Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И охрана окружающей среды Каспийского моря 2 страница




--------------------------------

<1> Экологическая политика ОАО "Лукойл" на Каспийском море / Отв. ред. Е.М. Решетняк и др. Астрахань, 2000. Т. 1. С. 39.

 

Обеспечение безаварийной эксплуатации нефтяных вышек имеет исключительно важное значение для Каспийского региона. К сожалению, за последние 20 лет имели место аварии с крупномасштабным загрязнением морской среды. Наибольшую опасность для морской среды представляет танкерный флот. Даже в результате безаварийной навигации в море попадает 0,5 млн. т нефти в год. Огромную опасность морской окружающей среде нанесли аварии морских танкеров. Помимо танкеров серьезным источником загрязнения морской среды являются буровые платформы. Источниками нефтяного загрязнения вод Каспия в первую очередь являются морские скважины как в период их бурения, так и в период эксплуатации.

На Каспии также имели место аварии нефтяных вышек. Самый большой аварийный разлив нефти на Каспии произошел 29 сентября 1973 г. у побережья Дагестана, когда во время шторма в результате разлома корпусов двух танкеров, стоявших на Махачкалинском рейде, в море вылилось 3 тыс. т нефти, большая часть которой была выброшена на берег. К сожалению, аварии были и в последние годы. Например, такая авария произошла весной 2001 г. на казахстанском участке на востоке Северного Каспия. В результате разлива нефти погибли тюлени, рыбы и птицы <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сапожников В.В. Каспию грозит экологическая катастрофа // Рыбацкие новости. 2001. N 13, 14.

 

Впадающие в Каспий реки обогащают море различными биогенными элементами. Наряду с обогащением также происходит сильное загрязнение. В Каспийское море впадает около 130 рек различной величины, которые загрязнены хозяйственно-бытовыми отходами. Например, стоки отходов сельского хозяйства, поступающие в реки и по ним в Каспий, являются одной из главных экологических проблем Иранского района Каспия. Комплексное исследование показало, что в реках Волга, Кура, Терек, Урал утрачен процесс самоочищения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Салманов М.А. Экология и биологическая продуктивность Каспийского моря. Баку, 1999. С. 221.

 

Азербайджанская Республика является замыкающей страной для всех трансграничных рек, которые из-за отсутствия очистных сооружений на загрязняющих реки источниках несут большую нагрузку на водные объекты. Азербайджанская Республика активно реализует различные международные проекты по оздоровлению трансграничных рек. Например, реализован проект "Совместное управление рек", финансированный по программе ТАСИС. При реализации проекта был осуществлен мониторинг реки Куры. В Азербайджанскую Республику поступает более 30 трансграничных рек. Характеристика химического состава, условия загрязнения и влияния загрязняющих веществ в море в основном связаны с речными стоками, впадающими в Каспийское море. Например, в реке Охчучай концентрация меди, молибдена, железа, фенолов, взвешенных веществ и др. в сотни раз превышает установленные нормативы. В связи с этим Охчучай является мертвой рекой, что подтверждено мониторингом международных экспертов.

Река Кура является крупнейшей водной артерией Закавказья, площадь бассейна которой равна 204000 кв. км. Ее бассейн занимает 72% территорий Закавказских республик и включает в себя почти всю территорию Армении, 52% территории Грузии и 80% территории Азербайджана. Длина реки - 1515 км, из которых 900 км приходится на территорию Азербайджана. Водные ресурсы ее оцениваются в 30,5 млрд. куб. м в год (27,3 млрд. куб. м поверхностный и 3,2 млрд. куб. м подземный сток). Среднемноголетний расход воды составляет около 900 м в секунду.

Интенсивное развитие в 1970 - 1990 гг. горнодобывающей (Армения), металлургической (Грузия), химической, энергетической и обрабатывающей промышленности (всех трех республик), орошаемого земледелия, резкий рост водосбора привели к заметному ухудшению качественной характеристики ее вод. По данным природоохранных органов, в бассейне реки в пределах Армении ежегодно сбрасывается около 300, в Грузии - 265 и в Азербайджане - 25 млн. куб. м загрязненных сточных вод. Именно по этой причине концентрация загрязняющих веществ в воде реки Куры превышает предельно допустимую концентрацию во много раз. Доля Армении в этом загрязнении составляет 50%, Грузии - 46%, Азербайджана - 4%. Низкая доля Азербайджана в загрязнении реки объясняется тем, что более 80% промышленности республики сосредоточено на Апшеронском полуострове <1>. Как никогда, возникла необходимость установления международных нормативов охраны окружающей среды для реки Куры.

--------------------------------

<1> См.: Эфендиева И.М., Агаларова Н.М. Химико-биологическое состояние побережья Апшеронского полуострова: Тезисы докладов 1-й Международной конференции по проблемам Каспийского моря. Баку, 1991. С. 83.

 

Интенсификация морской, нефте- и газодобычи без соблюдения природоохранных нормативов привела к сильному загрязнению морской воды. Уровень загрязнения Каспия приблизился к критической отметке и требует кардинальных мер. Основными источниками загрязнения водной среды при нефте- и газодобыче являются: бурящаяся скважина, системы хранения, приготовления к циркуляции бурового раствора, химических реагентов и утяжелителей, буровое оборудование, эксплуатационная и нагнетательная скважины, система сбора, подготовки и транспортировки продукции скважин, система заводнения залежей нефти и газа, подсобное нефтепромысловое оборудование и хозяйство. Следует отметить, что причиной загрязнения, наряду с пренебрежением к вводу в строй природоохранительных объектов, служат также недостатки конструкций морских нефтепромысловых и гидротехнических сооружений, технологического оборудования и систем; низкий уровень автоматизации процессов бурения и эксплуатации скважин; несовершенство технических средств охраны атмосферы и морской воды.

Сегодня изменен сам подход к охране окружающей среды и экологической безопасности. Первым шагом в этом направлении стал вывоз отходов бурения на берег для обработки. Сегодня Азербайджан с помощью международных компаний первым добился проведения оценки исходного состояния (ОИС), оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), а также применения принципа нулевого сброса в Каспийское море отходов бурения (например, компании "Аджип", "Тотал Фина Элф", "БП", "Японо-Азербайджанская операционная компания").

В прикаспийских странах законодательство в той или иной степени определяет порядок предоставления прав на разработку минеральных ресурсов морского дна. Например, в Азербайджане такие работы ведутся в соответствии с Законом "О недрах" 1998 г. Государственная экологическая экспертиза нефтяных месторождений проводится на основании Законов "Об охране окружающей среды" 1999 г. и "Оценка воздействия на окружающую среду" 1996 г. Следует особо отметить, что азербайджанское законодательство предъявляет весьма строгие требования к нефтяным компаниям, к которым применяется принцип нулевого сброса.

Согласно Закону "Об охране окружающей среды" Министерство экологии и природных ресурсов Азербайджанской Республики несет ответственность за выработку и проведение в жизнь экологической политики, а также за выполнение всех стандартов и требований по охране окружающей среды и за руководство Национальным фондом охраны окружающей среды.

В Исламской Республике Иран разведка и разработка минеральных ресурсов дна Каспийского моря ведутся в соответствии с актом "Об охране окружающей среды" 1974 г. и Законом "О недрах" 1998 г.

В Казахстане добыча минеральных ресурсов морского дна регламентируется президентскими Указами "О нефти" 1995 г., "О недрах и их использовании" 1996 г., Законом "Об охране окружающей среды" 1997 г. и "Об экологической экспертизе" 1997 г. Законодательство Казахстана предусматривает проведение экологического аудита.

В России использование ресурсов морского дна регулируется Законами "О недрах" 1995 г., "О соглашениях о разделе продукции" 1995 г., "О континентальном шельфе Российской Федерации" 1995 г. Лицензии на разработку минеральных ресурсов выдаются Минприроды России на срок до 25 лет. Экологическая экспертиза проводится в соответствии с Законами "Об охране окружающей среды" 2002 г. и "Об экологической экспертизе" 1995 г.

В Туркменистане добыча углеводородного сырья регулируется Законами "О недрах" 1992 г., "О нефтяных и газовых ресурсах" 1999 г. и "О государственной экологической экспертизе" 1997 г.

Помимо национального законодательства вопросы добычи и транспортировки минеральных ресурсов дна Каспийского моря являются предметом регулирования международных природоохранных программ и двусторонних соглашений.

Проблема сохранения экологического равновесия в Каспийском море требует внедрения новой технологии, предотвращающей попадание нефти в море в процессе разведки, добычи и транспортировки нефти и нефтепродуктов. Следует обеспечить неукоснительное сохранение заповедной зоны в Северном Каспии. Должна быть проведена обязательная международная экспертиза проектов разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья с участием представителей всех прикаспийских государств. Наконец, должны быть разработаны и внедрены компенсационные мероприятия по возмещению ущерба биологическим ресурсам Каспийского моря.

С 1998 г. вопросы международного природоохранного сотрудничества в регионе Каспийского моря сосредоточены в Каспийской экологической программе (КЭП). Она является межправительственной программой, сформированной в период 1994 - 1998 гг. прикаспийскими странами и рядом международных организаций (ЮНЕП, ПРООН, Всемирный банк и др.). Азербайджанская Республика ведет контроль за загрязнением. Координационное бюро КЭП первоначально было размещено в Баку, при нем существовала группа специалистов по тематическому направлению - Управление данными и информацией. В 2003 г. Координационное бюро переехало в Тегеран. Иран занимается комплексным планированием и управлением прибрежными зонами и реагированием на чрезвычайные ситуации. Казахстан разрабатывает проблемы сохранения биоразнообразия и колебания уровня воды. Российской Федерации поручено заниматься проблемами устойчивого управления и другими коммерческими водными биоресурсами, а также правовыми, институциональными и экономическими вопросами. Наконец, Туркменистан ведет тематику, связанную с борьбой с опустыниванием и деградацией прибрежных земель.

Вклад прикаспийских стран в формирование Каспийских региональных тематических центров осуществляется в виде предоставления услуг и специалистов. Международный проект "Каспийская экологическая программа", по сути, является системой организационных мероприятий, позволяющих определить для прикаспийских стран алгоритм совместных действий в целях решения экологических проблем Каспия при содействии авторитетных международных организаций. Деятельность КЭП сосредоточена на создании необходимых институциональных механизмов взаимодействия, проведении трансграничного диагностического анализа, разработке регионального стратегического плана действий, подготовке портфеля приоритетных инвестиционных и нескольких пилотных проектов. Одной из задач КЭП было завершение работы над проектом Рамочной конвенции по защите природной среды Каспийского моря.

Выполнение международной Каспийской природоохранной программы (ИСАР) началось в 1998 г. Цели и принципы этой программы были сформулированы в апреле 1999 г. в Баку на конференции "Установление и расширение партнерства между общественными организациями в решении экологических проблем Каспия". Главная цель ИСАР - сохранение уникальной экосистемы Каспийского моря.

Одним из основных принципов сотрудничества государств в бассейне Каспийского моря является принцип экологической безопасности. "Юридическое содержание принципа экологической безопасности проявляется в обязанности государств осуществлять любую свою деятельность так, чтобы исключить опасное загрязнение природных экосистем нашей планеты" <1>. В обеспечении экологической безопасности Каспийского моря главная роль должна отводиться мерам по разработке эффективного механизма соблюдения и исполнения международных договоров, а также механизмам разрешения споров <2>.

--------------------------------

<1> Кириленко В.П. Экология океана и международное право: Справочник. СПб., 1994. С. 18.

<2> Hober Kaj. Ownership of the oil and resources in the Caspian Sea: problems and solutions - international arbitration and contractual clauses. 2005. N 2(02). С. 91 - 100.

 

После распада Советского Союза первым международно-правовым актом была Алма-Атинская декларация о сотрудничестве по вопросам охраны природной среды Каспийского моря, подписанная в 1991 г. Азербайджаном, Казахстаном, Россией и Ираном. Вторая половина 90-х годов XX в. и начало XXI в. имеют знаменательный характер, так как современные международно-правовые нормы начинают формироваться именно с этого периода при участии общественных и государственных учреждений прикаспийских стран <1>.

--------------------------------

<1> Gaisin R. Caspian Legal Regime: Dynamics of Kazakhstan' Position. The Caspian Sea: A. Quest for Environmental Security / Ed. by W. Ascher and N. Mirovitskaya. Dordrecht; Boston; London, 2000. P. 173 - 188.

 

В 1998 г. учреждается международная Каспийская природоохранная программа. Цель Программы - сохранение уникальной экосистемы Каспийского моря.

Заключаются двусторонние и многосторонние соглашения, в которых охрана окружающей среды Каспийского моря является предметом регулирования в целях осуществления суверенных прав на недропользование. Таковым, например, является Соглашение между РФ и Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование 1998 г.

В 2002 г. президенты России и Казахстана подписали Протокол к упомянутому Соглашению, в котором установлены "географические координаты прохождения модифицированной срединной линии разграничения дна северной части Каспийского моря между РФ и Казахстаном в целях осуществления суверенных прав на недропользование".

В 2002 г. было подписано Соглашение между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря. Соглашение устанавливает, в частности, географические координаты прохождения российско-азербайджанской линии разграничения недр дна Каспия, по разные стороны которой Российская Федерация и соответственно Азербайджанская Республика будут осуществлять свои суверенные права в отношении разработки минеральных ресурсов, связанные с использованием недр дна Каспийского моря. В этом Соглашении (в отличие от проектов, ранее предложенных Азербайджаном) предусматривается лишь линия разграничения сопредельных участков дна Каспия, не предусматривается разграничение водной толщи Каспия. Дно Каспия и его недра разграничиваются между сторонами на основе метода срединной линии, проводимой с учетом равноудаленных точек и модифицированной по договоренности сторон, а также с учетом общепризнанных принципов международного права и сложившейся на Каспии практики.

В ст. 2 Соглашения отмечается, что освоение минеральных ресурсов структур, пересекаемых линией разграничения, будет осуществляться на основе международной практики, применяемой при освоении трансграничных месторождений, уполномоченными организациями, назначенными правительствами сторон.

В 2001 г. был заключен Договор об основных взаимоотношениях и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран.

Общий анализ положений этих соглашений дает основание для вывода о том, что они предопределили основные направления Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря 2003 г. Например, в ст. 1 Соглашения между РФ и Казахстаном 1998 г. провозглашается принцип защиты окружающей среды, запрещается деятельность, которая может нанести серьезный ущерб природной среде Каспийского моря. Преамбула этого Соглашения закрепляет призыв к созданию системы экологической безопасности. В Договоре между РФ и Исламской Республикой Иран 2001 г. закреплено обязательство обоих государств расширять сотрудничество на Каспийском море посредством разработки необходимых механизмов в сфере охраны окружающей среды (ст. 12).

В деле защиты окружающей среды принципиально новым международно-правовым актом является Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 г. (вступила в силу в августе 2006 г.). Конвенция состоит из преамбулы, 9 частей и 37 статей. Особенность этой Конвенции обусловлена не только ее содержанием, но и тем фактом, что она заключена государствами в связи с их приоритетной заинтересованностью в разработке минеральных ресурсов недр дна Каспийского моря. Участниками Конвенции являются Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркмения, т.е. все пять прикаспийских государств, осуществляющих или планирующих осуществлять добычу углеводородов из недр дна Каспийского моря. В преамбуле Конвенции отмечено происходящее ухудшение состояния морской среды Каспийского моря, являющееся результатом антропогенной деятельности, включая сбросы, выбросы и размещение опасных, вредных и других загрязняющих веществ и отходов из источников, находящихся в море и на суше. Сознавая угрозу для морской среды Каспийского моря и его уникальных гидрофизических и экологических характеристик в связи с колебаниями уровня моря и подтверждая важность защиты окружающей среды Каспийского моря, стороны заявили о признании важности сотрудничества между собой и соответствующими международными организациями в целях защиты и сохранения морской среды Каспийского моря.

Конвенция преследует двоякую цель: защиту окружающей среды Каспийского моря от всех источников загрязнения, охрану, сохранение, восстановление, рациональное и устойчивое использование живых ресурсов Каспийского моря.

Согласно ст. 2 целью Конвенции является защита морской среды Каспийского моря от загрязнения, защита, сохранение, восстановление, устойчивое и рациональное использование его биологических ресурсов. Для достижения этих целей (в соответствии со ст. 5 Конвенции) стороны договорились руководствоваться в своих действиях следующими принципами: принципом принятия мер предосторожности; принципом "загрязняющий платит"; принципом доступности информации о загрязнении морской среды Каспийского моря.

Принцип принятия мер предосторожности означает, что при наличии угрозы серьезного или необратимого ущерба для морской среды Каспийского моря ссылки на отсутствие полной научной уверенности не используются в качестве причины для отсрочки эффективных мер по предупреждению подобного ущерба. В соответствии с принципом "загрязняющий платит" тот, кто загрязнил окружающую среду, несет расходы, связанные с осуществлением мер по предотвращению, снижению и контролю загрязнений морской среды <1>. Принцип доступности информации о загрязнении морской среды предусматривает, что стороны должны предоставлять друг другу соответствующую информацию в максимально полном объеме.

--------------------------------

<1> См.: Вылегжанина Е.Е. Основные тенденции развития экологического права Европейского союза: Автореф. дис.... д.ю.н. М., 2005. С. 15.

 

В целях сохранения, восстановления и рационального использования биологических ресурсов, прежде всего при разработке углеводородов недр Каспия, стороны принимают меры для:

- восстановления экологического равновесия;

- поддержания популяций видов биоресурсов на уровне, позволяющем обеспечить максимально устойчивый объем их добычи;

- предотвращения опасности исчезновения биологических ресурсов;

- защиты, сохранения и восстановления эндемических, редких, находящихся под угрозой исчезновения видов биологических ресурсов и среды их обитаний;

- сохранения биологического разнообразия Каспийского моря.

Конвенцией предусмотрено сотрудничество в борьбе с чрезвычайными экологическими ситуациями и их последствиями (ст. 13). В целях защиты людей и морской среды от последствий природных катастроф или аварий, возникающих в результате антропогенной деятельности, стороны договорились принимать меры по их предотвращению, обеспечению готовности к чрезвычайным экологическим ситуациям и реагированию на них, включая меры по восстановлению экосистемы Каспийского моря. В целях принятия превентивных мер стороны договорились проводить оценку воздействия на морскую среду опасных видов деятельности и реализовывать меры по снижению рисков.

Рамочная конвенция направлена на охрану водных биоресурсов Каспийского моря (ст. 14). Договаривающиеся стороны индивидуально и совместно обязаны принимать все соответствующие меры в районе Каспийского моря и в прибрежных экосистемах, находящихся под воздействием Каспийского моря, по сохранению природной среды биологического разнообразия, а также защите экологических процессов в целях обеспечения устойчивого использования природных ресурсов в районе Каспийского моря. Договаривающиеся стороны должны стремиться к принятию правовых документов, содержащих соответствующие руководящие принципы и критерии.

В числе предусмотренных Конвенцией форм сотрудничества, имеющих значение для правового режима трансграничных минеральных ресурсов Каспия, следует прежде всего назвать оценку воздействия на морскую среду Каспийского моря (ст. 17). Каждая договаривающаяся сторона проводит оценку воздействия любой планируемой деятельности в соответствии с тем, как это предусмотрено в национальном законодательстве. Пунктом 3 данной статьи предусмотрена разработка протоколов о проведении оценки воздействия на морскую среду в трансграничном контексте. В 2010 г. на 3-м Каспийском саммите в Баку стороны завершили согласование Протокола.

Стороны договорились сотрудничать в области составления плана действий для защиты и устойчивости морской среды Каспийского моря, сбора, накопления и оценки данных с целью выявления точечных или рассредоточенных источников, вызывающих загрязнение морской среды Каспийского моря, разработки нормативов сбросов (выбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов, а также оценки эффективности программ контроля за соблюдением этих нормативов.

Наиболее подробно проработаны вопросы борьбы с загрязнением из наземных источников. Предполагается разработать специальные протоколы к Рамочной конвенции, в которых содержались бы меры, направленные на применение малоотходных и безотходных технологий для предотвращения и снижения выбросов загрязняющих веществ из наземных источников, лицензирование сбросов сточных вод, внедрение экологически обоснованной технологии при лицензировании сбросов сточных вод из наземных источников, применение различных видов технологий по очистке для сокращения притока органических веществ из коммунальных и промышленных источников, а также органических и опасных веществ из рассредоточенных источников, консервацию и полную ликвидацию наземных источников загрязнения, продолжающих оказывать отрицательное воздействие на морскую среду Каспийского моря.

В протокольном порядке должны быть разработаны нормы о запрещении сжигания в районе Каспийского моря. Каждая договаривающаяся сторона возьмет на себя обязательства обеспечивать выполнение конвенционных требований судами: а) зарегистрированными на ее территории или плавающими под ее флагом; б) осуществляющими в пределах ее территории или зоны национальной юрисдикции погрузку материалов, подлежащих сжиганию; в) предположительно осуществляющими сжигание в пределах зоны ее национальной юрисдикции. В случае подозреваемого осуществления сжигания договаривающиеся стороны сотрудничают в расследовании данного вопроса.

Нормотворческая процедура должна предусматривать оплату экологического сбора в любом порту. Он будет взиматься за одну единицу валовой вместимости судна за прием без каких-либо ограничений всех видов судовых отходов (за исключением балластных вод), накопившихся с момента выхода судна из последнего порта захода и до выхода из порта.

В дополнение к вышеуказанным мерам каждое судно при оформлении прихода в порт должно предъявить в Инспекцию портового контроля специальный "Информационный листок по обращению с судовыми отходами на борту". Этот документ по статусу может явиться декларацией о наличии отходов на борту судна, их сдаче в последнем порту захода и намерении сдать их в порту в соответствии с требованиями Конвенции. Такая информация будет накапливаться в базе данных и служить предварительной заявкой на сдачу отходов и предоставление скидки с экологического сбора.

Должен быть запрещен сброс следующих отходов и материалов: органогалогенных соединений, ртути и ртутных соединений, кадмия и кадмиевых соединений, устойчивых пластмасс, сырой и топливной нефти, тяжелого дизтоплива и смазочных масел, гидравлической жидкости, а также сброс радиоактивных веществ с высоким уровнем радиации или других радиоактивных веществ с таким же уровнем, определенных МАГАТЭ как непригодные для сброса в море с точки зрения биологической, здравоохранения и по другим основаниям.

Уязвимость морской среды в разных морях может быть различной. Поэтому уровень установленных для ее защиты стандартов, приемлемый для большинства морских районов, для некоторых районов может оказаться недостаточным. Для таких районов, в которые обычно входят моря, имеющие ограниченную связь с океаном, и в которых судоходство к тому же часто бывает весьма интенсивным, должны устанавливаться режимы, учитывающие их особые условия. На такие "особые районы" должны не только распространяться общие нормы охраны морской среды, но деятельность в них, учитывая исключительную опасность, создаваемую ими здесь, должна регулироваться более строгими правилами <1>. Согласно Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78) "особый район" означает морской район, где по признанным техническим причинам, относящимся к его океанографическим и экологическим условиям и специфике перевозок, необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения моря нефтью (п. 10 приложения I) <2>. Одним из особых обязательных методов предотвращения загрязнения Каспийского моря могло бы быть запрещение всякого сброса в море нефти или нефтеводяной смеси с любых судов и установок по добыче нефти.

--------------------------------

<1> См.: Хакапаа К. Загрязнение морской среды и международное право / Пер. с англ. М., 1986. С. 322.

<2> См.: Сапожников В.И. и др. Охрана морской среды. Правовые и экономические аспекты. Киев, 1984. С. 17 - 20.

 

В ст. 21 Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря предусмотрен обмен информацией и доступ к информации о состоянии окружающей среды, принятых или запланированных мерах по предотвращению, контролю и снижению уровня загрязнения Каспийского моря. Обмен информацией должен происходить с учетом положений международных договоров о доступе общественности к информации по окружающей среде. Речь, в частности, идет о двух конвенциях: Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г. и Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, 1998 г.

Договаривающиеся стороны сотрудничают в области создания систем раннего оповещения о промышленных авариях и чрезвычайных экологических ситуациях. В случае чрезвычайной экологической ситуации или ее неминуемой угрозы договаривающаяся сторона, на территории которой сложилась такая ситуация, без задержки обеспечивает уведомление на соответствующем уровне тех договаривающихся сторон, которые могут быть подвергнуты такому воздействию.

В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и защиты морской среды Каспийского моря от вредного воздействия существуют обязательства всех прикаспийских стран разработать и утвердить на правительственном уровне планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Разрабатывается Протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью, к Рамочной конвенции.

Рамочная конвенция имеет большое значение в том плане, что в ней (ст. 29) в соответствии с принципами и нормами международного права устанавливаются обязательства сторон предпринимать усилия по разработке правил и процедур, касающихся материальной ответственности и компенсации за ущерб, причиненный морской среде Каспийского моря в результате нарушения положений настоящей Конвенции и протоколов к ней <1>.

--------------------------------

<1> См.: Магеррамов А.А. Международные и внутригосударственные правовые аспекты экологической безопасности (проблемы теории и практики). Баку, 2010. С. 298 (на азерб. яз.).

 

Эффективность конвенционных норм заключается также в том, что предусмотрен механизм разрешения споров между договаривающимися сторонами относительно применения или толкования настоящей Конвенции (ст. 30). Для последовательного осуществления конвенционных обязательств учреждаются организационные структуры.

Данная Конвенция - это первый многосторонний договор, направленный на сохранение экосистемы Каспия, и именно его положения должны приоритетно исполняться, в том числе при разработке минеральных ресурсов операторами различной государственной принадлежности, при освоении и эксплуатации трансграничных месторождений в соответствии с международно-правовой практикой <1>.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.