Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные договоры и другие международно-правовые акты. 1. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г




 

1. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

2. Венская конвенция о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986г.

3. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

4. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.

 

Тема 6. Институт мирного разрешения международных споров (2 час.)

Принцип мирного урегулирования международных споров и его юридическое содержание

Принцип мирного урегулирования международных споров – общепризнанный императивный принцип современного международного права, сущность которого состоит в том, что с момента возникновения и в течение всего периода развития и существования, международные споры и конфликты должны разрешаться субъектами исключительно мирными средствами и способами.

Урегулирование спора, конфликта – это стратегия их процедурного решения, направленная на достижение определенного компромисса, позволяющего сторонам «достичь некоторых, если не всех, первоначальных целей»[45]. Разрешение спора, конфликта – стратегия, направленная на устранение их основы (противоречия) и «принятие решения, приемлемого для всех участников конфликта»[46].

Доктрина международного права XIX века включала урегулирование международных столкновений в отдельную отрасль международного права - "право международного принуждения и международных столкновений», допуская и признавая правомерность вооруженного насилия в международных отношениях, а международное право того времени лишь побуждало, но не обязывало государства прибегать к использованию мирных средств разрешения международных споров. Так, ст. 2 Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений, разработанной и принятой на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 годов, рекомендовала: «прежде, чем прибегнуть к оружию, обращаться, насколько позволят обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству».

Первым шагом на пути к становлению принципа мирного урегулирования международных споров в качестве императивной нормы juscogens стало принятие в 1928 году Парижского договора об отказе от войны (пакта Бриана – Келлога). В ст. 1 этого договора участники признали обязательность разрешения споров и конфликтов (вне зависимости от их характера и происхождения), возникающих между ними, только мирными средствами.

Позднее, с принятием Устава ООН, принцип мирного урегулирования международных споров «…был поднят на более высокую ступень в качестве одного из основополагающих императивных принципов современного международного права»[47]. В соответствии с п. 3 ст. 2 Устава «…все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». Впоследствии содержание этого принципа было развито и конкретизировано в следующих международно-правовых документах:

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 года;

Заключительный акт СБСЕ 1975 года;

Манильская декларация о мирном разрешении международных споров 1982 года;

Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли ООН в этой области. Резолюция 43/51 от 5 декабря 1988 года;

Принципы урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров от 8 февраля 1991 года;

Результаты совещания СБСЕ по мирному урегулированию споров от 12 – 13 октября 1992 года;

Юридическое содержание принципа мирного урегулирования международных споров составляет совокупность прав и обязанностей государств – участников спора. В частности, государства имеют право свободного выбора по обоюдному согласию средств мирного урегулирования возникших между ними споров и конфликтов. Право свободного выбора не исключает для государств – участников спора или конфликта возможности заблаговременно выражать свое согласие на обязательное применение отдельных мирных средств (например, в соответствии со ст. 36 Статута Международного Суда обязательной является юрисдикция Международного Суда по требованию одной из сторон (государств – участников Статута) в споре).

Обязанность государств – участников спора или конфликта заключается в том, что они должны урегулировать спор или конфликт исключительно мирными средствами на основе международного права и справедливости, должны воздерживаться от действий, способных обострить спор, должны продолжать поиск путей разрешения, если взаимно согласованный спорящими сторонами способ урегулирования не принес положительных результатов.

Понятие международного спора.

Напряженность в международных отношениях возникает по причинам экономического, социально-политического, географического, идеологического, военного, международно-правового и т.п. характера. Не нужно входить в рассмотрение теории «борьбы за существование», чтобы понять естественные причины столкновений между государствами. Причины могут быть случайными и произвольными, но вне зависимости от их классификации, они объясняют как поводы к борьбе, так и ее последствия, где государство является субъектом, так как на нем одном лежит обязанность охранять свои права и права своих подданных.

Наука международного права использует такие понятия, как «спор», «конфликт», «ситуация». Устав ООН для квалификации конфликтных отношений между государствами использует только термины «спор» и «ситуация». Причем ни категория «международный спор», ни категория «международная ситуация» Уставом ООН не определяются. В зависимости от степени возрастания напряженности в международных отношениях логично выделить следующую последовательность возникновения явлений:

Международная ситуация (от лат. Situatio – положение). Понятие «ситуация» означает сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку. Международная ситуация – это такая совокупность обстоятельств государственных интересов, которая объективно создает условия для реального разногласия, противоборства между субъектами, столкновения интересов субъектов. Международная ситуация по своему характеру может быть спорной, конфликтной и даже неопределенной (например, когда противоречия имеют место, но не приводят к спору или конфликту). Главной ее чертой является то, субъекты в ней осознают, что обладают взаимно несовместимыми целями, но не предъявляют взаимных претензий.

Международный спор – более узкое понятие в сравнении с понятием «международная ситуация». Общее между ними – наличие столкновения интересов государств. Согласно доктрине международного права и практике Совета Безопасности, а также Международного Суда ООН, международный спор имеет место, когда два и более государства предъявляют взаимные претензии по поводу одного и того же предмета спора. Следовательно, появление разногласия между государствами еще не предопределяет наличия международного спора между ними. Контрагент в международном споре может либо отвергать предъявляемые претензии, либо принимать их частично. Международные споры классифицируются по различным основаниям: по объекту или предмету спора (споры по вопросу факта, споры по вопросу права); по степени опасности для международного мира (продолжение которых угрожает международному миру и безопасности, продолжение которых не сопряжено с такой угрозой); по географии распространения (локальные, региональные, глобальные); по субъектному составу (двусторонние, многосторонние); по времени существования (длительные, краткосрочные).

Исходя из целей ООН, необходима ликвидация любых международных споров и ситуаций. В этой связи, Совет Безопасности ООН на основании ст. 34 Устава уполномочен, исходя из конкретных обстоятельств спора или ситуации и с учетом характера внешней политики контрагентов, «…расследовать любой спор и любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызывать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». В зависимости от того, как Совет Безопасности ООН определит то или иное конфликтное отношение между государствами – в качестве «спора» или «ситуации» - определяются его правовые последствия. Так, постоянный член Совета Безопасности, являющийся стороной в споре, должен воздержаться от голосования при принятии решения (п. 3, ст. 27 Устава ООН). Это положение не применяется к ситуациям. Совет Безопасности ООН может рекомендовать сторонам условия разрешения спора, но не ситуации (ст. 37 и 38 Устава ООН). Однако, рекомендация им процедур и методов урегулирования распространяется и на споры, и на ситуации (п. 1 ст. 36 Устава ООН). Передача дела в Международный Суд ООН может иметь место только в отношении спора, но не ситуации. П. 2 ст. 36 Статута Международного Суда ООН содержит перечень критериев, определяющих споры, подпадающие под его юрисдикцию, а именно: споры относительно толкования международного договора, любого вопроса международного права, наличия факта, представляющего собой нарушение международного обязательства, если он будет в последствии установлен, а также касающиеся характера и размеров возмещения за нарушение обязательства.

Международный конфликт (от лат. Conflictus – столкновение). Научное определение термина «конфликт» неоднозначно как в отечественной, так и в зарубежной литературе. В основу содержания этого термина различными зарубежными конфликтологами включаются различные критерии, например:

- наличие противоречия, противоположности, несовместимости, несоответствия (Р. Дарендорф, Дж. Бернард, К. Боулдинг, Л. Крисберг);

- несовместимость должна предполагать противоборствующие типы поведения (Л. Козер, М. Крозье).

По определению Т. В. Худойкиной, конфликт – «это противоборство сторон с противоречивыми интересами. Именно противоборство сторон, т.е. когда обе стороны (для конфликта необходимы по меньшей мере две стороны) совершают определенные действия, направленные друг против друга, надо понимать под конфликтом»[48]. Необходимо отличать конфликт от односторонних действий насильственного или агрессивного характера, так как основной чертой конфликта является взаимодействие между сторонами, а односторонние действия, как известно, не всегда порождают противоборство. Международный конфликт – это противоборство субъектов международного права с противоречивыми политико-правовыми интересами. Главным отличием международного конфликта от международного спора является то, что конфликт представляет собой чередование взаимных реакций, направленных на утверждение интересов каждой стороны и ограничение интересов противника, тогда как спор – это лишь отношение в форме разногласия между субъектами международного права с противоречивыми политико-правовыми интересами.

Международный вооруженный конфликт – наиболее тяжелая форма международного конфликта с точки зрения последствий. Впервые понятие «международный вооруженный конфликт» стало использоваться Женевскими конвенциями 1949 года, однако в них не содержится определения этого термина. Исходя из практики применения Женевских конвенций под международным вооруженным конфликтом следует понимать любое применение вооруженной силы одним государством против другого.

Мирные средства урегулирования международных споров.

Механизм реализации принципа мирного урегулирования международных споров существует в виде системы международно-правовых средств. К таким средствам ст. 33 Устава ООН относит переговоры, обследование (следственные комиссии), посредничество, примирение (согласительные комиссии), арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям или иные мирные средства по своему выбору. В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 года принцип мирного разрешения споров обязывает государства стремиться «к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, арбитража, обращения к региональным органам и соглашениям или иными средствами по своему выбору». Мирные средства могут использоваться государствами не только для разрешения споров, но и для решения вопросов иного характера – международного нормотворчества, правоприменительной деятельности, обеспечения реализации норм международного права.

Средства мирного разрешения международных споров возникли и утвердились в международном праве не сразу и не одновременно, но некоторые из них (переговоры, «добрые услуги», посредничество, арбитраж) возникли задолго до того, как в нем утвердился сам принцип мирного урегулирования международных споров. Согласно прежнему международному праву, государства могли прибегать к войне, что значительно снижало реальное значение мирных средств. В средние века в целях предупреждения войны было распространено единоборство между государями с целью покончить взаимные споры народов. Так, Карл IX в 1611 году сделал вызов датскому королю ХристиануIV. Но эта мера не могла предупредить войну, а только еще более ожесточала враждующие народы и делала войну неизбежной. Наука международного права XIX века рассматривала войну в качестве крайнего и последнего средства для восстановления нарушенного права и достижения поставленных целей. Война определялась тогда как вооруженная самопомощь, к которой прибегают государства по истощении всех других мирных и фактических средств улаживания столкновений. Соответственно, выделялись следующие средства, предшествующие войне и делающие ее излишней:

1. Совершенно миролюбивые или полюбовные: дипломатические сношения; добрые услуги, посредничество, международные следственные комиссии, третейское разбирательство.

2. Менее миролюбивые: реторсия, репрессалии, эмбарго, мирная блокада[49].

С развитием международного права, закреплением императивной силы принципа мирного урегулирования международных споров претерпела изменения и система международно-правовых средств такого урегулирования.

Современные средства мирного урегулирования международных споров можно классифицировать следующим образом:

1. Переговоры:

- двусторонние;

- многосторонние (международные конференции);

- с участием третьей стороны («добрые услуги»; посредничество);

- с использованием консультативных органов (международные согласительные или следственные комиссии)

2. Международный арбитраж.

3. Судебное разбирательство.

4. Разрешение споров международными органами и организациями.

Данная классификация не определяет приоритетность выбора того или иного средства, так как не имеет особого значения, при помощи какого мирного средства заинтересованные государства решат спор. Как правило, приоритетность выбора определяется с учетом таких факторов, как: уровень и сфера сотрудничества государств; количество участников, заинтересованных в рассмотрении конкретного вопроса; срочность, сложность, характер вопросов и др. По мнению А. М. Ладыженского и И. П. Блищенко, «мирные средства разрешения споров – это международно-правовые способы и средства урегулирования разногласий между субъектами международного права в соответствии с основными принципами современного международного права, без применения принуждения в какой-либо форме, в целях поддержания и упрочения мира, развития мирных отношений»[50]. Мирные средства характеризуются тем, что их выбор должен зависеть от воли и желания не одной, а всех спорящих сторон и не должен содержать элемента принуждения. Поэтому, например, реторсия, репрессалии и мирная блокада не могут быть отнесены к мирным средствам урегулирования международных споров, так как в действительности это средства принуждения. Кроме того, Устав ООН не ограничивает спорящие стороны в выборе мирных средств. Перечень, содержащийся в п. 1 ст. 33 Устава ООН, призван помочь заинтересованным сторонам сделать выбор взаимоприемлемых средств для быстрого разрешения спорного вопроса. Каким бы запутанным и сложным не был спор, государства обязаны разрешить его исключительно мирными средствами, даже если на это потребуется длительный срок.

Переговоры (negotiations).

Переговоры (двусторонние, многосторонние или с участием третьей стороны) представляют собой наиболее доступное, необходимое, гибкое и эффективное средство мирного разрешения споров, играющее основную роль среди других мирных средств. Проведение переговоров является первой стадией урегулирования спора. В процессе переговоров заинтересованные стороны самостоятельно или с помощью избираемых посредников анализируют спорную, конфликтную ситуацию, оценивают позиции и действия каждой их них, рассматривают варианты решений, находят компромисс. Значение переговоров подчеркивается п. 1 ст. 33 Устава ООН, где они поставлены на первое место среди прочего арсенала предлагаемых мирных средств урегулирования международных споров. Действительно, без непосредственных переговоров нельзя создать следственную или согласительную комиссию или решить вопрос о передаче дела в третейский или Международный суд.

Международные переговоры – это процесс принятия совместного решения по спорному вопросу двумя или более государствами. Выделяются следующие стадии проведения переговоров:

1. Подготовительная, предполагающая проведение заинтересованными сторонами работ организационного и содержательного характера (достижение соглашения о необходимости переговоров, определение времени и места проведения переговоров, разработка повестки встречи, тактики и стратегии переговоров, разработка предложений и их аргументации, подготовка необходимой документации). Данной стадией закладывается фундамент разрешения спора, конфликта.

2. Непосредственная, предполагающая контакт, диалог участников спора, конфликта. Эта стадия – самая трудная для участвующих сторон, так как именно от эффективности ее проведения зависит, придут ли стороны к какому-либо компромиссу или к обострению отношений.

Современное международное право устанавливает общий порядок ведения переговоров, а именно:

- переговоры должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение суверенной воли заинтересованных сторон, в соответствии с основными принципами и нормами международного права;

- переговоры должны начинаться и протекать без каких-либо предварительных ультимативных условий, нажима, диктата, угроз, в духе уважительного диалога;

- цели, состав участников, уровень представительства на переговорах, их организационные формы и другие процедурные вопросы согласовываются самими спорящими сторонами;

- в случае не достижения компромисса в результате непосредственных переговоров стороны обязаны продолжить поиск путей взаимоприемлемого урегулирования разногласий.

Переговоры могут вестись не только устно, но и посредством переписки, в форме обмена нотами, посланиями и т.д. Переговоры могут проводиться главами государств, главами правительств и уполномоченными представителями сторон. Международное право не лимитирует продолжительность переговоров, однако стороны обязаны урегулировать спор, особенно угрожающий международному миру и безопасности, в максимально короткое время. С другой стороны, чем продолжительнее будут переговоры (необходимо отличать от умышленного затягивания переговоров сторонами), тем больше вероятность того, что стороны достигнут согласия, так как между ними может установиться климат доверия, способствующий улучшению отношений, требования сторон могут быть уменьшены в процессе достижения компромисса, либо спор будет исчерпан сам собой (например, если стороны из-за отсутствия информации неправильно поняли друг друга, что привело к возникновению конфликтных отношений между ними). В переговорах всегда желательно участие не участвующей в конфликте третьей стороны (государства, международных органов, международных организаций и даже частных лиц), обладающей авторитетом у спорящих сторон и способной помочь им составить объективное представление о конфликтной ситуации.

Если в урегулировании международного спора заинтересован ряд государств, то такой спор часто рассматривается на международной конференции с участием всех заинтересованных стран.

По достигнутым договоренностям в результате переговоров, как правило, заключается договор, форма которого (устная или письменная) избирается самими участниками.

Разновидностью переговоров являются консультации – переговоры заинтересованных сторон, заранее обусловленные на случай возникновения между ними разногласий или необходимости выработки согласованной позиции по вопросам международного характера. Консультации стали применяться после второй мировой войны, получив закрепление в большом количестве двусторонних и многосторонних международных договоров. Консультирующиеся стороны могут заранее устанавливать периодичность встреч, создавать консультативные комиссии. Консультации могут проводиться и путем переписки, и даже по телефону. Особенность консультаций состоит в их троякой функции: превентивной, которая предполагает их использование для профилактики и предотвращения возможных споров, конфликтов; регулирующей, в качестве самостоятельного средства разрешения уже возникшего спора, конфликта; ориентирующей, в качестве средства достижения спорящими сторонами соглашения о применении иного средства урегулирования.

«Добрые услуги» (bonsoffices)

«Добрые услуги» - это вспомогательное средство мирного разрешения международных споров, представляющее собой действия не участвующей в споре стороны (государств, международных органов или организаций, частных лиц), направленные на установление контактов между спорящими сторонами. «Добрые услуги» могут оказываться как по просьбе одной или всех спорящих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны, когда отсутствуют прямые дипломатические контакты между государствами-участниками спора, когда из-за неприязненных отношений и иных причин затрудняются непосредственные переговоры и по другим причинам. Таким образом, оказание добрых услуг не является обязанностью третьей стороны, за исключением случаев, когда использование «добрых услуг» оговорено в международном договоре, участницей которого является эта третья сторона. Заключая такой международный договор, государства заранее выражают свое согласие на оказание «добрых услуг» этой третьей стороной в случае возникновения между ними спора или конфликта.

Впервые процедура применения «добрых услуг» была установлена в Конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 года. В соответствии со ст. III конвенции «право предлагать добрые услуги или посредничество принадлежит непричастным столкновению Державам даже во время военных действий».

Сторона, согласившаяся или предложившая оказывать добрые услуги, «… берет на себя роль передаточной инстанции, не обязывающей ни к чему ни себя, ни других»[51], т.е. она не должна участвовать в непосредственных переговорах (если об этом не попросят сами спорящие стороны) или оказывать влияние на ход переговоров между спорящими сторонами, так как ее цель – лишь добиться установления между участниками спора прямого контакта. И если эта цель достигнута, можно говорить об успешном применении института «добрых услуг». «Добрые услуги» не должны рассматриваться как вмешательство в дела спорящих сторон. Практический результат «добрых услуг» зависит от ряда условий: от степени близости третьей стороны к спорящим сторонам, ее политического и нравственного авторитета, географического положения и т. д.

Нередко «добрые услуги» перерастают в посредничество.

Посредничество (mediation).

Посредничество (медиация) представляет собой процесс активного и непосредственного ведения переговоров не состоящей в споре стороной (государствами, международными органами или организациями, частными лицами) со спорящими сторонами с целью поиска компромиссных путей мирного урегулирования спора. Медиация может осуществляться по просьбе спорящих сторон или по собственной инициативе, но при наличии формального согласия спорящих сторон, причем предложение посредничества не должно рассматриваться как вмешательство в дела спорящих сторон. Право и обязанность предложения посредничества принадлежит нейтральным государствам (ст. III, VI Гаагской конвенции 1907 года). Медиация, в сравнении с «добрыми услугами», предполагает большую степень участия третьей стороны (посредника/медиатора) в мирном урегулировании спора. Посредник имеет право непосредственного участия в деле от начала до конца при наличии соответствующего согласия спорящих сторон. Кроме того, на посреднике лежит обязанность выработки приемлемого для участников спора варианта мирного решения спорных вопросов путем предложения своих формулировок. Медиатор обязан действовать в строгом соответствии с нормами и принципами международного права, с учетом интересов всех участников спора, а, следовательно, и в интересах укрепления международного мира и безопасности.

Предложения медиатора по урегулированию спора не являются обязательными для спорящих сторон. Окончательная цель посредничества – не фактическое прекращение спора, а установление формального примирения.

Функции посредника прекращаются с момента отказа от него спорящими сторонами, либо с момента заключения спорящими сторонами соглашения о примирении, где посредник, как правило, свидетельствует исполнение заключенного обязательства своей подписью. Таковая подпись не означает, однако, поручительства за спорящие стороны. Порядок осуществления посредничества регламентируется Гаагской конвенцией о мирном решении международных столкновений 1907 года.

Ст. 8 Гаагской конвенции установила своеобразный вид посредничества, который предполагает представление интересов спорящих государств государствами-секундантами – нейтральными державами, избираемыми участниками спора для выработки между собой оснований соглашения. Этот вид медиации следует отличать от коллективного посредничества, при осуществлении которого посреднические функции принимают на себя две и более стороны, не участвующие в споре. Наиболее часто посредничество практикуется на международных конференциях и конгрессах, где держава-посредник всегда играет ведущую роль в мирном урегулировании международных споров.

Международные следственные комиссии (обследование).

Обследование – это средство мирного урегулирования, используемое в случае расхождения оценки фактических обстоятельств, ставших или способных стать причиной международного спора.

Своим возникновением следственные комиссии обязаны России. По предложению России в Конвенцию о мирном решении международных столкновений 1907 года были включены положения, регламентирующие порядок их создания и работы (ст. 9 – 36).

Международная следственная комиссия образуется самими спорящими сторонами (нередко для обеспечения нейтральности комиссии по соглашению сторон в неё включаются граждане государств, не являющихся участниками спора) на паритетной основе путем заключения специального соглашения, в котором определяются:

- факты, подлежащие расследованию;

- порядок и срок образования комиссии (если в соглашении не указан иной порядок, то комиссия создается по правилам образования третейского (арбитражного) суда;

- объем полномочий ее членов;

- место пребывания и право перемещения комиссии (если в соглашении место пребывания комиссии не указано, то она должна находиться в Гааге, причем члены комиссии могут изменить место пребывания только с согласия спорящих сторон);

- язык, которым комиссия будет пользоваться и языки, использовать которые имеют право спорящие стороны перед комиссией;

- срок, в который каждая спорящая сторона должна представить свое изложение фактов и т.д.

Ст. 18 – 36 Конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 года устанавливают общий порядок следственного производства, которым должны руководствоваться международные следственные комиссии, если спорящие государства не установят иных правил.

Результаты работы комиссии оформляются в заключительном докладе, который должен ограничиться лишь установлением фактов. Стороны свободны использовать фактические выводы комиссии по своему усмотрению.

Международные согласительные комиссии (примирение).

Под примирением понимается процесс урегулирования спора путем обращения к комиссии, задачей которой является установление фактов и разработка предложений по урегулированию спора. Исторически процедура примирения возникла несколько позже обследования, поэтому ее считают дальнейшим этапом в развитии практики международных следственных комиссий. Одним из первых международных договоров, предусматривавшим обращение к согласительной комиссии, явился договор США и Великобритании от 11 января 1909 г. о пограничных водах между Соединенными Штатами и Канадой. Порядок создания и деятельности согласительной комиссии подробно регламентируется в Акте о мирном разрешении международных споров 1928 г., пересмотренном Генеральной Ассамблеей ООН в 1949 г.

Международные согласительные комиссии, так же как и международные следственные комиссии, образуются самими спорящими сторонами на паритетных началах, с привлечением, в случае необходимости, представителей стороны, не участвующей в споре. Выводы и рекомендации согласительной комиссии не имеют обязательного характера для сторон, участвующих в споре.

Международный арбитраж.

Международный арбитраж – это организованное на основе соглашения (компромисса, арбитражной оговорки или арбитражного договора) между спорящими государствами разбирательство спора либо отдельным лицом (арбитром, третейским судьей), либо группой лиц (арбитрами, третейскими судьями), решения которых обязательны для сторон.

Существует два вида международных арбитражных органов: постоянный арбитраж (Постоянная Палата третейского суда в Гааге, учрежденная в 1901 году и существующая до сих пор, которая представляет собой перечень арбитров, отобранных заранее на случай необходимости, из которых по соглашению спорящих сторон в каждом отдельном случае может образовываться третейский суд); арбитражи adhoc (создаются для рассмотрения конкретного спора между государствами).

В состав арбитражей входят арбитры от спорящих сторон и от нейтральной третьей стороны. Спорящие стороны сами определяют компетенцию арбитража, ограничивая ее рамками предмета своего спора.

Судебное разбирательство.

Если несудебное разрешение международного спора оказалось неэффективным, спорящим сторонам либо третьей стороне необходимо прибегнуть к судебному разбирательству. Судебный процесс должен быть последним этапом в применении мирных способов урегулирования международных споров.

Судебное разбирательство сходно с арбитражным тем, что выносимое им решение является окончательным и юридически обязательным для сторон в споре. Различие между ними заключается в порядке образования суда, его функционирования и т. д.

Первым международным судебным органом была Постоянная Палата международного правосудия, которая действовала в соответствии со Статутом, принятым Ассамблеей Лиги Наций в 1920 году. Палата прекратила свое существование в 1946 году, когда все судьи Палаты подали Генеральному Секретарю ООН заявление об отставке в связи с учреждением Международного суда ООН, который и является до сегодняшнего времени основным судебным органом международного сообщества и ООН. Правовое положение Международного суда ООН регламентируется главой XIV Устава ООН и Статутом Международного суда. Его основная функция – разрешение споров между государствами по их инициативе. Решение Международного суда ООН является обязательным для государств, участвующих в деле и согласившихся на юрисдикцию Суда. Государства – члены ООН являются ipsofacto участниками Статута. Государства, не являющиеся членами ООН, также могут стать участниками Статута на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей ООН, по рекомендации Совета Безопасности ООН. Такими участниками Статута являются, например, Лихтенштейн, Сан-Марино, Швейцария. Обращение к Международному Суду ООН является факультативным для государств, т.е. государства передают спор на его разрешение на основании заключенного между ними соглашения – компромисса. Однако, ряд государств, в том числе и Россия, по некоторым международным договорам признают юрисдикцию Суда в качестве обязательной. Так, в 1989 году СССР принял обязательную юрисдикцию Суда в отношении шести конвенций по правам человека без оговорок. В середине 1989 года СССР и США приняли обязательную юрисдикцию Суда по спорам, касательно интерпретации семи международных договоров о международном терроризме и торговле наркотиками.

Помимо Международного Суда ООН существуют специальные международные суды, создаваемые на основе международных соглашений. К таковым относятся: Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 году на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, распространяющий свою юрисдикцию на все случаи толкования и применения этой Конвенции; Суд Европейских Сообществ; Межамериканский Суд по правам человека; Суд Восточно-Африканского сообщества; Экономический Суд СНГ.

Мирное урегулирование споров международными организациями и органами.

С возрастанием значения международных организаций в международных отношениях увеличивается и их роль в мирном урегулировании межгосударственных разногласий. Организация Объединенных Наций и региональные международные организации призваны способствовать мирному разрешению спора, если оказалось, что спорящие стороны не сумели разрешить его самостоятельно при помощи мирной процедуры.

П. 1 ст. 1 Устава ООН предусматривает, что ООН проводит «… мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Особые полномочия по разрешению споров имеет Совет Безопасности ООН, так как именно на него возложена ответственность за поддержание мира и безопасности. Совет Безопасности ООН рассматривает любой спор или ситуацию, которая способна привести к международным трениям, для определения того, не может ли продолжение спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности. По результатам такого рассмотрения Совет Безопасности может: потребовать от сторон разрешения спора при помощи мирных средств (п. 2 ст. 33 Устава ООН); рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования (п. 1 ст. 36 Устава ООН); рекомендовать подходящие условия разрешения спора (п. 2, ст. 37); делать спорящим сторонам в любом споре рекомендации по их просьбе с целью мирного урегулирования спора (ст. 38 Устава ООН).

Для предотвращения ухудшения ситуации в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии Совет Безопасности может “потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными” (ст. 40 Устава ООН). Эти временные меры не должны наносить ущерб правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон. К временным мерам, используемым в практике ООН, относятся, в частности, создание полностью или частично демилитаризованных зон, проведение временных демаркационных линий, отвод войск, замораживание притязаний сторон.

Если стороны урегулировали спор после передачи его в Совет Безопасности ООН, то Совет Безопасности прекращает дело. Однако, сами стороны не вправе самостоятельно прекратить спор в Совете Безопасности ООН.

Генеральная Ассамблея ООН также может рассматривать международные споры и давать рекомендации по просьбе любого члена ООН, государств – не членов или Совета Безопасности ООН (п. 2 ст. 11 Устава ООН).

Значительная роль в урегулировании международных споров на основании ст. 98 Устава ООН принадлежит Генеральному Секретарю ООН, который выполняет функции, возлагаемые на него Генеральной Ассамблеей ООН и Советом Безопасности. Согласно ст. 99, он “имеет право доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности”. Оказание добрых услуг и посредничества Генеральным секретарём ООН имеет важное значение в решении региональных проблем.

Глава VIII Устава ООН предусматривает возможность существования региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Организации. К региональным структурам, в компетенцию которых входит мирное урегулирование международных споров, относятся ОАГ, ЛАГ, ОАЕ, ОБСЕ.

Основная литература

1. Международное публичное право: учебник для вузов / [Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев и др.]; отв. ред. К.А. Бекяшев; Московская государственная юридическая академия. Москва: Проспект, 2010 -2011 г.

2. Международное право: учебник для вузов /П.Н. Бирюков. М.: Юрайт, 2011.

Дополнительная литература

3.Беннис Филлис. Империя против ООН. Соединенные Штаты подрывают международное право // МЖМП. 2000. № 4.

4.Бараташвили Д.И. Принцип суверенного равенства государств в международном праве. М., 1978.

5.Вне конфронтации. Международное право после холодной войны /Сб.статей. М., 1997.. С. 77-97.

6.Захарова Н.В. Выполнение обязательств, вытекающих из международного договора. М., 1987.

7.Клименко Б.М. Мирное разрешение территориальных споров. М., 1982.

8.Кожевников Ф.И., Шармазанашвили Г.В. Международный Суд ООН. М., 1971.

Интернет ресурсы:

1. www.un.org – (сайт ООН);

2.http://www.osce.ru – официальный сайт Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

3.http://www.icj-cij.org – официальный сайт Международного Суда ООН

4.http://www.itlos.org – официальный сайт Международного Трибунала по морскому праву

5.http://www.eisil.org – электронная справочная система по международному праву




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.