Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Санкции, применяемые к родителям за ненадлежащее осуществление родительских прав и обязанностей




Содержание родительских прав

Важнейшим среди родительских прав и обязанностей является право родителей на воспитание детей. Осуществление этого права одновременно представляет собой обязанность родителей. Воспита­ние — длительный процесс воздействия на детей. Этот процесс выра­жается в совершении родителями целенаправленных действий, пред­полагающих достижение определенного результата, и бессознатель­ном воздействии на ребенка, которое происходит постоянно в процессе общения родителей и ребенка, и влияния, которое оказывают на ребен­ка поведение и пример родителей.

Содержание права на воспитание не определено в законе. Законо­дательство в принципе не может детально регулировать процесс вос­питания. В ст. 63 СК право на воспитание очерчивается в самом общем виде. В этой норме говорится, что родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном разви­тии своих детей. Каким образом осуществляется эта забота, какие методы и приемы используют родители при воспитании своих детей, решают сами родители. Родители свободны в выборе форм и способов воспитания до тех пор, пока они не выходят за рамки, установленные законом. Эти ограничения определены в ст. 65 СК.

Родители не вправе причинять вред психическому и физическому здоровью своих детей и их нравственному развитию. Способы воспи­тания должны исключать грубое, пренебрежительное, жестокое, уни­жающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или экс­плуатацию детей.

Воспитание — процесс, предполагающий не только совершение оп­ределенных действий родителями, но и определенную реакцию со сто­роны детей. Таким образом, можно сказать, что праву родителей на воспитание детей противостоит обязанность детей «претерпевать вос­питание».

Родители вправе применять меры принуждения к своим детям для того, чтобы добиться от них желаемого поведения. Однако эта сторона воспитательного процесса находится за рамками права. Например, родители могут запретить детям посещение тех или иных мест, возвра­щение домой позднее определенного времени. Все меры принуждения, применяемые родителями к детям, носят чисто бытовой характер.

Глава 22. Права и обязанности родителей

Закон не определяет их виды, характер и требует лишь, чтобы они не нарушали запретов, предусмотренных ст. 65 СК.

Ни одна из них не может быть исполнена с помощью средств государственного принуждения. Государственные органы могут при­менять к детям меры принуждения только при нарушении ими адми­нистративных или уголовных запретов, но не за неповиновение роди­телям.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Это означает, что они вправе от­странить от воспитания всех третьих лиц, включая ближайших родст­венников ребенка. Право на воспитание включает ряд правомочий. Прежде всего воспитание практически невозможно без личного обще­ния ребенка с обоими родителями. Поэтому отказ родителя от личного контакта с ребенком является нарушением обязанности по воспита­нию.

Для осуществления этого права родителям предоставлена возмож­ность совместного проживания со своими детьми, которая одновре­менно является их обязанностью. В соответствии со ст. 68 СК родите­ли вправе требовать возврата ребенка от любых лиц, удерживающих его у себя не на основании закона или судебного решения. Если эти лица отказываются возвратить ребенка, спор разрешается судом. Суд вправе отказать родителям в иске о передаче им ребенка, если ребенок Не желает возвращаться к родителям и такое возвращение противоре­чит его интересам.

Родители обязаны проживать совместно со своими детьми до 14 лет. Однако они вправе помещать детей в детские воспитательные или образовательные учреждения или в некоторых случаях переда­вать на воспитание иным лицам, чаще всего близким родственникам, например дедушке или бабушке. Принятие решений о передаче детей на воспитание данным учреждениям или лицам также является одним из способов осуществления родителями права на воспитание. Они, во-первых, несут ответственность за их выбор; во-вторых, нахождение ребенка у родственников или в детских учреждениях не снимает с родителей обязанности по личному воспитанию ребенка.

Право на воспитание включает также правомочие по религиозному воспитанию ребенка. Выбор религии ребенка осуществляется родите­лями по взаимному согласию. Если они не достигают соглашения, они вправе обратиться за разрешением спора в органы опеки и попечитель­ства. Однако орган опеки и попечительства не может избрать религию для ребенка. Единственным разумным решением, которое может при­нять орган опеки и попечительства, будет предложение родителям,

Раздел VI Правоотношения родителей и детей

исповедующим разные религии, предоставлять ребенку о них как можно больше информации и затем, после достижения ребенком воз­раста, когда он окажется способным сформировать собственное мне­ние по этому вопросу, дать ему возможность самостоятельно опреде­лить свою религиозную принадлежность. Так же следует поступить и в случае, если один из родителей настаивает на атеистическом воспи­тании ребенка.

Важным компонентом права на воспитание является право на об­разование. Родители обязаны обеспечить детям получение основного образования. Они свободны в выборе формы образования и образова­тельного учреждения для ребенка. По мере взросления ребенка роди­тели обязаны все более учитывать мнение самого ребенка. Дело в том, что родители не располагают никакими средствами для того, чтобы принудить ребенка следовать их выбору, поэтому в большинстве слу­чаев решающее слово останется за ребенком. Если он откажется посе­щать школу, избранную родителями, последние вынуждены будут со­гласиться с его мнением.

Обязанность родителей обеспечить детям основное образование является их обязанностью перед обществом (в этом — ее публично-правовой характер) и одновременно перед ребенком. Они обязаны создать ребенку условия для получения образования, не вправе пре­пятствовать посещению образовательного учреждения. Если родители по религиозным или иным соображениям препятствуют получению ребенком образования, это может послужить основанием даже для лишения их родительских прав.

Родителям принадлежит также право представлять и защищать интересы своих детей. Согласно ст. 64 СК, родители не нуждаются для осуществления этого права в специальных полномочиях. Они вправе быть представителями своих детей в отношениях со всеми физически­ми и юридическими лицами, в том числе в судах. Родители действуют в этих случаях как законные представители своих детей, и объем их полномочий определяется гражданским законодательством о предста­вительстве.

Однако в отношении родителей традиционно применялись не все ограничения, касающиеся деятельности законных представителей. Прежде всего не действовало правило о недопустимости представле­ния родителями детей в отношениях с самими родителями, в то время как представителю не разрешается представлять представляемого в отношениях с самим собой. Родителям не запрещалось представлять своих детей и в случаях, когда между их интересами и интересами детей существовали противоречия. Между тем, когда речь идет о дей-

Глава 22 11рава и обязанности родителей

ствиях законных представителей, независимо от того, являются ими родители или посторонние лица, следует иметь в виду, что представ­ляемый не обладает полной дееспособностью, он не уполномочивал данное лицо в качестве своего представителя и не может контролиро­вать его действия. Поэтому деятельность всех законных представите­лей должна быть поставлена в более жесткие рамки, чем договорных представителей.

Они не должны иметь права заключать или давать согласие на заключение сделок от имени представляемых с самим собой и своими близкими родственниками и супругами. Такой запрет существует в отношении опекунов и попечителей, но его нет в отношении родите­лей. Предполагается, что лично-доверительная основа их отношений с детьми делает его излишним. Но родительские права существуют и там, где никакого доверия давно нет. Родители могут представлять своих детей, например, до момента вступления решения суда о лише­нии их родительских прав в законную силу. В том числе, что совершен­но абсурдно, теоретически они не лишаются права представлять своих детей и в самом процессе о лишении их родительских прав.

Родители представляют своих детей в отношениях со своими суп­ругами при взыскании алиментов. Их личные взаимоотношения с от­ветчиком часто приводят к нарушению интересов детей. В этом случае не следует полностью запрещать такое представительство, но права родителей должны быть существенно ограничены законом. Поэтому по новому законодательству, во-первых, органы опеки при отсутствии соглашения об уплате алиментов и непредъявлении совместно про­живающим родителем иска об их взыскании должны взыскать али­менты по собственной инициативе. Во-вторых, размер алиментов, тредусмотренный соглашением, не может быть меньше установлен­ного в законе.

В п. 2 ст. 64 СК впервые предусмотрено запрещение родителям 1рсдставлять своих детей, если в отношениях между ними и детьми существуют противоречия, наличие которых должны констатировать органы опеки и попечительства. В этих случаях для защиты интересов детей органы опеки и попечительства назначают детям независимого представителя.

Ситуации, когда между интересами родителей и детей есть проти­воречия, встречаются на практике не так уж редко. Например, родите­ли не вправе без согласия органов опеки распоряжаться приватизиро­ванной квартирой, на которую имеют права их дети. Если родители просят разрешение на отчуждение квартиры, а органы опеки считают, что это противоречит интересам детей, совершенно ясно, что интересы

14-1148

Раздел VI. Правоотношения родителей и детей

детей выражают органы опеки и попечительства, а между интересами родителей и детей имеются противоречия. Новое законодательство впервые дает в этом случае возможность формально ограничить право родителей представлять интересы детей.

Еще более сложная ситуация складывается в случае прямого и непосредственного конфликта интересов детей и родителей, напри­мер, при лишении родительских прав, отобрании детей без лишения родительских прав.

Ранее органы опеки участвовали в этих делах не как представители детей, а родители формально не были лишены права представлять интересы своих детей. Теперь с процессуальной точки зрения в отно­шении того, кто кого представляет в процессе о лишении родительских прав, будет внесена полная ясность. Органы опеки и попечительства представляют интересы ребенка против родителя, лишаемого роди­тельских прав.

Возможны и иные ситуации, когда между интересами родителей и детей также существуют противоречия, хотя и не столь явные. Родите­ли не вправе представлять детей, например, в споре о разделе наслед­ства, если и они сами, и их дети одновременно являются наследниками, спорящими между собой о разделе наследства.

Они не вправе представлять детей при заключении договоров между ребенком и самим собой, в частности относительно принадле­жащего детям имущества: купли-продажи, мены, раздела общего иму­щества. Тот факт, что родитель представляет в этих случаях детей в отношениях с самим собой, уже сам по себе создает возможность воз­никновения противоречий. Поэтому такое представительство запре­щается законом. Детям в таких ситуациях органами опеки и попечи­тельства должен быть назначен другой представитель.

В состав родительских прав входят и такие правомочия, как право выбора имени и фамилии ребенка, право дачи согласия на усыновле­ние ребенка и некоторые другие права. Эти права, как и обязанность родителей по содержанию своих детей, рассматриваются в других гла­вах настоящего учебника.

Ненадлежащее исполнение большинства родительских прав и обя­занностей влечет за собой применение санкций. Их характер весьма различен. В зависимости от состава родительского правонарушения они могут быть как мерами ответственности, так и мерами защиты. В

Глава 22. Права и обязанности родителей

целом их можно подразделить на следующие группы: отказ от защиты права, осуществляемого ненадлежащим образом; лишение родитель­ских прав и ограничение родительских прав.

Отказ от защиты права, осуществляемого родителями ненадлежа­щим образом, может быть мерой ответственности и мерой защиты. Например, если возвращение родителям ребенка, находящегося у тре­тьих лиц, противоречит его интересам, имеет место отказ от принуди­тельного осуществления права родителей требовать возврата ребенка от любого лица. Если применение такой меры было вызвано виновным поведением родителей, выразившимся в ненадлежащем воспитании ребенка, отказ в защите их права следует рассматривать как меру от­ветственности.

Однако такой отказ может быть связан и с тем, что в силу объек­тивных причин (болезни родителей, наличия других малолетних детей, тяжелых материальных условий, предубеждения ребенка про­тив родителей и т.д.) нахождение ребенка у третьих лиц более соответ­ствует его интересам. В данном случае такую санкцию следует рассмат­ривать как меру защиты интересов ребенка, применяемую независимо от вины родителей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.