Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неаполитанская шк. живописи

Если в эпоху Возрождения главные роли в искусстве Италии играли флорентийская и венецианская школы живописи, то в следующем столетии ведущие партии принадлежали уже римским и неаполитанским художникам. В числе почитателей последних были и правители Флоренции - Медичи. До XVII столетия художественные связи между Флоренцией и Неаполем были немногочисленны и непрочны. В этом же столетии не только коллекционеры Флоренции, но и ее художники оценили мастерство неаполитанцев.

Около 1610 года Неаполь являлся самым важным южным городом в Европе, с населением, в три раза превышающим население Рима. Несмотря на всю свою краткость, пребывание Караваджо в Неаполе производит переворот в неаполитанской живописи. Испанские вицекороли города находятся в постоянных поисках его работ, чтобы переправить их в свои испанские дворцы.

Переезжают в Неаполь и фламандские художники Луи Финсон и Абрахам Винк, чтобы скопировать произведения Караваджо, прежде чем отправиться во Францию, а затем - во Фландрию.

В середине XVII века в неаполитанской живописи выделилось особенное направление реализма, во многом возникшее благодаря работам испанца Джузепе де Рибера и его последователей. Неаполь был тогда испанским владением.

Реализм, пробужденный Караваджо, довел до совершенства великий испанец Джузепе де Рибера (около 1588-1652), прозванный ло Спаньолетто. Он многим обязан Караваджо, от которого взял хроматическую гамму и приемы расположения фигур, явившись таким образом стилистическим "связным звеном" между Караваджо и Веласкесом, который был его другом. Почти все картины Рибера были написаны в Неаполе, где он женился в 1616 г., и назначались большей частью для тамошних испанских вице-королей, отсылавших их в Испанию. Написав несколько удачных масляных картин, он обратился сначала к гравированию, которым овладел легко и искусно. (см. вопрос 15)

Благодаря Рибера Неаполь навсегда остался городом искусств. Влияние этого мастера было, однако, сильнее в Испании, чем в Италии.

Аньелло Фальконе (1600-1665) - "оракул битв", являющийся наиболее понятным в некоторых своих гравюрах, и Сальватор Роза имели важное значение как основатели южноитальянской батальной и ландшафтной живописи.

С именем неаполитанца Сальватора Роза (1615—1673) обычно связывают представление о романтическом пейзаже и вообще о своеобразном «романтическом» направлении в живописи 17 века. Популярности Роза немало способствовала его беспокойная бродячая жизнь и мятежный характер, еще больше разукрашенные всевозможными легендами и анекдотами. Талантливый художник-самоучка, он с успехом подвизался как музыкант-импровизатор, актер и поэт. Работая в Риме, он не захотел примириться с художественной диктатурой Бернини, которого осмеивал в стихах и с театральных подмостков, из-за чего был даже вынужден на некоторое время покинуть город.

Живописное творчество Роза очень неровно и противоречиво. Он работал в самых различных жанрах — портретном, историческом, батальном и пейзажном, писал картины на религиозные сюжеты. Многие его произведения находятся в прямой зависимости от академического искусства. Другие, наоборот, свидетельствуют об увлечении караваджизмом. Такова картина «Блудный сын» (между 1639 и 1649 гг.; Эрмитаж), в которой изображен коленопреклоненный пастух рядом с коровой и овцами. Грязные пятки блудного сына, торчащие на переднем плане, живо напоминают приемы Караваджо.

«Романтические» наклонности Роза проявились в его сражениях, сценках военного быта и пейзажах. Особенно характерны его пейзажи с фигурами солдат или бандитов («Трубящий солдат», Рим, галлерея Дориа-Памфили; «Солдаты, играющие в кости», ГМИИ им. А. С. Пушкина). «Романтический» пейзаж Роза вырос на основе академического, с которым его сближают общие приемы композиционного и колористического построения картины (эта близость особенно заметна в многочисленных «Гаванях»). Но, в отличие от академистов, Роза вносит в пейзаж элементы живого, эмоционального восприятия природы, передавая ее обычно как мрачную и взволнованную стихию («Пейзаж с мостом», Флоренция, галлерея Питти; «Прощание Астарты с пастухами», Вена, Художественно-исторический музей). Глухие уголки леса, громоздящиеся скалы, таинственные развалины, населенные разбойниками, — вот его излюбленные темы. Романтическое истолкование пейзажа и жанра в творчестве Роза было своеобразной оппозицией официальному барочно-академическому искусству.

СТАНЦИОНЕ Массимо (1585 - 1656, Неаполь) Один из крупнейших представителей неаполитанской школы первой половины XVII в., Станционе создал оригинальный барочный стиль, имевший широкий резонанс в неаполитанской живописи.

Точкой отсчета его творчества является его пребывание в Риме, где он имел продолжительные контакты с караваджистами. Станционе мог также видеть здесь произведения братьев Карраччи в гал.Фарнезе. Слияние этих двух стилей - караваджистского и болонского и стало главной темой творчества Станционе. Станционе по возвращении в Неаполь создал свой собственный вариант караваджизма. Если его первые произведения (Мученичество св. Агаты, Сцены из жизни Иоанна Крестителя) еще сильно отмечены реализмом, прямо заимствованным у Караваджо, позже реализм уступает место сдержанной элегантности

Светлая и блестящая палитра художника и золотистое освещение создают теплую, чувствительную и, так сказать, предромантическую атмосферу

РЕККО, Джузеппе ( 1634, Неаполь — 1695). Мастер неаполитанской школы XVII в. Работал в Неаполе, Милане, Мадриде. Мастер натюрморта; излюбленным типом композиций Рекко являются натюрморты с рыбой, отличающиеся тонкостью цветовой гаммы и эффектной композицией (Натюрморт с рыбой и раковиной, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж).

Франческо Солимена (1657 – 1747). Его чувствительная, полная игры света живопись представляет неаполитанскую школу на стадии решительного перехода к более легкому стилю XVIII столетия. Итальянский живописец неаполитанской школы. Один из крупнейших мастеров позднего барокко. На формирование Солимены оказала влияние живопись Доменикино, Луки Джордано, Маттио Прети, Джованни Ланфранко, у которых он усвоил приемы барочной живописи. Подражание караваджистским приемам Луки Джордано проявилось в одной из первых самостоятельных работ Солимены — во фресковых росписях церкви Санта Мария донна Реджина (Св. Франциск получает символы священства в присутствии Отца Всевышнего, 1691—1693). Однако в изображении переживаний персонажей ощутима более глубокая эмоциональная трактовка, чем у Джордано, склонного к более поверхностному толкованию религиозных сюжетов.

Первыми крупными работами художника были Падение св. Симона Мага и Обращение Павла (обе — ок. 1690, Неаполь, церковь Сан Паоло Маджоре). Среди сложных многоэтажных архитектурных сооружений, уводящих взгляд смотрящего далеко ввысь, парят маленькие фигурки святых и ангелов.

Караваджистский прием сложной и интенсивной игры пятен света и тени привносит эмоциональную напряженность в композиции алтарных картин (Видение св. Григория Великого, 1680-е; Мучение св. Джустиниани). Уже в этих ранних работах Франческо Солимена проявляет свой незаурядный живописный талант и умение по-своему интерпретировать манеру и приемы интересующих его мастеров.

Солимена играл видную роль в Академии художеств Неаполя. По его инициативе в 1704 в Болонье (в 1733 — в Неаполе) был издан Словарь итальянских живописцев П. А. Орланди, а в 1742 — труд Б. Де Доменичи История неаполитанской живописи.

Автор труда о мастерах Неаполя Б. Де Доменичи назвал искусство Солимены "олицетворением стиля Бурбонов". Высоко ценились современниками портреты кисти Солимены, где подчеркнут аристократизм портретируемых.

Творчество Солимены оказало большое влияние на его учеников, работавших в 1-й пол. XVIII в. в Риме, многие мастера изучали его живопись, с его произведений исполнялись гравюры.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Детальніше розглянемо ці етапи | О защите конкуренции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 2006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.