Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности организации местного самоуправления в городах. Понятие и виды городов как муниципальных образований




Закон 2003 г. относит к муниципальным образо­ваниям специального типа: внутригородские терри­тории городов федерального значения; приграничные территории; закрытые административно-территориальные образования; города-наукограды.

Особенности организации местного самоуправле­ния в городах федерального значения обусловлены их двойным статусом. С одной стороны, это субъект Федерации, обладающие всем комплексом конститу­ционных прав, характерным для государственно-пра­вовых образований такого типа. С другой стороны, это города, которым присущи все проблемы, свойст­венные данной категории муниципальных образова­ний. Такое сочетание двух статусов породило массу вопросов: каково соотношение городских органов го­сударственной власти и местного самоуправления, государственной и муниципальной собственности, бюджета субъекта Федерации и бюджета города? Ус­тав Москвы от 28 июня 1995 г. соответствующую проблему решил путем признания представительного и исполнительного органов власти города органами местного самоуправления и органами государствен­ной власти одновременно. Аналогичным образом двойной статус был распространен на собственность и бюджет Москвы. Между тем такое решение противоречило конституционному требованию о том, что ор­ганы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Это обстоятельство послу­жило поводом для признания в судебном порядке со­ответствующих норм Устава Москвы противоречащи­ми федеральному законодательству. Судебные орга­ны констатировали также необходимость придания районным управам статуса органов местного само­управления.

13 июля 2001 г. в Устав Москвы были внесены изменения и дополнения, согласно которым общего­родские органы получили единственный статус — статус органов государственной власти. Местное са­моуправление осуществляется на территориях внут­ригородских муниципальных образований путем проведения местных референдумов, выборов, собра­ний и конференций, через органы местного само­управления, создаваемые по мере формирования со­циально-экономических, финансовых и организаци­онных предпосылок. Согласно ст. 7 Устава органы местного самоуправления не входят в систему орга­нов государственной власти города Москвы. В преде­лах своих полномочий государственные и муници­пальные органы самостоятельно принимают реше­ния и несут за них ответственность. Указывается, что осуществление местного самоуправления не должно нарушать единство городского хозяйства и целостность развития города.

При разработке Закона 2003 г. планировалось, что в городах федерального значения самоуправле­ние может осуществляться тремя способами: общего­родскими муниципальными органами; органами ме­стного самоуправления на внутригородских террито­риях; городскими и внутригородскими органами местной власти.

В окончательном варианте Закона 2003 г. было установлено, что местное самоуправление в городах федерального значения осуществляется органами муниципальной власти на внутригородских территориях (по состоянию на 1 июля 2005 г. в Москве и образовано 125, в Санкт-Петербурге — 111).

Установление и изменение границ таких муниципальных образований, их преобразование осуществляется законами субъектов Федерации с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий. Таким же образом (законами соответствующих субъектов Федерации) определяется перечень вопросов местного значения и источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований. Состав принадлежащего им муниципального имущества также устанавливается законами Москвы и Санкт-Петербурга в соответст­вии со ст. 50 Закона 2003 г. и перечнем вопросов местного значения, определенным законами указанных субъектов Федерации для этих муниципальных образований.

Особенности осуществления местного самоуправ­ления на приграничных территориях устанавливаются специальным федеральным законом, определяющим режим приграничной территории. Такой закон еще не принят.

Закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО) признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образова­ние, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хра­нению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавлива­ется особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий спе­циальные условия проживания граждан. Статус ЗАТО урегулирован Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территори­альном образовании».

ЗАТО признаются административно-территори­альными единицами. Это положение плохо согласу­ется с законодательством субъектов Федерации об административно-территориальном устройстве. На­пример, в Законе Свердловской области от 20 мая 1997 г. «Об административно-территориальном уст­ройстве Свердловской области» статус администра­тивно-территориальной единицы получают районы, внутригородские районы либо сельсоветы. ЗАТО, на­против, являются населенными пунктами (городами, поселками). Кроме того, административные единицы создаются для осуществления функций государст­венного управления, в то время как ЗАТО — муни­ципальные образования, имеющие органы местного самоуправления.

Своеобразие ЗАТО в том, что они по ряду вопро­сов находятся в ведении федеральных органов госу­дарственной власти. Это установление администра­тивной подчиненности, границ ЗАТО и земель, отво­димых предприятиям и (или) объектам; определение полномочий органов государственной власти субъек­тов Федерации в отношении ЗАТО; обеспечение ре­жима безопасного функционирования предприятий (объектов), включающего специальные условия про­живания граждан. Решения по данным вопросам принимаются Правительством РФ.

В ведении федеральных органов власти находится также определение порядка создания, упразднения ЗАТО. Предложение об этом исходит от Правительства РФ, окончательное решение принимается Пре­зидентом РФ.

Особый режим безопасного функционирование предприятий (объектов) в ЗАТО включает: определе­ние контролируемых (запретных) зон по границе и пределах ЗАТО; ограничения на въезд и проживание граждан на его территории; ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией; ограни­чения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и! распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом.

Таким образом, параметры правового статус ЗАТО определяются федеральными органами государственной власти. Роль региональных органов ограничивается в основном согласованием каких-либо сторон жизнедеятельности территориальных образо­ваний закрытого типа. Например, при решении вопроса об определении границ ЗАТО, об отнесении земель на территории такого образования к землям федеральной собственности, об участии физических и юридических лиц (проживающих и расположенных за пределами ЗАТО) в совершении гражданско-правовых сделок (п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 8 Закона «О закрытом административно-территориальном образовании»).

Полномочия по управлению ЗАТО принадлежав органам местного самоуправления. В первую очередь, это полномочия, присущие им в силу законода­тельства о местном самоуправлении. Эта группа пол­номочий направлена на решение вопросов местного значения. Являющиеся муниципальными образова­ниями со статусом городских округов закрытые ад­министративно-территориальные образования могут наделяться отдельными государственными полномо­чиями.

Специфика ЗАТО влечет наделение органов местного самоуправления особой группой полномочий по: координации деятельности предприятий (объек­тов), подразделений охраны, милиции, гражданской обороны при угрозе чрезвычайных ситуаций; разра­ботке схем оповещения и эвакуации населения в случаях аварий либо при их угрозе; участию в опре­делении пропускного режима (совместно с руковод­ством предприятий (объектов); осуществлению конт­роля за санитарным, экологическим и другим со­стоянием территории; разрешению на въезд и выезд из ЗАТО. Законодательное закрепление этих полно­мочий за муниципальными органами продиктовано соображениями обеспечения особого режима безо­пасного функционирования ЗАТО.

Города-наукограды. — недавно возникшая катего­рия муниципальных образований. При том она оста­ется еще и довольно малочисленной1.

Статус наукоградов регулирует Федеральный за­кон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе науко­града Российской Федерации». Согласно названному Закону наукоград — муниципальное образование, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным ком­плексом. Законом 2003 г. наукограды отнесены к го­родским округам.

Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством РФ с установленн­ом срока этого статуса. Территория, претендующая на звание наукограда, должна отвечать нескольким критериям. Во-первых, градообразующий комплекс должен быть расположен в границах одного муници­пального образования. Во-вторых, основные фонды комплекса должны составлять не менее 50% общего объема основных фондов всех хозяйствующих субъ­ектов, расположенных в данном муниципальном образовании. Возможен иной вариант. Градообразущий комплекс должен выпускать научно-технискую продукцию в стоимостном выражении не менее 50% общего объема продукции.

Решение о наделении муниципального образования статусом наукограда принимается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2004 г. № 681 «Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.