Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается. 2 страница




________________
1 См. также: информационно-аналитический материал «О проведении местных референдумов в ходе реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2004–2005 годах // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 5 (196). С. 62–63.

4. Референдум по своей природе и порядку инициирования определенного круга вопросов может быть как обязательным, когда законодательство определяет вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум, так и факультативным, когда законодательство предусматривает вынесения на референдум иных вопросов по исключительно инициативе соответствующих субъектов права на референдум. Обязательные референдумы проводятся, когда соответствующее решение может быть принято только путем референдума.

Например, в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» обязательным является референдум Российской Федерации: а) по проекту новой Конституции Российской Федерации, если с такой инициативной выступит Конституционное Собрание; б) по проекту нормативного акта или вопроса, обязательное вынесение которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. Проведение референдума Российской Федерации по иным вопросам зависит от наличия установленной федеральным конституционным законом инициативы иных субъектов права на референдум. Так, согласно пункту 5 статьи 7 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» повторный референдум Российской Федерации не проводится в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса. В этом случае возможность проведения повторного референдума Российской Федерации (по истечении указанного в статье 7 срока и по своему правовому статусу) зависит от инициативы уполномоченных на то субъектов права на референдум. Кроме того, в статье 83 вышеуказанного Федерального конституционного закона также содержится положение о том, что решение, принятое на референдуме Российской Федерации может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения. Применительно к этому положению необходимо подчеркнуть, что правовая природа данного референдума Российской Федерации – скорее смешанная, обязательно-факультативная, чем факультативная, так как для отмены или изменения прежнего решения необходимо обязательное проведение нового референдума Российской Федерации.

В комментируемом пункте субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предоставлено право определять вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум. Так называемые факультативные референдумы (в отличие от обязательных) проводятся по тем вопросам, которые государственные органы, органы местного самоуправления или сами граждане считают необходимым вынести на голосование, тогда как обязательные референдумы проводятся в четко установленных законом случаях (см. комментарий к пункту 6 статьи 73).

5–7. В комментируемых пунктах установлены требования, предъявляемые к вопросам, выносимым на референдум.

Во-первых, они не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии таких прав и свобод (пункт 5). В основу данного требования заложены конституционные принципы: в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации); не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46–54, 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации. В демократическом правовом государстве высшей ценностью являются человек, его права и свободы (статья 2 Конституции Российской Федерации). Общепризнанные права и свободы человека и гражданина содержатся в Конституции Российской Федерации, закреплены в международных документах ООН, Совета Европы, Содружества Независимых Государств.

Во-вторых, вопросы референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, а вопросы, выносимые на местный референдум, – также законодательству субъекта Российской Федерации (пункт 6). В законах большинства субъектов Российской Федерации о референдумах такое требование уже содержится.

В-третьих, вопрос референдума должен быть сформулирован так, чтобы исключалась: 1) возможность его множественного толкования, т.е. на него можно было дать лишь однозначный ответ; 2) неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (пункт 7). Требования, предъявляемые к формулировке вопроса, обусловлены правом выбора для голосующего только между двумя вариантами волеизъявления: «Да» или «Нет». Формулировка вопроса должна быть ясной и однозначной, не содержащей взаимоисключающих положений либо различных положений, с одними из которых участник референдума может быть согласен, а с другими – нет.

Положение об исключении неопределенности правовых последствий принятого на референдуме решения обеспечивает действие статьи 73 комментируемого Федерального закона, согласно которой решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

8. Комментируемый пункт предусматривает ограничение предмета референдума субъекта Российской Федерации и местного референдума. Необходимость ограничения круга вопросов, выносимых на референдум, обоснована прежде всего тем, чтобы избежать превращения референдумов в дестабилизирующий фактор в обществе и государстве. Перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум, является закрытым, исчерпывающим и не предполагает его расширения или сужения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

а) данное ограничение обусловлено тем, что каждая форма непосредственной демократии имеет собственное предназначение в системе народовластия, и реализация одной из них не должна препятствовать осуществлению других, необоснованно замещать их. Референдум как высшее непосредственное выражение власти народа, по смыслу Конституции Российской Федерации, не может быть направлен на отрицание состоявшихся законных свободных выборов, также являющихся высшим непосредственным выражением власти народа, поскольку фактически это приводило бы к пересмотру их итогов и, как следствие, к нарушению стабильности и непрерывности функционирования органов публичной власти. Запретом выносить на референдум вопросы о досрочном прекращении полномочий и о досрочных выборах органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления не ограничивается право граждан на осуществление контроля за деятельностью этих органов в установленных законом формах, включая отзыв населением депутата, если возможность такого отзыва предусмотрена. Установление такого запрета не является неправомерным вмешательством Российской Федерации в сферу ведения ее субъектов, что подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его постановлениях от 16 октября 1997 года и от 10 июня 1998 года. Все эти вопросы относятся к числу конкретных вопросов, связанных со сроком полномочий соответствующих органов. Комментируемым Федеральным законом (пункт 2 статьи 8) не допускается изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий действующих органов или избранных депутатов. Это значит, что вопросы о сроках полномочий могут быть вынесены на референдум с учетом того, что устанавливаемый срок полномочий не может быть более пяти лет и что норма об изменении срока полномочий вступает в силу после истечения срока полномочий действующего органа, а в случаях досрочного прекращения полномочий – после прекращения этих полномочий (пункты 1 и 3 статьи 8);

б–в) органы государственной власти и органы местного самоуправления образуются (создаются) определенным образом (способом) и в определенном порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами. Способами образования (создания) органов могут быть формирование, избрание, назначение, замещение. Законодатель, таким образом, рассматривает вопросы по созданию, образованию органа как вопросы, которые не могут быть предметом референдума. В основу такой позиции положена идея о самостоятельности различных форм прямой демократии (выборы, референдум), каждая из которых имеет свой определенный законодательством предмет. В комментируемых положениях конкретизируется, что на референдум не могут быть вынесены вопросы о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, например, о замещении должностей отдельным лицом или группой лиц, не избираемых путем прямых выборов. Кроме того, вопрос об организационно-правовом механизме формирования персонального состава органов государственной власти, местного самоуправления затрагивается в подпункте «в» комментируемого пункта – это утверждение, назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц, а также дача согласия на их назначение на должность и освобождение от должности. В соответствии с федеральным и региональным законодательством право формирования персонального состава исполнительного органа предоставлено его руководителю. Положение о невозможности вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум вопросов о непосредственном (прямом) избрании на референдуме (а не на выборах) депутатов и должностных лиц основывается, в частности, на постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июня 1998 года 1, в котором сформулирована правовая позиция о том, что каждая форма прямой демократии имеет собственное предназначение в системе народовластия, и реализация одной из них не должна препятствовать осуществлению других, необоснованно замещать их. Понятие «должностное лицо» (применительно к административным правонарушениям) содержится в статье 2.4 КоАП РФ. С учетом экономических изменений в Российской Федерации к должностным лицам приравнены иные лица, выполняющие управленческие функции как на государственных предприятиях, так и в организациях и на предприятиях других форм собственности, а также индивидуальные предприниматели;

__________
1 СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3002.

г) невозможность вынесения на референдум вопросов о принятии или изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации и муниципального образования обусловлена детальностью регулирования этих вопросов в бюджетном законодательстве субъекта Российской Федерации и на уровне местного самоуправления, особенностями бюджетной и финансовой сферах. В конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований принятие бюджета и утверждение отчета о его исполнении находятся в исключительном ведении соответственно законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления. Только эти органы определяют способы решения всех вопросов, требующих затрат, а также доходы и расходы, финансовую базу деятельности всех органов субъекта Российской Федерации и органов муниципального образования. Существует и практическое объяснение рассматриваемого ограничения. Так, если проект бюджета на референдуме будет отклонен, то для нового проекта опять потребуется процедура референдума и, возможно, не одна, что обойдется слишком дорого и надолго оставит субъект Российской Федерации или муниципальное образование без утвержденного бюджета;

д) принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения требует немедленного принятия решения компетентными органами. Проведение же референдума сопряжено с установленными законодательством сроками на различных стадиях при процедуре его назначения и проведения (для регистрации инициативной группы, сбора подписей, если субъектом инициативы выступают граждане). Кроме того, к обстоятельствам, исключающим назначение и проведение референдума, комментируемый Федеральный закон относит условия военного и чрезвычайного положения, которые регулируются соответствующими федеральными конституционными законами (см. пункт 1 статьи 13).

9. Не допускается установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, за исключением указанных в комментируемой статье. Это требование означает, что перечень ограничений по предмету референдума является исчерпывающим и не подлежит расширению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

19. Порядок инициативы проведения референдума гражданами РФ.
6.1.2. Порядок подготовки и проведения референдума Российской Федерации

В соответствии со ст. 84 Конституции РФ отношения по проведению референдума Российской Федерации должны быть урегулированы федеральным конституционным законом. Таким законом является Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Отдельные, не урегулированные указанным федеральным конституционным законом вопросы проведения общероссийского референдума регламентируются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Закон определяет референдум Российской Федерации как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Закон ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на общероссийский референдум, указанием на то, что они не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации, и путем перечисления тех вопросов, которые не могут быть предметом всенародного голосования.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;

2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);

3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Референдум Российской Федерации не может проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум Российской Федерации не проводится в течение года после официального опубликования результатов референдума Российской Федерации с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Процесс подготовки и проведения референдума Российской Федерации (референдумный процесс) включает несколько стадий:

1) выдвижение инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку;

2) назначение референдума;

3) образование участков референдума, формирование комиссий референдума, составление списков участников референдума;

4) проведение агитации;

5) голосование и определение результатов референдума;

6) вступление в силу решения, принятого на референдуме.

Субъектами права инициативы проведения референдума Российской Федерации являются:

1) не менее двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;

2) Конституционное Собрание в случае, если оно примет решение вынести разработанный им проект новой Конституции РФ на всенародное голосование.

Субъекты права инициативы не могут использовать свое право в период между назначением референдума Российской Федерации и официальным опубликованием его результатов.

Реализация права инициативы граждан Российской Федерации происходит через образование инициативных групп численностью не менее 100 человек. Инициаторами образования инициативной группы могут быть гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме Российской Федерации, а также общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах федеральных органов государственной власти и зарегистрирован Минюстом Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцы до обращения с инициативой о проведении референдума.

Инициативная группа после проведения собрания обращается в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает большинство членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации, в котором указывает формулировку вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на референдум Российской Федерации. Избирательная комиссия в течение 15 дней принимает решение о регистрации инициативной группы и выдачи ей регистрационного свидетельства либо об отказе в регистрации в случае нарушения инициативной группой положений Конституции РФ и иного законодательства Российской Федерации.

После получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе собирать подписи в поддержку инициатив проведения референдума. Срок действия регистрационного свидетельства, а следовательно, и срок сбора подписей составляет три месяца. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации.

По окончании сбора подписей инициативная группа представляет подписные листы, сброшюрованные по субъектам Российской Федерации, в которых собирались подписи, в соответствующие избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, которые проверяют соблюдение требований законодательства при сборе подписей и выносят по результатам проверки постановление. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение 15 дней направляет подписные листы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (ЦИК). Подписные листы с подписями граждан Российской Федерации, проживающих за пределами Российской Федерации, брошюруются по каждому иностранному государству, удостоверяются соответствующими консульскими убеждениями Российской Федерации и представляются непосредственно в ЦИК.

ЦИК в течение 15 дней со дня поступления подписных листов проверяет соответствие документов требованиям законодательства Российской Федерации и направляет их со своим заключением Президенту РФ либо выносит постановление об отказе в проведении референдума, если число действительных подписей меньше двух миллионов. В случае, если документы оформлены ненадлежащим образом, ЦИК может вернуть их для исправления инициативной группе, при этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен не более чем на 15 дней.

Конституционное Собрание реализует свое право инициативы проведения референдума путем принятия большинством голосов от общего числа его членов решения о вынесении на референдум Российской Федерации проекта новой Конституции РФ. Это решение направляется Президенту РФ.

Следующей стадией референдумного процесса является назначение референдума Российской Федерации. Правом назначения референдума Российской Федерации обладает только Президент РФ. В течение 10 дней после поступления ему из ЦИК Российской Федерации документов Президент РФ направляет их с соответствующим запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, который проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту РФ соответствующее решение. В случае положительного решения Конституционного Суда Президент РФ назначает референдум в течение 15 дней после поступления к нему решения Конституционного Суда, а в случае отрицательного решения - референдумный процесс прекращается.

Президент РФ издает указ о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения. Голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа.

Следующим этапом подготовки референдума является образование участков референдума, комиссий по проведению референдума Российской Федерации и составление списков участников референдума. Участки референдума образуются главами местных администраций по согласованию с территориальной комиссией по проведению референдума из расчета не более 3 тысяч граждан на каждый участок. Участки должны быть образованы не позднее чем за 45 дней до дня голосования, а перечень их должен быть опубликован не позднее 35 дней до дня голосования.

Территориальные (районные, городские) комиссии референдума образуются не позднее 10 дней после издания указа о назначении референдума. Участковые избирательные комиссии образуются не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляются соответствующими участковыми комиссиями на основании сведений, представляемых главами местных администраций. Основанием для включения гражданина в список по конкретному участку референдума является факт его проживания на территории данного участка референдума. Гражданин может быть включен в список только на одном участке референдума. Списки граждан представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня голосования, после чего граждане могут обращаться с заявлениями о не включении в список, о любой ошибке или неточности в списке.

После принятия решения о назначении референдума Российской Федерации граждане Российской Федерации, а также общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию:

1) за или против проведения референдума Российской Федерации;

2) за или против участия в референдуме Российской Федерации;

3) за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации.

Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню голосования.

Голосование по законопроекту (закону) или иному вопросу, вынесенному на референдум Российской Федерации, производится с 8 до 22 часов по местному времени в помещениях участковых комиссий по проведению референдума. Каждый гражданин голосует лично. Заполненный бюллетень для голосования гражданин опускает в ящик для голосования.

По истечении времени голосования участковая комиссия осуществляет подсчет голосов на участке, о чем составляется соответствующий протокол. Протокол направляется участковой комиссией в территориальную комиссию по проведению референдума Российской Федерации. Территориальные комиссии направляют протоколы об итогах голосования на соответствующей территории в комиссии субъектов Российской Федерации, а те, в свою очередь, в ЦИК РФ. На основании протоколов об итогах голосования комиссий субъектов Российской Федерации, протоколов участковых комиссий, образованных за пределами Российской Федерации, ЦИК РФ путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума Российской Федерации.

Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, обладающих правом на участие в референдуме Российской Федерации. Решение, которое выносилось на референдум, считается принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.

Принятое на референдуме решение и итоги голосования в целом по Российской Федерации подлежат официальному опубликованию (обнародованию) не позднее трех дней после определения результатов референдума.

Решение, принятое на общероссийском референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации.

Если для реализации решения, принятого на референдуме Российской Федерации, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта

Статья 15. Порядок реализации инициативы проведения референдума, принадлежащей гражданам Российской Федерации

1. Участники референдума образуют инициативную группу по проведению референдума.

2. Инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации. В каждую региональную подгруппу инициативной группы по проведению референдума (далее - региональная подгруппа) должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где образована региональная подгруппа.

3. Гражданин (граждане) Российской Федерации, выдвинувший (выдвинувшие) предложение об образовании инициативной группы по проведению референдума, не позднее чем за пять дней до дня проведения собрания участников референдума для решения вопроса об образовании региональной подгруппы (далее - собрание региональной подгруппы) уведомляет (уведомляют) в письменной форме избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации о месте и времени проведения собрания, а также о вопросе (вопросах) референдума.

4. Собрание региональной подгруппы проводится на территории того субъекта Российской Федерации, где находится место жительства участников референдума, принимающих участие в собрании.

5. Собрание региональной подгруппы правомочно, если в нем принимают участие не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где проводится собрание. Подписи указанных участников референдума в протоколе их регистрации на собрании региональной подгруппы удостоверяются нотариально.

6. На собрании региональной подгруппы вправе присутствовать представитель избирательной комиссии того субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится данное собрание, а также представитель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

7. В случае поддержки предложения об образовании инициативной группы по проведению референдума и вопроса (вопросов) референдума собрание региональной подгруппы принимает решение о создании региональной подгруппы, а также решения:

1) об утверждении формулировки вопроса (вопросов) референдума;

2) об образовании инициативной группы по проведению референдума;

3) о назначении из числа членов региональной подгруппы уполномоченных представителей региональной подгруппы.

8. Решения собрания региональной подгруппы отражаются в его протоколе.

9. Решение собрания региональной подгруппы считается принятым, если за него проголосовало более половины участников собрания.

10. Уполномоченные представители региональной подгруппы обращаются в избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации с ходатайством о регистрации региональной подгруппы, в котором указывается формулировка вопроса (вопросов) референдума, которая утверждена на собрании региональной подгруппы.

11. К ходатайству о регистрации региональной подгруппы должны быть приложены:

1) протокол собрания региональной подгруппы, а также протокол регистрации участников референдума на собрании региональной подгруппы;

2) доверенности, оформленные на уполномоченных представителей региональной подгруппы;

3) список членов региональной подгруппы и уполномоченных представителей региональной подгруппы в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В списке указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства каждого из указанных лиц, а для уполномоченных представителей региональной подгруппы - также номер телефона каждого из них;

4) письменные заявления членов региональной подгруппы о согласии быть членами инициативной группы по проведению референдума.

12. В состав инициативной группы по проведению референдума может входить подгруппа участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации. Такая подгруппа создается в порядке, установленном для создания региональной подгруппы. О создании такой подгруппы уведомляется Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, которая осуществляет регистрацию подгруппы участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации.

13. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, получив ходатайство о регистрации региональной подгруппы, незамедлительно уведомляет Центральную избирательную комиссию Российской Федерации о вопросе (вопросах) референдума, указанном (указанных) в ходатайстве. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение 10 дней со дня первого такого уведомления проверяет соответствие вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального конституционного закона, и принимает соответствующее решение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.