Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I IV. Регулирование государственных доходов 8 страница




Кроме внутреннего законодательства огромное практическое значение в налоговой системе имеют международные договоры по налоговым вопросам. Конституция РФ устанавливает приоритет международных соглашений перед внутренним законодательством: «Если международным договором Российской Федерации установ­лены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяют­ся правила международного договора» (ч. 4 ст. 15).

Исходя из этого общего правила Налоговый кодекс РФ устано­вил, что «если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоя­щим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются пра­вила и нормы международных договоров Российской Федерации» (ст. 7 части первой НК РФ).

Требование законодательной формы установления, изменения и прекращения налоговых обязательств распространяется и на меж­дународные соглашения. С учетом ст. 57 Конституции РФ между­народные договоры по вопросам налогообложения могут приме­няться лишь после их ратификации Федеральным Собранием РФ. Применение соглашения, заключенного Правительством РФ без надлежащей ратификации, означало бы вторжение в компетенцию законодателя, так как помимо его воли изменялся бы порядок ис­полнения принятых законов о налогах.

Можно выделить три группы международных соглашений по налоговым вопросам.

1. Акты, устанавливающие общие принципы налогообложения, такие, как Европейская социальная хартия (принята 18 октября 1961 г., вступила в действие в 1965 г.), Заключительный акт совеща­ния по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) и др. Не­посредственному применению эти акты не подлежат, содержащиеся в них принципы реализуются во внутреннем законодательстве.

2. Собственно налоговые соглашения. Эти двух- или многосто­ронние соглашения заключаются в целях избежания двойного на-

Глава 12. Источники налогового права

СЗ РФ. 1995. № 18. Ст 1589.

логообложения, недискриминации налогоплательщиков, осуществ­ляющих хозяйственную деятельность на территории зарубежных стран, предотвращения уклонений от налогообложения.

В этой группе соглашений можно выделить три подгруппы.

Общие налоговые соглашения (конвенции) охватывают все вопро­сы, относящиеся к взаимоотношению государств по линии прямых налогов (налогов на доходы и на имущество) или косвенных нало­гов (например таможенных тарифов).

Россия имеет более 50 соглашений, касающихся прямых нало­гов, и интенсивно проводит переговоры о заключении соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран.

Ограниченные налоговые соглашения посвящены либо отдельным налогам (например соглашения о налогах на наследства, о налогах по социальному страхованию), либо налогообложению отдельных видов деятельности (например соглашения об устранении двойного налогообложения морских и воздушных перевозок и т.п.).

Около 20 соглашений, касающихся транспортных перевозок, были заключены СССР с иностранными государствами. Россия яв­ляется преемницей этих договоренностей.

Другим примером являются соглашения по вопросам налогооб­ложения отдельных экономических программ. Так, Российской Фе­дерацией и США заключено Соглашение от 17 апреля 1996 г. о предоставлении отсрочки по уплате налогов в связи с реализаци­ей программ помощи, оказываемой Российской Федерации на без­возмездной основе правительством Соединенных Штатов Америки.

Для гармонизации косвенного налогообложения большое зна­чение имеет Соглашение от 25 ноября 1998 г. о принципах взима­ния косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, ус­луг) между государствами — участниками Содружества Независи­мых Государств.

Соглашения об оказании административной помощи по налоговым делам соглашения заключаются между налоговыми органами раз­личных стран в целях обмена информацией, усиления налогового контроля и т.п..

В условиях открытых границ внутри СНГ необходимость таких соглашений особенно остра. В 1994 г. Россией заключены первые такие соглашения с Узбекистаном, Арменией, Грузией. В дальней­шем соглашения были заключены и с другими странами.

3. Третью группу составляют различные международные согла­шения, которые наряду с другими вопросами рассматривают вопро­сы налогового права. Так, соглашения об основах взаимоотноше­ний между двумя государствами рассматривают, как правило, во­прос о налоговом равноправии; соглашения об установлении ди­пломатических и консульских отношений предусматривают взаимные налоговые льготы для дипломатических и консульских сотрудников. Большое значение имеют торговые договоры и согла­шения, на основе которых устанавливается режим наибольшего благоприятствования в отношении таможенных пошлин.

272 Раздел IV. Регулирование государственных доходов _______

Особую подгруппу составляют договоры международных орга­низаций и стран их базирования, которые также рассматривают во­просы освобождения этих организаций и их сотрудников от нало­гообложения в странах базирования.

Реализация международных договоров обеспечивается в том числе правом их участников обратиться в компетентные организа­ции для разрешения споров о соблюдении договоренностей. Реше­ния по таким спорам — важная часть международного права.

Большинство международных договоров о налогообложении ус­танавливают согласительные процедуры для разрешения спорных вопросов. С этой целью определенные полномочия предоставляют­ся финансовым или налоговым органам договаривающихся госу­дарств.

Однако для разрешения межгосударственных экономических споров могут создаваться и специальные организации. При­мер — Экономический Суд Содружества Независимых Государств Он действует на основе Соглашения от 6 июля 1992 г. о статусе Экономического Суда СНГ в соответствии с Положением об этом Суде1 и его регламентом2.

Экономический Суд СНГ создан для того, чтобы способство­вать единообразному применению соглашений государств — участ­ников СНГ Это является условием эффективного интеграционного процесса. К ведению Суда относится разрешение споров, вытекаю­щих из межгосударственных экономических отношений. Споры могут возникать при исполнении обязательств, предусмотренных межгосударственными, межправительственными соглашениями или решениями институтов Содружества.

Экономический Суд СНГ полномочен также рассматривать споры о соответствии международным договоренностям норматив­ных и других актов государств — участников Содружества.

По результатам рассмотрения спора Экономический Суд СНГ принимает решение. В нем отмечается выявленное нарушение и определяются меры, которые рекомендуется принять государст­ву-нарушителю в целях его устранения. Государство, в отноше­нии которого принято решение Суда, обязано обеспечить его ис­полнение.

К компетенции Экономического Суда СНГ относится также толкование положений соглашений, других актов Содружества и его институтов. Толкование дается при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, высших хозяйственных органов, арбит­ражных судов и др

' Утверждено Соглашением от 6 июля 1992 г о статусе Экономического Сум СНГ Ратифицировано Постановлением Верховного Совета Российской Федера­ции от 23 октября 1992 i № 3707-1

Утвержден Постановлением Пленума Экономического Суда СНГ от 5 июня 1994 г

Глава 12. Источники налогового права

 

       
  Международные источники налогового права
i   i I
Международные акты устанавливающие общие рринпипы налогообложение Международные налоговые сопашения Международные договоры регучирующие отдетьные иппрпгы нягтгппйппАения г*ешения ме/кду народных судов о точкованпи международных тпяшрмий  
               

т

Общие начоговые соглашения Ограниченные налоговые coi шшення Об оказании административной помощи по налоговым деаач   Об установлении чи тематических И hOHCyibCMIX отношений Торговые согчашення Согчашения о базировании международных организации Дру| не решения л
По вопросам отдетьных По налогооб юлению отдельных видов   По начогообто/кению отде 1ьных экономических   По гармонизации налогообюжения  
      программ      
                         

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте состав налогового законодательства.

2. Какова процедура принятия законов РФ по налогам и сборам?

3. Назовите исполнительные государственные органы, которым предоставлено право издавать нормативно-правовые акты в сфере на­логообложения.

4. Какова роль судебных решений по налоговым вопросам для правоприменительной практики налоговых органов?

5. Охарактеризуйте значение правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения и сборов?

6. Относятся ли международные договоры РФ к источникам нало­гового права? Обоснуйте свой ответ.

7. В каких случаях действуют нормы международных договоров по вопросам налогообложения на территории РФ?

'8-9677

Глава 13. Система налогов в РФ

Система налогов — это совокупность отдельных налогов, обла­дающая организационно-правовым и экономическим единством.

Организационно-правовое единство системы налогов выражает­ся в централизованном порядке установления видов налогов и ос­новных элементов их юридического состава. Оно обусловлено об­щими для любых налогов конституционными принципами налого­обложения. Системность позволяет сгруппировать налоги по при­знакам, существенным с правовой точки зрения.

Подобно тому как в законодательном акте определение налога дается с целью ограничить несанкционированное налоготворчество, выделение групп налогов преследует ту же цель. НК РФ выделяет федеральные, региональные и местные налоги и определяет компе­тенцию законодателей разных уровней в отношении этих групп.

Понятие «система налогов» не стоит путать с понятием «нало­говая система».

Налоговая система — это совокупность установленных в госу­дарстве существенных условий налогообложения.

Существенными условиями налогообложения, характеризующи­ми налоговую систему, являются:

— принципы налогообложения;

— порядок установления и введения налогов;

— система налогов;

— порядок распределения налоговых поступлений между бюд­жетами различных уровней;

— права и обязанности участников налоговых отношений;

— формы и методы налогового контроля;

— ответственность участников налоговых отношений;

— способы защиты прав и интересов участников налоговых от­ношений.

Понятие «налоговая система» характеризует налоговый право­порядок в целом, система налогов — только элемент налоговой системы.

Система налогов включает большое число разных налогов. Идеи единого налога, заменяющего множество фискальных плате­жей, оказались несостоятельными. Лица получают доходы разными способами и в разных формах. Нет универсального приема, кото­рый позволил бы учесть при налогообложении все обстоятельства хозяйствования. Единый налог обернулся бы насилием над много­образием форм хозяйственной жизни, нарушил бы принцип равно­го налогового бремени, и поэтому его следует считать несправедли­вым.

Кроме того уклонения от уплаты единого налога были бы очень ощутимы для бюджета, поскольку при этом происходит уклонение

Глава 13. Система налогов в РФ

от уплаты как бы всех налогов сразу. Риск для государства слиш­ком высок. К тому же возрастают побудительные стимулы к укло­нению, так как сумма единого налога значительно превысила бы суммы отдельных налогов.

И.М. Кулишер отмечает, что «народы недаром предпочитали во все времена одному налогу множественность их, памятуя, что чело­век, который был бы сокрушен тяжестью, заключающейся в одном предмете, легко выносит ее, когда она распределена по всему телу»'.

Однако обилие налогов способно нанести вред экономическим и социальным отношениям. Запутанная, усложненная система на­логов неизбежно порождает нарушения налогового законодательст­ва. В данном случае законность нарушается из-за неразумных дей­ствий законодателя. Это оборачивается негативным отношением граждан к правовой системе в целом.

Система налогов может быть перегружена неэффективными на­логами, и тогда затраты на их административное обслуживание превысят сумму поступлений. Это характерно для российской сис­темы налогов. Доходы от некоторых мелких налогов (порядка 15) столь незначительны, что при их начислении нарушается принцип «самоокупаемости». В частности, к таким налогам относят сборы за парковку автотранспорта, с владельцев собак, за выдачу ордера на квартиру, за право пользования местной символикой, за право про­ведения кино- и телесъемок и др. О подобных платежах русский финансист петровской эпохи И.Т. Посошков писал: «токмо людям турбация (смущение) великая: мелочный сбор, мелок он и есть»2.

С введением части второй Налогового кодекса РФ предполага­ется реформировать систему налогов, взимаемых в России, заме­нить длинный ряд мелких неэффективных налогов налогами, важ­ными в фискальном отношении. До введения части второй НК РФ сохраняют силу ст. 19—21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федера­ции», содержащие перечень российских налогов.

Система налогов — плод исторического национального разви­тия. Однако есть и общеэкономические факторы, обусловливаю­щие выбор конкретных видов налогов, их соотношение и значение.

В мировой практике выделяют четыре базисных модели систе­мы налогов в зависимости от ролей различных видов налогов3.

Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с фи­зических лиц, доля косвенных налогов незначительна. В США, на­пример, подоходный налог с населения формирует 44% доходов бюджета. Платежи населения превышают налоги с предприятий.

Кулишер И.М. Очерки финансовой науки. Петроград: Наука и школа, 1919. С. 149.

2 Анталогия мировой правовой мысли. В 5 т. Т. [V. Россия XI-XIX в. / Руко-вод. науч. проекта Г.Ю. Семигин. М: Мысль, 1999. С. 283.

Оганян К.И. Налоговое бремя в России: кто должен платить натопи? // На­логовый вестник. 1999. №9. С. 11-13.

18-

276 Раздел IV. Регулирование государственных доходов ______

Эта модель применяется также в Австралии, Великобритании, Канаде и других странах.

Евроконтиненталъная модель отличается высокой долей отчис­лений на социальное страхование, а также значительной долей кос­венных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных. К примеру, в Германии доля поступлений на социальное страхование составляет 45% доходов бюджета, от косвенных налогов — 22%, а от прямых налогов — все­го 17%. Аналогичны показатели и других стран, ориентированных на эту модель, — Нидерландов, Франции, Австрии, Бельгии.

Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в усло­виях инфляционной экономики. Косвенные налоги наиболее чутко реагируют на изменение цен, лучше защищают бюджет от инфля­ции, поэтому они и составляют основу системы налогов. По меха­низму взимания и контроля косвенные налоги более просты, чем налоги прямые. Они не требуют развитого аппарата налоговых служб и изощренной системы расчетов. Поэтому, как правило, в ме­нее развитых странах доля косвенных налогов выше. Кроме того, до­ходы населения в этих странах ниже, чем в преуспевающих странах, что также определяет незначительный уровень прямых налогов.

Доли косвенных налогов в доходах бюджетов Чили, Боливии и Перу составляют соответственно 46, 42 и 49%.

Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, приме­няется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюд­жета от отдельного вида или группы налогов.

В консолидированном бюджете Российской Федерации на 2001 г. доля прямых налогов составляла 39,4% (в том числе с физических лиц—13,1%), косвенных налогов — также 36,1% (в том числе НДС — 24,4%, акцизы — 11,7%). Очевидно, что в России использу­ется смешанная модель системы налогов. Особенностью является существенный перевес доли прямых налогов с организаций над до­лей прямых налогов с физических лиц.

Структура прямых налогов зависит от отношений собственно­сти и соответствующих им распределительных отношений. По­скольку в СССР основная масса собственности находилась в руках государства, то и основная масса доходов бюджета формировалась за счет доходов от этой собственности, т.е. за счет платежей госу­дарственных предприятий (более 70%). Налоги на доходы населе­ния были незначительны — 8—9%. По этой же причине в СССР практически отсутствовали имущественные налоги: если почти все, что можно считать избытком, находилось в руках государства, на­логообложение теряло смысл1.

Неразвитостью сферы социального страхования объяснялась малая доля взносов от социального страхования.

Экономическое единство системы налогов — непременное усло­вие реализации принципа обоснованности в макроэкономическом

Т

Глава 13. Система налогов в РФ

масштабе. При разработке системы налогов должно учитываться влияние налогообложения на экономику страны в целом.

Наиболее обобщенным показателем, характеризующим это влияние, является налоговый гнет (налоговое бремя). Он определяет­ся как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Иными словами, налоговое бремя пока­зывает, какая часть произведенного обществом продукта перерас­пределяется через бюджетные механизмы. Без этого показателя «невозможно определить ту черту, за пределы которой государство, уточняя ли перечень налогов, изменяя ли налоговые ставки и отме- " няя налоговые льготы, не имеет права переступать»'.

Налоговый гнет в странах с развитой экономикой колеблется от 54,2% в Швеции до 28,6% в Японии. Мировая практика показыва­ет, что если у налогоплательщика изымается более 40—50% дохо­дов, то эффективность системы налогов снижается из-за подрыва стимулов к предпринимательству, расширения практики уклонения от налогообложения, сужения налоговой базы.

Этот показатель ориентирован на среднестатистического нало­гоплательщика. Реальное налоговое давление на конкретного нало­гоплательщика может существенно различаться. Так, в России уро­вень налоговых изъятий за годы налоговой реформы не превышал 33% ВВП, однако реальное налоговое давление на предприятия (особенно законопослушные) в значительной степени выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой2.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение системы налогов.

2. Каким образом соотносятся между собой понятия «система на­логов» и «налоговая система»?

3. Назовите существенные условия, характеризующие налоговую систему.

4. Охарактеризуйте основные модели системы налогов.

5. Каким образом система налогов влияет на экономику государства?

Горский И.В Налоги в рыночной экономике М Анкил, 1992 С 33

Пансков В Г. Налоговое бремя в российской налоговой системе // Финансы. '998 № II С 19.

Панское В Г. Указ соч

Глава 14. Основные налоги, взимаемые в Россий­ской Федерации

Существуют различные варианты классификации входящих в налоговую систему платежей: по экономической природе; по объ­ектам налогообложения; в зависимости от порядка установления или зачисления в бюджеты различных уровней и др.

С точки зрения налогоплательщика, входящие в систему нало­гов платежи целесообразно разделить на группы по субъектам пла­тежа. Можно выделить налоги, уплачиваемые физическими лица­ми; налоги, уплачиваемые организациями; налоги, уплачиваемые всеми группами налогоплательщиков.

§ 1. Налоги уплачиваемые физическими лицами

К этой группе налогов относятся: налог на доходы физических лиц, налоги на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, а также ряд дру­гих, менее значительных налогов.

Налог на доходы физических лиц

В настоящее время налог взимается на основании гл. 23 Нало­гового кодекса РФ1. Этот налог традиционно является централь­ным среди налогов с населения. Налог на доходы — государствен­ный налог, взимаемый на всей территории страны по единым став­кам. Действующее законодательство не предусматривает установле­ния в Российской Федерации местных налогов на доходы физических лиц.

Большая сумма поступлений от налога на доходы зачисляется в бюджеты субъектов Федерации. В федеральный бюджет поступает меньшая доля. Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. «О фе­деральном бюджете на 2002 г.»2 установлено, что в консолидиро­ванные бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется 100% собранных сумм налога на доходы физических лиц.

Налог на доходы построен на резидентском принципе, для оп­ределения налогового статуса физического лица используется тест физического присутствия. Полную налоговую обязанность несут лица, проживающие на территории России не менее 183 дней в ка­лендарном году. Лица, проживающие на территории России менее этого срока, несут ограниченную налоговую обязанность, т.е. упла­чивают налог только с доходов, полученных от источников в Рос­сийской Федерации. К таким доходам относятся, например, доходы

1 СЗ РФ 2000 № 32. Ст. 3340

2 Приложение №2 к Федеральному Закону от 30 декабря 2001 г № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 г» // Российская газета 2002. № 2

от использования имущества, находящегося в России; доходы от использования в России авторских прав, дивиденды и проценты от российских организаций, вознаграждение за выполнение в России трудовых обязанностей.

Возраст лица не влияет на его статус налогоплательщика. От лица детей (недееспособных) налог уплачивают их родители (опе­куны, попечители).

Налогообложению в России подлежат доходы, полученные: резидентами Российской Федерации где бы то ни было; от источников в Российской Федерации независимо от нацио-'* нального или юридического статуса их получателей.

Налогообложению подлежит доход, полученный как в денеж­ной, так и в натуральной форме, а также в форме материальной выгоды (экономии). При этом доход может быть получен непосред­ственно из кассы или на расчетный счет, либо косвенно в форме оплаты счетов налогоплательщика и т.п. Законодательство Россий­ской Федерации предусматривает налогообложение некоторых при­вилегий и благ, получение которых в обычных условиях потребова­ло бы от плательщика дополнительных затрат: получение беспро­центных ссуд или займов по льготным ставкам, приобретение това­ров (работ, услуг) по ценам ниже рыночных у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.

Налог на доходы физических лиц (подоходный налог) в первое время после его введения в России был построен по глобальной (синтетической) системе: доходы, полученные из разных источни­ков (так называемый совокупный доход), облагались налогом по единым ставкам. Деление доходов на виды было проведено лишь в связи с различными процедурами налогообложения разных дохо­дов. В дальнейшем из совокупного дохода в отдельный вид (шеду-лу) доходов были выделены выигрыши, выплачиваемые организато­рами лотерей, страховые выплаты по договорам добровольного страхования в части превышения установленных Налоговым кодек­сом размеров, процентный доход по вкладам в банках, а также про­центный доход по срочным пенсионным вкладам, суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств, дивиденды. С этих доходов налог исчисляется и удержива­ется по повышенным ставкам.

Любые получаемые налогоплательщиком суммы или имущество являются для целей налогообложения его доходом, если они не входят в исчерпывающий перечень необлагаемых доходов, приве­денный в законе.

В отношении дохода, полученного в форме материальной выго-Ды, действует другой принцип: учитываются только те виды эконо­мии, которые прямо указаны в законе.

Налоговая база учитывается в основном по кассовому методу Доходом считаются суммы, действительно полученные плательщи­ком в конкретном периоде в той или иной юридической фор-

280 Раздел IV. Регулирование государственных доходов ______

ме, — наличными денежными средствами из кассы организации, поступлением средств на счет в банке (перечислением по его пору­чению на счета третьих лиц) и др., а расходом — реально выплачен­ные суммы (документально подтвержденные). Накопительный ме­тод используется при получении дохода в виде оплаты труда: датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода при­знается последний день месяца, за который ему был начислен до­ход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудо­вым договором (контрактом).

Глава 23 Налогового кодекса предусматривает довольно широ­кий круг льгот, относящихся как к скидкам, так и к изъятиям.

При определении совокупного дохода доходы налогоплательщи­ка, как правило, уменьшаются на сумму так называемого необлагае­мого минимума. Налогообложению подлежат лишь доходы налого­плательщика, превышающие этот минимум. Размер необлагаемого минимума должен совпадать с размером прожиточного минимума. В настоящее время в Российской Федерации в отношении налого­плательщиков с невысоким уровнем дохода применяется так назы­ваемый «стандартный» налоговый вычет в твердо установленной за­конодательством сумме, не достигающей прожиточного минимума. Для налогоплательщиков с высоким уровнем дохода применение стандартного вычета ограничено.

Важное социальное значение имеет стандартный вычет из сово­купного дохода на содержание ребенка. Подлежащий налогообло­жению доход каждого из родителей (опекуна, попечителя) умень­шается на сумму в размере, устанавливаемом налоговым законода­тельством. В настоящее время государство не предоставляет такую льготу лицам с высоким уровнем доходов и, наоборот, увеличивает ее размер в два раза вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опеку­нам или попечителям.

Главой 23 Налогового кодекса введен новый вид вычетов, пре­доставляемый плательщикам налога на доходы, — так называемые социальные вычеты. Налогооблагаемая база может быть уменьшена на суммы, уплаченные налогоплательщиком как за свое обучение, так и за обучение своего ребенка в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую государственную лицензию. Предостав­ление социального вычета на обучение ограничено в законодатель­стве определенным размером.

К социальным вычетам относится также вычет из полученного дохода расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с опла­той лекарств и услуг по лечению, предоставленных ему и членам его семьи медицинскими учреждениями Российской Федерации Размер такого вычета также лимитирован законодательством.

В настоящее время в отдельную группу выделены и строго рег­ламентированы в частк размера и порядка предоставления имуще­ственные вычеты: суммы, полученные от продажи имущества, в том числе недвижимости, расходы на строительство и приобрете­ние жилья, затраты на покупку ценных бумаг.

Глава 14. Основные налоги, взимаемые в РФ

Налоговый кодекс предоставляет право налогоплательщикам, получающим доходы от выполнения работ и оказания услуг по гра­жданско-правовым договорам, индивидуальным предпринимателям и лицам, получающим авторские вознаграждения за создание лите­ратурных произведений и произведений искусства, применить про­фессиональные вычеты в документально подтвержденном размере либо в соответствии с установленными Кодексом нормативами рас­ходов.

Исключение из совокупного дохода физических лиц отдельных^ видов доходов, освобождение от обложения подоходным налогом отдельных категорий физических лиц, а также предоставление других льгот проводятся только в соответствии с Налоговым ко­дексом.

В пределах размеров социальных и имущественных налоговых вычетов, установленных Налоговым кодексом, законодательные ор­ганы субъектов Российской Федерации могут устанавливать иные размеры вычетов с учетом региональных особенностей.

В предшествующие периоды действовала прогрессивная шкала налогообложения: периодически, обычно один раз за финансовый год, проводилась налоговая индексация, необходимость которой была вызвана инфляционными процессами.

Ставки налога на доходы в настоящее время установлены по пропорциональному методу. Доходы основных видов (от работы по найму, от предпринимательской деятельности и др.) облагаются по ставке 13% независимо от общей суммы совокупного дохода. Ряд доходов облагается по ставке 35%. Это доходы от выигрышей в лотереи и от тотализаторов, сверхвысокие доходы по банковским вкладам, доходы в виде экономии на процентах по займам и неко­торые другие. Дивиденды и любые доходы нерезидентов облагаются по ставке 30%.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.