Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4.Техника как объект социально-философского анализа




Вопрос 4. Развитие общества: его источники, движущие силы, направленность и периодизация.

Общество – это саморазвивающаяся система, способная менять формы политической, экономической, социальной организации.

Источники (причины) развития общества: наиболее принята в современной философии точка зрения, что источником развития общества являются противоречия: между производительными силами и производственными отношениями, между классами, между нациями, между политическими элитами и т.п.

Движущие силы и субъекты истории: сводится к вопросу о роли личности и народных месс в истории. Кто является подлинным творцом истории. В истории философии мнение менялось. В XYIII веке (философия Просвещения) роль творца истории отводилась выдающимся историческим личностям (правителям, полководцам и т.п.). В XIX веке решающую роль в истории признают за народными массами (марксистская философия). В ХХ веке формируется теория элит – элита (избранное меньшинство) признается основным субъектом истории.

Направленность исторического процесса (в каком направлении движется общество). В философии на этот вопрос нет однозначного мнения. Выделяют линейные и нелинейные интерпретации общественного развития. Большинство современных философов понимают развитие общества как линейный процесс (как прогресс, как развитие от низших форм к более высоким), которым в определенной последовательности идут все страны и народы. Наиболее известные теории линейного развития общества – теория общественно-экономических формаций (марксистская теория), выделяющая 5 формаций (первобытнообщинную Þ рабовладельческую Þ феодальную Þ капиталистическую Þ коммунистическую), и цивилизационная теория, выделяющая такие этапы в человеческой истории как доцивилизационный период Þ доиндустриальное общество Þ индустриальное обществоÞ постиндустриальное общество.

Философы, не согласные с такой трактовкой общественного развития рассматривают развитие общества как круговороты. Наиболее известная из таких теорий – теория локальных цивилизаций (Данилевский, Шпенглер, Тойнби). Согласно этой теории, одновременно существует множество локальных цивилизаций (культурно-исторических типов) и каждый из них имеет свою историю, которая состоит из следующих этапов: возникновение, расцвет, закат, гибель.

 

Философия трактует технику предельно широко, как часть культуры, и относит к ней:

¾ совокупность всех технических устройств (от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем);

¾ совокупность различных видов технической деятельности по созданию технических устройств (от научно-технических разработок до изготовления);

¾ совокупность технических знаний (от специализированных научно-технических до теоретических), их производство и использование.

В развитии техники выделяют этапы эволюционного развития и революции. К эволюциям относят частичную модернизацию техники, улучшение отдельных ее параметров. К революционным формам относят смену поколений техники, возникновение принципиально новых ее видов. Эти перевороты бывают разной величины и масштабности. С самыми масштабными из них связаны смены цивилизаций: доиндустриальной, индустриальной, постиндустриальной.

Сегодня техника и технологии неразрывно связаны с наукой, но так было не всегда. До 17 века наука и техника существовали как принципиально различные, не связанные друг с другом виды деятельности, то есть научный и технический прогресс протекали параллельно. Около 300 лет назад, в результате сближения науки и техники, технический и научный прогресс сливаются в единый научно-технический прогресс. Во второй половине XX века интеграция общетехнических и научных изменений стала настольно органичной, что возникло принципиально новое явление, которое получило название «научно-технической революции».

Современная техника оказывает мощное воздействие на все сферы общественной жизни (экономику, политику, искусство, образование, здравоохранение, быт и т.д.), качественно изменяя их.

Отношение к технике на протяжении всей человеческой истории не было однозначным: периоды веры в технику сменялись страхом перед ней.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.