Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельности и полномочия местного самоуправления 14 страница




Размер подлежащей перечислению субвенции для поселения не может превышать 50% разницы между общими доходами его бюджета, учтенными при расчете уровня бюджетной обеспеченности данного поселения в отчетном финансовом году, и двукратным средним по субъекту РФ уровнем бюджетной обеспеченности поселений.

В общем получается, что поселения, у которых было лучшее положение в истекшем финансовом году, должны "поделиться" с другими поселениями данного муниципального района. С одной стороны, требование Закона можно понять: в этом году тебе везло, поэтому поддержи соседей, поскольку в другом году сам можешь попасть в тяжелое положение, помощь понадобится тебе. Но, с другой стороны, какой смысл поселению своими инициативами наращивать доходы бюджета, если все равно их существенную часть "откачают", причем даже не в районный, а в региональный фонд ФПП.

Федеральный закон 2003 г. (ст. 61) регулирует вопросы выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Это выравнивание осуществляется путем предоставления дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). Такие фонды (далее - региональные фонды) образуются и дотации из них предоставляются в порядке, установленном законом субъекта РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, и они нацелены на выравнивание финансовых возможностей органов местного самоуправления названных муниципальных единиц осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения.

Дотации из регионального фонда распределяются между указанными муниципальными образованиями (районами и округами) исходя из уровня их бюджетной обеспеченности, а также численности жителей. Дотации распределяются между теми муниципальными районами, городскими округами субъекта РФ, в которых уровень расчетной бюджетной обеспеченности их бюджета не превышает уровень, использованный в качестве критерия для предоставления указанных дотаций данным бюджетам на основе методики, утверждаемой законом субъекта РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

При определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности на уровне муниципальных районов (городских округов) также действует правило о запрете опираться на показатели фактических доходов и расходов за отчетный период или показатели прогнозируемых на плановый период доходов и расходов отдельных муниципальных районов (городских округов).

Распределение дотаций утверждается законом субъекта РФ о его бюджете на очередной финансовый год.

В случаях и порядке, которые установлены Бюджетным кодексом РФ, часть дотаций из регионального фонда может предоставляться каждому муниципальному району (городскому округу) в расчете на одного жителя, за исключением муниципальных районов (городских округов), указанных в ч. 4 ст. 61 Закона (тот же принцип, о котором говорилось применительно к поселениям, т.е. кроме тех, кто не нуждается в такой поддержке).

Указанные дотации могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в бюджеты муниципальных районов (городских округов).

Распределение дотаций из регионального фонда и (или) заменяющие данные дотации дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в бюджеты муниципальных районов (городских округов) утверждаются законом субъекта РФ о его бюджете на очередной финансовый год.

Федеральный закон 2003 г. для муниципальных районов (городских округов) ввел такое же правило, как и для поселений (ч. 4 ст. 61). Если уровень бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) до выравнивания в отчетном финансовом году в расчете на одного жителя в два и более раза превышал средний уровень по данному субъекту РФ, законом субъекта о его бюджете на очередной финансовый год может быть предусмотрено перечисление субвенций из бюджета данного муниципального района (городского округа) в региональный фонд. При невыполнении муниципальным образованием требований указанного закона субъекта РФ о перечислении субвенций производится централизация части доходов от местных налогов и сборов и (или) снижение для данного муниципального района (городского округа) нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов до уровня, обеспечивающего поступление средств в региональный фонд в размере указанных субвенций.

Размер подлежащей перечислению субвенции для отдельного муниципального района (городского округа) не может превышать 50% разницы между общими доходами его бюджета, учтенными при расчете уровня бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) в отчетном финансовом году, и двукратным средним по субъекту РФ уровнем бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).

Таким образом, и на данном уровне норма Федерального закона 2003 г. не стимулирует усилия муниципальных образований по увеличению доходов бюджетов.

 

Иные средства финансовой помощи местным бюджетам

из бюджетов других уровней

 

Помимо мер по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрел в ст. 62 иные средства финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней. Этим целям призваны служить фонд муниципального развития и фонд софинансирования социальных расходов. Правда, Закон называет данные фонды не как обязательные, а как возможные, которые могут быть образованы субъектами РФ.

В целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта РФ может быть образован фонд муниципального развития (ч. 1 ст. 62 Закона).

Отбор инвестиционных программ и проектов, а также муниципальных образований, которым предоставляются указанные субсидии, осуществляется в порядке, установленном законами субъектов РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Распределение субсидий из фонда муниципального развития между муниципальными образованиями утверждается законом субъекта РФ о его бюджете на очередной финансовый год.

В целях предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований в составе расходов бюджета субъекта РФ может быть образован фонд софинансирования социальных расходов (ч. 2 ст. 62 Закона). Назначение, условия предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются законом субъекта РФ. Отбор муниципальных образований, которым предоставляются субсидии, и распределение субсидий между муниципальными образованиями осуществляются по единой методике, утверждаемой законами субъектов РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Сначала в Бюджетном кодексе РФ предусматривалось, что на федеральном уровне тоже будут аналогичные фонды, в частности может быть образован федеральный фонд регионального развития, в числе задач которого поддержка созданных субъектами РФ фондов муниципального развития. Затем было решено использовать дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ (они образуют федеральный фонд финансовой поддержки субъектов), а также субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета как межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения - совокупность таких субсидий образует федеральный фонд софинансирования расходов.

В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами и законами субъекта РФ, бюджетам муниципальных образований может быть предоставлена иная финансовая помощь из федерального бюджета и бюджетов субъектов в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ (ч. 3 ст. 62 Закона).

 

Финансирование осуществления органами местного

самоуправления отдельных государственных полномочий

 

Выше неоднократно отмечалось, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должно сопровождаться передачей им необходимых финансовых средств. Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта РФ о его бюджете на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий (ч. 1 ст. 63 Закона).

Для данных целей в составе федерального бюджета создается федеральный фонд компенсаций, а в составе бюджета субъекта РФ - региональный фонд компенсаций.

Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счет: 1) субвенций из указанного федерального фонда компенсаций; 2) иных доходов бюджета субъекта РФ в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами субъектов РФ.

Субвенции из регионального фонда компенсаций распределяются между всеми муниципальными образованиями субъекта РФ, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия. Распределение производится пропорционально численности населения (отдельных групп населения) или потребителей соответствующих бюджетных услуг муниципального образования. Субвенции утверждаются законом субъекта РФ о его бюджете на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Субвенции из федерального фонда компенсаций не передаются непосредственно органам местного самоуправления, а распределяются между всеми субъектами РФ, утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год по каждому субъекту и виду субвенции.

 

§ 5. Муниципальный заказ

 

Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит ст. 54 "Муниципальный заказ", которая раскрывает содержание и возможности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. Муниципальный заказ услуг оплачивается за счет средств местного бюджета. Порядок формирования, обеспечения, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Подробного регулирования муниципального заказа Закон 2003 г. не содержит. Позднее в ст. 54 включили норму о том, что муниципальный заказ осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Согласно ст. 3 Закона 2005 г. под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также уполномоченные ими на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств местных бюджетов. Может быть создан уполномоченный орган для осуществления функций по размещению муниципальных заказов, а на основе контракта допустимо привлечение специализированной организации для этих целей.

Под муниципальные заказы объявляются различные виды конкурсов. По их итогам с победителями заключается муниципальный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд - в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений Федерального закона 2003 г.

Таким образом, органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Помимо узких целей, т.е. собственно выполнения работ (оказания услуг) конкретного вида, муниципальный заказ способствует решению и более широких задач: развитию конкуренции в муниципальных образованиях, обеспечению эффективности и открытости процесса расходования средств местного бюджета, содействию занятости населения, развитию демократических начал в экономике.

 

§ 6. Муниципальные заимствования

 

Согласно ст. 64 Федерального закона 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

В условиях рынка социально-экономическое развитие муниципальных образований во многом зависит теперь не от центра и не от региональных властей, а от собственных ресурсов муниципальных образований. Возросшая экономическая самостоятельность муниципальных образований дает возможность для проявления большей инициативы органам местного самоуправления, хотя при этом и возлагает на них большую ответственность за проводимую на территории муниципального образования экономическую политику.

Одно из направлений решения проблемы дефицита местных бюджетов, реализации местных инвестиционных программ, ослабления зависимости муниципального образования от дотаций федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ - выпуск муниципальных займов. Муниципальный заем - это привлечение финансовых ресурсов органами местного самоуправления в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели с помощью долговых ценных бумаг. Муниципальный заем, таким образом, осуществляется посредством выпуска и продажи муниципальных ценных бумаг, как правило, облигаций, в которых содержится обязательство муниципального образования через определенный срок, при наступлении определенного условия (или без этого) выплатить определенную денежную сумму или предоставить какое-либо материальное благо.

Путем эмиссии (выпуска) таких ценных бумаг органы местного самоуправления привлекают дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы для временного наполнения местного бюджета недостающими средствами, для кредитования различных муниципальных программ и т.п. Следует отметить, что извлечение прибыли обычно не является целью муниципального займа. В современной России такой способ пополнения местного бюджета, как муниципальный заем, до сих пор находится в стадии зарождения или, точнее, возрождения, поскольку ранее, в дореволюционной России, он широко использовался в практике российских муниципалитетов.

Цели выпуска муниципальных займов различны. Чаще всего к займам органы местного самоуправления вынуждены прибегать ввиду временного дефицита бюджета, например необходимости авансовых выплат сельхозпроизводителям, оплаты "северного завоза" и т.п. Другой случай - для погашения ранее размещенного муниципального займа. Достаточно часто муниципальные займы выпускаются с целью финансирования инвестиционных программ и проектов муниципального образования, например программ жилищного строительства или реконструкции автодорог.

Практика показывает, что в муниципальных образованиях не издаются комплексные акты, регулирующие вопросы проведения муниципальных займов. Как правило, по каждому случаю, т.е. под каждый отдельный муниципальный заем, разрабатывается специальная нормативная база.

 

Глава 15. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.