сменяющимся догмам.

Но, возможно, появление законов и традиций связано с другой причиной, и жизнестойкость их можно объяснить тем, что они помогают педагогам Центра продуктивно решать воспитательные задачи.

Каждый год в «Орленок» приезжает несколько тысяч детей и подростков со всей страны. Центр и его педагоги несут юридическую ответственность за их жизнь и здоровье. Как сделать так, чтобы уберечь ребенка от всякого рода неприятностей, травм, чтобы ребенок не совершал нежелательных поступков? Об этом всегда думают взрослые, а в первую очередь, вожатые. И ищут разные способы донесения до детей нужной информации. Каждый педагог знает, что просто сказать ребенку «нельзя», значит на 99% не добиться желаемого воспитательного эффекта. Важно не просто запретить, а доступным образом объяснить, почему нужно поступать так, а не иначе, чтобы уберечь себя и других.

Каждый подросток, приезжающий в «Орленок», наделяется определенными правами и обязанностями. Среди последних есть обязанность не причинять вред зеленым насаждениям Центра, запрет в одиночестве ходить на море и т.д. Педагог обязан познакомить детей с тем, на что они имеют право и что обязаны делать (или не делать). А как сделать так, чтобы ребенок действительно понял и принял то, что от него требуют, чтобы выполнение требований не было только лишь принудительной обязанностью, а стало нормой жизни? Возможно, именно поэтому и для этого вожатыми был придуман столь эффективный педагогический прием, способ работы с детьми и подростками, как законы и традиции лагеря.

 

***




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.