Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По управлению биоресурсами 5 страница




Протокол Монтре был создан в соответствии с Рекомендацией 4.8 КС (1990 г.). В Резолюции VI.1 (1996 г.) были установлены более точные процедуры использования механизма Протокола Монтре с указанием мер, которые необходимо принять для включения Рамсарских угодий в Протокол и исключения угодий из Протокола. Угодья могут добавляться в Протокол и исключаться из него только с одобрения договаривающихся сторон, на территории которых они расположены. По состоянию на сентябрь 2011 г. в Протоколе Монтре имелось 51 Рамсарское угодье; 32 угодья, которые были внесены в Протокол Монтре, были впоследствии исключены из него (хотя одно из таких угодий было внесено в Протокол повторно). По просьбе заинтересованной договаривающейся стороны Секретариат может направить техническую миссию, известную под названием "Рамсарская консультативная миссия", для анализа ситуации на одном или нескольких конкретных угодьях, внесенных в Протокол Монтре, предоставления рекомендаций по принятию мер и оценки целесообразности исключения угодья из Протокола Монтре после успешного осуществления таких мер.

Рамсарская консультативная миссия представляет собой механизм оказания научно-технической помощи, который был официально принят в соответствии с рекомендацией 4.7 в 1990 г. Механизм Рамсарской консультативной миссии был ранее известен под названием "Процедура мониторинга" и "Процедура предоставления указаний по вопросам управления". Основная цель этого механизма заключается в оказании содействия как развитым, так и развивающимся странам в устранении проблем или угроз, которые вызывают необходимость внесения угодья в Протокол Монтре.

В большинстве случаев процедура применения этого механизма включает в себя посещение угодья группой из двух или более экспертов, которые составляют отчет, включающий выводы и рекомендации. После получения запроса от договаривающейся стороны Секретариат согласовывает техническое задание для миссии с соответствующими органами и определяет, какие профессиональные знания и опыт потребуются для членов направляемой миссии. Проект отчета, составленного группой экспертов, представляется на рассмотрение в компетентный орган, сделавший запрос о направлении миссии, и затем исправленный окончательный отчет становится документом публичного характера, который может обеспечить основу для принятия природоохранных мер в отношении угодья. В некоторых случаях рекомендации, содержавшиеся в отчетах Рамсарской консультативной миссии, обеспечивали основу для оказания финансовой помощи со стороны Фонда малых грантов и агентств по оказанию внешней помощи. В период с 1988 по 2011 г. механизм Рамсарской консультативной миссии применялся к 71 Рамсарскому угодью или группам угодий.

Секретариат Рамсарской конвенции обеспечивает сотрудничество с другими международными соглашениями, касающимися охраны окружающей среды. Сотрудничество реализуется в следующих формах: принятие меморандума о сотрудничестве, реализация совместных планов работы, расширение обмена информацией и сотрудничества между вспомогательными научными органами конвенций и т.д. В настоящее время наиболее тесным является сотрудничество с Конвенцией о биологическом разнообразии 1992 г., Конвенцией о сохранении мигрирующих видов диких животных 1979 г., Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенцией ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и (или) опустынивание, особенно в Африке, 1994 г., Рамочной конвенцией ООН об изменении климата 1992 г., а также с различными международными речными комиссиями (Международной комиссией по защите реки Дунай, Комиссией по бассейну озера Чад и Администрацией бассейна реки Нигер, Международной комиссией по бассейнам рек Конго - Убанги - Санга).

В 2008 г. на Конференции сторон Резолюцией X.1 был принят Третий стратегический план на 2009 - 2015 гг. (Первый стратегический план - 1997 - 2002 гг., Второй стратегический план - 2003 - 2008 гг.). Стратегический план на 2009 - 2015 гг. устанавливает пять целей: разумное использование водно-болотных угодий, развитие Рамсарского списка, международное сотрудничество, развитие потенциала, необходимого для осуществления Конвенции, и всеобщее членство в Конвенции. В рамках этих пяти целей более сильный акцент делается на 28 "стратегиях", которые, по общему мнению, представляют наиболее приоритетные области для большинства сторон.

Что же все-таки реально дает государствам участие в Рамсарской конвенции? Согласно национальным докладам, представляемым договаривающимися сторонами, Конвенция часто использовалась в качестве эффективного инструмента для прекращения или предупреждения процессов, оказывающих негативное воздействие на водно-болотные угодья. Так, например, была произведена замена проекта добычи тяжелых металлов в дюнах на Рамсарском угодье Сент-Люсия в ЮАР экологически благоприятными альтернативными планами развития (1996 г.); был зафиксирован отказ от планов строительства свалки мусора на участке в Фуджимае - последней сохранившейся крупной литоральной системе водно-болотных угодий недалеко от Нагои в Японии, когда в 2001 г. власти города приняли решение об объявлении участка Фуджимае Рамсарским угодьем; был зафиксирован отказ от планов строительства крупного нового аэропорта на территории Рамсарского угодья Клиф Маршес, находящегося в устье реки Темзы в Англии, когда в декабре 2003 г. правительство Великобритании пришло к заключению, что "международный статус, которым обладают некоторые местообитания, означает, что любое потенциальное неблагоприятное воздействие требует от правительства продемонстрировать, что оно рассмотрело все разумные альтернативы. С учетом проведенных консультаций правительство удовлетворено наличием разумных альтернатив участку Клиф" <1>.

--------------------------------

<1> См.: The Ramsar Convention Manual: a Guide to the Convention on Wetlands (Ramsar, Iran, 1971). 4th ed. Gland, 2006. P. 13.

 

Многие стороны Конвенции отметили, что большую помощь в деле сохранения водно-болотных угодий оказало их включение в Протокол Монтре. Приведем несколько примеров.

На оазис Азрак в Иордании оказали благоприятное воздействие включение в Протокол Монтре и организация соответствующей Рамсарской консультативной миссии, которая была направлена сюда еще в 1990 г. с целью изучения угроз водно-болотному угодью и разработки рекомендаций. Его статус Рамсарского угодья также сыграл важную роль в одобрении проекта, финансировавшегося Глобальным экологическим фондом (ГЭФ). Австрийский Рамсарский комитет отметил в 1996 г., что включение Рамсарского угодья Донау-Марш-Ауэн в Протокол Монтре и организация Рамсарской консультативной миссии в 1991 г. оказали благоприятное воздействие на экологический характер угодья. Был составлен план разумного использования угодья в тесном сотрудничестве с неправительственными организациями, и от Европейской комиссии были получены средства гранта в рамках программы LIFE для финансирования работ по управлению водно-болотным угодьем. На основании результатов исследований, проведенных первой Рамсарской консультативной миссией в 1992 г. с целью выработки рекомендаций по устранению негативных изменений экологического характера природного резервата Сребырна в Болгарии, этот участок, являющийся Рамсарским угодьем и объектом всемирного наследия, был внесен в Протокол Монтре, и административные органы приступили к выполнению рекомендаций. Фондом малых грантов Рамсарской конвенции были выделены средства для разработки плана управления угодьем, и в октябре 2001 г. вторая миссия, в работе которой принимали участие представители МСОП и Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, наблюдала "стабильную и устойчивую тенденцию к улучшению экологического характера" и пришла к заключению, что "Болгария проявила решительность, обеспечила законодательную основу, научный и управленческий потенциал и поддержку общественности для достижения цели сохранения" ценностей водно-болотного угодья. Миссия рекомендовала, чтобы после предоставления дополнительной информации административные органы начали процедуру по исключению резервата Сребырна из Протокола Монтре и Списка объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой. Озеро Чилика, крупнейшая лагуна на восточном побережье Индии, было объявлено Рамсарским угодьем в 1981 г. Из-за серьезной деградации, вызванной главным образом заилением и засорением входного канала морской воды, что привело к быстрому размножению инвазивных пресноводных видов, сокращению продуктивности рыб и общей утрате биологического разнообразия, в 1993 г. оно было включено в Протокол Монтре. Администрация по развитию Чилика, созданная в 1992 г., осуществила программу действий с целью восстановления экосистем и улучшения социально-экономических условий местных общин. Работы по восстановлению лагуны Чилика осуществлялись при активном участии общин во взаимодействии с различными национальными и международными учреждениями и с использованием комплексных систем мониторинга и оценки. В 2001 г. Рамсарская консультативная миссия посетила этот участок и пришла к выводу о необходимости его исключения из Протокола Монтре, при условии, что меры по управлению участком будут продолжать осуществляться и подвергаться мониторингу. В 2002 г. Администрации по развитию Чилика была вручена Рамсарская премия за охрану водно-болотных угодий за ее новаторские усилия.

Интересно отметить, что на важность соблюдения положений Рамсарской конвенции было впервые обращено внимание в 2011 г. в постановлении Международного суда ООН в деле "Определенная деятельность, осуществляемая Никарагуа в пограничном районе" (Коста-Рика против Никарагуа). Данный латиноамериканский спор весьма примечателен во многих отношениях, но мы остановимся лишь на его экологической составляющей.

Дело в том, что 18 ноября 2010 г. Коста-Рика возбудила в Международном суде ООН дело против Никарагуа на основании того, что последняя ввела войска и оккупировала территорию Коста-Рики в связи со строительством канала через коста-риканскую территорию от реки Сан-Хуан до лагуны Лос-Портильос (также известной как "лагуна Харбор-хед"), и того, что она осуществляет определенные связанные с этим дренажные работы на реке Сан-Хуан, вырубку деревьев, удаление растительности и почвы с коста-риканской территории, включая ее водно-болотные угодья и леса. При этом Коста-Рика заявляла, что "ведущиеся и планируемые дренажные работы и строительство канала серьезно скажутся на притоке воды в реку Колорадо в Коста-Рике и причинят дальнейший ущерб коста-риканской территории, включая водно-болотные угодья и национальные заповедники диких животных, находящиеся в этом районе". В спорном пограничном районе находятся водно-болотные угодья Humedal Caribe Noreste (Коста-Рика) и Refugio de Vida Silvestre Rio San Juan (Никарагуа).

Параллельно с передачей дела в Суд в ноябре 2010 г. правительство Коста-Рики срочно запросило Секретариат Рамсарской конвенции о направлении в угодье Humedal Caribe Noreste Рамсарской консультативной миссии для оценки воздействия строительства канала на реке Сан-Хуан на угодье. Рамсарская консультативная миссия проходила с 27 ноября по 1 декабря 2010 г. В принятом по итогам посещения докладе прямо говорилось об изменении экологических характеристик Humedal Caribe Noreste ввиду дноуглубительных работ, а также рекомендовалось включить оцениваемое угодье в Протокол Монтре <1>. Итоги данного доклада были представлены Суду в качестве доказательств со стороны истца.

--------------------------------

<1> Report Ramsar Advisory Mission (RAM) N 68. North-eastern Caribbean Wetland of International Importance (Humedal Caribe Noreste), Costa Rica 17 December 2010 (http://www.ramsar.org/pdf/ram/ram_rpt_69-CostaRica_s.pdf).

 

18 ноября 2010 г. Коста-Рика подала в Суд также просьбу об указании временных мер до окончательного разрешения дела. 8 марта 2011 г. Суд вынес следующее постановление о временных мерах:

1) единогласно: каждая сторона должна воздерживаться от направления в пределы оспариваемой территории или от сохранения в пределах такой территории, включая cano (канал, прорываемый Никарагуа), любого персонала, будь то гражданского, полицейского или из служб безопасности;

2) 13 голосами против 4 <1>, что Коста-Рика может направлять гражданский персонал, ответственный за защиту окружающей среды, на оспариваемую территорию, включая cano, но только постольку, поскольку это необходимо для недопущения причинения необратимого вреда водно-болотным угодьям, на которых находится эта территория; Коста-Рика должна консультироваться с Секретариатом Рамсарской конвенции в отношении этих действий, заблаговременно уведомлять Никарагуа о них и прилагать все свои усилия для нахождения общих с Никарагуа решений на этот счет;

--------------------------------

<1> За: Председатель Х. Овада (Япония); заместитель Председателя П. Томка (Словакия); судьи А. Корома (Сьерра-Леоне), А. аль-Хасауна (Иордания), Б. Симма (ФРГ), Р. Абраам (Франция), К. Кит (Новая Зеландия), М. Беннуна (Марокко), А. Кансаду Триндади (Бразилия), А. Юсуф (Сомали), К. Гринвуд (Великобритания), Дж. Донохью (США); судья ad hoc К. Дугард (ЮАР); против: судьи Б. Сепульведа-Амор (Мексика), Л. Скотников (РФ), С. Ханьцинь (Китай); судья ad hoc Ж. Гийом (Франция).

 

3) единогласно: каждая сторона должна воздерживаться от любых действий, которые могут усугубить или продлить спор, находящийся на рассмотрении Суда, или затруднить его урегулирование;

4) единогласно: каждая сторона должна информировать Суд о соблюдении ею указанных выше временных мер <1>.

--------------------------------

<1> Order 8 march 2011 "Certain Activities Carried out by Nicaragua in the Border Area (Costa Rica v. Nicaragua). Request for the Indication of Provisional Measures" (http://www.icj-cij.org/docket/files/150/16324.pdf).

 

Таким образом, несмотря на то, как в будущем будет решено дело по существу, Суд в постановлении о временных мерах указал на важность охраны водно-болотных угодий (согласно положениям Рамсарской конвенции) на спорных территориях двух государств, находящихся в предвоенной ситуации.

Для СССР Рамсарская конвенция вступила в силу в феврале 1977 г. Правительством СССР было объявлено 12 водно-болотных угодий, имеющих международное значение, из которых три находились на территории РСФСР ("Кандалакшский залив" в Белом море, "Озеро Ханка" на Дальнем Востоке и "Дельта Волги"). Российская Федерация стала правопреемником Советского Союза в качестве стороны Рамсарской конвенции в 1991 г. В сентябре 1994 г. соответствующим Постановлением Правительства РФ было провозглашено 35 водно-болотных угодий, имеющих международное значение, площадь которых составляет 10,7 млн. га.

Специфика водно-болотных угодий, имеющих международное значение для России, состоит в том, что расположены они в основном на территориях государственных природных заповедников, заказников и национальных парков, режимы которых предусматривают соответствующий уровень охраны. Это создает дополнительные возможности для внедрения принципов Рамсарской конвенции, организации природопользования в соответствии с современными рекомендациями.

Исключительно важную роль в деле обеспечения сохранения биологического разнообразия играют занимающее 31% поверхности суши Земли леса. Отправным пунктом начала планомерного международного сотрудничества в области сохранения, управления и устойчивого использования лесов принято считать Конференцию ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., которая приняла "не имеющее обязательной силы заявление с изложением принципов для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и устойчивого развития всех видов лесов" ("Лесные принципы") и Повестку дня на XXI век, гл. 11 ("Борьба с обезлесением") которой полностью посвящена проблеме обезлесения.

Первоначально на Конференции по окружающей среде и развитию предполагалось принять Всемирную конвенцию по лесам. В частности, ФАО представила проект "Основные возможные элементы для документа по сохранению и развитию мировых лесов". Однако по итогам Конференции, в результате противоречия между развитыми и развивающимися странами, были приняты "Лесные принципы", относящиеся к источникам "мягкого" права, которые явились первым международным документом в сфере глобального международного сотрудничества по устойчивому лесопользованию.

Как гласит п. "c" преамбулы документа, "проблемы и возможности в области лесного хозяйства должны рассматриваться в совокупности и сбалансированным образом в рамках общего контекста окружающей среды и развития, принимая во внимание многоцелевые функции и виды использования лесов, включая традиционные виды использования, а также возможное возникновение социально-экономической напряженности в тех случаях, когда это использование сдерживается или ограничивается, а также потенциал в области развития, который может быть обеспечен рациональным использованием лесов". Должны быть приняты меры, "направленные на содействие созданию благоприятного международного экономического климата для устойчивого и экологически обоснованного развития лесов во всех странах" (п. "a" Принципа 7).

В "Лесных принципах" нашли свое закрепление следующие базовые положения:

- национальная политика должна обеспечивать проведение оценки воздействия на окружающую среду в тех случаях, когда действия, по всей вероятности, будут иметь существенные пагубные последствия для важных лесных ресурсов и когда эти действия зависят от решения компетентных национальных властей (п. "h" Принципа 8);

- запрет на трансграничное загрязнение окружающей среды (п. "a" Принципа 1);

- важно, чтобы рациональное использование лесов согласовывалось с рациональным использованием прилегающих районов, с тем чтобы сохранить экологический баланс и устойчивую продуктивность (п. "e" Принципа 8);

- при освоении лесных ресурсов следует уважать и должным образом укреплять самобытность, культуру и права коренных народов и других групп населения, проживающих в лесных районах (п. "a" Принципа 5, п. "d" Принципа 12);

- следует отказаться от односторонних мер, направленных на ограничение и (или) запрещение использования древесины и других видов лесной продукции в международной торговле, которые несовместимы с международными обязательствами или соглашениями, или избегать принятия таких мер в целях достижения долгосрочного устойчивого ведения лесного хозяйства (Принцип 14).

После Конференции по окружающей среде и развитию 1992 г. сотрудничество государств по выработке международной лесной политики поддерживалось на уровне усилий, предпринимаемых главными органами ООН, и прежде всего ЭКОСОС, который в 1995 г. для достижения консенсуса и формирования согласованных предложений в отношении мер, направленных на эксплуатацию, охрану и рациональное использование всех видов лесов, учредил при КУР Межправительственную группу открытого состава по лесам.

Группа была призвана решить следующие вопросы:

- исследование лесов и оценка состояния лесных ресурсов;

- оценка методологий достижения устойчивого развития лесов;

- критерии и индикаторы устойчивого управления лесами;

- потенциальная конкуренция различных видов лесной продукции;

- проблема малоиспользуемых видов деревьев;

- сертификация и знаки соответствия лесной продукции на происхождение из устойчиво управляемых лесов;

- включение затрат на сохранение лесных экосистем в стоимость всех видов лесной продукции (древесной и недревесной);

- прозрачность международных рынков лесной продукции.

По окончании двухлетнего мандата Межправительственной группы по лесам для продолжения межгосударственного диалога по проблемам лесопользования и реализации предложений Группы в 1997 г. ЭКОСОС учредил Межправительственный форум открытого состава по лесам. Форум образовал Совместное партнерство по лесам, которое в настоящее время включает 14 международных организаций.

Сегодня вопросы межгосударственного сотрудничества в сфере устойчивого лесопользования зафиксированы в повестке дня различных международных форумов, включая Конференцию министров по правоприменению и управлению лесным сектором стран Европы и Северной Азии (ФЛЕГ ЕСА <1>), Комитет по лесоматериалам ЕЭК ООН, Европейскую лесную комиссию ФАО, Международную организацию по тропической древесине.

--------------------------------

<1> К странам - членам ФЛЕГ ЕСА относятся: Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кыргызстан, Китай, Латвия, Литва, Македония, Молдова, Монголия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Хорватия, Черногория, Швейцария, Швеция, Эстония и Япония.

 

Основным действующим международным договором в рассматриваемой области в настоящее время является Международное соглашение по тропической древесине 2006 г. Соглашение в преамбуле содержит отсылку к "Лесным принципам" 1992 г. Цели Соглашения 2006 г. заключаются в поощрении расширения и диверсификации международной торговли тропической древесиной из лесов, которые управляются на устойчивой основе и в которых лесозаготовки ведутся легитимным образом, а также в поощрении устойчивого управления тропическими лесами, используемыми для производства древесины.

Ключевую роль среди международных форумов в рассматриваемой сфере играет Форум ООН по лесам, который был учрежден Резолюцией ЭКОСОС 2000/35 от 18 октября 2000 г. в качестве вспомогательного органа ЭКОСОС. В состав Форума могут входить все государства - члены ООН и специализированных учреждений ООН на началах широкого и равноправного участия. Резолюция ЭКОСОС 2000/35 поставила перед Форумом задачу разработать правовые рамки по всем видам лесов и изучить связанные с этим финансовые вопросы. Форум рассматривает рекомендации, данные экспертными группами по механизмам финансирования, передаче технологий и торговли в части, касающейся лесов.

На своей 7-й сессии в апреле 2007 г. Форум принял акт под названием "Не имеющий обязательной юридической силы документ по всем видам лесов", который содержит стандарты по устойчивому ведению лесного хозяйства.

Международно-правовой режим сохранения конкретных видов. Конвенция о международной торговле дикими видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), была заключена в Вашингтоне 3 марта 1973 г. (вступила в силу 1 июля 1975 г.) с целью борьбы с нелегальной добычей и незаконной торговлей наиболее уязвимыми объектами живой природы. Инициатором разработки Конвенции выступил МСОП.

Регулируя международную торговлю, Конвенция косвенно охраняет более 30 тыс. видов флоры и фауны. С момента вступления Конвенции в силу не исчез в результате торговли ни один вид, находящийся под ее защитой.

Основная цель Конвенции - обеспечить международный контроль над торговлей дикими видами животных и растений, численность которых подорвана или может быть подорвана из-за того, что они являются популярными объектами торговли. Согласно положениям Конвенции система мер охраны видов, находящихся под угрозой исчезновения, распространяется на сферы как внешней, так и внутренней торговли, включает меры строгого контроля за перемещением через государственные границы видов животных, нуждающихся в особой охране, жесткой правовой регламентации всех операций (включая правила перевозки, размеры клеток, контейнеров и т.д.), усиления ответственности, повышения неотвратимости наказания, а также организацию специальных служб и органов. Торговля этими видами разрешается только в исключительных случаях и по специальным разрешениям, выдаваемым с учетом заключений научных организаций.

Конвенцией предусмотрены три приложения, в которые включаются те или иные виды. Приложение I включает виды, находящиеся под угрозой вымирания; приложение II - виды, которые хотя в данное время не находятся обязательно под непосредственной угрозой вымирания, но могут стать таковыми, если торговля образцами таких видов не будет строго урегулирована в целях предотвращения их использования, несовместимого с их выживанием; приложение III - виды, которые по определению любой стороны должны подвергнуться регулированию в пределах ее собственной юрисдикции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации и которые нуждаются в сотрудничестве других сторон в регулировании торговли. Согласно ст. XI Конвенции Конференция сторон каждые два года обсуждает и принимает поправки к приложениям I, II и III.

По состоянию на сентябрь 2011 г. участниками СИТЕС являлись 175 государств.

Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных, разработанная в соответствии с Рекомендацией 32 Плана действий, принятого Стокгольмской конференцией ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г., была заключена в Бонне 23 июня 1979 г. и вступила в силу в 1983 г.

Данная Конвенция является универсальным международным договором, открытым для участия любого государства или региональной организации экономической интеграции, и преследует цель сохранения видов диких животных, мигрирующих через государственные границы и вне их, путем разработки и реализации совместных соглашений о запрещении добычи особей находящихся под угрозой исчезновения видов, сохранении их местообитаний и контроле неблагоприятного воздействия.

Конвенция рассматривает мигрирующие виды как ресурс, который охраняется и управляется государствами, на территории которых животные проводят определенную часть своего жизненного цикла. Конвенция имеет два приложения: приложение I, которое содержит перечень мигрирующих видов, находящихся под угрозой исчезновения (ст. III), и приложение II, касающееся мигрирующих видов, которые могут стать предметом соглашений (ст. IV). По видам приложения I государства - участники Конвенции должны прилагать максимальные усилия по их защите, сохранению и восстановлению мест их обитания, сокращению препятствий к миграции и контролю других факторов, которые могут оказать негативное влияние на данные виды. Что же касается видов приложения II, то стороны, являющиеся государствами ареала их обитания, будут прилагать усилия к заключению благоприятных для данных видов соглашений и должны отдавать приоритет таким видам, статус сохранности которых является неблагоприятным.

В определенном смысле Боннская конвенция 1979 г. является рамочным соглашением <1>, о чем свидетельствует п. 3 "c" ст. II: "Стороны, должны прилагать усилия к заключению соглашений <2> о сохранении включенных в приложение II мигрирующих видов и управлении ими". Развивающие Конвенцию соглашения, основные черты и содержание которых определены в ст. V Конвенции, могут варьироваться от договоров, имеющих обязательную силу (называемых соглашениями), до менее формальных инструментов, таких как меморандумы о взаимопонимании, и могут быть адаптированы к условиям того или иного региона. Развитие различных моделей, приспособленных к сохранению того или иного вида, среды их обитания, является отличительной характеристикой Конвенции.

--------------------------------

<1> См.: Циприс М.С. Применимо ли понятие "рамочное соглашение" к Боннской конвенции о сохранении мигрирующих видов диких животных 1979 г.? // Актуальные проблемы современного международного права: Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции, Москва, 9 - 10 апреля 2010 г. / Под ред. А.Х. Абашидзе, М.Н. Копылова, Е.В. Киселевой. М., 2011. Ч. II. С. 146 - 154.

<2> По смыслу Конвенции, "соглашение" означает международное соглашение о сохранении одного или нескольких мигрирующих видов согласно статьям IV и V настоящей Конвенции" (ст. I).

 

Первым соглашением, принятым в рамках Боннской конвенции 1979 г., явилось трехстороннее (Германия, Дания, Нидерланды) Соглашение по Ваттовому морю от 16 октября 1990 г., которое вступило в силу 1 октября 1991 г., о сохранении тюленей.

Целью Соглашения является содействие международному сотрудничеству по достижению и поддержанию благоприятного статуса сохранности тюленей обыкновенных Ваттового моря, являющихся неотъемлемым компонентом экосистем и индикатором здоровья Ваттового моря. В 2002 г. План сохранения и управления популяциями тюленей был распространен и на второй вид обитающих в Ваттовом море тюленей - тюленей серых, хотя он и не находится под охраной Соглашения 1990 г.

Статья VI Соглашения запрещает добывать тюленей в Ваттовом море, но при этом содержит два исключения из этого общего положения:

- для организаций, назначенных для проведения научных исследований в области сохранения популяции тюленей Ваттового моря или экосистем Ваттового моря, при условии, что необходимая для подобного рода исследования информация не может быть получена каким-либо иным способом;

- для организаций, назначенных для выкармливания тюленей с последующим возвращением их на свободу после восстановления (для больных и ослабленных тюленей, а также покинутых новорожденных детенышей).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.