Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, метод и система административного права. 1 страница




Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации.

Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.

Структура, полномочия и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы Российской Федерации.

Организация исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.

Компетенция и акты Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, состав и порядок формирования.

Правовой статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Понятие и основные стадии законодательного процесса в Российской Федерации.

Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Компетенция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Порядок избрания депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и прекращения их полномочий.

Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации.

Порядок выборов Президента Российской Федерации.

Президент Российской Федерации в системе государственной власти. Компетенция. Акты.

 

Глава государства играет особую роль в механизме государства. Согласно статье 80 Конституции РФ, он является гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации; определяет направления внутренней и внешней политики; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент России обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Для этого он наделяется полномочиями (ст. 83, 84 Конституции РФ), дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти.

Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить в суд в качестве свидетеля. В статус Президента РФ входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента РФ как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его нахождения в них.

Компетенция Президента РФ представляет собой совокупность полномочий по разрешению вопросов государственной и общественной жизни, установленных Конституцией РФ.

Президент России координирует деятельность всех ветвей власти, для чего ему предоставляются властные полномочия по отношению к другим государственным органам. Гарантиями демократического политического режима являются такие ограничения президентской власти: срок полномочий Президента России 4 года; избрание на должность путем прямых всенародных выборов; альтернативность выборов; ограничения в занятии поста одним лицом более двух раз; возможность отрешения от должности; конституционное правосудие по актам Президента Российской Федерации.

Президента России чаще всего называют гарантом самых значимых общественных ценностей: Конституции России, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета страны, согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Президент Российской Федерации, осуществляя названные направления своей деятельности, несет ответственность за действенность механизмов правовой защиты Конституции России и прав человека. Президент Российской Федерации наделен правом введения военного и чрезвычайного положения, что позволяет ему принимать эффективные меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, представляет Россию внутри государства и в международных отношениях.

В соответствии с п. «г» ст. 83 Конституции РФ глава государства представляет Государственной Думе кандидатуру Председателя Правительства России. По предложению Председателя Правительства РФ он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров. Президент России представляет Государственной Думе Федерального Собрания для назначения на должность Председателя Центрального Банка РФ и ставит перед ней вопрос об освобождении его от занимаемой должности. Право председательствовать на заседаниях Правительства РФ дает Президенту РФ возможность давать непосредственные поручения и указания всем членам Правительства РФ. Ведущим полномочием в рассматриваемой сфере является право Президента РФ принять решение об отставке Правительства РФ.

Полномочия Президента РФ, вытекающие из различных конституционных функций главы государства и парламента, в главном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция РФ проводит достаточно четкое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента РФ в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса.

Президент Российской Федерации располагает совокупностью полномочий, позволяющих воздействовать как на формирование Государственной Думы и на прекращение ее полномочий, так и на ее законодательную деятельность.

Президент России может распустить Государственную Думу в следующих случаях: трехкратное отклонение представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ (ч. 3 ст. 111 Конституции РФ); повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству РФ (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ); отказ в доверии Правительству Российской Федерации, вопрос о котором был поставлен по инициативе его Председателя (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

Президенту России предоставлено право законодательной инициативы, т.е. право внесения проекта закона на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Глава государства имеет столь действенный рычаг управления законодательным процессом как вето. Оно носит относительный характер, так как может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети голосов каждой палаты. В этом случае Президент РФ обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом после подписания Президентом РФ и обнародования.

Каждодневное сотрудничество Президента РФ с палатами Федерального Собрания обеспечивается с помощью его полномочных представителей в каждой палате. Они представляют на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы внесенные Президентом РФ законопроекты, выступают с обоснованием отклонения Президентом РФ принятых палатами законов. При рассмотрении законопроектов в палатах Президентом РФ назначаются официальные представители (как правило, из числа членов Правительства РФ). При внесении законопроектов о ратификации и денонсации международных договоров официальным представителем назначается Министр иностранных дел РФ или его заместители.

Полномочия Президента реализуются через принятие им правовых актов: указов и распоряжений (ст. 90 Конституции РФ). Эти акты обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Акты Президента России могут издаваться в пределах его полномочий.

Указы чаще всего являются нормативными актами, так как предназначены для неопределенного круга лиц и случаев. Реже эта форма используется наряду с распоряжениями для решения разовых задач, и тогда эти акты носят индивидуальный характер (например, указы по кадровым вопросам). Распоряжения - это акт индивидуального организационного характера.

Акты Президента РФ издаются им самостоятельно, без уведомления или согласия Федерального Собрания Российской Федерации или Правительства. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, имеют прямое действие. Указы и распоряжения Президента по своей природе являются подзаконными актами, в связи с чем они не должны противоречить как Конституции РФ, так и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ).

Указы и распоряжения Президента РФ подлежат официальному опубликованию, кроме актов или отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну. Нормативные указы вступают в силу по истечении семи дней после опубликования, если самими актами не установлен другой срок. Если эти акты носят нормативный характер, то они вступают в силу одновременно на всей территории РФ. Иные акты вступают в силу со дня их подписания.

В Конституции России нет точного перечня вопросов, по которым Президент страны издает свои акты, и он фактически использует свои правотворческие права для осуществления своих полномочий. Система правовых актов, исходящих от Президента Российской Федерации шире, нежели указы и распоряжения. Так, например, ежегодно Президент России обращается с посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором определяет стратегические направления внутренней и внешней политики страны.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Как глава государства Президент РФ обладает неприкосновенностью. Президент РФ в установленном Конституцией РФ и федеральным законодательством порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности (в частности, вводит чрезвычайное и военное положение); обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (в том числе с учетом предложений Государственного совета РФ); определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (в том числе посредством ежегодного послания Федеральному Собранию РФ); представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, достигший 35-летнего возраста, в течение 10 лет постоянно проживающий на территории РФ.

Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации (если такое решение не принято, то Центральной избирательной комиссией РФ).

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты избирателями (инициативная группа не менее чем 500 человек) и политической партией (избирательным блоком, в состав которого входит политическая партия). В поддержку выдвижения должно быть собрано не менее 2 млн подписей избирателей, не более 50 тыс. в одном субъекте РФ. Регистрация собравших подписи кандидатов осуществляется Центральной избирательной комиссией РФ. От сбора подписей освобождаются кандидаты, выдвинутые политической партией, допущенной к распределению мандатов на предыдущих выборах депутатов Государственной Думы.

Подготовка и проведение выборов Президента РФ финансируются за счет федерального бюджета, под общим руководством Центральной избирательной комиссии РФ.

Выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе, по общефедеральному избирательному округу в два тура. Для победы в первом туре необходимо набрать абсолютное большинство (50 % + 1) голосов избирателей, во второй тур (повторное голосование, назначаемое Центральной избирательной комиссией РФ через 3 недели) выходят два кандидата, набравших наибольшее количество голосов избирателей, для победы во втором туре необходимо набрать относительное большинство голосов избирателей. Выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее половины зарегистрированных избирателей.

Итоги голосования последовательно подводятся участковыми комиссиями, территориальными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями субъектов РФ, результаты выборов Президента РФ определяются и публикуются Центральной избирательной комиссией РФ.

Основания прекращения полномочий Президента РФ:

1. Прекращение исполнения полномочий Президента РФ с истечением срока пребывания в должности (с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ).

2. Добровольная отставка Президента РФ.

3. Стойкая неспособность Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

4. Отрешение от должности (на основании выдвинутого Государственной Думой 2/3 голосов, по заключению специальной депутатской комиссии, обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения, решением Совета Федерации (2/3 голосов членов палаты) в 3-месячный срок после выдвижения обвинения против Президента РФ Государственной Думой).

В 2001 г. принят ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Нормы данного закона не применяются к Президенту РФ, отрешенному от должности. Бывшему Президенту РФ предоставляются пожизненная государственная охрана, пожизненная государственная дача, предоставляются специальная (правительственная) связь, медицинское и транспортное обслуживание, он подлежит обязательному государственному страхованию.

Бывший Президент РФ обладает неприкосновенностью. Решение о лишении его неприкосновенности может быть принято последовательно палатами Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

Ежемесячное денежное вознаграждение бывшего Президента РФ составляет 75 % ежемесячного денежного вознаграждения Президента РФ. Также устанавливается ежемесячный денежный фонд оплаты труда помощников бывшего Президента РФ.

Социальные гарантии предоставляются также членам семьи бывшего Президента РФ.

Все указанные расходы в связи с содержанием бывшего Президента РФ и членов его семьи финансируются за счет федерального бюджета.

 

40.Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, принципы взаимоотношений палат Федерального Собрания Российской Федерации.

1.Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют верхней, однако Конституция РФ этот термин не использует, хотя и ставит ее на первое место) и Государственной Думы (ее иногда именуют нижней, хотя тоже без достаточных формальных оснований, скорее, по аналогии с зарубежными парламентами). Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает рядом главных черт:

1) самостоятельность палат. Она проявляется в разграничении их функций, самостоятельном их осуществлении, отсутствии подчиненности палат, в собственной компетенции каждой из них, независимости во внутренней организации;

2) неодинаковая компетенция палат – к их ведению относятся в основном разные вопросы, а в законодательном процессе они имеют разные полномочия;

3) разный порядок формирования палат;

4) особенности представительной природы каждой палаты, о чем уже говорилось выше.

Состав палат определяется Конституцией РФ. Совет Федерации состоит из представителей от каждого субъекта Российской Федерации – по два от каждого из субъектов РФ. Согласно Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 г.*, этими представителями являются главы исполнительного и законодательного (представительного) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые входят в Совет Федерации по должности. С учетом числа субъектов Федерации (89) состав Совета Федерации должен насчитывать 178 человек. Число депутатов Государственной Думы установлено Конституцией РФ, их 450 (ч. 3 ст. 95).

Конституция РФ содержит лишь отправные моменты, касающиеся состава и порядка формирования Совета Федерации – верхней палаты Государственной Думы. В нем представлены все субъекты РФ на паритетных началах: по два представителя, при этом один от представительного, а другой – от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (таким образом, при нынешнем составе Российской Федерации численный состав Совета Федерации – 178 членов).

Порядок формирования Совета Федерации за непродолжительный срок функционирования Конституции РФ 1993 г. уже дважды изменялся: первый состав Совета Федерации в 1993 г. был сформирован посредством прямых выборов в субъектах РФ сроком на два года; с 1995 г. в состав Совета Федерации по должности входили глава региона и председатель законодательного органа субъекта РФ. В настоящее время Совет Федерации формируется в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с Законом представитель от законодательного органа субъекта РФ избирается законодательным органом на срок полномочий этого органа (а если региональный парламент двухпалатный, то представитель от законодательного органа избирается поочередно от каждой палаты на половину срока ее полномочий), а представитель от исполнительного органа субъекта РФ назначается главой региона (но при условии отсутствия возражения законодательного органа, которое может быть выражено 2/3 голосов от общего состава парламента региона). Соответствующие органы государственной власти субъекта РФ должны осуществить избрание (назначение) «своего» представителя в Совете Федерации в 3-месячный срок после формирования (наделения полномочиями).

После внесения изменений в Федеральные законы «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» и «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» в декабре 2004 г. (Федеральный закон от 16.12.2004 № 160-ФЗ) существенно изменился порядок досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации – в настоящее время региональные органы государственной власти не вправе досрочно прекратить полномочия назначенного (избранного) ими члена Совета Федерации по своему усмотрению, соответствующие решения могут быть приняты только по представлению Председателя Совета Федерации (процедура досрочного прекращения полномочий членов верхней палаты парламента такая же как и процедура их назначения или избрания).

 

Выборы депутатов Государственной Думы осуществляются в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (2002 г.), ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (2002 г.) с последующими изменениями и дополнениями.

Пассивным избирательным правом на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ обладает лицо, обладающее активным избирательным правом, достигшее 21-летнего возраста.

Применяется пропорциональная избирательная система: выборы всех депутатов осуществляются по партийным спискам по общефедеральному избирательному округу, к распределению депутатских мандатов допускаются те списки кандидатов, за которые подали голоса не менее 7 % избирателей. Указанная система применяется, начиная с выборов депутатов Государственной Думы пятого созыва, которые должны состояться в 2007 г. Ранее по пропорциональной системе избиралась только половина депутатов Государственной Думы (225 человек), остальные депутаты избирались по мажоритарной системе в один тур в одномандатных избирательных округах.

Выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом РФ. Списки кандидатов (в общефедеральном избирательном округе) могут выдвигаться только политическими партиями.

Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляют Центральная избирательная комиссия РФ (определяет общие результаты выборов), избирательные комиссии субъектов РФ, а также территориальные и участковые комиссии.

Срок полномочий депутатов Государственной Думы РФ начинается со дня их избрания и прекращается днем начала работы Думы нового созыва, если срок полномочий Государственной Думы не прекращен досрочно в установленном законодательством порядке. Досрочное прекращение полномочий парламентариев возможно в случаях: 1) подачи письменного заявления членом Совета Федерации о сложении своих полномочий; 2) избрания члена палаты Федерального Собрания должностным лицом, полномочия которого несовместимы с полномочиями парламентария; 3) назначение члена палаты Федерального Собрания (или занятие его коммерческой деятельностью) на государственную или муниципальную службу, не совместимую с членством в Федеральном Собрании РФ; 4) утраты гражданства РФ либо приобретении гражданства иностранного государства; 5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена палаты Федерального Собрания; 6) вступления в законную силу судебного решения об ограничения дееспособности члена палаты Федерального Собрания либо о признании его недееспособным; 7) смерти, признания члена палаты Федерального Собрания безвестно отсутствующим либо объявление его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу; 8) призыва члена палаты Федерального Собрания на военную службу с его согласия; 9) досрочного прекращения полномочий Государственной Думы РФ в порядке роспуска.

 

 

В состав Совета Федерации входят по 2 члена от каждого субъекта РФ, т. Е. всего должно быть 178 членов.

Полномочия члена Совета Федерации прекращаются одновременно с прекращением полномочий органа (должностного лица), назначившего его (законодательного органа государственной власти субъекта РФ либо высшего должностного лица субъекта РФ).

Из своего состава Совет Федерации избирает Председателя палаты и его заместителей (в том числе первого заместителя), которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты, подписывают постановления и иные акты палаты. Председатель Совета Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть избран пожизненным Почетным Председателем Совета Федерации, к Почетному Председателю Совета Федерации приравнивается первый Председатель Совета Федерации. Председатель Совета Федерации и его заместители не могут быть представителями одного субъекта РФ.

В состав Совета палаты входят Председатель Совета Федерации и его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации.

Совет палаты решает ряд вопросов организационного характера (в частности, утверждает ежемесячный график заседаний Совета Федерации, рассматривает проект повестки дня Совета Федерации, принимает решение о проведении парламентских слушаний). Совет Федерации вправе отменить решение Совета палаты.

Из состава членов палаты Совета Федерации образует комитеты, постоянные комиссии, а также временные комиссии для работы с принятыми Государственной Думой законами, подготовки законодательных инициатив Совета Федерации и решения других вопросов, отнесенных к компетенции Совета Федерации. Каждый член Совета Федерации, кроме Председателя палаты и его заместителей, обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации и его заместители вправе быть членами временных комиссий Совета Федерации. Председатели комитетов и комиссий и их заместители назначаются палатой.

Компетенция Совета Федерации:

1. Принятие решений об одобрении законов, принятых Государственной Думой, либо их отклонении.

2. Выступление с законодательной инициативой.

3. Утверждение изменения границ между субъектами РФ.

4. Утверждение указа Президента РФ о введении военного положения, утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

5. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.

6. Назначение выборов Президента РФ.

7. Отрешение Президента РФ от должности.

8. Назначение на должность по представлению Президента РФ, судей Конституционного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ, судей Высшего Арбитражного Суда РФ.

9. Назначение на должность 5 членов Центральной избирательной комиссии РФ.

10. Назначение на должность и освобождение от должности, по представлению Президента РФ, Генерального прокурора РФ.

11. Назначение на должность заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.

12. Обращение в Конституционный Суд РФ (в том числе с запросом об официальном толковании Конституции РФ).

В состав Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ГД) входят 450 депутатов, избираемых на 4 года.

Депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной избирательной системе по партийным спискам, при этом к распределению депутатских мандатов допускаются те списки кандидатов, которые набрали не менее 7 % голосов избирателей.

Компетенция Государственной Думы:

1. Принятие ФКЗ и ФЗ, законов о конституционных поправках.

2. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

3. Решение вопроса о доверии Правительству РФ.

4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека в РФ.

5. Назначение на должность 5 членов Центральной избирательной комиссии РФ.

6. Объявление амнистии.

7. Выдвижение обвинения против Президента РФ для его отрешения от должности.

8. Обращение в КС РФ (в том числе с запросом об официальном толковании Конституции РФ).

Законы Российской Федерации принимаются в определенном порядке, который осуществляется в законодательном процессе – совокупности действий, через которые осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. Законодательный процесс в Российской Федерации, таким образом, состоит из нескольких стадий.

Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива – внесение на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого процесса называют правом законодательной инициативы.

Конституция РФ определяет две группы субъектов права законодательной инициативы: 1) субъекты, право законодательной инициативы которых не связано какими-либо компетенционными рамками. В соответствии с Конституцией РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ; 2) субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения. Это право принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ.

Согласно Регламенту Государственной Думы право законодательной инициативы имеет также группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ законопроекты вносятся в Государственную Думу. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, восполняемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены лишь при наличии заключения Правительства РФ.

Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме:

законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов;

законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ либо признании этих законов утратившими силу;

предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Вторая стадия – предварительное рассмотрение законопроектов.

Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.

Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.

Четвертая стадия законодательного процесса – принятие закона.

Совет Государственной Думы назначает в отведенный для этого день недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в качестве закона. При третьем чтении законопроекта уже не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов (2/3) от общего числа депутатов.

 

 

Порядок опубликования и вступления в законную силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания установлен ФЗ от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изменениями от 22 октября 1999 г.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.