Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество и природа

Тема 2. Общество и общественные отношения

 

1. Понятие «общество», его многогранность

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

В философской науке предлагается много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой‑либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого‑либо народа или страны.

В широком смысле обществоэто обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

 

Исходя из определения общества в его широком смысле особое внимание следует обратить на взаимосвязь общества и природы. Что такое природа?

Понятие «природа», как и понятие «общество», имеет несколько значений. В наиболее общем смысле природа трактуется как совокупность всего сущего, за исключением духовной жизни людей (не случайно долгое время научное знание подразделялось на «науки о природе» и «науки о духе»). С этой точки зрения материальная сторона жизни общества также является частью природы и во многом развивается по общим с ней законам. Отсюда — попытки мыслителей XIX в. проводить при изучении общества прямые аналогии с живой природой: общество подобно живому организму, каждая часть которого (его институт) выполняет определенную функцию, в обществе, как и в природе, идет борьба за существование, в которой выживает сильнейший, и т. п. Но со временем под природой в обществознании стали понимать естественную среду окружения человека, существующую наряду с социальной средой. При таком толковании и общество, и природа являются двумя относительно самостоятельными «жизненными мирами», в которых существует человек.

В чем состоит обособление общества и природы? Прежде всего, в том, что в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. В обществе действуют закономерности, не присущие развитию природы (например, закон ускорения общественного развития). Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам.

Есть и еще одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры. Само слово «культура» в наиболее широком смысле означает все созданное человеком: это сотворенная человеком «вторая природа», которая как бы надстроена над естественной природой.

Долгое время природная и социальная среды в сознании человека были нераздельны. Социальные отношения понимались людьми как естественные условия их существования. Сложившиеся обычаи воспринимались как непреложная данность, проявление естественного порядка вещей. В эпоху Средневековья происходит разграничение социального (деятельность людей, направляемая их сознанием и волей), природного (естественная необходимость) и Божественного (предопределение свыше). Эти миры располагались в строгой иерархии: на вершине — мир Божественного, за ним — социального и, наконец, «косная природа».

В Новое время с началом индустриализации утверждается потребительское отношение людей к природе. Опасное для жизни человека загрязнение окружающей среды, постепенное исчерпание природных ресурсов вызвали экологический кризис, создали угрозу самому существованию человека.

Социальная среда и сегодня воспринимается человеком как более значимая. Однако постепенно преодолевается упрощенно технократический подход к природе и ее роли в развитии общества. Природа предстает сложной и разнообразной, требующей от человека приспособления к ее ритмам, бережного к ней отношения. На первый план выходит неразрывная связь природы и общества, которая сохраняется и в условиях постиндустриального общества.

С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов. С другой стороны, общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует как о благоприятном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, так и о пагубных ее последствиях. Так, в свое время были осушены болотистые топи вокруг Флоренции, ставшие затем цветущими землями.

Таким образом, говоря об обособлении общества от природы, имеется в виду его качественная специфика, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития.

 

3. Системное строение общества

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система (от греч. «целое», «составленное из частей») понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Главное значение приобретают связи и отношения между его частями. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, которые обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях.

Элементами общества надо считать любое индивидуальное образование – от отдельного человека до социальных слоев и классов, а его подсистемами – совокупность образований, наделенных признаками системы, в частности: социальные институты и сферы общества.

Социальный институт можно рассматривать как устойчивую совокупность людей, групп, организаций, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных норм, правил, стандартов поведения.

Институты существуют в политике, экономике, культуре. Их возникновение и формирование происходило исторически, их наличие делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым.

Главная функция социальных институтов – удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества.

Выделяют четыре основных социальных института:

1) институт семьи и брака (функция удовлетворения потребностей в воспроизводстве людей)

2) экономические институты, производство (функция удовлетворения потребности в добывании средств существования)

3) политические институты, государство (функция удовлетворения потребности в безопасном и социальном порядке)

4) духовные институты – церковь, образование (функция удовлетворения потребности в решении духовных проблем: воспитания, разработки и передачи знаний между поколениями и т.д.)

Рассмотрим более подробно понятие социального института общества на примере семьи. Создание семьи — одна из фундаментальных потребностей человека. Вместе с тем семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и многие другие. Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение. Родители (или один из них) обеспечивают средства к существованию, ведут домашнее хозяйство, занимаются детьми. Дети учатся, помогают по дому. Такое поведение регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами — традициями, правом, моралью. Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших. Закон закрепляет ответственность и обязанности супругов по отношению друг к другу, к детям; совершеннолетних детей к престарелым родителям. Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе обрядами. Например, во многих странах брачный ритуал включает обмен супругов обручальными кольцами. В семье происходит первичная социализация – усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.

Наряду с социальными институтами к важнейшим компонентам общества как системы относятся сферы общественной жизни.

У исследователей нет единства по вопросу о том, какие сферы общественной жизни следует выделять. Каждая из сфер охватывает определенный круг общественных отношений и социальных институтов, соответствует тем или иным функциям, которые приходится выполнять обществу. Некоторые подразделяют общество всего на две сферы — материальную и духовную; к первой относят экономику и производство, ко второй — науку и культуру. Наибольшее распространение получило выделение экономической, духовной, социальной и политической сфер жизни общества.

Экономическая сфера охватывает отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Важнейшая функция здесь — взаимодействие общества как системы с внешней природной средой: приспособление к ней (адаптация) и ее преобразование.

Социальная сфера включает отношения между различными социальными общностями и группами. Она призвана объединять, интегрировать общество на основе соотнесения и учета интересов различных групп.

Политическую сферу образуют отношения гражданского общества, политических партий и государства. Назначение сферы политики — осуществлять руководство и управление.
Духовная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. Через нее осуществляется такая важная функция общества, как поддержание определенных ценностей, норм человеческого общежития.

В обществе нет господствующей или доминирующей сферы. Каждая из них оказывает равное влияние. Сферы жизни общества как части единой системы неразрывно связаны между собой, изменения в одной влекут, как правило, изменения в другой.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кризис общества и государства | Компьютерные вирусы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.