Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуп­равления




Понятие и система гарантий местного самоуправления.

Одним из необходимых и наиболее важных условий функционирования местного самоуправления, его становления и развития является гарантированность прав местного самоуправления. Система гарантий прав местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту1. Система гарантий прав местного самоуправления представляет собой совокупность общих гарантий и юридических. Последние, в свою очередь, можно разделить на гарантии организационной самостоятельности и гарантии финансово-экономической самостоятельности.

Государство признает и гарантирует местное самоуправление. Этому вопросу все субъекты Российской Федерации также уделяют значительное внимание. Таким образом, гарантии организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации согласно законодательству определяются и обеспечиваются государством в лице как его федеральных органов, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

К общим гарантиям относятся организационно-политические, экономические, духовные, социальные. Под организационно-политическими гарантиями местного самоуправления понимается демократический характер правового режима в стране, который обусловливается не только предоставлением населению права на местное самоуправление, но и его всемерной поддержкой и защитой. Экономической гарантией местного самоуправления является экономическая система общества, в основе которой лежат принципы свободы экономической деятельности, многообразия и равноправия форм собственности. К экономическим гарантиям относится наличие муниципальной собственности и финансовых ресурсов, возможность нахождения в муниципальной собственности земли и других природных ресурсов. К социальным гарантиям местного самоуправления относятся развитие социальной структуры общества, формирование основных социальных групп. К духовным гарантиям относится система духовных ценностей человека.

В статье 12 Гражданского кодекса РФ дается перечень способов защиты прав. Защита прав может осуществляться путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Все вышеназванные способы активно используются. Наиболее значимыми и эффективными способами судебной защиты являются:

- оспаривание гражданами решений и действий различных органов государственной власти и должностных лиц, нарушающих их право на местное самоуправление;

- оспаривание органами местного самоуправления решений и действий органов законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти субъектов РФ и федеральных органов государственной власти;

- разрешение споров о компетенции органов местного самоуправления между собой, а также между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ.

Следует особо подчеркнуть, что правом на судебную защиту обладают не только органы местного самоуправления, но и граждане, проживающие на территории муниципального образования, а также должностные лица органов местного самоуправления.

Значительное место среди судебных решений занимают решения Конституционного Суда РФ. По мнению Т. Г. Морщаковой, востребованность Конституционного Суда РФ проявляется как в значительном количестве обращений в Конституционный Суд РФ по вопросам местного самоуправления - они составляют почти треть от всех, касающихся организации публичной власти, включая наряду с муниципальной также законодательную, исполнительную и судебную, - так и в существенном, новаторском, развивающемся и достаточно кардинальном характере правовых позиций, сформулированных в решениях Конституционного Суда РФ.

При этом было признано, что право на судебную защиту в конституционном судопроизводстве может быть использовано выборным должностным лицом, органами местного самоуправления, а также самими избирателями. Обращение в Конституционный Суд РФ органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляется в целом по той же процедуре, что и обращения граждан. Однако необходимо разъяснить некоторые условия обращения:

1. Обращение органов или должностных лиц местного самоуправления в Конституционный Суд РФ возможно только при наличии предшествующего решения суда, причем стороной в этом деле должен быть обязательно этот орган (это лицо).

2. Право этого органа обращаться в суды от имени муниципального образования должно быть указано в уставе муниципального образования.

3. Предметом оспаривания в Конституционном Суде РФ органом местного самоуправления от имени муниципального образования может быть акт, нарушающий права муниципального образования.

На практике чаще всего обращаются не в Конституционный Суд РФ, а в суды общей юрисдикции или в арбитражные суды. Причем правом на судебную защиту пользуются все более активно как органы местного самоуправления, в том числе их ассоциации и союзы, так и граждане, а также общественные объединения, представляющие жителей муниципальных образований. Большинство споров касаются вопросов организации деятельности местного самоуправления (назначение выборов, референдумов, регистрация уставов муниципальных образований, назначение должностных лиц, формирование структуры органов местного самоуправления и т. п.), а также установления местных налогов и сборов, формирования и исполнения местных бюджетов.

Отдельно следует остановиться на вопросах обжалования нормативных и ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Дела об оспаривании органами местного самоуправления нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов занимают значительное место в деятельности судов общей юрисдикции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.