Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тарифные и нетарифные методы регулирования деятельности предприятий




 

Как уже указывалось, таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем установления и применения экспортных и импортных таможенных пошлин. Таможенные пошлины являются наиболее распространенными средствами регулирования внешней торговли. Их основой являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы. Таможенный тариф - это перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при перемещении их через таможенную границу.

Таможенная пошлина представляет собой косвенный налог, взимаемый с товаров, ввозимых в страну или вывозимых из нее. Этот налог в конечном итоге оплачивается потребителем товаров, ибо он включается в продажную цену.

Экономическая роль таможенной пошлины заключается в том, что она создает стоимостной барьер, повышающий цену импортного товара. Пошлина является первым и часто единственным фактором, увеличивающим цену товара при его движении на внутренний рынок страны. Целенаправленно применяя пошлины, государство может стимулировать развитие определенных отраслей экономики.

Торгово-политическая роль таможенной пошлины состоит в том, что она защищает определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных товаров и используется в качестве рычага давления на конкурентов, для того чтобы заставить их пойти на определенные уступки.

В зависимости от того, накладываются ли они на импортируемый, экспортируемый или проходящий транзитом товар, пошлины могут быть соответственно импортными, экспортными или транзитными.

Импортные пошлины встречаются наиболее часто. Они позволяют государству получать дополнительные финансовые средства, регулировать внешнеторговые потоки и защищают национальных производителей от конкуренции импортных товаров.

Реже используются экспортные (вывозные) пошлины. Их роль состоит в сокращении экспорта определенных товаров или в искусственном повышении их цены. Этот вид пошлин также может использоваться для пополнения государственного бюджета. Вывозные пошлины могут взиматься с товаров, в области экспорта которых страна обладает монополией. Кроме того, экспортная пошлина используется для выравнивания низкой внутренней цены и высокой - на внешнем рынке.

Транзитные пошлины взимаются за провоз товара по территории данной страны. Этот вид пошлин применяется крайне редко.

По способу взимания пошлины подразделяются на специфические, адвалорные и комбинированные.

Специфические пошлины представляют собой определенную денежную сумму, взимаемую с установленной единицы массы, объема или количества товара (с одной тонны, единицы товара и т.д.).

Адвалорные пошлины устанавливаются в виде определенного процента цены товара.

В условиях колебания цен два этих вида пошлин ведут себя по разному, например, при увеличении цены товара сумма, уплачиваемая в качестве адвалорной пошлины, пропорциональна росту стоимости товара, в то время как специфическая - остается на прежнем уровне. Поэтому при падении цен более эффективной является специфическая пошлина, а при повышении - адвалорная.

Независимость специфической пошлины от цены товара лишает ее определенной эластичности и снижает эффективность ее использования в торгово-политических целях. Этот фактор и ряд других привели к тому, что в последние годы использование специфических пошли становится все более редким.

Большое распространение имеют смешанные, или комбинированныетаможенные пошлины, которые представляют собой комбинацию специфических и адвалорных ставок. Они позволяют немного уравнять недостатки двух этих пошлин с точки зрения их реакции на изменение цены.

В зависимости от страны происхождения товара пошлины можно подразделить на следующие основные группы:

максимальные (генеральные, или общие) пошлины, которые устанавливаются для всех стран;

минимальные пошлины, применяющиеся в отношении товаров, происходящих из стран, пользующихся в торговле с данной страной режимом наибольшего благоприятствования;

преференциальные пошлины - особо льготные пошлины; предоставляются отдельным странам или группам стран, как правило, развивающимся. Они обычно значительно ниже минимальных или равны нулю, т.е. разрешают беспошлинный ввоз;

антидемпинговые пошлины - это особо высокие пошлины, взимаемые сверх обычных при обнаружении факта демпинга (экспорта товаров по пониженным ценам, т.е. более низким, чем на внутреннем рынке), для борьбы с которым они используются;

карательные пошлины - особо высокие пошлины (в 3-5 раз превышающие генеральные); применяются против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении данного государства дискриминацию, недружественные акты и т. п.;

компенсационные пошлины - это пошлины, взимаемые в целях нейтрализации субсидий, предоставляемых экспортеру для повышения его конкурентоспособности на рынке. По правилам ВТО величина компенсационной пошлины не должна превышать суммы полученной субсидии.

По характеру происхождения пошлины подразделяют на две группы:

автономные, т. е. устанавливаемые постановлением государственной власти данной страны вне зависимости от каких-либо многосторонних или двусторонних актов (договоров). Величина этих пошлин может быть изменена в соответствии с интересами государства без согласования со странами-партнерами;

конвенционные (договорные) пошлины - это ставки пошлин, устанавливаемые в процессе переговоров. Они не могут быть повышены государственной властью в одностороннем порядке.

Наряду с таможенными пошлинами уплачиваются и другие таможенные платежи:

акцизный сбор, т.е. косвенный налог, которым товар облагается при переходе товара через таможенную границу. Облагаемые сбором товары не могут быть допущены в торговую сеть до приобретения продавцом акцизных марок. Большинство товаров, облагаемых акцизными сборами - это предметы повседневного спроса. Величина ставок таких сборов может значительно превышать ставки таможенных пошлин, что приводит к существенному возрастанию конечной стоимости товара.

налог на добавленную стоимость;

сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий;

сборы за выдачу квалификационного аттестата специалистам по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

таможенные сборы за таможенное оформление;

таможенные сборы за хранение товаров;

таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

плата за информирование и консультирование;

плата за принятие предварительного решения;

плата за участие в таможенных аукционах.

Нетарифные меры ВЭД (наиболее часто употребляемым за рубежом термином является термин «нетарифные барьеры») - любые меры национальной торговой политики, выходящие за рамки таможенно-тарифной политики и используемые в качестве инструментария при регулировании внешней торговли. Иными словами, он объединяет разнообразные препятствия для импорта и экспорта.

Особенность их использования заключается в том, что они вводятся, как правило, органами государственной власти и носят автономный характер, т. е. не связаны какими-либо международными обязательствами.

Прежде всего, к этой группе мер государственного регулирования внешней торговли относятся количественные ограничения. В современной торгово-политической практике нетарифное регулирование осуществляется путем квотирования и лицензирования внешнеторговой деятельности.

Контингентирование (квотирование) представляет собой ограничение ввоза иностранных или вывоза национальных товаров определенным количеством, объемом или суммой на установленный период времени.

По общему правилу, импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений.

В исключительных случаях Правительство РФ может устанавливать:

) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством РФ;

) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде.

Установление внешнеторговых льгот нацелено на защиту национальных интересов и национального рынка от дезорганизующего импорта или экспорта.

Установление экспортных квот применяется в ситуации, когда цены на определенный товар на внутреннем рынке ниже, чем на мировом, и неограниченные масштабы экспорта могут привести к нехватке данного товара на внутреннем рынке. При принятии решения о введении квоты Правительство РФ определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона.

Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке. Распределение квот осуществляется, как правило, путем проведения конкурса или аукциона.

Используются в основном два вида: глобальная квота и индивидуальная квота.

Глобальная квота (глобальный контингент) устанавливает размер экспорта или импорта в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени (год, полугодие, квартал). Это наиболее распространенный метод современного контингентирования.

В этом случае величина допускаемого квотой экспорта не разбивается по странам; глобальная квота ограничивает лишь общее количество товара, разрешенного к вывозу, и оставляет за экспортером право выбора страны, в которой осуществляются экспортные поставки в счет квоты. Величина квоты определяется как разница между внутренним потреблением и внутренним производством.

Индивидуальная квота (индивидуальный контингент) представляет собой квоту, распределенную по странам. Механизм распре деления квоты по странам нередко превращает индивидуальную квоту в инструмент дискриминационной политики, закрывающей дорогу на рынки какой-либо страны большинству экспортеров, заинтересованных в вывозе товара.

От рассмотренных контингентов следует отличать тарифные контингенты, т. е. разрешения на ввоз в страну определенного количества товара по сниженным пошлинам или беспошлинно. Товары, ввозимые сверх тарифного контингента, облагаются обычными пошлинами.

Лицензионный порядок - это запрещение свободного вывоза или ввоза товаров. Импорт (экспорт) может производится только на основе специального разрешения - лицензии.

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

) выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

В настоящее время применяются такие виды лицензий, как индивидуальные, генеральные и автоматические.

Индивидуальная лицензия представляет собой разовое разрешение на импорт или экспорт товаров.

Генеральная лицензия - это постоянно действующее разрешение, которое предоставляет право любому лицу или фирме импортировать перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости.

Автоматическая лицензия - автоматическая выдача разрешения при подаче заявки.

Лицензионный порядок обычно сочетается с контингентированием ввоза (вывоза) товаров. Хотя он затрагивает относительно небольшую часть товарной номенклатуры, значение контингентов в торговле достаточно ощутимо, так как в число контингентируемых товаров обычно входят важнейшие сырьевые и продовольственные товары, текстиль, металлы, медикаменты.

К техническим барьерам во внешней торговле относят: национальные стандарты, системы сертификации продукции; требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами; требования экологического характера; требования к упаковке и маркировке товаров.

К методам нетарифного регулирования относятся также взимаемые на границе налоги и сборы, которые можно разделить на две группы.

Первая включает в себя так называемые уравнительные налоги и сборы, эквивалентные косвенным налогам и сборам, взимаемым с отечественных товаров внутри страны.

Ко второй группе относятся многочисленные налоги и сборы, уплачиваемые импортером в связи с таможенной очисткой.

Наряду с пограничными уравнительными налогами на границе взимаются специальные налоги и сборы на импорт. Специальным налогом облагаются только иностранные товары, и по своему экономическому и торгово-политическому значению он мало отличается от таможенной пошлины, поэтому его можно лишь условно отнести к мерам скрытого протекционизма.

Что касается налогов и сборов, связанных с оформлением грузов на таможне, то в их число входят: налог на таможенную очистку товара, статистические и гербовые сборы, фрахтовые и портовые сборы и др.

Государство может устанавливать и валютные ограничения, т.е. определять способ использования валюты (например, принудительная продажа всей или части полученной валюты государству и т. п.), а также обязывать получать разрешения на оплату в валюте.

Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства.

Цель валютной политики заключается в поддержании экономической стабильности и создании основы для развития международных экономических отношений путем воздействия на валютный курс, на валютные операции.

Ряд мер, принятых государством, призван обеспечить возврат валютной выручки в Россию. Это осуществляется для защиты национальной валюты, ограничения вывоза капитала из страны, обеспечения возвращения в Россию валютной выручки, полученной от экспорта.

Решение названных задач обеспечивается валютным законодательством, регулирующим как общие вопросы валютных отношений, так и частные.

Кроме того, применяются и иные меры, ограничивающие свободную торговлю, например требование обязательного использования отечественного сырья, в результате чего сокращается спрос на импортное сырье; торговлю вооружением и военной техникой, товарами и технологиями, которые могут быть использованы при подготовке и совершении террористических актов или создании оружия массового поражения. Такие ограничения получили наименования мер «экспортного контроля» и также по международной терминологии относятся к мерам нетарифного регулирования.

14. Что относится к источникам предпринимательского права

Источники предпринимательского права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие правила, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществле­ния предпринимательской деятельности, и организационно-управ­ленческие решения в сфере предпринимательства.

Следует выделить некоторые специфические особенности ис­точников предпринимательского права, связанные с характером предмета правового регулирования и федеративным государствен­ным устройством Российской Федерации.

Прежде всего в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации, в частности, нахо­дятся: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные про­граммы в области экономического развития Российской Федера­ции; установление правовых основ единого рынка; финансовое, ва­лютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; внешнеэкономические отношения Российской Федерации; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности — т.е. важнейшие аспекты, определяющие предпринимательскую деятельность. Совершенно справедливо, что основные вопросы, имеющие значения для развития предпринимательского права, относятся к ведению федерального законодателя. Это способствует формированию общего непротиворечивого законодательства и гарантирует единство экономического пространства.

Кроме того, характер предпринимательского права как комплексной отрасли права определяет включение в систему его источников норм, относящихся к различным отраслям права: конституционного, гражданского, административного, налогового, гражданском -процессуального.

Классификация источников предпринимательского права может быть проведена по различным основаниям.

1) По юридической силе источники предпринимательского права делятся на законы и подзаконные акты.

Законы — нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти. Например, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. Это акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерствами и ведомствами.

2) По предмету правового регулирования источники предпринимательского права можно подразделить на общие, специальные (собственно предпринимательские) и акты иных отраслей права, регулирующие отдельные вопросы, связанные с осуществлением Предпринимательской деятельности.

К общим источникам предпринимательского права относятся те нормативные правовые акты, предмет правового регулирования которых охватывает как вопросы предпринимательской деятельности, так и иные общественные отношения. К данной группе источников относится, в частности, Конституция Российской Федерации.

Специальные акты целиком посвящены регулированию отдельных вопросов организации и управления предпринимательской деятельности.

К актам иных отраслей права, регулирующим отдельные вопро­сы осуществления предпринимательской деятельности, относятся, например, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Рос­сийской Федерации об административных правонарушениях, ус­танавливающие ответственность за правонарушения в сфере пред­принимательства. Нормативные правовые акты данной группы имеют как бы «двойной» статус: они одновременно являются источ­никами предпринимательского права и входят в систему источни­ков еще какой-либо отрасли или под отрасли права.

3) По степени систематизации среди источников предприни­мательского права можно выделить кодифицированные норматив­ные правовые акты и иные.

Нормативный материал систематизируется в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отли­чаются более высоким качеством и являются головными в системе источников предпринимательского права.

Основным кодифицированным источником предприниматель­ского права является Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая).

Гражданский кодекс формулирует легальное понятие пред­принимательской деятельности; закрепляет условия осуществле­ния предпринимательской деятельности; содержит нормы о субъ­ектах предпринимательской деятельности, в том числе о статусе юридических лиц, и основных объектах гражданских прав; уста­навливает формы реализации права на предпринимательскую дея­тельность положения об обязательствах, в частности договорных; формулирует правила об ответственности в сфере предпринима­тельства.

4) В зависимости от уровня органа, принявшего нормативный правовой акт, в системе органов государственной власти источ­ники предпринимательского права делятся на:

Таким образом, в систему источников предпринимательского права входят:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Международные договоры Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права.

3.Федеральные законы.

4. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.

5. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты министерств и ведомств Российской Федерации.

6. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

7. Корпоративные нормативные акты.

8. Обычаи делового оборота.

2. Роль предпринимательского права в установлении "правил игры" на рынке

 

Рынок можно рассматривать и как своеобразный инструмент управления - воздействия на людей. С этих позиций рынок - сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии (балансе) интересов продавца и покупателя. Рынок - универсальное средство воздействия на предпринимательскую деятельность.

Из этого следует, что в самом общем виде рынок можно определить как обмен, организованный по законам товарного производства. Рынок представляет собой систему социально-экономических отношений между продавцами и покупателями по поводу реализации (приобретения) товаров (работ, услуг). А раз так, то эти отношения в принципе могут быть подвергнуты воздействию со стороны права, правовому регулированию. Вопрос заключается лишь в том, что эти отношения отличаются качественным своеобразием, связанным с воздействием на них объективных экономических законов товарного производства и обращения - закона стоимости, закона спроса и предложения и др. Поэтому для эффективного правового регулирования рыночных отношений необходимо познать объективные экономические законы, характер их действия и сознательно использовать в правотворческой и правоприменительной деятельности *(35).

Правовая система должна быть стабильна по отношению к основным институтам рыночной экономики и оперативна, гибка по отношению к отдельным росткам новых отношений.

Иными словами, главная задача государства заключается в создании (путем принятия соответствующих правовых актов) условий, обеспечивающих максимальную экономическую свободу предпринимательской деятельности, подразумевающую, естественно, и полную экономическую, правовую и иную ответственность за результаты такой деятельности. Образно выражаясь, государство должно установить "правила игры" на рынке *(36) в более широком плане, правила осуществления предпринимательской деятельности.

Однако эта свобода не является абстрактной, не испытывающей на себе никакого воздействия стихийной анархии человеческой деятельности в сфере экономики. Рынок функционирует совершенно свободно, но в рамках, твердо установленных государством. Как подчеркивает В.А. Дозорцев, "...Отказ от административно-командной системы не означает отрицания государственного воздействия на рыночные отношения, в частности экономические, но не только экономическими методами. От элементов прямого административного воздействия тоже полностью отказаться не удастся. Расчет на "стерильное" применение гражданского права оказывается... несостоятельным" *(37).

Вместе с тем, являясь уникальным изобретением человечества, рынок сам в состоянии регулировать многие, но не все отношения товарного производства, вытекающие из действия объективных экономических законов. В этом плане задача законодателя заключается в том, чтобы не вмешиваться в те отношения, которые саморегулируются рынком. Хотя надо признать бесспорным тот факт, что "внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Но чем меньше скован производитель, тем больше простора для развития рыночных отношений" *(38).

"...В современных промышленно развитых странах не встречается ни чисто командных экономик, где все, от производства до распределения, управляется государством, ни чисто рыночных, где государство вообще не вмешивается в процессы производства и распределения. Современная рыночная экономика - это смешанная экономика, в которой производство развивается под воздействием собственных рыночных сил, направляющих предпринимательскую активность производителей, а государство регулирует этот процесс, устанавливая правовую структуру бизнеса и контролируя ее соблюдение, осуществляет различные социальные и политические программы" *(39).

Государство, познавая объективные экономические законы, характер и результаты (последствия) их действия, устанавливает на законодательном (юридическом) уровне: 1) правовые требования к предпринимателям и иным участникам предпринимательских отношений; 2) основные правила предпринимательской деятельности; 3) предусматривает правовую ответственность за несоблюдение установленных правил.

Государство должно содействовать развитию рыночной инфраструктуры, создавать благоприятные условия для предпринимательства, иными словами, должно сложиться уникальное объективно-субъективное взаимодействие саморегулирования свободного рынка и, в строго определенных, ограниченных случаях, императивное вмешательство государства в рыночные отношения в интересах всего общества и свободы предпринимательства.

3 Дайте определение предпринимательского права

Определение предпринимательской деятельности дано в статье 2 ГК РФ, это, во-первых – самостоятельная деятельность, во-вторых – деятельность осуществляемая на свой страх и риск, и самое главное, в-третьих – деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
Кроме того, эта деятельность должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке. Регистрация не признак – это установленная законом обязанность.
Ко второй группе отношений, входящих в предмет предпринимательского права, относятся отношения некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими отношениями. Например, отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензирование и т. д. Кроме того, в эту группу отношений входят отношения по государственному регулированию народного хозяйства. Это отношения по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правового регулирования качества продукции, товаров и услуг, правового регулирования ценообразования и т. д.

4 Предпринимательское право является самостоятельной отраслью права. Сторонники этой точки зрения являются последователями так называемой «концепции хозяйственного права», разработанной под руководством академиков России и Украины В.В. Лаптева и В.К. Мамутова. Эта концепция исходила из однородности отношений в сфере народного хозяйства - властно-управленческих (по вертикали) и договорных (по горизонтали) - и была направлена на оправдание планово-административной системы хозяйствования. Данная концепция потерпела полное фиаско с крахом административно-командной системы и переходом стран бывшего СССР на рыночные рельсы. Тем не менее сторонники этой концепции пытаются с помощью ее перестройки и мимикрии как-то приспособиться к новым рыночным реалиям, и кое-где им это удается, например, в Украине.

Сторонники этой точки зрения исходят из того, что предпринимательское (хозяйственное) право есть совокупность юридических норм, регулирующих хозяйственные отношения.

Приведем наиболее часто применяемое определение: предпринимательское право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию народного хозяйства в обеспечении интересов государства и

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.