Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Территориальное общественное самоуправление




Особенности организации и осуществления местного самоуправления в городах федерального значения

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Глава 11. Особенности организации местного самоуправления

Статья 79. Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге

1. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами указанных субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях.

2. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.

3. Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В соответствии с законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства и установленного перечня вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга местная администрация в таких муниципальных образованиях может не формироваться.

Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут быть предусмотрены особенности осуществления отдельных государственных полномочий субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, переданных органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в случае, если осуществление данных полномочий не потребует расходов за счет средств бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и (или) местных бюджетов, а также материальных средств.

4. Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяется законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с частями 1 - 3 статьи 50 настоящего Федерального закона и перечнем вопросов местного значения, установленным для этих муниципальных образований законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

21)Особенности организации и осуществления местного самоуправления в закрытых административно – территориальных образованиях. Организация местного самоуправления на приграничных территориях.

Согласно этому Закону закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа.

Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. Однако Закон определяет такую особенность: при установлении и (или) изменении границ закрытого административно-территориального образования и при его реорганизации требования законодательства Российской Федерации об учете мнения населения не применяются. Таким образом, все правила Федерального закона 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на этот счет не действуют, когда речь идет и территории и границах. Более того, границы закрытого административно-территориального образования на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов РФ. Населенные пункты, расположенные в образовании, входят в состав городского округа.

Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам: установления административной подчиненности, границ образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам; определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении указанного образования; медико-санитарного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан населения образования; выдачи разрешений на строительство на земельных участках, занимаемых предприятиями и (или) объектами, о которых идет речь в данном Законе; обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения пожарной безопасности. Решения по указанным вопросам принимаются Правительством РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях должны определяться специальным законом.

В настоящее время таким законом является Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации".

Это обусловлено тем, что защита Государственной границы Российской Федерации должна быть основана на согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В связи с этим на органы местного самоуправления приграничных территорий возлагаются дополнительные полномочия, что отражается в целом на организации и обеспечении деятельности органов местного самоуправления на приграничных территориях.Например, по предложениям органов местного самоуправления поселений в пограничную зону могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан.Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведением массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне, могут регулироваться не только федеральными законами, но и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.Органы местного самоуправления вправе предоставлять земельные участки для нужд защиты Государственной границы, осуществлять контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды. Они обязаны оказывать помощь пограничным органам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-морскому флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполнять их законные предписания, предоставлять необходимую для их деятельности информацию, а также создавать условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.А уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.

22)Общая характеристика и организация местного самоуправления в наукоградах. Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра «Сколково»

Наукоград – МО со статусом городского округа, имеющие высокий научно-технический потенциал с градообразующим научно-производственным комплексом (НПК).

НПК – это совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с гос приоритетными направлениями развития науки, технологии и техники РФ.

Наукограды: Пущино, Дубно, Королёв, Петергоф, Кольцово (Новосибирская область) и другие.

Наукоградом может стать любое МО, даже сельское поселение. При присвоении статуса наукограда МО автоматически получает статус городского округа и для этого не надо принимать никакого закона субъекта.

МО, претендующие на присвоение статуса наукограда, должно отвечать следующим требованиям:

Научно-производственный комплекс должен быть расположен на территории данного МО;

Численность работающих в НПК должна составлять не менее 15% численность работающих на территории всего МО;

Объем научно-технической продукции НПК в стоимостном выражении должен составлять не менее 50% общего объема продукции всех хозяйствующих субъектов на территории этого МО;

Организации, входящие в НПК должны являться юр лицами.

Статус наукограда присваивается МО Правительством РФ. Срок этого статуса устанавливается также Правительством РФ. Досрочное прекращение статуса наукограда может быть в случае:

Несоответствия результатов деятельности НПК задачам, определенным Правительством РФ;

Мотивированного ходатайства представительного органа МО о досрочном прекращении такого статуса.

Кроме того, статус наукограда может быть прекращен в случае исключения из числа гос приоритетных направлений деятельность НПК. В этом случае статус наукограда может быть прекращен не ранее 5 лет со дня присвоения такого статуса.

Статус наукограда прекращается досрочно Правительством РФ. Если до присвоения статуса наукограда МО было городским поселением, то после прекращения этого статуса МО продолжает оставаться городским округом. Если же до присвоения статуса наукограда МО являлось сельским поселением, то после прекращения статуса МО теряет статус городского округа и становится сельским поселением. Поскольку наукоград является городским округом, то его органы местного самоуправления решают вопросы местного значения, установленные Законом 2003 года для городского округа. При этом присвоение статуса наукограда является основанием для финансирования из федерального бюджета дополнительных расходов в виде субвенций.

Правовую основу данного вопроса составляют:

ФЗ «О статусе наукограда в РФ» от 7 апреля 1999 г.

Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. «Об утверждении критериев присвоения МО статуса наукограда и порядка рассмотрения предложений о присвоении МО статуса наукограда и прекращении такого статуса».

Наукоградом является МО с градообразующим научно-производственным комплексом.

Научно-производственный комплекс – это совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с гос. приоритетами развития науки и техники.

Инфраструктурой наукограда именуется совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения наукограда.

МО, претендующие на присвоение статуса наукограда, должно отвечать следующим критериям:

1) весь градообразующий комплекс должен быть расположен в границах одного МО

2) в Уставе МО должны быть предусмотрены обязанности администрации данного МО по поддержке развития научно-производственного комплекса, научной научно-технической и инновационной деятельности, производства наукоёмкой продукции и подготовке кадров, а также должны быть определены: порядок формирования научно-технического совета МО, его задачи, права и обязанности, порядок принятия решения о целесообразности развития данного МО как наукограда и порядок включения юридических лиц в состав научно-производственного комплекса.

Эти критерии могут быть предусмотрены и в ином правовом акте МО, принятом в установленном порядке.

Научно-производственный комплекс должен отвечать одному из следующих условий:

1. основные фонды комплекса составляют не менее 50% общего объёма основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного МО

2. объём научно-технической продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении составляет более 50% общего объёма продукции (работ, услуг) всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного МО.

Статус наукограда присваивается Президентом РФ на срок до 25 лет. Такое присвоение происходит по представлению Правительства РФ.

Инициатива вопроса о присвоении МО статуса наукограда может принадлежать следующим субъектам:

ОМС

органы гос. власти субъекта, на территории которого находится это МО

Российская академия наук

федеральные органы исполнительной власти, заинтересованные в развитии

организаций, входящих в состав научно-производственного комплекса.

Основаниями досрочного прекращения статуса наукограда являются:

несоответствие результатов деятельности научно-производственного комплекса наукограда его задаче

мотивированное ходатайство представительного ОМС о досрочном прекращении такого статуса.

23)Межмуниципальное сотрудничество: понятие цели формы.

Межмуниципальное сотрудничество – это форма объединения и согласования интересов, координация действий муниципальных образований и/или их органов в целях обеспечения представительства интересов муниципальных образований на всех уровнях государственной власти РФ, в международных органах и организациях, а также в целях повышения эффективности и результативности решения вопросов местного значения.

Достаточно длительный и разнообразный международный опыт межмуниципальной кооперации сформировал ее базовые принципы, которые в достаточной степени были учтены и при формировании правовых основ межмуниципального сотрудничества в России:

- сохранение самостоятельности органов местного самоуправления в рамках межмуниципальной кооперации;

- недопустимость принуждения к объединению;

- наличие экономической и политической целесообразности объединения.

Цели межмуниципального сотрудничества в России были продекларированы еще в начале 90-х годов в деятельности ставших возникать в эти годы ассоциаций и союзов муниципальных образований:

- обмен опытом муниципального управления;

- отстаивание интересов муниципальных образований на политическом уровне;

- возможность оптимизации ресурсов муниципальных образований для решения хозяйственных задач их деятельности (после принятия Федерального закона № 131-ФЗ).

Сегодня можно говорить о трех формах межмуниципального сотрудничества, допускаемых российским законодательством:

- ассоциативные формы (советы, ассоциации, союзы муниципальных образований);

- договорные формы сотрудничества муниципальных образований (соглашение о намерениях, договор о совместных действиях, согласование планов социально-экономического и стратегического развития, осуществление совместных консультаций, создание совместных координационных, консультативных и совещательных органов, рабочих групп и др.);

- организационно-хозяйственные формы (создание автономных некоммерческих организаций, фондов, учреждение хозяйственных обществ (ООО, ЗАО).

24)Общая характеристика форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления: понятие, система, правовое регулирование

25)Местный референдум: понятие, правовое регулирование порядок организации и проведения

Местный референдум – высшее непосредственное выражение воли населения муниципального образования по важнейшим вопросам местного значения, в результате которого путем голосования жителей муниципального образования принимается обязательное на всей территории муниципального образования решения. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования. С инициативой о проведении референдума вправе выступить: 1) каждый гражданин или группа граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме; 2) избирательные объединения и иные общественные объединения, уставы которых зарегистрированы не позднее чем за год до дня голосования; 3) депутаты представительного органа муниципального образования и главы местной администрации. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять не менее 5 % от числа участников референдума. Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации. Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума. В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом. В местном референдуме имеют право участвовать граждане РФ, достигшие 18 лет, постоянно проживающие на территории, на которой проводится референдум, и обладающие избирательным правом. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию. Правовое регулирование порядка организации и проведения местного референдума в РФ осуществляется: 1) Конституцией РФ (ст. 130); 2) федеральными конституционными законами и федеральными законами; 3) конституциями (уставами) субъектов РФ; 4) законами субъектов РФ; 5) уставами муниципальных образований; 6) иными нормативными актами муниципальных образований. Важное место в системе нормативных правовых актов, регулирующих вопросы местного референдума, занимает Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Наиболее полно вопросы организации и проведения референдума раскрываются в законодательстве субъектов РФ.

26)Муниципальные выборы: понятие, правовое регулирование, порядок организации и проведения

Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 130) определяет, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Муниципальные выборы, так же как и местный референдум, являются необходимым элементом народовластия, одним из направлений вовлечения населения в управление делами государства и осуществление местного самоуправления, высшим непосредственным выражением воли населения муниципального образования.

Муниципальные выборы — форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

В юридической литературе выделяется ряд характерных черт выборов как одного из институтов, обеспечивающих функционирование местной публичной власти:

— выборы — один из основных и обязательных институтов прямой демократии, непосредственного волеизъявления населения и публичного принятия им кадровых решений;

— выборы выступают как часть и исходное начало представительного властвования жителей: по своей сути выборы есть связь представительных институтов и институтов прямой демократии;

— выборы позволяют гражданам непосредственно включаться в управление делами своих муниципальных образований, осуществлять принадлежащие им конституционные права и свободы;

— по своим масштабам, широте участия в избирательной кампании различных слоев местного населения выборы представляют собой общемуниципальное политическое мероприятие;

— выборы выступают одним из элементов структурирования гражданского общества, позволяя выявить различные позиции, интересы, подходы к выработке компромиссных решений.

27)публичные слушания: понятие правовое регулирование и основания проведения

Публичные слушания проводятся представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования с участием жителей муниципального образования для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения[1].

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Возможны, например, следующие варианты реализации публичных слушаний: 1) единовременное приглашение общественных деятелей — руководителей некоммерческих организаций, ТОСов и ТСЖ и представление им проекта нормативного акта.

2) создание общественной палаты из представителей некоммерческих организаций, которая и будет проводить общественные слушания.

3) специальные процедуры, эквивалентные западным аналогам - например, жюри граждан или гражданский воркшоп.

Согласно ст. 31 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

Опрос граждан проводится по инициативе:

представительного органа или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;

органов государственной власти субъектов Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте этого органа о назначении опроса граждан устанавливаются:

дата и сроки проведения опроса;

формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

методика проведения опроса;

форма опросного листа;

минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации.

29)Собрания, сходы и конференции граждан: общее и особенное.

1. Общие собрания (сходы), конференции граждан созываются местными Советами и органами территориального общественного самоуправления населения по мере необходимости.

2. К компетенции общих собраний (сходов), конференций граждан относятся следующие вопросы:

избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений (уставов) о них;

утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления населения по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении;

решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления населения, затрагивающих интересы населения соответствующей территории.

3. Общие собрания (сходы) граждан по выборам органов территориального общественного самоуправления населения правомочны, если в них принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории, а конференции - при участии не менее двух третей представителей жителей соответствующей территории.

В общем собрании (сходе), конференции принимают участие граждане, достигшие 16 лет.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) – это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования «город Ульяновск» для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

ТОС - это одна из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления; это собственные инициативы граждан, направленные на обеспечение основных потребностей жителей определенных территорий; это тот пограничный институт между общественным и властным, который в любом государстве необходим и без которого ни одна власть существовать не может.

Территориальное общественное самоуправление с реальными ответственными полномочиями создает предпосылки и условия для развития местного самоуправления на более высоком уровне – уровне внутригородского муниципального образования и города, а также для создания такого самоуправления граждан, как товарищества собственников жилья (ТСЖ) и общественные объединения в форме органов общественной самодеятельности (ООС) по месту жительства.

В соответствии с Конституцией РФ, ТОС не является формой власти.

Через территориальное общественное самоуправление, которое является для населения понятным, доступным и управляемым, граждане приобщаются к демократии, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь соответствующей территории и государства в целом.

Субъекты ТОС (их исполнительные органы - комитеты, сокращенно КТОСы) не являются ни общественными объединениями, ни коммерческими организациями, так как в качестве основной цели своей деятельности не преследуют извлечение прибыли, а если и осуществляют предпринимательскую деятельность, то лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей.

Субъекты территориального общественного самоуправления входят в систему местного самоуправления и могут являться юридическими лицами местного самоуправления.

Субъекты территориального общественного самоуправления создаются гражданами независимо от их политических и религиозных убеждений, социального положения для взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, удовлетворения материальных потребностей в области экономических и земельных отношений, охраны общественного порядка и социальной помощи как отдельным нуждающимся в ней гражданам, так и категориям граждан (детям, подросткам, ветеранам, инвалидам, беженцам).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.