Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Понятие, виды конкуренции и законодательство в сфере защиты конкуренции




Вопросы к практическому занятию

Практическое занятие 1. Понятие, система и задачи антимонопольного права

Форма проведения занятий: решение задач, разбор кейсов.

(4 часа)

 

1) Понятие и система антимонопольного права. Соотношение антимонопольного и конкурентного права.

2) Предмет антимонопольного права.

3) Цели и задачи антимонопольного права.

 

Задание

1. Проведите письменно соотношение антимонопольного и конкурентного права.

2. Раскройте понятие «антимонопольная политика».

3. Составьте схему, отразив направления государственной экономической политики, требующие защиты конкуренции.

Управление самостоятельной работой студента – 4 часа.

Консультации по вопросу подготовки к занятиям, выполнению самостоятельных и контрольных работ.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте понятие антимонопольного права.

2. Проведите соотношение антимонопольного и конкурентного права.

3. Какие общественные отношения регулируются антимонопольным законодательством?

4. Перечислите цели и задачи антимонопольного права.

(1 час)

Тип лекции - информационная лекция.

Структура лекции (вопросы):

1) Понятие конкуренции.

2) Виды конкуренции.

3) Законодательство в сфере защиты конкуренции.

 

Основные тезисы лекции:

В период обострившегося торгово-экономического соперничества на международных рынках невиданная по силе и упорству конкуренция достигла во взаимоотношениях трех основных центров современного экономического производства - США, Западной Европы и Японии. В этой борьбе, например, рост объемов экспортных поставок во многом зависит от того, насколько поставляемая продукция является конкурентоспособной на внешнем рынке. Однако вследствие изменения общей обстановки в мире, когда промышленное развитие большинства стран привело в определенной мере к уравниванию цен на однородную продукцию, на первое место по этой причине вышли неценовые факторы конкуренции - качество, сроки, послепродажное обслуживание и др.

В современных условиях передовой формой конкуренции является развитие новых бизнес-моделей и продуктов. На этом фоне говорят о создании виртуальной экономики, в которой применяются различные виды электронной коммерции и торговли (Internet trading, business и др.). По результатам обследования экономик стран СНГ, которое было проведено в середине 1999 г. экспертами Европейского банка реконструкции и развития, состояние конкурентной среды в российской экономике получило оценку "2 +" по пятибалльной шкале. Оценка "2" соответствует следующим критериям: "Принятие законодательства и создание органов поддержки конкуренции; некоторое снижение ограничений на создание новых предприятий или принудительные меры в отношении предприятий с монопольными позициями". Возможно, за эти годы отечественная экономика приблизилась к оценке "3". Россия использует некоторые принудительные меры против злоупотребления монопольным положением и оказывает содействие конкуренции, включая разукрупнение предприятий-монополистов (например, РАО "ЕЭС").

На состояние конкурентной среды в России заметное влияние оказывает монополизм предприятий-изготовителей. В нашей стране монополизм, порожденный общенародной (государственной) собственностью, достиг в то время гигантских размеров и проявлялся на всех направлениях и уровнях. По мнению Дж. Росса, экономического советника группы членов лейбористской партии британского парламента, "российская экономика ближе к полностью монополизированной, чем любая другая на Западе. Более того, надежда Правительства России, рассчитывающего на то, что приватизация либо международная конкуренция изменят здесь положение, представляются иллюзорными". Действительно, тотальная приватизация хозяйствующих субъектов не привела и не могла привести к значительному ограничению монополистической деятельности на товарных и иных рынках. Напротив, она во многом способствовала разбазариванию общенародного (государственного) имущества, привела к переделу собственности. "Кавалерийские" темпы приватизации нанесли сильный удар по предприятиям многих отраслей народного хозяйства, особенно оборонной промышленности.

Конечно, в сфере конкуренции и ограничения монопольного положения хозяйствующих субъектов наблюдается определенный прорыв. Считается, что наиболее конкурентными (прежде всего, на внутреннем рынке) являются отрасли и предприятия, ориентированные на потребительский рынок. Это - легкая, пищевая, мебельная, полиграфическая и другие отрасли промышленности. Наблюдаются положительные сдвиги в развитии конкуренции предприятий металлургического и машиностроительного комплексов. Вместе с тем не удалось осуществить инвестиционный, инновационный прорыв в реальном секторе экономики, изменить структуру народного хозяйства в пользу наукоемких отраслей.

Конкуренция - сложное и многогранное явление. В специальной (экономической) литературе существуют различные определения сущности и признаков этого социального феномена. Не вдаваясь в теоретический анализ высказанных по данному вопросу точек зрения (что составляет самостоятельный предмет исследования), надо отметить следующее. В экономической науке существуют две основные теории о сущности конкуренции: согласно первой, конкуренция есть результат (состояние), согласно второй, - процесс и метод. Одни ученые рассматривают конкуренцию как систему отношений между взаимосвязанными элементами (продавцами и покупателями). Сторонники теории конкуренции как процесса и метода (А.А. Амбарцумов, И.М. Кирцнер, Л. фон Мизес, М. Портер, А. Смит) используют состязательный и ролевой подходы. С позиции ученых - приверженцев состязательного подхода основное содержание конкуренции - это борьба (процесс соревнования, состязаний) за потребителя, более полное удовлетворение его потребностей, за наиболее выгодные условия приложения капитала, за долю на рынке, успех которой зависит от дешевизны и качества товара.

Сторонники ролевой теории (например, Й. Шумпетер, Ф.А. Хайек, Х. Зайдель, Р. Теммен, В.А. Новиков и др.), видят конкуренцию через призму выполняемых ею экономических функций. Конкуренция - элемент рыночного механизма, связанный в условиях рынка с процессом формирования хозяйственных пропорций на основе соперничества хозяйствующих субъектов за лучшие и экономически более выгодные условия приложения капитала, реализации товаров и услуг.

Ряд ученых-экономистов объединяют все изложенные выше признаки конкуренции (комплексный подход). Такой точки зрения придерживается известный русский экономист М. Туган-Барановский.

По мнению В. С. Белых, научные теории конкуренции содержат противоречивые положения. Сторонники теории конкуренции как результата (состояния) практически ставят знак равенства между разными понятиями, такими как "результат" и "состояние". В свою очередь, те ученые, которые рассматривают конкуренцию в качестве процесса и метода, также объединяют разноплановые категории. Процесс - это одно, метод - другое. Вряд ли допустимо рассматривать эти понятия как синонимы.

Ученые юристы дают определение конкуренции с учетом экономической природы данного явления. В этой связи приведем мнение С.Э. Жилинского. Как считает названный автор, в широком смысле конкуренция представляет собой соревнование (состязательность) между различными лицами в достижении какой-либо цели. Применительно к предпринимательской деятельности она (конкуренция) означает соперничество между участниками экономического оборота за лучшие условия производства и реализации (обмена) товаров, а также получения на этой основе максимальной прибыли. Как видно, С.Э. Жилинский придерживается состязательного подхода к сущности конкуренции.

Легальное определение конкуренции содержится в Антимонопольном законе. В соответствии со ст. 4 Закона конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. И вновь обращает на себя внимание состязательный подход законодателя к определению экономической сущности конкуренции.

С другой стороны, мы обнаруживаем иные акценты в определении конкуренции. С позиции законодателя основная цель конкуренции - ограничение монополистического положения хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке. И это понятно, поскольку Антимонопольный закон в основном посвящен вопросам антимонопольной политики. Вместе с тем вряд ли можно согласиться с таким односторонним акцентом при характеристике конкуренции. Ведь главная черта соревнования (соперничества, состязательности) между участниками рынка заключается в достижении результатов на каком-либо поприще, за лучшие, экономически более выгодные условия производства, купли и продажи товаров и услуг. Именно в этом направлении следует идти в поисках и раскрытии экономической сущности конкуренции.

На наш взгляд, феномен конкуренции проявляется в сочетании частных интересов у субъектов предпринимательской деятельности и публичных - у государства. В рыночной системе борьба за выгодные условия производства и реализации товаров и услуг, а также за потребителя и удовлетворение его потребностей есть сфера частных интересов предпринимателей. Что касается ограничения или сдерживания монопольного положения хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке, то здесь конкуренция представляет собой область публичных интересов государства. Указанный подход к общей проблеме конкуренции носит принципиальный характер и может служить отправным моментом в разработке концепции правового регулирования рыночной конкуренции.

В юридической литературе встречается мнение, согласно которому конкуренция есть публичный интерес. В этом качестве конкуренция выполняет функции регулирования, мотивации, распределения и контроля. Далее, К.Ю. Тотьев утверждает, что термин "конкурентное право" охватывает юридические институты как публично-правового, так и частноправового характера. Иначе говоря, конкурентное право регулирует целый комплекс общественных отношений, возникающих в процессе развития конкуренции, ее защиты и участия в ней предпринимателей. Конкурентное право представляет собой комплексный правовой (межотраслевой) институт, регулирующий однородные отношения.

Иное мнение о конкурентном праве было высказано В.И. Еременко, который считает его (право) - подотраслью гражданского права. Конкурентное право состоит из двух правовых институтов - института защиты от монополистической деятельности и института защиты от недобросовестной конкуренции*(630). С другой стороны, в диссертационном исследовании конкурентное право рассматривается в качестве комплексной отрасли законодательства, сочетающей нормы гражданского и административного права. Такое утверждение спорно.

В. И. Еременко отождествляет институт права (конкурентного права) и институт законодательства. Комплексный характер присущ не только конкурентному законодательству, но и конкурентному праву.

Как экономическая категория, конкуренция по своему содержанию неоднородна и может быть классифицирована на отдельные виды. В литературе, с учетом количества и "удельного веса" на рынке производителей, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию. Основными признаками свободной конкуренции являются: неограниченное число участников конкуренции; абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него; продукты определенного назначения одинаковы по важнейшим свойствам (однородность одноименных продуктов); хозяйствующие субъекты не участвуют в контроле за рыночными ценами, неценовые методы не практикуются; полная информированность каждого участника конкуренции.

Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Коротко остановимся на их характеристике. Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма (отрасль) является единственным производителем продукта. К их числу относятся прежде всего естественные монополии (например, акционерные общества "Газпром", "ЕЭС России").

Монополистическая конкуренция предполагает наличие относительно большего числа хозяйствующих субъектов, которые производят и реализуют дифференцированную продукцию. Причем дифференциация касается прежде всего неценовых факторов продукта или услуги. Каждый производитель (хозяйствующий субъект) обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром. В частности, он может повышать или понижать цену на него независимо от конкурентов. Именно данный вид конкуренции преобладает на современных рынках.

И, наконец, олигополия означает немногочисленность участников конкуренции. В качестве примера можно привести предприятия металлургического комплекса (когда несколько крупных производителей господствует на рынке). К их числу относятся, например, акционерные общества "Магнитогорский металлургический комбинат", "Нижнетагильский металлургический комбинат", "Мечел".

С учетом методов осуществления различают ценовую и неценовую конкуренцию. При ценовой конкуренции продавцы товаров и услуг влияют на потребителя посредством изменений в цене. Неценовая конкуренция включает: изменение свойств продукции; создание новой продукции для удовлетворения определенных потребностей; совершенствование услуг, сопутствующих товару. Большое значение придается таким показателям, как надежность, производительность, энергоемкость, экологичность и др. В конкурентной борьбе важная роль отводится эстетическим показателям, а также товарным знакам и фирменным наименованиям. В реальной деятельности ценовая и неценовая конкуренция существуют в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

У этого вида конкуренции имеется, по крайней мере, две проблемы. Первая - становление и развитие в России антидемпингового законодательства. Пока что в указанном направлении делаются лишь первые шаги. На практике же предприятия нередко злоупотребляют своим правом, устанавливая либо высокие, либо низкие цены на реализуемую продукцию (услуги). В странах Запада действует антидемпинговое законодательство, и осуществляют свою деятельность одноименные органы. Когда нарушаются императивные предписания, к российским предприятиям-экспортерам применяются серьезные меры ответственности.

Вторая проблема связана с определением высокой монопольной и низкой монопольной цены в каждой конкретной ситуации. Действующее законодательство не вносит достаточной четкости в регулировании рассматриваемых вопросов. Нужна методика определения монопольных цен, а также информация о ценообразовании. Кроме того, сейчас на естественные монополии есть рычаги воздействия, однако на хозяйствующие субъекты в других сферах, которые систематически завышают цены независимо от экономической ситуации, таких рычагов нет.

Конкуренция может быть подразделена на добросовестную и недобросовестную. В соответствии с Антимонопольным законом недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. На практике она (конкуренция) выражается в следующих формах: в демпинговых ценах - в продаже товаров по цене ниже себестоимости; злоупотреблении господствующим положением на рынке; установлении дискриминационных цен или коммерческих условий и др.

На наш взгляд, следует развести в правовом регулировании отношения, связанные с конкуренцией, и вопросы антимонопольной деятельности. Поэтому было бы целесообразно принять два закона: один - о конкуренции, другой - об антимонопольном регулировании. Так, в ФРГ был принят Закон о недобросовестной конкуренции от 7 июня 1989 г. (с изменениями и дополнениями). По примеру германского закона был смоделирован специальный закон о борьбе с недобросовестной конкуренцией в Греции. В США были приняты в разное время антитрестовские законы (например, законы Шермана, Клейтона).

Важную роль в международной конкуренции играют органы государственной власти и в первую очередь правительство. В своем фундаментальном произведении "Международная конкуренция" американский ученый Майкл Портер пишет, что "хотя роль правительства в создании и поддержании национального преимущества значительна, она тем не менее по необходимости имеет частичный характер". Правительства не держат в своих руках контроль над национальным конкурентным преимуществом; они могут лишь оказывать на него влияние. Лоббирование интересов российских компаний на рынках Запада - стратегическое направление в политике Президента и Правительства РФ.

Экономическое и правовое содержание понятия «конкуренция».«Конкуренция» от позднелат. «concurentia» – сталкиваться. В общеупотребительном смысле конкуренция означает соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении более лучших результатов в определенной общественной сфере.

В экономической науке сложилось несколько определений понятия «конкуренция»:

• особая ситуация на рынке, которая характеризуется двумя факторами:

– наличием большого числа независимых покупателей и продавцов товара;

– свободой для покупателей и продавцов входить на рынок или покидать его;

• постоянно действующий механизм соперничества, позволяющий достичь лучших результатов предпринимательской деятельности;

• элемент рынка, позволяющий наиболее эффективно распределить имеющиеся хозяйственные ресурсы.

Данные определения характеризуют конкуренцию как экономическое явление, фактор достижения экономического успеха отдельными предпринимателями, потребителями продукции и общества в целом.

Прежде всего, конкурентные условия хозяйствования во многом способствуют эффективному распределению экономических ресурсов общества, развитию предпринимательской инициативы, создают возможность свободной предпринимательской деятельности в рамках закона. Кроме того, конкуренция стимулирует расширение ассортимента и увеличение качества товаров производителями, ибо делать это вынуждает борьба на рынке за потребительский спрос. По этой же причине в условиях конкуренции поставщиками товаров поддерживаются более низкие цены, чем в условиях монополии, поскольку низкие или доступные цены привлекают клиентов и являются одним из факторов конкурентоспособности предприятия. В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. При этом «сигналы рынка» без искажений доходят до поставщиков (производителей), позволяя им самостоятельно принимать решения о перераспределении ресурсов в экономически более привлекательные сферы. Такое перераспределение происходит в достаточно короткое время и не связано с дополнительными затратами, поскольку барьеры входа на новые рынки в условиях развитой конкуренции незначительны. Именно это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.

Однако для понимания процесса конкурентного регулирования необходимо учитывать, что он способен оказывать дестабилизирующее влияние на экономику. Это выражается в нестабильности цен в зависимости от колебаний спроса и предложения, и как результат неустойчивое положение участников хозяйственного оборота: с понижением цены товара определенное количество производителей товара выталкивается с рынка, что для отдельных предпринимателей означает разорение, а для многих трудящихся безработицу. Следствием такого неустойчивого положения конкуренции и основанного на ней рыночного механизма является также то, что она учитывает и удовлетворяет в основном индивидуальные запросы потребителей. Однако существует потребность в таких товарах и услугах, производство которых не может в полной мере обеспечить конкурентный рынок. В частности, национальная оборона, транспортировка нефти и газа по трубопроводам, борьба со стихийными бедствиями и др. Поэтому спорной представляется теория «совершенной конкуренции», которая абсолютизировала свободную конкуренцию периода классического капитализма, являясь чистой абстракцией, удобной для научного исследования сущности конкуренции. Но для ее воплощения в реальной экономической действительности, требуется достаточно много допущений, условий, которые далеко не всегда могут осуществиться (например, абсолютно свободный доступ на рынок, полная информированность о его состоянии, большое число независимых продавцов и покупателей и т.д.).

Типология конкурентных рынков: виды (типы) конкурентных рынков, исходя из критерия состояния (развитости или ограниченного уровня) конкурентной среды.

В экономической теории, в зависимости от степени развитости конкурентной среды, выделяются три вида конкурентных рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции и олигополии. Рынок совершенной («чистой») конкуренции, согласно экономической теории, состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. При этом ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Такая ситуация обусловлена однородностью предлагаемой продукции (товаров), полной свободой входа на рынок, выхода с него и равным доступом к информации. В настоящее время рынки совершенной конкуренции достаточно редки.

Олигополия – рынок, на котором действует несколько крупных предпринимателей, каждый из которых предлагает идентичную или разнородную продукцию. В условиях олигополии присутствуют некоторые препятствия при входе на рынок. К олигополии можно отнести мировой рынок сложной бытовой техники.

«Отличительная черта олигополии – большое разнообразие в поведении продавцов – от строгого соперничества до сговора. Предприятие, действующее на олигопольном рынке, вынуждено считаться с тем, что выбранное им соотношение между ценой и количеством продукции, которое оно может по этой цене продать, зависит от поведения его конкурентов, а их стратегия является следствием принятого им решения. Несмотря на обладание некоторой рыночной властью (под которой понимается способность фирм (или групп фирм) повысить цену и поддержать ее на том же уровне, превышающем уровень, обусловленный конкуренцией), олигопольное предприятие не может устанавливать цену так же просто, как монопольное. Поведение участников олигопольного рынка можно сравнить с игрой, где за каждым ходом одного игрока следует ответный ход соперника, так что исход игры в конечном счете не известен. «Поскольку реакция конкурирующих субъектов рынка на поведение друг друга может быть различной, универсальной, динамически устойчивой модели олигопольного рынка не существует, что ведет к неоднозначности его основных характеристик: продукция этого рынка может быть однородной (стандартизированной) и относительно дифференцированной, возможность входа на рынок может варьироваться от почти свободной до жестко ограниченной». Однако олигополия может проявляться и в другом качестве, когда на рынке действует не несколько крупных продавцов, а несколько крупных покупателей. Такая ситуация на рынке называется олигопсонией от греческих слов «немногие» и «покупаю».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.