Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полномочия




Система административного права.

Административное право делится на общую и особенную части.

Общую часть административного права составляют нормы, регули­рующие:

1) административно-правовой статус граждан (статус - это наличие определенных прав и обязанностей);

2) правовые основы организации и деятельности исполнительной вла­сти (аппарата государственного управления);

3) административно-правовой статус негосударственных организаций;

4) порядок применения норм административного права (какие госу­дарственные органы или должностные лица могут применять нормы ад­министративного права, какова компетенция этих органов и т. д.).

Особенная часть административного права состоит из норм, дейст­вующих в пределах отдельных сфер управления. Особенную часть адми­нистративного права составляют нормы, регулирующие:

1) обеспечение безопасности граждан, общества и государства (эти нормы в основном составляют содержание Кодекса об административ­ных правонарушениях);

2) организационно-хозяйственную деятельность государственной ад­министрации (эти нормы в основном содержатся во внутриведомствен­ных инструкциях и других подзаконных актах);

3) социально-культурную и благотворительную деятельность (это нор­мы, регулирующие деятельность отделов социального обеспечения, ко­митетов защиты малоимущих граждан, фондов помощи пострадавшим от стихийных бедствий и т. д.);

4) деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических, культурных и иных свя­зей с другими странами.

 

 

2.Административно-правовые отношения

характеризуются тем, что в обязательном порядке одной стороной этих

отношений выступает орган (субъект) исполнительной власти, который в

соответствии с возложен­ными на него задачами реализует свои властные

Наличие властных полномочий (т. е. обладание исполнительно-распорядительными функциями) у одной из сторон является необходимым условием возник­новения административных отношений.

Особенности административно-правовых отношений:

1. Административные отношения не могут возникать между гражда­нами, если хотя бы один из них не наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом согласие другой стороны не обязатель­но, т. е. сторона, к которой предъявлено требование субъекта исполни­тельной власти, обязана выполнить это требование независимо от своего желания. Поэтому административные отношения называют властеотно-шениями. Эта особенность определена внешними приоритетами государ­ственно-управленческой деятельности и в конечном счете является глав­ным условием функционирования всего административно-государственного аппарата. Если на каком-то этапе управления принцип "власть - подчи­нение" не срабатывает, значит, вся система государственного управления дает сбой, и встает вопрос о замене вышедшего из подчинения звена ад­министративной цепочки.

 

2. Неравенство сторон, так как управление всегда предполагает подчи­нение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. Сторона, обладающая властными полномочиями, имеет доминирую­щее положение по отношению к другой стороне, не имеющей таких пол­номочий и находящейся в подчинении у первой.

 

 

3. Для возникновения административных отношений достаточно воли одной из сторон (а именно: стороны, которая обладает властными полно­мочиями по отношению к другой). Это резко выделяет административ­ные отношения из всех других правоотношений, которые, как правило, возникают по взаимному согласию сторон.

 

4. Административные отношения по своей сути являются организаци­онными, т. е. направлены прежде всего на организацию процесса право-исполнения. В функциональном смысле это регулирующее воздействие на поведение всех, кто связан со сферой государственного управления.

 

 

5. Возникающие в административно-правовых отношениях споры, как правило, разрешаются во внесудебном порядке в отличие от споров, возни­кающих в гражданско-правовых, трудовых или семейных правоотноше­ниях. Существует особый административный порядок обжалования дей­ствий должностных лиц, ущемляющих права граждан, хотя в последнее время наблюдается тенденция расширения круга административно-пра­вовых споров, разрешаемых судом.

 

 

6. Если одна из сторон нарушит требование административной нор­мы, нанеся при этом ущерб другой стороне правоотношений, нарушитель будет нести ответственность не перед другой стороной, а непосредственно перед государством.

 

Таким образом, под административно-правовыми отношениями по­нимаются управленческие отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей.

Государственное управление, в сфере которого складываются админист­ративно-правовые отношения, в конечном счете, сводится к осуществлению функций, направленных на организацию совместной деятельности людей.

 

Виды административных отношений многообразны. В зависимости от особенностей участников этих отношений выделяют отношения сопод­чиненных субъектов и отношения несоподчиненных субъектов.

К несоподчиненному виду административных связей относится взаи­модействие двух и более равнозначных и не находящихся в подчинении друг к другу субъектов исполнительной власти

(например, взаимоотно­шения между министерствами).

Соподчиненный вид административных связей может быть представлен в следующих вариантах:

1. Отношения вышестоящего субъекта исполнительной власти с ниже­стоящими субъектами исполнительной власти (например, отношения Пра­вительства РФ с министерствами и ведомствами).

2. Отношения субъекта исполнительной власти с предприятием (уч­реждением), находящимся в его подчинении (например, отношения Ми­нистерства общего и профессионального образования с вузами).

3. Отношения субъекта исполнительной власти с предприятием (уч­реждением), не находящимся в его подчинении (например, отношения органов финансового контроля с предприятием). Это внешняя форма со­подчинения. Она означает, что исполнитель не находится в прямой зави­симости от субъекта исполнительной власти.

4. Отношения субъекта исполнительной власти республиканского (об­ластного) значения с органами местного самоуправления.

5. Отношения субъекта исполнительной власти (федерального или муниципального) с негосударственными объединениями (коммерческими структурами, социально-культурными объединениями, общественными организациями и др.).

6. Отношения субъекта исполнительной власти (должностного лица) с гражданами. Это может быть как внутренняя, так и внешняя форма со­подчинения (например, отношения начальника с подчиненными - внут­ренняя форма соподчинения, а отношения сотрудника ГИБДД с водите­лями - внешняя форма соподчинения).

Во всех видах управленческих отношений непременно участвует тот или иной субъект исполнительной власти. Без него управленческие от­ношения в административном смысле возникнуть не могут, ибо только субъект исполнительной власти имеет полномочия выражать в юридичес­кой форме волю и интересы государства, т. е. он реализует на практике в исполнительном варианте государственную власть.

Структурно-функциональное выражение государственного управления фиксируется в административно-правовых нормах, в которых непосредст­венно выражается регулятивная роль административного права.

 

Виды административно-правовых норм:

1. По целевому назначению - регулятивные и охранительные.

2. По методу воздействия - обязывающие и запрещающие.

3. По пределам действия: а) действующие на определенной террито­рии; б) обязательные только для определенного круга лиц; в) внутриап-паратные; г) общеобязательные.

4. По юридической силе - имеющие большую юридическую силу и имеющие меньшую юридическую силу. Это зависит от законодательного органа государственной власти, который принимает эти нормы. Напри­мер, нормативно-правовые акты, принимаемые областным Законодатель­ным Собранием, имеют меньшую юридическую силу, чем законы, при­нимаемые Государственной Думой.

5. По степени значимости - законные и подзаконные. Законными они являются, если исходят от органа, имеющего право разрабатывать и при­нимать законы. Если административные нормы содержатся в норматив­ных актах органов исполнительной власти, например постановлениях Пра­вительства РФ, они являются подзаконными.

6. По уровню обобщенности - общие и специальные. Например, на­рушение правил торговли - это общая норма, а нарушение правил тор­говли огнестрельным оружием - специальная норма. В случае несоответ­ствия общей и специальной норм применяется специальная норма.

7. По характеру правового режима - материальные и процессуальные. Большинство норм административного права являются материальными, т. е. они юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей участников административных отношений. Процессуальные нормы определяют про­цедуру реализации прав и обязанностей, установленных материальными нормами административного права.

 

Структура норм административного права аналогична структуре других отраслей права (гипотеза, диспозиция, санкция). Однако нормы админист­ративного права имеют свою специфику.

 

Особенности норм административного права:

1. Данные нормы несут в своем содержании двоякую юридическую нагрузку. С одной стороны, они издаются для исполнения и применения их на практике, с другой - для регуляции и регламентации самого про­цесса правотворчества (например, нормы, устанавливающие порядок раз­работки и принятия законов, полномочия и статус органов государствен­ной власти и т. д.).

 

2. Нормы административного права, как правило, не имеют прямого действия, т. е. представляют собой общие правила поведения принципиаль­ного характера. Это значит, что они нуждаются в опосредовании их нор­мами более конкретных подзаконных актов, имеющих локальный харак­тер и учитывающих особенности, а также специфику подразделений, в которых эти нормы должны применяться.

 

 

. 3. Административно-правовые нормы содержат в себе правила пове­дения, адресованные прежде всего субъектам исполнительной власти. Это не означает, что данные нормы носят чисто "аппаратный" характер. Они могут быть обращены как к отдельным гражданам, так и к обществен­ным организациям. Но именно в силу своей направленности на реализацию целей исполнительной власти нормы административного права служат для обеспечения безопасности граждан, общества и государства, а также создают условия для реализации необходимых гражданских прав и свобод.

 

Реализация норм административного права осуществляется несколь­кими способами:

1. Исполнение. Заключается в активных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в правовых нормах (например, обязанность оплатить проезд, войдя в пассажирский транспорт).

2. Соблюдение. Суть соблюдения состоит в воздержании субъекта от совершения запрещенных действий (например, запрет переходить улицу на красный свет).

3. Использование. При использовании субъект сам принимает решение, пользоваться ему предоставленным правом или нет (например, если граж­данин имеет право заниматься охотой, он может не пользоваться этим правом, однако передать свое право охотиться другому лицу нельзя).

4. Применение. Состоит в принятии компетентными органами (упра-вомоченными лицами) юридически властных решений на основе дейст­вующих административных норм (например, за несоблюдение правил эксплуатации газового оборудования служба городского газового хозяйст­ва имеет право применения санкций к нарушителям).

Нормы административного права обязательны для всех лиц, на кото­рых направлено их действие. В случае несоблюдения норм администра­тивного права наступает административная ответственность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.