Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы текущего, промежуточного и итогового контроля




Формами текущего и промежуточного контроля являются реферат, эссе, доклад, тест, аудиторные и домашние контрольные работы, решение ситуационных задач и юридических казусов. Формой итогового контроля является зачет и экзамен.

В процессе подготовки письменной работы (реферата, эссе, контрольной работы) студенты имеют возможность обосновать свое понимание темы, внести свои предложения. При подготовке письменной работы целесообразно придерживаться следующей схемы изучения вопросов:

· уяснение (осмысление), с учетом полученных знаний, избранной темы письменной работы;

· подбор (поиск) необходимой научной, справочной, учебной литературы, статистических и социологических сведений, законодательных и иных нормативных правовых актов, а также иных источников;

· анализ и систематизация собранных по теме работы материалов;

· подготовка плана написания работы;

· написание текста работы в объеме, определяемом видом работы: реферат – 10-15 страниц; эссе – 7-8 страниц; контрольная работа – 3-5 страница; доклад – 2-3 страницы;

· оформление рукописи работы в соответствии с предъявляемыми требованиями (оформление титульного листа, сносок, библиографии);

· устная проработка подготовленной работы (необходима для доклада, защиты реферата и т.п.).

При сборе материалов для написания письменной работы важно ориентироваться как на современные новейшие нормативные источники (использование нормативных актов в последней редакции), так и на предшествующее законодательство РСФСР, труды ученых советского периода и основные научные исследования последних 10-15 лет, а также зарубежный опыт.

В ходе анализа и систематизации материалов, собранных студентом по теме, намечается структура работы. Целесообразно план работы согласовать с научным руководителем (преподавателем, ведущим занятия по дисциплине), предложив для обсуждения несколько вариантов. В соответствии с согласованным планом осуществляется группировка материалов по главам, параграфам либо по пунктам и их систематизация, т.е. расположение в определенной логической последовательности. Рубрики или иные выделения в тексте должны акцентировать внимание на важных, узловых аспектах темы, выводах, рекомендациях, предложениях.

Написание работы осуществляется самостоятельно путем творческого изложения собранных научных материалов и нормативных источников. При использовании идей, выводов либо текстового материала (цитат) других авторов необходимо делать ссылку на соответствующее издание, где содержатся используемые идеи и материалы. Подготовленная рукопись требует повторного прочтения, критической оценки материала, с целью выявления наиболее слабых, отвлеченно-описательных, недостаточно аргументированных моментов, а также тех частей текста, содержание которых выходит за пределы темы письменной работы. Одновременно осуществляется литературная правка, проверяется правильность написания выходных данных (для научной работы - точное указание фамилии, имени, отчества автора (ов), название научного труда, место издания, название издательства, год издания, номера страниц; для нормативного акта – источник опубликования, год и номер издания, номер статьи. Если нормативный акт опубликован в газете, то указывается ее название, год, день и месяц издания. Уточняется правильность оформления работы, написания научно-справочного аппарата в тексте и в конце письменной работы. Допускаются подчеркивание, выделение отдельных мест полужирным шрифтом либо курсивом.

Письменные работы оформляются на стандартной бумаге формата А4. Текст печатается через полтора интервала и только с одной стороны листа. Сноски оформляются внизу страницы через один интервал. Необходимо соблюдать следующие размеры полей: левое – 30 мм., правое – 15 мм., верхнее и нижнее – 20 мм. Шрифт: Times New Roman. 14 кегль для основного текста и 10 кегль для сносок.

Реферат (доклад) представляет собой обобщенное изложение идей, концепций, точек зрения, выявленных и изученных автором в ходе самостоятельного анализа рекомендованных и дополнительных научных источников, законодательных и иных нормативных правовых актов о предмете исследования, а также предложение на этой основе собственных (оригинальных) суждений, выводов и рекомендаций.

Студент вправе избрать для реферата (доклада) любую тему в пределах программы учебной дисциплины. Важно при этом учитывать ее актуальность, научную разработанность, возможность нахождения необходимых источников для изучения темы реферата (доклада), имеющиеся у студента начальные знания и личный интерес к выбору данной темы.

После выбора темы реферата (доклада) составляется перечень источников (монографий, научных статей, законодательных и иных нормативных правовых актов, справочной литературы, содержащей комментарии, статистические данные, результаты социологических исследований и т.п.). Особое внимание следует обратить на использование законов, иных нормативно-правовых актов, действующих в последней редакции.

Реферат (доклад) - это самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.

Примерные этапы работы над рефератом (докладом):

1. формулирование темы (тема должна быть актуальной, оригинальной и интересной по содержанию).

2. подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 10).

3. составление библиографии.

4. обработка и систематизация информации.

5. разработка плана.

6. написание реферата (доклада).

7. публичное выступление с результатами исследования (на семинаре, на заседании предметного кружка, на студенческой научно-практической конференции, на консультации)

Реферат (доклад) должен отражать:

· знание современного состояния проблемы;

· обоснование выбранной темы;

· использование известных результатов и фактов;

· полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;

· актуальность поставленной проблемы;

· материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.

Защита реферата (выступление с докладом) предполагает предварительный выбор студентом интересующей его темы с учетом рекомендаций преподавателя, последующее глубокое изучение избранной для реферата (доклада) проблемы, изложение выводов по теме реферата (доклада). Выбор предмета и темы реферата (доклада) осуществляется студентом в начале изучения дисциплины. Не позднее, чем за 5 дней до защиты или выступления реферат (доклад) представляется на рецензию преподавателю. Оценка выставляется после защиты реферата (доклада).

Работа представляется в отдельном скоросшивателе. Реферат (доклад) выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4. Поля: верхнее и нижнее – 20 мм., правое – 15 мм., левое – 30 мм.). Текст печатается шрифтом Times New Roman. Размер кегель – 14 кегель. Интервал между строками – полуторный. Текст оформляется на одной стороне листа. Допускается рукописное оформление реферата.

Примерная форма реферата:

1. Титульный лист.

2. План (простой или развернутый с указанием страниц).

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список литературы.

7. Приложения (схемы, графики, рисунки, фото и т.д.).

Примерная форма доклада:

1. Титульный лист.

2. Введение.

3. Основная часть.

4. Заключение.

5. Список литературы.

Титульный лист должен содержать в верхней части полное название вуза (ГОУ ВПО «Кемеровский Государственный Университет»), немного ниже - название факультета (юридический факультет) и кафедры (государственного и административного права), затем указывается вид письменной работы (реферат или доклад) и полное название темы реферата (доклада). Название реферата (доклада) размещается в центральной части или немного выше центральной горизонтальной линии титульного листа. Сведения о фамилии, имени, отчестве автора реферата (доклада), его принадлежности к определенному курсу, группе (указывается ее номер), отделению (дневное) размещаются с правой стороны титульного листа ниже названия темы реферата (доклада). Завершается оформление титульного листа указанием в центре нижней строки места и года подготовки работы (Кемерово, 2011). Реферат (доклад) должен быть подписан студентом (подпись и дата выполнения работы ставятся на последней странице списка использованной литературы).

После титульного листа (вторая страница) размещается план реферата (доклада). План работы отражает основной его материал (введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения) с указанием начальных страниц каждого из них. План реферата (доклада) должен отличать внутреннее единство глав и параграфов, последовательность и логика изложения материала, смысловая завершенность рассматриваемых вопросов. Свидетельством высокой культуры письменной работы является правильное и грамотное оформление ее текста, непременное указание источников ссылок, авторов научных позиций и цитат, последовательное изложение списка использованной литературы.

Введение имеет цель ознакомить с сущностью излагаемого вопроса, с современным состоянием проблемы и ее актуальность. Здесь должна быть четко сформулирована цель и задачи работы. Ознакомившись с введением, читатель должен ясно представить себе, о чем дальше пойдет речь. Объем введения – не более 1 страницы. Умение кратко и по существу излагать свои мысли – это одно из достоинств автора.

В основной части работы должен быть подробно представлен материал, полученный в ходе изучения различных источников информации и литературы. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Ссылки на авторов цитируемой литературы должны быть оформлены в соответствии с предъявляемыми требованиями. В основной части автор освещает основные понятия и положения, которые позволяют раскрыть сущность вопросов темы и вытекают из анализа теоретических источников (научной литературы, статей, концепций, точек зрения), документальных источников, материалов практической деятельности.

Нумерация страниц реферата (доклада) и приложений производится в правом верхнем углу арабскими цифрами без знака «№». Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Страница с планом, таким образом, имеет номер «2».

Заключение должно быть кратким и лаконичным. В этом разделе должна содержаться информация о том, насколько удалось достичь поставленной цели, значимость выполненной работы, предложения по практическому использованию результатов, возможное дальнейшее продолжение работы.

Список литературы содержит те источники информации, которые имеют прямое отношение к работе и использованы в ней. При этом в самом тексте работы должны быть обозначены номера источников информации, под которыми они находятся в списке литературы, и на которые ссылается автор. Эти номера в тексте работы заключаются в квадратные скобки, рядом через запятую указываются страницы, которые использовались как источник информации. В списке литературы эти квадратные скобки не ставятся. Оформляется списокиспользованной литературы со всеми выходными данными. Он оформляется по алфавиту и имеет сквозную нумерацию арабскими цифрами.

Приложения (схемы, графики, рисунки, фото и т.д.) являются иллюстрациями к работе, поэтому им могут быть отведены отдельные страницы. В этом случае они (иллюстрации) оформляются как приложение и выполняются на отдельных страницах. Нумерация приложений производится в правом верхнем углу арабскими цифрами без знака «№».

Защита реферата (доклада) продолжается в течение 5-10 минут по плану. Выступающему студенту, по окончании представления реферата (доклада), могут быть заданы вопросы по теме реферата (доклада).

Подготовка реферата (доклада) предполагает хорошее знание студентом материала по избранной теме, а если проблема носит комплексный характер, то и по смежным темам, наличие определенного опыта умелой передачи его содержания в письменной и устной форме, умение делать обобщения и логичные выводы. При этом в одних случаях для подготовки реферата (доклада) достаточно нескольких источников, в других – требуется изучение значительного числа монографий, научных статей, справочной литературы.

В реферате (докладе) желательно раскрыть содержание основных концепций, наиболее распространенных позиций ученых, а также высказать свое аргументированное мнение по важнейшим проблемам данной темы. Реферат (доклад) должен носить творческий, поисковый характер, содержать элементы научного исследования.

Рекомендуемый объем реферата 10 - 15 страниц компьютерного (машинописного) текста, доклада – 2-3 страницы.

Курсовой реферат представляется на кафедру в срок, установленный учебным графиком, но не позднее, чем за 15 дней до экзамена. Реферат считается принятым при его положительной оценке преподавателем либо рецензентом, назначенным кафедрой. Непредставление реферата или заменяющей его письменной творческой работы (эссе) свидетельствует о невыполнении студентом учебного плана по Информационному праву и может служить основанием для не допуска студента к экзамену по этой учебной дисциплине.

Студент вправе подготовить вместо реферата письменную творческую работу (эссе). Эссе – в переводе с французского - essai- очерк, проба, попытка. Эссе по проблематике информационного права представляет собой небольшую, свободного изложения творческую работу, выражающую мнение автора о сущности проблемы. Работа может иметь научный, философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический или чисто беллетристический характер; образность, афористичность, разговорная интонация работы; отсутствие задачи на исчерпывающую трактовку предмета изложения.

Эссе может быть подготовлено в устной или письменной форме. В устной форме подготовленный материал излагается на семинарском занятии. Оцениваются как содержание и глубина анализа проблемы, так и стиль изложения материала: знание и свободное владение научными и нормативными источниками; умение выделить актуальные проблемы и общие закономерности; показ навыков сопоставления и логической увязки государственных решений, законодательных установлений и конкретных практических проблем их реализации; профессионально-юридический характер изложения материала и его аргументированность; яркость, образность, грамотность подачи материала.

В письменном виде объем эссе, как правило, не превышает 5-6 страниц текста и представляется для проверки и оценки преподавателю, который в данной группе проводит семинарские занятия. Тема эссе может быть выбрана студентом как из предлагаемого и рекомендованного кафедрой перечня вопросов для рефератов, докладов и эссе, так и самостоятельно может быть предложена автором эссе, исходя из его желания и научного интереса. Новая тема либо освещение новых аспектов одной из предлагаемых кафедрой тем может быть выбрана студентом также и по согласованию с преподавателем.

Домашняя контрольная работа форма самостоятельной работы студента по подготовке письменной работы либо по теме и вопросам, предлагаемой преподавателем, либо по одной из тем, предлагаемых кафедрой. Выполнение этой работы предполагает обстоятельное изложение теории вопроса домашнего задания, сравнительный анализ законодательных положений, регулирующих данный вопрос в развитии, предложения и рекомендации автора по проблемам дальнейшего совершенствования законодательства. По своему объему, форме подготовки и по содержанию домашнее задание приближается к требованиям, предъявляемым к реферату.

Если в установленный учебным планом срок студент не подготовил устного выступления и не представил творческую работу в письменном виде, то он признается не выполнившим учебный план по информационному праву и может быть не допущен к экзамену по данной учебной дисциплине.

Контрольная работа выполняется в форме письменного ответа на вопрос задания или решения задачи (юридического казуса). Содержание подготовленного студентом ответа на поставленный вопрос должно показать знание автором теории вопроса и практического ее разрешения. Структура (план) контрольной работы может иметь необходимую рубрикацию, позволяющую акцентировать внимание на узловых вопросах темы.

Объем контрольной работы, выполняемой в процессе аудиторных занятий, может составлять до 5 страниц рукописного текста. Объем контрольной работы, выполняемой в форме домашнего задания, как правило, не должен превышать 8 – 10 страниц рукописного либо 5 – 7 страниц печатного текста. Машинописный вариант контрольной работы должен соответствовать по оформлению требованиям, предъявляемым к реферату.

Контрольные работы не должны быть частыми. Достаточно 2 контрольных работ за семестр (одна домашняя и одна аудиторная).

Каждый учебный семестр заканчивается аттестационными испытаниями: зачетно-экзаменационной сессией.

Дисциплина «Уголовное право» заканчивает сдачей зачета в зимнюю сессию и экзамена в летнюю сессию.

Подготовка к экзаменационной сессии и сдача зачетов и экзаменов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все курсовые и контрольные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса.

Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал, что, зачастую, оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени и сложности решаемой задачи. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш - отчисление из учебного заведения.

Словарь терминов и персоналий

1. Уголовное право как отрасль права – это система уголовно-правовых норм, устанавливающих круг преступных деяний и регулирующих вопросы, связанные с уголовной ответственностью виновных за содеянное.

2. Уголовное право как наука – система теоретических взглядов на преступление и наказание в их историческом развитии.

3. Принципы уголовного права – это выраженные в уголовном законодательстве требования к законотворческой, правоприменительной деятельности и к поведению граждан, обусловленные указаниями международно-правовых актов о правах человека, Конституции Российской Федерации, а также задачами борьбы с преступностью, и представляющие собой положения, определяющие содержания всей или значительной совокупности правовых норм и интегрирующие их в единую систему уголовного права.

4. Уголовный закон – это принятый высшим органом государственной власти нормативно-правовой акт, содержащий юридические нормы, определяющие круг преступных деяний и регулирующие вопросы, связанные с уголовной ответственностью за содеянное.

5. Экстерриториальность – это исключение из юрисдикции того государства, на территории которого было совершено преступление.

6. Обратная сила уголовного закона – это распространение действия нового уголовного закона на преступления, совершенные до его вступления в силу.

7. Уголовная ответственность – это результат основанного на уголовном законе порицания (отрицательной оценки) со стороны государства преступления и лица, его совершившего, который выражается в осуждении лица путем вынесения обвинительного приговора, а также в назначении и исполнении наказания или иной меры уголовно-правового характера.

8. Преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

9. Единичное преступление – это одноактное или многоактное общественно опасное деяние, характеризующееся единством объективных признаков, внутренней взаимосвязью действий (во многоактном деянии), единством вины, единством цели (в умышленных преступлениях), типичными социальными свойствами, предусмотренное уголовно-правовой нормой в качестве одного состава преступления

10. Длящееся преступление – это такое преступление, которое начинается с акта противоправного действия или бездействия и, не оканчиваясь этим моментом, непрерывно осуществляется, образуя преступное состояние лица, до момента его прекращения по воле лица или вопреки ей.

11. Продолжаемое преступление – это такое преступление, которое слагается из двух или нескольких юридически тождественных действий, каждое из которых, взятое изолированно, может рассматриваться в качестве преступления или проступка, но в целом они представляют одно преступление благодаря единству умысла и общности цели (в умышленных преступлениях) или единству вины (в неосторожных преступлениях).

12. Составное преступление – это единое преступление, складывающееся из двух и более самостоятельных (если рассматривать их изолированно) простых преступлений, посягающих на два или несколько объектов, но в силу их взаимосвязи рассматриваемых Уголовным кодексом как одно преступление.

13. Преступления небольшой тяжести – это умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает двух лет лишения свободы.

14. Преступления средней тяжести – это умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, превышает два года лишения свободы.

15. Тяжкие преступления – это умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.

16. Особо тяжкие преступления – это умышленные деяния, за совершение которых уголовным кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

17. Совокупность преступлений – это совершение лицом двух или более преступлений, ни за одно из которых лицо не было осуждено.

18. Рецидив преступлений – это совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление.

19. Состав преступления – это совокупность объективных и субъективных признаков, позволяющих характеризовать деяние как преступление.

20. Основной состав – это состав преступления без отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств.

21. Квалифицированный состав – это состав преступления с отягчающими ответственность обстоятельствами.

22. Привилегированный состав – это состав преступления со смягчающими ответственность обстоятельствами.

23. Субъект преступления – это физическое вменяемое лицо, достигшее установленного законом возраста.

24. Специальный субъект преступления – это физическое лицо, обладающее помимо возраста и вменяемости дополнительным признаком (признака-ми).

25. Вменяемость – это способность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими.

26. Невменяемость – это неспособность лица осознавать фактический ха-рактер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

27. Объект преступления – это общественные отношения, блага (интересы), охраняемые уголовным законом, на которые посягают преступления.

28. Предмет преступления – это материальное образование объективно существующего мира, воздействуя на которое преступник причиняет вред объекту.

29. Объективная сторона преступления – это процесс общественно опасного и противоправного посягательства на охраняемые законом интересы, рассматриваемый с его внешней стороны, с точки зрения последовательного развития тех событий и явлений, которые начинаются с преступного действия (бездействия) субъекта и заканчиваются наступлением преступного результата.

30. Субъективная сторона преступления – это психическое отношение лица к совершаемому деянию и его последствиям, получающее свое выражение в соответствующей форме вины, а также в мотиве и цели общественно опасного посягательства.

31. Вина – это психическое отношение лица к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности.

32. Прямой умысел – разновидность вины, при которой лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

33. Косвенный умысел – разновидность вины, при которой лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

34. Преступное легкомыслие – разновидность вины, при которой лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

35. Преступная небрежность – разновидность вины, при которой лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть последствия.

36. Сложная форма вины – это сочетание умысла и неосторожности в рамках одного состава преступления.

37. Казус (случай) – это невиновное причинение вреда.

38. Приготовление к преступлению – приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

39. Покушение на преступление – умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

40. Добровольный отказ от преступления – это прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца.

41. Соучастие в преступлении – это умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления.

42. Эксцесс исполнителя – это совершение исполнителем преступления действий, которые не охватывались умыслом других соучастников.

43. Необходимая оборона – правомерная защита от общественно опасных посягательств путем причинения вреда посягающему.

44. Превышение пределов необходимой обороны – совершение умышленных действий, явно не соответствующих характеру и степени опасности посягательства.

45. Мнимая оборона – это защита от несуществующего в действительности посягательства.

46. Наказание – это мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицу, совершившему преступление, заключающаяся в лишении или ограничении прав и свобод этого лица, порождающая судимость.

47. Цели наказания – результат, к достижению которого стремится государство, устанавливая и применяя уголовные наказания к лицам, совершившим преступления.

48. Исправление осужденного – это формирование у него уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

49. Общая превенция – предупреждение совершения преступлений со стороны лиц, еще не совершавших преступлений.

50. Частная превенция – предупреждение совершения новых преступлений со стороны лиц, уже совершивших преступление.

51. Штраф – денежное взыскание, назначаемое судом в случаях и пределах, установленных законом.

52. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – это запрещение занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления, либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

53. Обязательные работы – выполнение осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.

54. Ограничение свободы – содержание осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

55. Арест – наказание, заключающееся в строгой изоляции осужденного от общества на срок от одного до шести месяцев.

56. Лишение свободы – это изоляция осужденного на установленный приговором суда срок в специально предназначенных для этого учреждениях.

57. Общие начала назначения наказания – это предусмотренные уголовным законом отправные положения, которыми должен руководствоваться суд, назначая наказание лицу, виновному в совершении преступления.

58. Обстоятельства, смягчающие наказание, – это факторы, снижающие степень общественной опасности совершенного преступления или лица, его совершившего, и потому влияющие на наказание, либо влияние их на наказание обусловлено требованиями гуманизма.

59. Обстоятельства, отягчающие наказание, - это факторы, повышающие степень общественной опасности совершенного преступления или лица, его совершившего, и потому влияющие на наказание виновного лица.

60. Давность – это истечение определенных сроков, исключающих при наличии указанных в законе обстоятельств уголовную ответственность лица, совершившего преступление, или исполнение назначенного судом наказания.

61. Освобождение от уголовной ответственности – это основанный на законе отказ соответствующего государственного органа от отрицательной оценки преступления и лица, его совершившего, выражаемой в обвинительном приговоре, от назначения виновному наказания или иной меры уголовной ответственности.

62. Освобождение от наказания – это осуществляемое судом освобождение лица, привлеченного к уголовной ответственности, от несения наказания полностью или частично при наличии предусмотренных уголовным законом оснований.

63. Судимость – это такое правовое положение лица, которое создано фактом осуждения его за совершение преступления к какому-либо наказанию и связано с наступлением для него определенных негативных правовых последствий.

64. Амнистия – это акт высшего органа государственной власти, ко-торый, не отменяя уголовного закона, карающего за те или иные преступления, освобождает полностью или частично от уголовной ответственности или наказания, либо заменяет наказание другим, более мягким, или иным образом облегчает положение лица, совершившего преступление.

65. Помилование – это осуществляемый Президентом Российской Федерации акт освобождения от дальнейшего отбывания наказания или смягчения назначенного наказания, или снятия судимости, который касается конкретного лица.

66. Несовершеннолетний в уголовном праве - лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ В ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ УГОЛОВНОГО ПРАВА

 

1. Аборт – искусственное прерывание беременности в случаях и в соответствии с правилами, установленными органами здравоохранения.

2. Антиобщественные действия – систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

3. Аффект – состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения.

4. Бандитизм – создание устойчивой, вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой (бандой).

5. Беспомощное состояние – означает, что лицо не может осознавать происходящего с ним вследствие малолетия, глубокого сна, сильного опьянения, обморока и т.д. либо не может оказать сопротивление из-за отсутствия физической возможности (престарелый возраст, тяжкое заболевание и т.д.)

6. Вред здоровью легкий – кратковременное расстройство здоровья или незначительная стойкая утрата общей трудоспособности

7. Вред здоровью средней тяжести – не опасный для жизни человека, но вызвавший длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

8. Вред здоровью тяжкий – опасный для жизни человека или повлекший за собой потерю зрения, речи, слуха или какого-либо органа либо утрату органом его функций, или выразившийся в неизгладимом обезображивании лица, а также соединенный со значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть или полной утратой профессиональной трудоспособности, либо повлекший за собой прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией.

9. Вымогательство – требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких.

10. Геноцид – действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного восприятия деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы

11. Грабеж – открытое хищение чужого имущества.

 

12. Должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

13. Другие механические транспортные средства – троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.

14. Жестокое обращение – проявляется как в действии так и в бездействии. Оно может выражаться в физическом воздействии на потерпевшего (нанесение вреда здоровью различной тяжести) либо в отказе в крове, пище, необоснованном увольнении с работы, сообщении сведений жене (мужу) о намерении бросить семью и других видах физического либо психического воздействия на потерпевшего, которое послужило причиной самоубийства либо покушения на него.

15. Захват заложника – захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника.

16. Изнасилование – половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей.

17. Исполнитель преступления – лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами, а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств.

18. Истязание – причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями.

19. Кража – тайное хищение чужого имущества.

20. Мошенничество – хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

21. Невменяемость – не возможность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.

22. Незаконное производство аборта – производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля.

23. Пиратство – нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения.

 

24. Побои – нанесение потерпевшему многократных ударов, следствием которых могут быть царапины, поверхностные ссадины на коже, небольшие ранки, кровоподтеки. Они причиняют физическую боль, но не относятся к легкому вреду здоровья.

25. Присвоение или растрата – хищение чужого имущества, вверенного виновному.

26. Разбой – нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.

27. Самоуправство – самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным актом установленному порядку совершения каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред.

28. Служебный подлог – внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющегося должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержания, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.

29. Террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях

30. Убийство – умышленное причинение смерти другому человеку.

31. Халатность – неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.122 сек.