Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы публичной власти, уполномоченные в сфере реализации конкурентной политики и правового регулирования конкуренции и монополии в России. 2 страница




за действиями субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии, занимающих исключительное положение на указанных рынках, перераспределением долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка и их имущества, суммарной величиной установленной генерирующей мощности электростанций, включаемых в состав генерирующих компаний;

за деятельностью администратора торговой системы оптового рынка электроэнергии, а также за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии;

за соответствием антимонопольному законодательству соглашений между хозяйствующими субъектами, которые могут быть признаны допустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством;

за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики - группами лиц и аффилированными лицами в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, включая контроль за соблюдением особенностей функционирования хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, установленных законодательством Российской Федерации;

за действиями субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке;

за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов;

за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары.

Также антимонопольный орган уполномочен выдавать:

заключения о последствиях влияния на конкуренцию на внутреннем рынке Российской Федерации специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер в случаях, предусмотренных законодательством в указанной сфере;

заключения о наличии или об отсутствии признаков ограничения конкуренции при введении, изменении таможенных тарифов или прекращении их действия и при введении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о рекламе и законодательством о естественных монополиях;

обязательные для исполнения предписания заказчику, не являющемуся органом государственной власти Российской Федерации, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, или специализированной организации либо конкурсной, котировочной или аукционной комиссии в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов;

предложения заказчику, являющемуся органом государственной власти Российской Федерации, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов;

предложения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг и Центральный банк Российской Федерации о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и/или прекращении действий, в случае если такие акты и/или действия нарушают антимонопольное законодательство.

Кроме того, антимонопольный орган уполномочен осуществлять согласование:

создания, слияния и присоединения коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством;

сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций и правами в отношении коммерческих организаций, с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством;

предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления государственной или муниципальной помощи в случаях, установленных антимонопольным законодательством;

проведения закрытого конкурса и закрытого аукциона в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов;

решения заказчика о размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если конкурс (аукцион) признан несостоявшимся в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

Наряду с указанными выше контрольными полномочиями антимонопольный орган также:

ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, а также реестр недобросовестных поставщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;

проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, обращается в установленном законодательством Российской Федерации порядке в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

осуществляет при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд плановые и внеплановые проверки соблюдения заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов;

осуществляет при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов, внеплановые проверки соблюдения заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов;

рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и приостанавливает размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о размещении заказов;

возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе;

вносит в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий.

ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право (п. 6 Положения):

- запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции службы;

- заказывать проведение необходимых исследований, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы;

- осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов службы;

- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

- применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и/или пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

- создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

- издавать индивидуальные правовые акты по отнесенным к компетенции службы вопросам, в том числе приказы, определения, постановления, в случаях, предусмотренных законодательством о конкуренции на товарных рынках, о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях и о рекламе;

- издавать индивидуальные правовые акты по отнесенным к компетенции службы вопросам, в том числе приказы, определения, постановления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о естественных монополиях и законодательством о рекламе;

- учреждать знаки отличия и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности.

В 2008 г. ФАС России была также наделена функциями и полномочиями по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны и безопасности страны.

ФАС России реализует свои полномочия непосредственно и через свои территориальные органы, действующие на всей территории России. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на положение п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", в котором рассмотрен вопрос о территориальной сфере реализации федеральным антимонопольным органом и его территориальными органами своих контрольных полномочий. В данном Постановлении указывается следующее:

"Исходя из Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции в том числе по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. В связи с этим арбитражным судам следует учитывать, что ФАС России вправе возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства вне зависимости от места совершения правонарушения или нахождения предполагаемого нарушителя в пределах сферы применения Закона о защите конкуренции, установленной в ст. 3 Закона".

Как отмечалось выше, указанные полномочия проистекают из положений актов федерального конкурентного законодательства и соответствующих актов Правительства РФ. Основные функции и полномочия антимонопольного органа в области антимонопольного контроля и надзора, так же как и базовые положения правового статуса антимонопольного органа, определены в Законе о защите конкуренции. Другие федеральные законы также определяют его полномочия в определенных сферах деятельности или по отдельным направлениям контрольно-надзорной деятельности. Так, КоАП РФ устанавливает полномочия антимонопольного органа по рассмотрению антимонопольным органом административных дел, связанных с нарушением законодательства о конкуренции и монополии, Закон об электроэнергетике определяет специальные дополнительные полномочия антимонопольного органа по контролю и надзору в данной области хозяйственной деятельности. Полномочия антимонопольного органа определены также в Законе о рекламе и ряде иных федеральных законов.

Некоторые федеральные законы непосредственно определяют полномочия антимонопольного органа, в этих законах используется понятие антимонопольного органа, которому предоставляются указанные в законе полномочия. Среди таких федеральных законов следует назвать Закон о защите конкуренции, Закон о рекламе, Закон об электроэнергетике и др. Некоторые федеральные законы, определяя полномочия федерального органа исполнительной власти в регулируемой данным законом сфере, не используют понятия антимонопольного органа, тем не менее данные законы определяют те полномочия, которые осуществляются антимонопольным органом. В таких случаях антимонопольный орган реализует полномочия, предоставленные федеральному органу исполнительной власти данным законом, в тех случаях, когда полномочия такого органа предоставлены антимонопольному органу Правительством Российской Федерации. К таким законам относятся, в частности, Закон о естественных монополиях и Закон о размещении заказов. Первый Закон содержит понятие "федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий". Закон о естественных монополиях наделяет эти федеральные органы исполнительной власти целым рядом полномочий регулирующего и контрольно-надзорного характера. В настоящее время функции и полномочия, предусмотренные Законом о естественных монополиях для этого органа, разделены между двумя федеральными органами исполнительной власти, каждый из которых является в своем объеме функций и полномочий федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий: Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) и ФАС России. О конкретном распределении функций и полномочий между этими органами, вытекающих из Закона о естественных монополиях, можно узнать из положений, определяющих функции и полномочия этих органов, утвержденных постановлениями Правительства РФ, в непосредственном ведении которого ФАС России и ФСТ России находятся. О постановлениях Правительства, определяющих функции и полномочия ФАС России, мы уже говорили. Функции и полномочия ФСТ России определены в Постановлении Правительства РФ от 9 апреля 2004 г. N 204 "Вопросы Федеральной службы по тарифам" и в Положении о Федеральной службе по тарифам, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332.

Аналогичная ситуация с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Данный Закон применительно к федеральному контролирующему органу в сфере государственных и муниципальных заказов вводит понятие уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти. В настоящее время таких федеральных органов два, между ними разделены функции и полномочия уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, предусмотренные Законом о размещении заказов. Эти федеральные органы - Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) и Федеральная антимонопольная служба. Рособоронзаказ находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Руководство деятельностью Рособоронзаказа, так же как и Минобороны России, осуществляет Президент Российской Федерации, поэтому функции и полномочия Федеральной службы по оборонному заказу утверждаются Президентом России. В настоящее время функции и полномочия Рособоронзаказа утверждены Указом Президента РФ от 21 января 2005 г. N 56с "Вопросы Федеральной службы по оборонному заказу". Все остальные функции и полномочия федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере размещения государственных и муниципальных заказов отнесены Правительством России к ведению ФАС России. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" устанавливает, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации.

Таким образом, по ряду федеральных законов, в частности Закону о естественных монополиях и Закону о размещении заказов, выбор конкретного федерального органа исполнительной власти, ответственного за выполнение функций и полномочий федеральных исполнительных органов власти, действующих в этих сферах, осуществляется не на основе самих этих законов, а на основе подзаконных актов Правительства России, если все органы, между которыми делятся функции и полномочия, отнесены к сфере руководства Правительства России, или актов Президента России и Правительства России, если одни из федеральных органов исполнительной власти, между которыми делятся функции и полномочия, отнесены к сфере руководства Президента, а другие - к сфере руководства Правительства в соответствии с Конституцией России и Указом Президента России N 314 о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.

Центральным федеральным законом, определяющим функции и полномочия антимонопольного органа, является Закон о защите конкуренции. Регламентация правового статуса антимонопольного органа, осуществленная в данном Законе, имеет значение для осуществления непосредственно контроля и надзора за соблюдением положений не только данного Закона, но и ряда других законов, регулирующих различные аспекты конкурентных отношений. Представляется поэтому необходимым привести здесь основной перечень функций и полномочий антимонопольного органа, предусмотренный Законом о защите конкуренции.

Ограничительные меры законодательства о конкуренции - это установленные законом запреты на совершение определенных действий (бездействия), которые могут нанести вред конкуренции.

Ограничительные меры условно можно поделить на следующие группы запретов:

- запрет на осуществление монополистической деятельности;

- запрет на осуществление действий, подпадающих под категорию "недобросовестная конкуренция";

- запрет на действия органов власти, способные нанести вред конкуренции;

- запрет на совершение действий, способных привести к "экономической концентрации", минуя процедуру, предусмотренную антимонопольным законодательством.

Одним из немаловажных вопросов применительно к антимонопольному законодательству (и соответственно к ограничительным мерам) является вопрос о его применении к гражданско-правовым отношениям. В ряде случаев суды отменяли предписания антимонопольного органа исключительно по причине того, что те правоотношения, в которые вступали хозяйствующие субъекты, в отношении которых антимонопольным органом выдавались предписания, имели гражданско-правовой характер. По мнению судебных органов, предписания такого характера антимонопольный орган выносить не вправе.

Данная проблема была снята Постановлением Президиума ВАС РФ N 30. Как правильно указано в п. 1 данного Постановления, Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные ст. 10 Закона; для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия (ст. 11 Закона) и на недобросовестную конкуренцию (ст. 14 Закона).

В связи с этим требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям. Это означает, в частности, что не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа (а равно не может быть отказано антимонопольному органу в удовлетворении его исковых требований) только на основании квалификации соответствующих правоотношений с участием хозяйствующего субъекта, которому выдано предписание антимонопольного органа или к которому данным органом подан иск, как гражданско-правовых.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.