Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление и регулирование экономической сферы




Государственное регулирование экономики, как уже упоминалось, принимает различные формы, реализуется различными способами с использованием различных методов и их комбинаций в попытках найти наиболее эффективное сочетание государственного управления с самостоятельностью хозяйствующих субъектов и свойственной им саморегуляцией. Такое сочетание образует динамичный баланс публично – правовых (в том числе административных) и частноправовых методов правового регулирования в экономической сфере.

В экономической сфере можно выделить:

– общенормативное регулирования (введение общих правил; установление порядка создания, реорганизации и упразднения структур; определение порядка их деятельности);

– программно-установочные способы (целевые программы; концепции, режимы, схемы планирования развития территорий и т.п.);

– легализующие средства (лицензирование; аккредитация; сертификация);

– способы нормативно-количественного регулирования (стандарты; квоты; цены; тарифы; нормативы; лимиты; налоги (сборы) и т.п.);

– средства стимулирования кредиты; льготы; отсрочки; дотации; субсидии; госзакупки и т.п.);

– средства учета и ограничений (статистическая отчетность; контроль; запреты; ограничения; предписания; санкции, лишение легальности (приостановление, признание недействительными сделок, действий, актов).

Для обеспечения комплексного развития экономики, государство должно определять общий экономический курс, разрабатывать комплексные программы социально-экономического развития, решать ключевые вопросы собственности, бюджета, налогов, организации управления. Эти функции осуществляются Президентом РФ и Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Центральным аспектом государственного регулирования в сфере экономики являются вопросы собственности. Их правовое решение обеспечивает стабильность развития экономики и благоприятный инвестиционный климат в стране. Однако, в управлении государственным имуществом продолжаются изменения и реорганизации. Вместо признания государственной собственности приоритетной господствовало мнение о необходимости все более широкой ее приватизации, поскольку взят курс на развитие рыночной экономики. Однако, опыт показал, что недооценка государственного сектора экономики может отрицательно повлиять на экономическую стабильность в целом.

Существенную роль играет государство в регулировании финансовых, бюджетных, налоговых, банковских, кредитных и инвестиционных отношений. Нормы административного права регулируют статусы субъектов, принадлежащих к властным структурам в перечисленных отраслях, процедуры в которых они принимают участие, тесно взаимодействуя с нормами бюджетного, налогового законодательства.

Важными для России являются вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений, в особенности после проведения муниципальной реформы с формированием нового полноценного уровня бюджетной системы наряду с федеральным и субъектным. Здесь же можно отметить перспективность осуществляемого бюджетного реформирования ориентированного на конкретные результаты и повышающего ответственность всех субъектов бюджетного планирования.

Действует казначейский принцип исполнения бюджета обеспечивающий предварительный и текущий контроль расходования бюджетных средств всех уровней.

Управление в налоговой сфере представляет собой единую систему сбора налогов и контроля соблюдения налогового законодательства.

Особо необходимо отметить банковское законодательство, также содержащие административно-правовые элементы (правовое положение Центрального банка России, резервной системы, регулирование коммерческой банковской деятельности).

Перечисляя инструменты административно-правового регулирования в сфере экономики, также необходимо отметить:

– выравнивание условий конкуренции и антимонопольную политику;

– совершенствование механизма формирования и размещения заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд;

– нетарифное и тарифное регулирование экспорта и импорта товаров, за исключением товаров, подпадающих под действие законодательства Российской Федерации об экспортном контроле;

– регулирование инвестиционной деятельности и государственные инвестиции;

– территориальное зонирование и регулирование земельных отношений;

– кадастровый учет объектов недвижимости;

– таможенно-тарифную политику и таможенное дело;

– мобилизационную подготовку экономики страны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.