Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Административно-правовые и организационные формы государственного управления




 

Формы — философская категория, которая обозначает внешнее выраже­ние внутреннего содержания. Следовательно, под формами понимается то, в чем непосредственно выражается какой-либо объект, какая-то деятельность. Соответственно, под формами государственного управления следует понимать внешнее выражение государственно-управленческой деятельности уполномо­ченных на то органов (органов государственного управления).

Однако прежде чем исследовать непосредственно формы государствен­ного управления, целесообразно вернуться к определению государственного управления.

Государственное управление как термин различными авторами использу­ется либо в значении системы, либо в значении вида деятельности (процесса).

Система государственного управления заключается в совокупности целей и принципов воздействия государственных органов на общество (обществен­ную жизнедеятельность). Система этого воздействия объединяет в себе не только совокупность органов государственной власти и государственного управления вместе с их персоналом. Составной частью системы является и со­вокупность реализуемых ими функций, комплекс используемых методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления (управляющими и управляемыми сторонами правоот­ношений), необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т. п.

Государственное управление как вид деятельности (процесс) заключается в сознательной, целенаправленной деятельности уполномоченного на то органа государственного управления, в процессе которой достигается необходимый ему управленческий результат путем реализации имеющихся у него государст­венно-властных полномочий. Государственное управление в этом смысле — это вид подзаконной, исполнительно-распорядительной деятельности спе­циально уполномоченных на то субъектов (органов государственного управления).

Естественно, понятие государственного управления как системы является более широким, чем понятие государственного управления как вида деятельно­сти. Государственное управление как система полностью охватывает государ­ственное управление как вид деятельности, при этом оно включает и так назы­ваемую государственную политику.

Иными словами, исследуя англо-американские традиции государственно­го устройства, некоторые авторы делают вывод, что в соответствии с ними ка­тегория «государственное управление» (public management) является более ши­рокой по объему. Она включает «государственную, или публичную политику» (public policy), связанную с разработкой общественной стратегии и тактики и собственно «государственное администрирование» (public administration), направленное на эффективную организацию, оптимизацию функционирования звеньев государственного аппарата и технологии работы управленческого пер­сонала.

Таким образом, государственная, или публичная, политика — это и есть та основная «разница» между государственным управлением как системой и государственным управлением как видом деятельности.

В работах большинства авторов, исследующих проблемы форм государ­ственного управления, дана их классификация именно в широком смысле.

В соответствии с этим подходом ученые-административисты дают раз­личные варианты классификации форм государственного управления без прин­ципиальных разногласий.

Так, большинство административистов выделяют правовые и неправовые формы государственного управления, определив в качестве основного отличи­тельного критерия анализ последствий реализации таких форм.

Формы государственного управления, влекущие юридические последст­вия, авторы относят к правовым формам государственного управления и, соот­ветственно, формы государственного управления, не влекущие юридических последствий, — к формам неправовым.

Различия в дальнейшей классификации правовых и неправовых форм го­сударственного управления не носят принципиального характера.

Правовые формы государственного управления могут непосредственно выражаться:

а) в издании правовых актов управления (нормативного или индивиду­ального характера);

б) заключении административных договоров;

в) иных действиях, влекущих юридические последствия.

К иным действиям, влекущим юридические последствия, относят:

- различного рода разрешения на совершение определенных действий, которые управляющая сторона правоотношений дает управляемой;

- государственную регистрацию;

- действия, удостоверяющие в установленной форме факты, имеющие юридическое значение выдача паспорта, водительского удостоверения), и т. д.

Неправовые формы государственного управления подразделяются:

- на организационно-технические действия;

- материально-технические действия.

К организационно-техническим действиям относят такие действия, как разработка программ, проведение совещаний, контроль, разъяснение тех или иных мероприятий, обеспечение сочетания коллегиальности и единоначалия, изучение и обобщение опыта, подбор кадров и т. д.

В. А. Юсупов1 выделяет пять форм реализации организационно-технических действий:

- инструктирование нижестоящих органов управления и должностных

лиц;

- организация распространения передовых методов и опыта управленче­ской работы;

- действия в процессе осуществления управленческих решений;

- организация контроля и проверки исполнения;

- привлечение общественных организаций, органов общественной самодеятельности и отдельных граждан к участию в осуществлении функций исполнительной власти.

Материально-технические действия носят вспомогательный характер в управленческой деятельности. На этой основе некоторые авторы не признают их вообще в качестве формы государственного управления. К такого рода дей­ствиям они относят работу с информацией, проведение исследований, разрабо­ток, подготовку к изданиям и само издание актов, ведение делопроизводства, составление справок и т. п.

Таким образом, приходим к выводу, что государственное управление как вид деятельности может быть реализовано только в правовой форме.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.