Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционное право. 1922 — 1925 гг. ознаменовали новый существенный этап в развитии советского конституционного права




1922 — 1925 гг. ознаменовали новый существенный этап в развитии советского конституционного права. II съезд Советов СССР 31 января 1924 г. принял Основной закон (Конституцию) СССР, а XII Всероссийский съезд Советов 11 мая 1925 г. утвердил измененный текст Конституции РСФСР.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Декларация называла принципы и причины объединения советских республик в единое государство. Созданный Союз признавался добровольным объединением равноправных народов, обеспечивающим каждой республике право свободного выхода из Союза.

Договор состоял из 11 глав: 1) О предметах ведения верховных органов власти СССР, 2) О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве, 3) О съезде Советов СССР, 4) О Центральном Исполнительном Комитете СССР, 5) О Президиуме ЦИК СССР, 6) О Совете Народных Комиссаров СССР, 7) О Верховном Суде СССР, 8) О народных комиссарах СССР, 9) Об Объединенном государственном политическом управлении, 10) О союзных республиках, 11) О гербе, флаге и столице СССР.

Договор об образовании сосредоточивал в ведении Союза ССР вопросы, имеющие общесоюзное значение: представительство Союза в международных отношениях, объявление войны и заключение мира, ратификацию международных договоров, руководство внешней торговлей, транспортным, почтово-телеграфным делом, организацию и руководство вооруженными силами и др. В целях организации единого народного хозяйства и руководства им к компетенции общесоюзных органов были также отнесены правомочия по установлению общего плана народного хозяйства СССР, утверждение единого государственного бюджета СССР, установление общесоюзных налогов и доходов, установление единой денежной и кредитной системы. Союз ССР наделялся правом принимать основы законодательства по земельному, гражданскому, уголовному, трудовому и другим отраслям права.

Суверенитет Союза ССР сочетался с суверенитетом союзных республик. Конституция закрепляла положение, согласно которому суверенитет союзных республик ограничивался лишь в определенных ею пределах и только но предметам, отнесенным к компетенции Союза ССР. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. При этом на Союз ССР возлагалась обязанность охранять суверенные права союзных республик.

Согласно Конституции СССР, высшим органом власти был Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между съездами — ЦИК СССР, а между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК. ЦИК СССР состоял из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет избирался съездом из представителей республик пропорционально численности их населения. Совет Национальностей состоял из представителей союзных и автономных республик: по пять депутатов от каждой республики. Кроме того, автономные области РСФСР имели по одному представителю. Такой порядок формирования Совета Национальностей обеспечивал представительство в высшем органе власти СССР всех народов СССР. К ведению ЦИК СССР была отнесена законотворческая деятельность, а также определение полномочий Президиума ВЦИК и СНК СССР. ЦИК должен был собираться на очередные сессии три раза в год. Чрезвычайные сессии могли собираться по постановлению Президиума ЦИК, президиума одной из палат ЦИК или центрального исполнительного органа одной из союзных республик.

Президиум ЦИК СССР как высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган власти СССР наделялся правом издавать законодательные акты, приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных наркоматов СССР, а также центральных исполнительных комитетов и советов народных комиссаров союзных республик.

Исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР являлся СНК СССР. Он образовывался в составе Председателя СНК, его заместителей и 10 наркомов. Пять наркоматов были общесоюзными: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Отдельные наркоматы ведали отраслями народного хозяйства, управление которыми относилось к совместному ведению СССР и союзных республик. Это — Высший Совет Народного Хозяйства, наркоматы продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции. Управление остальными отраслями союзные республики осуществляли самостоятельно.

Особую роль в деле укрепления законности, согласно Конституции СССР, должен был играть Верховный Суд СССР. Наряду с функциями судебного контроля на него возлагался и конституционный надзор. Верховный Суд СССР должен был по требованию ЦИК СССР давать заключения о соответствии постановлений высших органов союзных республик Конституции СССР, а также разбирать споры между союзными республиками.

С учетом положений Конституции СССР, закрепившей распределение полномочий между Союзом ССР и союзными республиками, конституционных решений, принятых Всероссийскими съездами Советов, была частично изменена и дополнена Конституция РСФСР. Ее наиболее существенные изменения выражаются в следующем:

1. В текст Конституции не была помещена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, поскольку многие ее положения оказались выполненными (например, осуществлен переход всех банков в руки государства, аннулированы все международные займы царского правительства) либо утратили актуальность в условиях нэпа (всеобщая трудовая повинность).

2. Сохраняя в целом систему прав и свобод граждан РСФСР, новая Конституция внесла и некоторые коррективы. Так, Конституция предоставила права граждан РСФСР всем проживающим на ее территории гражданам союзных республик. В целях обеспечения реального действия принципа равноправия граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности Конституция РСФСР установила право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни, а также право обучения на родном языке в школе. Предоставлялось право отдельным национальностям на выделение в автономные советские социалистические республики и области.

3. Конституция РСФСР закрепила государственную собственность
на землю, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи. Данная норма закрепляла важнейшую победу советского государства в сфере экономики — ликвидацию частной собственности на основные орудия и
средства производства и, соответственно, экономической основы для
эксплуатации чужого труда рабочих и крестьян.

4. Конституция была дополнена новой главой «Об автономных советских социалистических республиках и областях», которая конституировала уже сложившиеся отношения в деле национально-государственного строительства, закрепляла систему органов государственной власти в автономных республиках и областях, порядок их образования и деятельности.

5. Задачи укрепления законности, обеспечения неукоснительного действия постановлений и распоряжений центральных органов обусловили появление в Конституции норм, предоставивших право ВЦИКу отменять акты съездов Советов автономных республик и областей и иных местных Советов, распоряжения наркоматов РСФСР. Распоряжения наркоматов могли также отменяться Президиумом ВЦИК и СНК РСФСР.

Сохраняя верность прежнему курсу на уничтожение эксплуатации человека человеком и построение коммунизма, советское государство не сочло нужным улучшить конституционный статус бывших имущих классов и процветающих нэпманов. Предоставив им широкие права в сфере гражданского оборота, хозяйственной деятельности, государство по-прежнему лишало имущие слои каких-либо прав в области политики и образования. Как и прежде, все лица, использующие наемный труд или живущие на доходы с предприятий, проценты с капитала, не имели политических прав, не обладали правом избирать и быть избранными, не могли служить в Красной Армии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.