Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Государственное регулирование в сфере защиты конкуренции




Практические занятия - 4 часа.

Теоретические занятия (лекции) - 2 часа.

Модуль 2. Антимонопольный контроль в сфере защиты конкуренции

Вопросы к практическому занятию

Практическое занятие 5. Доминирующее положение на рынке

(2 часа)

Форма проведения занятий: диспут.

1. Доминирующее положение на рынке: общие положения.

2. Коллективное доминирование: понятие, признаки, практика применения.

Вопросы для обсуждения (диспут):

1) Что такое коллективное доминирование и каковы его признаки?

2) Требуется ли оценивать только индивидуальное поведение хозяйствующих субъектов или выявлять взаимосвязи между поведением каждого участника коллективного доминирования?

3) Должно ли производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении лиц, занимающих коллективное доминирующее положение, осуществляться в рамках одного общего разбирательства с привлечением всех участников или осуществляться в отношении каждого участника индивидуально?

4) Каковы правовые последствия в этих случаях?

5) Как должен решаться вопрос об определении вины?

К занятию студенты должны подготовить экспертное заключение по указанным вопросам с приложением к нему в виде отдельного документа обобщения судебной практики и сдать указанные материалы преподавателю для проверки.

Управление самостоятельной работой – 6 часов: подготовка к диспуту.

 

При подготовке к диспуту в рамках самостоятельной работы студенты должны изучить имеющуюся литературу, постановление Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 № 11-П, постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 № 16678/09 по делу № А70-9090/15-2008, постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.08.2010 по делу № А56-62505/2009, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.06.2010 по делу № А79-8795/2009 и иную судебную практику по теме диспута.

(2 часа)

Тип лекции - информационная лекция.

Структура лекции (вопросы):

1). Государственное регулирование отношений в сфере конкуренции и монополии.

2). Органы публичной власти, уполномоченные в сфере реализации конкурентной политики и правового регулирования конкуренции и монополии в России.

3)Ограничительные меры законодательства о конкуренции.

 

Основные тезисы лекции:

Цель регулирования конкуренции и монополии – обеспечение эффективности рыночной экономики и предпринимательства на основе конкуренции при наличии государственного контроля за монополиями, защита публичных экономических интересов, в том числе интересов потребителей продукции.

Задачи государственного регулирования в данной сфере – государственная поддержка и защита конкуренции, осуществляемая посредством следующих правовых способов:

– создания необходимых условий для существования и развития

экономической состязательности на рынке (конкурентных отношений);

– признания за субъектом предпринимательства права на конкуренцию и защиты этого права;

– контроля за монополизацией предпринимательской деятельности (за доминирующим положением, концентрацией капиталов);

– предупреждения и преследования правонарушений (монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, противоправных антиконкурентных действий (бездействий), актов органов власти и должностных лиц) и других способов.

Определяя значение правового регулирования конкуренции и монополии для организации и осуществления предпринимательской деятельности, С.А. Паращук указывает: «…конкуренция выступает

необходимым условием и способом эффективного осуществления предпринимательской деятельности. Стремление к получению наибольшей прибыли сталкивает интересы субъектов предпринимательства и вынуждает их вступать в конкурентную борьбу между собой за привлечение платежеспособного (потребительского) спроса. При отсутствии конкуренции предпринимательская деятельность может осуществляться лишь в определенных ситуациях (в сферах естественных и государственных монополий или в условиях временного отсутствия конкуренции на рынке). Однако указанные ситуации в обществе с рыночной экономикой не должны иметь преобладающего значения, а носят скорее эпизодический (вспомогательный) характер. В противном случае следует говорить о неразвитости рыночных отношений и предпринимательства. Поэтому эффективное правовое регулирование конкуренции и монополии способствует нормальному функционированию рыночной экономики и предпринимательства»1.

Антимонопольная (конкурентная) политика призвана обеспечивать такие условия функционирования рынка, при которых не возникает избирательного ущемления интересов конкурентов или нарушения прав потребителей.

Антимонопольная политика – «комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганды и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил».

Это понятие отличается от понятия конкурентной политики, которая представляет собой более широкое явление, включающее комплекс пропагандистских мероприятий по информированию субъектов рынка об их правах и обязанностях перед обществом и рынком. В европейской практике эта политика получила название «адвокатирование конкуренции».

В более узком смысле антимонопольную политику принято сводить к мероприятиям антимонопольных органов и органов по регулированию деятельности субъектов временных и естественных монополий, осуществлению государственного контроля за соблюдением нормативных правовых актов, относящихся к системе конкурентного права. В широком смысле государственная антимонопольная (конкурентная) политика охватывает почти весь круг задач, направленных на развитие экономики, предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или по крайней мере тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику и хозяйственную деятельность его субъектов. Государство обязано выполнять важные экономические, организационные, координирующие, информационные функции для обеспечения рыночных условий предпринимательской деятельности, развития частного сектора. «Стратегическая задача государственной антимонопольной политики по отношению к отдельным рынкам (отраслям) состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках рабочей конкуренции (олигополии или монополистической конкуренции). В связи с этим основными экономическими целями антимонопольной политики являются действия, направленные на оптимизацию рыночной структуры, нейтрализацию монополистической власти и различных методов ее проявления, корректировку невыгодных для общества экономических результатов для решения двух задач: повышения качества жизни и конкурентноспособности российской экономики».

Цели и задачи конкурентной политики предопределяются, как мы уже отмечали выше, с одной стороны, преимуществами конкуренции, которые стоит использовать для достижения общественного блага, а с другой – издержками конкуренции и стихии рынка, которые необходимо сдерживать и минимизировать. В условиях стихийного развития рыночной экономики здоровая конкуренция – явление нечастое.

Преимущества монопольного положения настолько притягательны, что стремление к единоличному захвату рынка, вытеснению конкурентов для получения предельно высокой прибыли за счет своего монопольного положения и рыночной власти становится объективной тенденцией. Рыночная стихия порождает монополию в форме различных объединений и …соглашений, поэтому если рыночные отношения не регулирует государство, то эти функции берут на себя монопольные структуры. Теперь становится аксиомой, что нерегулируемых рынков нет. Поэтому борьба со стихийным развитием рыночной экономики, с проявлением монополизма и содействие здоровой рыночной конкуренции – одни из главных задач государства в большинстве стран мира.

Государство должно выступать регулятором рыночных отношений, создавать «правила игры» в процессе экономический деятельности и следить за их соблюдением для созидания общественного блага и соблюдения общественных, публичных интересов. Самоустранение государства от регулирования вопросов конкуренции и монополии, может привести к непредсказуемым последствиям для экономического развития, социальной стабильности и даже политической независимости общества и государства.

Для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая власть на рынке, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами, определяющими деятельность предприятия. Они могут совершать действия, ограничивающие конкуренцию, создавать искусственные барьеры для входа на рынок, заключать антиконкурентные соглашения, например, об определении объема продаж, фиксации цен, разделе рынка.

Ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному разделению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной активности всех участников рынка и экономическом благосостоянии общества. Чрезмерная концентрация экономической власти может стать угрозой самостоятельному принятию решений (не только в сфере экономической жизни). Однако экономическая мощь отечественных предприятий в определенных сегментах рынка может быть выгодна обществу, государству, становится фактором экономической и даже политической безопасности государства, особенно в контексте конкуренции с экономически мощными зарубежными компаниями и транснациональными корпорациями.

Все эти объективные явления рынка, экономической и общественной жизни в целом предопределяют необходимость государственного регулирования и контроля рыночных процессов, конкуренции и монополии. При этом, как отмечают ученые, развитие конкуренции не самоцель, оно подчинено глобальным задачам социально-

экономических преобразований и направлено на их решение. Эффективная конкурентная политика и реализация антимонопольного законодательства – мощные катализаторы структурных изменений в высококонцентрированной экономике. Она способствует высвобождению значительных общественных ресурсов, гибкое использование которых необходимо для обеспечения конкурентноспособности как отдельно взятого предприятия, так и национальной экономики в целом. Задача государства, антимонопольных органов состоит в том,

чтобы ввести конкуренцию в цивилизованные рамки, пресечь опасные для общества проявления монополизма, исключить недобросовестные методы борьбы, определить те сферы, где необходимо государственное регулирование1. При этом роль конкурентной политики не сводится к применению антимонопольного законодательства к хозяйствующим субъектам, злоупотребляющим рыночной властью. Конкуренция может быть ослаблена в результате мер государственной экономической политики, а рыночная власть отдельных субъектов рынка – усилена различными методами вмешательства государства в рыночные отношения. Поэтому конкурентная политика предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или по крайней мере тех ее направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику, хозяйственную деятельность предприятий.

Одна из наиболее острых проблем конкурентного регулирования в России – преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства, излишней бюрократизации всевозможных разрешительных процедур, нечеткости контрольных функций государственных и местных органов власти, препятствий в межрегиональной торговле.

Конкурентная политика предполагает меры по защите конкуренции, снижающие структурные и институциональные барьеры входа на рынок, минимизирующие возможности произвольного, необоснованного вмешательства государства, чиновничества в деловую жизнь (не путать с регулированием государством рыночных отношений, что, безусловно, необходимо в обществе). Такая политика должна быть направлена также «на ограничение возможностей так называемого рентоориентированного поведения хозяйствующих субъектов, направленного на получение систематических преимуществ, не связанных с производительным использованием ресурсов, и влекущего за собой неэффективное размещение ресурсов общества в целом (эксклюзивные права, закрытые монополии, таможенно-тарифные барьеры, ограничения перемещения товаров и др.). Это требует большой открытости и предсказуемости решений государственных органов в экономической сфере, эффективных механизмов обратной связи бизнеса и государства».

Направления государственной экономической политики, требующие защиты конкуренции:

- торговая политика, включая тарифы, квоты, защитные меры и антидемпинговые процедуры, экспортные ограничения и т.п.;

- промышленная политика, особенно в секторах, наиболее влияющих на состояние экономики в целом, где специфические меры государственного регулирования зачастую не поощряют, а ограничивают конкуренцию (финансовый рынок, сельское хозяйство, телекоммуникации и др.);

- региональное развитие, в том числе межбюджетные отношения и обеспечение единства экономического пространства защита прав на объекты интеллектуальной собственности защита прав потребителей приватизация и управление государственной собственностью;

- инвестиционная и налоговая политика, государственная помощь политика в сфере государственного регулирования, в том числе лицензирования.

Таким образом, антимонопольное регулирование не сводится только к надзору за соблюдением правил поведения на рынке – оно носит созидательный характер. Разумеется, необходимо контролировать соблюдение законодательства о конкуренции и взыскивать за его нарушение. Но гораздо важнее развитие отечественного производства, повышение его конкурентоспособности, обеспечение экономической безопасности государства и общества, стимулирование экономических преобразований (в том числе оправданной экономической концентрации), поощрение добропорядочных и честных методов ведения бизнеса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.