Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы отыщем руку друга




Всюду, где бы ни был друг.

Цветом солнечного круга

Пусть цветет орлятский круг.

В. Чижов

Орлятский круг - символ душевного уюта. Ценность и смысл орлятского круга вожатые объясняют ребятам на одном из первых вечерних «огоньков», поскольку орлятский круг имеет принципиально важное значение на вечернем «огоньке». Именно «огонек» укрепляет традицию орлятского круга, придает ему высокое нравственное значение.

Вожатые усаживают ребят в круг и объясняют, почему каждому важно чувствовать рядом плечо друга. «В круге каждый видит лица и глаза всех своих друзей. Каждый может сесть, встать, где ему нравится, с кем ему хочется. У круга нет начала и нет конца – одна неразрывная цепь, по которой проходят «точки» духовного напряжения, общей мысли, чувства, теплоты…

Когда хочешь выйти из круга или войти в него, то дождись окончания разговора или песни и сделай это так осторожно, чтобы ничто не смогло ворваться в круг и затушить воображаемый огонь, находящийся в центре круга». (3, с. 9)

В «Орленке» встают в орлятский круг, чтобы поговорить, сказать друг другу что-то сокровенное, очень важное.

И самое главное – именно круг дает возможность не обойти вниманием ни одного человека из отряда.

Органичным дополнением вечернего «огонька» является вечерняя речевка.

... На море и лагерь опускается темная кавказская ночь. Завершились важные дела, отшумели споры, прошли вечерние «огоньки»… Положив руки на плечи друг другу, стоят в орлятском кругу мальчишки и девчонки, и тихо летят к звездам слова речевки:

День отшумел, и ночью объятый

Лагерь зовет уснуть.

Доброй вам ночи, девчата-орлята!

Доброй вам ночи, ребята-орлята!

Завтра нам снова в путь.

Впервые эта вечерняя речевка появилась в 1963 году. Ее автор - вожатый дружины «Солнечная» Сергей Сафонов, впоследствии главный врач «Орленка». Он сочинил ее для своего отряда. Через несколько дней речевку подхватили и полюбили ребята всей дружины. А вожатые передали ее ребятам следующих смен. И живет она в лагере до сих пор, любимая всеми.

 

***

Традиция орлятской чести - одна из самых важных и наиболее значимых орлятских традиций.

«В «Орленке» ребенок учится дружбе, ответственности, осмыслению своего места, своей роли в современном мире». (1,с. 47)

Дни, проведенные подростком в лагере, - лишь маленькая частичка всей его жизни. «И нам очень важно, чтобы для него «Орленок» не стал игрой в предлагаемых обстоятельствах, т.е. поиграл в «Орленке» в доброе отношение к людям, к песне – и достаточно. Нет, это должно утвердиться в нем, стать нравственной опорой в жизни. И этому должна помочь традиция орлятской чести». (1, с. 47)

По существу она выражается в ритуале присвоения звания «орленок» и вручения ребятам орлятских значков, в предварительной работе вожатого, направленной на «развитие истинно гуманных человеческих качеств, формирование ответственности подростка за свои действия, свои поступки, свою жизнь». (2, с. 26)

«Орлят» по стране очень много – взрослых и маленьких, имевших и имеющих отношение к лагерю. И нет ничего дороже для орлят, чем значок с изображением мальчишки, давшего имя нашему лагерю. Его можно рассматривать как символ принадлежности к смелым бесстрашным людям.

В первые годы орлятам вручали значок, на котором был изображен парящий в небе орел на фоне гор и лучей восходящего солнца, а с 1964 года ребята получили новый значок, сделанный по их же эскизам. И сегодня с орлятского значка смотрит на нас смелый и гордый парнишка в краснозвездной буденовке.

Орлятский значок вручается на прощальном отрядном «огоньке» тем ребятам, чьи дела и поступки служили примером для других, кто помогал создавать в лагере интересную жизнь, кто был верным и преданным другом. Орлятский значок вручается только однажды и на всю жизнь как знак принадлежности к славному и дружному племени орлят. Это не только награда за хорошие дела, но и залог будущих успехов.

Посвящение в орлята – заключительный и самый торжественный момент в отрядной жизни. Этот ритуал создается в каждом конкретном отряде и может иметь множество вариантов.

Значок орлятский – он не для награды,

Его вручают в жизни только раз.

На последнем огоньке отрядном

Без суеты, без шума, без прикрас.

Только раз – за дела и за мысли,

Только раз – за дерзанье и смелость,

Только раз, чтоб в дальнейшей жизни

Ты хранил нашей дружбе верность…

(О. Миронец)

 

 

***

Законы «Орленка» тесно связаны с традициями. Они издавна существуют в лагере, их передают из поколения в поколение, и отличаются они лишь тем, что законы мы принимаем с ребятами как неукоснительный свод правил и норм жизни (это равносильно предъявлению требований), а к традициям воспитываем доброе отношение... Традиции более гибки, к ним ребенок приходит постепенно, последовательно, целым рядом открытий для себя в поведении взрослых, в общей атмосфере лагеря, во взаимодействии с ребятами, вожатыми и сотрудниками Центра.

Существующих и действующих законов в лагере пять, и каждый имеет свое обоснование.

 

***

Закон «ноль-ноль» гласит: время в «Орленке» дорого. Ребята собрались всего (!) на одну смену, дни которой стремительны и скоротечны, а так много за это время надо успеть: отдохнуть, научиться новому, обменяться опытом, найти друзей и единомышленников. Поэтому необходимо ценить каждую секунду. Каждое дело должно начинаться в точно назначенный срок, а заставлять себя ждать – значит отнимать тем самым у своих друзей драгоценные минуты познания нового, отнимать интересные дела, интересное общение, да и просто хорошее настроение.

Особый напряженный ритм, радостный темп жизни, когда каждая минута - с пользой, искренность и доверие между ребятами и вожатыми давно стали необходимыми и важными для жизни лагеря. И закон «ноль-ноль» означает точность, не только во времени, точность в словах, обещаниях, в исполнении поручений. Выполнение его очень полезно не только в «Орленке», но и во взрослой, самостоятельной жизни. Соблюдение закона помогает стать людьми обязательными, ответственными и не подводить друзей, товарищей, коллег.

В «Орленке» время дорого:

Все, что не успел сделать,

сказать, увидеть –

Потом уже не вернешь…

 

***

Закон территории, с одной стороны, включает в себя территориальные ограничения: детям нельзя выходить за территорию ВДЦ «Орленок» без сопровождения взрослых и без специального разрешения (хотя и это немаловажно), поскольку именно взрослые отвечают за жизнь и здоровье детей, их безопасность.

С другой стороны, закон территории гласит: будь хозяином своей территории (отрядного места, лагеря, Центра), относись к ней бережно, как к дому. Настоящий хозяин всегда держит свой дом в порядке.

И еще помни, что рядом живут твои друзья и сверстники, ведь одну территорию лагеря занимают несколько отрядов. И ты должен заботиться о том, чтобы не мешать живущим рядом.

Кроме того, у нас в «Орленке» и у каждого детского лагеря есть своя территория, поэтому заходить на чужую территорию можно только с разрешения хозяев. А уж если вы случайно попали в другой детский лагерь или отряд, то должны не мешать никому громкими разговорами, смехом, шумом, хлопаньем дверей и т.д. Будьте добрыми соседями!

 

***

Как прекрасен этот мир! Посмотри…

«Орленок» расположен в одном из самых благоприятных уголков России, его не случайно называют одним из самых зеленых лагерей страны.

Закон зелени напоминает каждому новому человеку в Центре, что красота лагеря, его удивительное природное разнообразие, палитра цветочных красок и запахов – все это не только дар природы, но и результат труда многих и многих людей, в том числе и орлят разных поколений. Все это надо беречь и преумножать в знак благодарности первым строителям лагеря, людям, участвовавшим в создании зеленой оздоровительной зоны «Орленка».

Закон зелени – это уважение к самой природе. Озеленение лагеря – кропотливое, трудоемкое дело. Гораздо проще оборвать, чем вырастить. И поэтому закон зелени категорически запрещает рвать зелень на территории «Орленка». За один год более 16 тысяч ребят получают путевки и отдыхают в нашем Центре. «Даже если каждый сорвет лишь по одной веточке – цветущий лагерь превратится в пустыню. Чтобы этого не произошло, и существует закон зелени». (9, с.8)

Выполнение этого закона помогает ребятам стать настоящими друзьями природы, людьми заботливыми и хозяйственными.

 

***

Закон поднятой руки учит уважать человеческое слово, человеческую мысль. В «Орленке» это очень значимо. Разговоры, споры, обсуждения – важная часть орлятской жизни. Если человек поднимает руку, гласит закон поднятой руки, ему необходимо сообщить что-то нужное людям. У этого закона есть любопытная легенда, которая объясняет значимость такого простого жеста, как поднятая рука.

«В древние времена враждовали между собой соседствующие племена. Конца вражде не было видно, а силы уже иссякли. Тогда старый, мудрый человек одного из племен, убеленный сединами, наученный суровой жизнью, решил положить конец междоусобице. Он отправился в стан врага с гордо поднятой седой головой и поднятой кверху рукой, выставляя открытую ладонь на обозрение противнику. Надо заметить, что самым большим позором для воинов того времени была рана на ладони. Она означала, что воин защищался, оборонялся, прикрывался руками от нападающего вместо того, чтобы смело и напористо врываться в гущу боя. Старый воин сознательно обрекал себя на позор, выставляя ладонь для удара. Но ни одна стрела не вылетела из стана противника. Там осознали: поднятая рука старика означает что-то крайне важное, с чем он идет к противнику. Старик сумел заключить перемирие, добиться тишины и спокойствия. А жест поднятой руки с открытой ладонью стал означать: «Прошу меня выслушать». (7, с. 11)

 

***

Важный и необходимый для лагеря закон моря, пожалуй, труднее всего объясняется детям и принимается ими, поскольку притягательность моря удивительна. Нелегко найти человека, который, встретившись с морем, не захотел бы потрогать его рукой, пройтись по берегу босиком, окунуться в теплые морские воды. Море манит к себе самых разных людей. Особенно трудно преодолеть это притяжение тем, кто увидел его впервые.

И все-таки закон моря обязывает относиться к нему с уважением, без лихачества. Море бывает не только красивым и ласковым. Оно бывает суровым и коварным.

Подходить к морю и заходить в море можно только с отрядом, группой и только с взрослым человеком. Купаться в море можно только в присутствии вожатого, медицинского работника, инструктора по спорту, и только в определенном месте и в определенное время.

Море не прощает беззаботности и неосторожности, поэтому строгий закон моря (правила поведения на берегу и в воде) ребята должны принимать без обсуждения, понимая, как это важно и как это нужно: незыблемо и неумолимо выполнять его.

 

***

Подводя итоги вышесказанному, еще раз обращаем ваше внимание на то, какие традиции и законы на сегодняшний день существуют в «Орленке».

Традиции лагеря:

· традиция доброго отношения к людям;

· традиция доброго отношения к песне;

· традиция вечернего огонька и вечерней речевки;

· традиция орлятского круга;

· традиция орлятской чести.

Законы лагеря:

· закон «ноль-ноль» (закон точности);

· закон территории;

· закон зелени;

· закон поднятой руки;

· закон моря.

 
 


Не следует смешивать законы и традиции лагеря с правилами сбора: свободного микрофона, скрещенных рук, блокнота и ручки, идей, двух минут на шум (размышление и обсуждение), аплодисментов.

 

Для того чтобы дети приняли законы и традиции лагеря и, самое главное, выполняли их, необходимо провести хорошую работу в начале смены. Каждый вожатый должен ответить на вопрос, как знакомить детей с ныне существующими законами и традициями?

Вариантов много и все зависит от творчества вожатого. Но в любом случае, эта работа должна начинаться в оргпериод, в первые дни и часы пребывания ребенка в лагере. И чем раньше начать эту работу, тем больше гарантия успеха.

Формы знакомства с законами и традициями могут быть самые разнообразные. Главное, чтобы детям не скучно было слушать вожатого, чтобы, узнав законы и традиции, они осознали их и захотели выполнять.

Какие можно использовать средства и способы работы над традициями и законами лагеря:

· личный пример вожатого;

· беседа с детьми;

· представление законов и традиций «Орленка» на организационном сборе отряда или лагеря;

· показ кинофильма об «Орленке» с последующими комментариями;

· встреча с орлятами (вожатыми из других лагерей, вожатыми старших поколений, работающими в других отделах, ветеранами «Орленка»);

· тематический «огонек» по законам и традициям «Орленка»;

· составление «Декларации» («Конституции», кодекса и т.д.);

· вечер орлятских песен;

· экскурсия в музей «Орленка»;

· экскурсия по лагерю;

· наказ, письма, пожелания ребят прошлых смен;

· коллективно-творческое дело, игра по станциям и т.д.

 
 


Для вновь приехавших детей подготовьте небольшие сюрпризы: красиво оформленные визитки, слова приветствия в отрядном уголке (возле спальных комнат, на отрядном месте), маленькие подарки - «сюрпризки» под подушками и т.д. Так начнется знакомство детей с традицией доброго отношения к людям.

Чтобы ребятам было легче понять и принять закон территории, прочитайте вместе с ними, например, «Маленького принца» Антуана Сент-Экзюпери.

Если вы решите написать законы и традиции в отрядном уголке, подумайте над их четкой, краткой формулировкой. Есть даже четверостишия, но в погоне за оригинальностью постарайтесь не потерять основной смысл того или иного закона или традиции.

 

Ныне существующие в лагере законы и традиции могут изменяться с течением времени. Это не есть что-то постоянное и закостенелое, эти нормы и правила жизни были выработаны предыдущими поколениями. А что ценно станет для вас и вашего отряда в каждой конкретной смене? Вместе с ребятами вы можете обсуждать уже имеющиеся законы и традиции, дополнять их, изменять, может быть, выработать что-то свое, необходимое только вашему отряду.

Например, вот к какой декларации пришли ребята и вожатые одного из отрядов в ходе совместного обсуждения норм и правил жизни в лагере (д/л «Звездный», 1993 г.).

«Мы, нижеподписавшиеся жители отряда, обязуемся строго чтить:

1. Законы и традиции «Орленка», укоренившиеся в лагере.

2. Заповеди, сложившиеся в отряде:

- встал утром – приведи в порядок свое тело, место жительства и не забудь про мысли, они в этом очень нуждаются;

- если ты не сделал ни одного доброго дела, считай, что день прожил зря;

- относись к людям так же, как хотел бы, чтобы относились к тебе;

- всякий уважающий себя мужчина действует по-джентельменски по отношению ко всем дамам, независимо от возраста;

- всякий дом хозяином держится;

- с достоинством носи орлятскую форму, тебе предоставляется эта возможность только один раз в жизни;

- не устраивай спортивную площадку в комнате и холле;

- любая мебель отряда, лагеря – историческая реликвия;

- чтобы был всегда здоров и вожатый тобой гордился, будь любезен «к режиму дня с уважением относиться!»

А каким же образом проследить, насколько хорошо ваши дети усвоили законы и традиции лагеря?

Во-первых, выполнение детьми принятых законов четко видно в повседневной жизни в ходе простого наблюдения. Опаздывают ребята на отрядные дела, долго заставляют ждать друг друга – придется еще раз поработать над законом «ноль-ноль»; шумят, не замечая ребят из соседнего отряда, мешают им работать – необходимо уточнить закон территории и т.д.

Можно в конце организационного периода провести игру по станциям, на одной из которых ребята смогли бы «блеснуть» знаниями о тех законах и традициях, с которыми недавно познакомились.

А может, это будет коллективно-творческое дело, которое всем придется по душе. Может получиться и так, что кто-то из ребят придумает красивую легенду о том, как появились в «Орленке» тот или иной закон или традиция (на примере легенды о «Законе поднятой руки»).

Но самое главное – если вы хотите, чтобы ваши дети выполняли законы и традиции «Орленка», постарайтесь сами следовать им, ведь в воспитательной работе личный пример вожатого имеет очень большое значение.

 

***

«Традиции и законы нашего лагеря – это то, что составляет важную часть педагогики «Орленка», что отличает наш лагерь от множества других. Поэтому так важно каждому вожатому, начинающему работать в лагере, вникнуть в суть, понять гуманную, творческую основу законов и традиций…

Мы уже говорили, что часть их в лагере утеряна. Безусловно, жизнь определяет необходимость тех или иных традиций и законов, отбирает наиболее значимые и жизнестойкие. Хотелось бы, чтобы они не терялись из-за нашей душевной лености, нашего непонимания. Без них просто не будет «Орленка».(4, с. 5)

 

***

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Вожатому «Орленка». /Под ред. Стрельникова Д.М. – ВПЛ «Орленок», 1984. – 62 с.

2. Детская энциклопедия: Всероссийский детский центр «Орленок». (Познавательный журнал для девочек и мальчиков). / Сост. Беляков Ю.Д., Афракова Е.О., Белякова Н.Ф., Присевка А.И. – М.: «Аргументы и факты», 2000. – 41 с.

3. Как доверяют тайны. / Под ред. Хуснутдиновой И.Н. – ВДЦ «Орленок», 2003. – 95 с.

4. Методические рекомендации пионерскому вожатому об организации работы в отряде по законам и традициям «Орленка». / Сост. Бойко Е.И. – ВПЛ «Орленок», 1983.

5. Новому вожатому «Орленка» (Сборник методических рекомендаций). / Сост. Жданова Л.С. - ВПЛ «Орленок», 1972. - 50 с.

6. Орлятский наш круг (Сборник материалов 1 смены 2003 г в д/л «Звездный»). / Сост. Какорина С., Артемкина О., Медведева Л., Варанкина Е., Чунарева А. - ВДЦ «Орленок», 2003. - 52 с.

7. Правдивей нет на свете ничего. / Под ред. Хуснутдиновой И.Н. – ВДЦ «Орленок», 2003. – 68 с.

8. Счастливая планета – республика орлят. / Сост. Негрова А. – ВПЛ «Орленок», 1980. – 14 с.

9. «Тебе в дорогу, активист» (рекомендации пионеру-активисту). / Сост. Макарычев Б.В., Панченко С.И., Щербакова Т.П., Бойко Е.И., Сивицкая Л.А., Стрельников Д.М. – ВПЛ «Орленок», 1984. – 52 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.