Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. 86 Абрамовiч А.М. Канстытуцыйная рэформа: праблемы и перспектывы // Весн




Статьи

86 Абрамовiч А.М. Канстытуцыйная рэформа: праблемы и перспектывы // Весн. Бел.дзярж.ун-та.- Сер.3. - №3. -1996.-С.81-84.

87 Абрамович А.М. Право и социально-экономическое развитие страны // Беларуская Думка. - 1997.- № 7.- С.29-37.

88 Абрамович А.М. Единство народов и независимость государств // Сов. Белоруссия. - 1997. - 30 апреля. - С. 2.

89 Абрамович А.М. Горизонты сотрудничества // Беларуская думка. – 1998. - № 8. – С.8-17.

90 Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. - 1997.- №3. - С.14-21.

91 Бережнов А.Г. Принцип разделения властей в контексте теории и практики советской и современной Российской государственности // Разделение властей: история и современность: Спецкурс. – М.: Юрид. колледж Моск. гос.ун-та, 1996. – С.16-20.

92 Бессарабов В.Г. Парламентский контроль в Российской Федерации и прокуратура // Право и политика. - 2001. - №5.- С.16-18.

93 Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О судебной власти в России // Государство и право. - 2001.- №10.- С.20-27.

94 Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О разделении и взаимодействии властей в России // Государство и право. - 2002. - №5. - С.13-16.

95 Браим И.Н. Политическая культура (опыт политологической лекции) // Весн. Бел. дзярж. эканам. ун-та. - 1998.- №3 (10) - С.131-143.

96 Василевич Г.А. Решение Конституционного Суда – важнейший источник права // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. - 1999.- №3. - С.59-64.

97 Василевич Г.А. Защита Конституционным Судом Республики Беларусь прав граждан в экономической сфере // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. - 2000.- №4.- С.81-89.

98 Василевич Г.А., Семенков В.И. Институт президентства в системе государственной власти Республики Беларусь // Вестник молодежного научного общества. - 2000.- №5-6.- С.7-12.

99 Василевич Г.А. Конституционный контроль и практика применения в Республике Беларусь // Журнал российского права. - 2001.-№11.- С.127-136.

100 Демичев Д.М. Президент Республики Беларусь в государственно-правовом механизме преодоления последствий Чернобыльской катастрофы // Право и политика. - 2001. - №4. - С.39-45.

101 Дробязко С.Г.Социальное правовое государство и государство вообще (к вопросу об определении) // Весн.Бел.дзярж. ун-та- Сер. №3.- 1996.-№2.-С.45-47

102 Жишкевич В.И., Кучинский В.А. Обеспечение конституционной законности как условие формирования правового государства // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. - 2002.- №1.- С.94-100.

103 Ильинский И.А. Основные тенденции конституционного развития стран Восточной Европы // Государство и право. - 1992. - №6. - С.126-134.

104 Кашепов В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации// Государство и право- 1998- № 2. С. 54- 58

105 Кивель В.Н. Защита прав человека и гражданина при осуществлении конституционного правосудия // Вестник Конституционного Суда Респ. Беларусь - 1997.- №3.- С.68-72.

106 Котелевская И.В. Современный Парламент // Государство и право. - 1997.-№3.- С.5-13.

107 Котенков А.А. Президент-Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе (статья 1) // Государство и право.- 2001.- №9.-С.5-8.

108 Марченко М.Н. Современные интерпретации теории разделения властей на Западе // Вестн. Моск. Ун-та. Cер. Право. - 1994.-№4. - С.74-97.

109 Марченко М.Н. Соотношение законодательной и исполнительной властей в современной России // Вестн. Моск. Ун-та. Cер. Право.- 2001.- №6. - С.3-13.

110 Матусевич А.В., Дубовицкий В.Н. Правотворческая деятельность в Республике Беларусь. - Минск: ООО «Скарына», 1997. - 271 с.

111 Михлин А.А. Конституционный Суд: правовая природа решений и контроль за их исполнением // Право и политика. - 2002.- №1.- С.83-86.

112 Николаев Е.А. Конституционный Суд в системе государственной власти Российской Федерации // Право и политика.- 2002.- №11.- С.20-27.

113 Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 года // Государство и право.- 1996.- №1.- С.12-20.

114 Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - М.: ИНФРА.М-НОРМА, 1996.- 240 с.

115 Окуньков Л.А. Разделение и взаимодействие властей в государствах СНГ и Прибалтики // Право и экономика. - 1997. -№ 23-24. - С.3-11.

116 Полянский И.А. Правовая природа исполнительной власти и ее место в организации государственной власти // Изв. вузов. Правоведение. - 1999. - №4. – C.18-27.

117 Прокофьев Г. Проблемы классификации форм участия Президента Российской Федерации в правотворческом процессе // Конституционное и муниципальное право. - 2001.- №3.- С.4-7.

118 Реут В.И. Проблема расширения полномочий Национального собрания Республики Беларусь: пути решения // Вестник Конституционного Суда Респ. Беларусь. - 2001.- №4.- С.47-53.

119 Робер Ж. Развитие конституционной юстиции в Европе // Вестник Конституционного Суда Респ. Беларусь.- 1999.- №2.- С.67-71.

120 Семенков В.И. Белорусский Парламент и существующий институт парламентаризма // Вестн. молодеж. научного общества. - 2000.- №2.- С.6-9.

121 Сiльчанка М.У. Аб удакладненнi месца i ўзмацненнi ролi Канстытуцыйнага Суда ў сiстэме судовай улады // Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэсп. Беларусь. - 1999.- №3. - С.65-69.

122 Тиковенко А.Г. Принцип разделения властей: теория и практика // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь.- 1997.-№1.-С.32-37.

123 Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. - 1993. - №4.- С.11-12.

124 Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. - 1998.- №5. - С.15-23.

125 Чиркин В.Е. Реформа российской Конституции: этапы и проблемы // Общественные науки и современность. - 2000. - №5. - С.52-61.

126 Чиркин В.Е. Предметы ведения Федерации и ее субъектов: Разграничение, сотрудничество, субсидиарность // Государство и право. - 2002.- №5.- С.5-12


 

Планы-задания к практическим занятиям

Одной из отраслей национальной правовой системы является Конституционное право Республики Беларусь. Данная дисциплина занимает особое место среди других отраслей права, так как с нее начинается формирование всех остальных отраслей права, и в этом заключается ее системообразующая роль. Ни одна отрасль права не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более – противоречит им. Юридический вес конституционных норм предопределяется их верховенством не только по отношению к разрабатываемым нормативным актам, т.е. необходимостью базировать их на конституции, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с Конституцией.

Современная конституционная наука исходит из того, что содержание Конституции должно быть основано на принципах права и справедливости, роль человека сводится лишь к отражению этих принципов в Конституции и осуществлению контроля за их соблюдением. На каждом этапе общество имеет основания требовать, чтобы правовая политика, понимание сущности конституционных норм отвечали требованиям времени.

Конституционное право – система норм права, регулирующих организацию государственной власти, структуру органов государства и их полномочия, правовой статус личности и другие вопросы государственного и общественного устройства.

Дисциплина «Конституционное право Республики Беларусь» - основная правовая дисциплина, изучаемая на первом и втором курсах высших учебных заведений, является базовой для подготовки высококвалифицированных специалистов в области правоохранительной деятельности, для работы в государственных органах и органах местного самоуправления, общественных объединениях, в производственных и предпринимательских структурах. Дисциплина «Конституционное право» дает возможность получить необходимый комплекс знаний о роли компетентных государственных органов в процессе нормообразования других отраслей права.

Конституционное право является одной из фундаментальных учебных дисциплин, изучаемых в рамках программы подготовки студентов по специальности юриспруденция. Важнейшая роль в этом процессе уделяется не только усвоению теоретических знаний, но также и умению их практического применения. В связи с чем, юристу необходимо приобрести определённые навыки и способности, необходимые для выполнения правоприменительной работы, чему и будет способствовать настоящее пособие, в котором представлены задания по основным темам курса.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- усвоить основы конституционного строя Республики Беларусь, основные (конституционные) права, свободы и обязанности человека и гражданина; принципы избирательной системы Республики Беларусь; порядок проведения референдумов; устройство и принципы деятельности государственной власти в Республике Беларусь; принципы взаимоотношений между личностью, обществом и государством; конституционные основы местного управления и самоуправления; конституционные основы организации и деятельности прокуратуры, комитета государственного контроля;

- уметь осуществлять правовое обеспечение деятельности государственных и общественных органов в области защиты прав человека и формирования структур политической власти; проводить экспертно-аналитическое правовое обеспечение организационно- политических и административно-управленческих решений; проводить выборы в местные и центральные органы власти, референдумы, другие массово-общественные мероприятия; создавать политические партии и общественные объединения; осуществлять анализ общественно-политических процессов в Республике Беларусь; способствовать правовому воспитанию граждан Республики Беларусь; использовать в своей деятельности конституционно-правовые документы; представлять, обеспечивать и защищать как внутри страны, так и на международном уровне права и интересы Республики Беларусь, государственных и общественных организаций, трудовых коллективов и граждан нашей страны;

- иметь представление о политических процессах, происходящих в Республике Беларусь.

 

Методические рекомендации по выполнению практических заданий.

Условно процесс выполнения задания можно разделить на три основные стадии:

1) Уяснение условия. На данной этапе необходимо внимательно изучить задание. Любые на первый взгляд даже малозначительные данные не должны ускользнуть от внимания, ибо их истолкование может иметь важное значение для выработки правильного решения. Учитывая то, что какие - либо дополнительные факты, кроме изложенных в условии, установить невозможно, требуется и исходить только из них. Рекомендуем осуществлять дополнительный анализ нюансов, не указанных в условии, но способных повлиять на решение.

2) Установление юридической основы. Здесь требуется дать подробную правовую квалификацию изложенным в условии фактическим обстоятельствам дела, т.е. решить вопрос о том какая норма права распространяется на данный случай. Особое внимание при этом необходимо акцентировать на изучении действующей нормативной базы: Конституции, законов, Декретов, указов Президента Республики Беларусь и т. д. Далее осуществляется проверка действия нормы во времени, пространстве, по кругу лиц. Важно помнить, что существуют коллизии правовых норм, которые необходимо также разрешить, что, во многом, помогут сделать теоретические положения теории государства и права.

3) Принятие решения. Именно в решении устанавливается связь между условием задания и нормой права. На данной стадии особое внимание следует уделить мотивировке вывода, т. е. аргументировать на каких основаниях принято то или иное решение


Тема 1. Конституционное право как ведущая отрасль права и правовой науки (2 часа)

1. Предмет и метод конституционного права как отрасли права.

2. Система конституционного права.

3. Классификация конституционно-правовых норм.

4. Конституционно-правовые принципы и презумпции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.