Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I IV. Регулирование государственных доходов 20 страница




над исполнительной.

В любом государстве бюджет утверждается представительным органом власти, в результате чего он приобретает определенную правовую форму. В настоящее время в зарубежных странах сло­жились два основных подхода к закону о бюджете в зависимости от используемой в стране правовой системы: англосаксонской или

континентальной.

В континентальных странах бюджет, как правило, объединяет в себе и доходную, и расходную части и принимается в виде едино­го законодательного акта. Так, ст. НО Основного закона ФРГ кон­статирует, что «все доходы и расходы Федерации должны включать­ся в бюджет», который «утверждается бюджетным законом».

В англосаксонских странах (Великобритания, Канада) билль об ассигнованиях (по расходной части бюджета) и финансовый билль (по доходной части бюджета) обсуждаются и принимаются парла­ментом раздельно.

При определении понятия бюджета интересно изучить опыт французского законодательства. Так, за последние 100 лет француз­ский законодатель трижды давал определение бюджета.

Первоначально в ст. 5 Декрета о государственном бухгалтер­ском учете от 31 мая 1862 г. бюджет был определен как акт, преду­сматривающий и устанавливающий на год расходы и доходы госу­дарства и других учреждений. Статья 1 Декрета от 2 января 1956 г. устанавливает, что «государственный бюджет предусматривает и ут­верждает в законодательной форме потребности и ресурсы государ­ства. Он принимается парламентом в законе о финансах, опреде­ляющем экономические и финансовые цели правительства». В по­нятие бюджета согласно этому Декрету уже не входили бюджеты государственных организаций.

Под влиянием Конституции 1958 г. Ордонанс от 2 января

________ Глава 21. Основы бюджетного права и процесса407

1959 г. о законах о финансах четко разграничивает понятия закона о финансах и бюджета. Под бюджетом ст. 16 Ордонанса понимает совокупность счетов, отражающих в течение года все постоянные ресурсы и затраты государства, а закон о финансах, в соответствии со ст. 1, призван определить характер, размеры и назначение ресур­сов и затрат государства с учетом экономического и финансового равновесия. Таким образом, закон о финансах носит общий харак­тер, а задача бюджета состоит в детализации и расшифровке общих положений закона о финансах. Кроме того, бюджет представляет собой особую категорию счетов «предварительного» (предположи­тельного) характера. В ст. 16 Ордонанса также указано, что бюджет отражает, а не утверждает все постоянные ресурсы и затраты госу­дарства, т.е. бюджет подчинен закону о финансах, утверждающему затраты и расходы. В бюджете должны быть также отражены все виды ресурсов и затрат государства, что означает, что бюджет до­полняет, развивает и детализирует общие данные, содержащиеся в законе о финансах.

В Великобритании в соответствии с Законом о парламенте 1911 г. финансовый закон определен как закон, содержащий поста­новления, касающиеся «установления, отмены, уменьшения, изме­нения или регулирования обложения, назначения платежей из го­сударственного ссудного фонда или сумм, отпущенных парламен­том на оплату публичного долга или на какую-либо другую финан­совую цель; изменения или отмены подобных назначений; открытия кредитов, образования запасного фонда; предназначения, получения, хранения, выдачи или проверки счетов, относящихся к публичным финансам; заключения, гарантии, погашения займа; второстепенных вопросов, связанных с вышеперечисленными или с одним из них».

Таким образом, существует несколько разновидностей законов о финансах. Во-первых, в некоторых государствах предусмотрено составление многолетних планов, имеющих силу закона. Во-вто­рых, практически в любом государстве ежегодно принимается за­кон (или законы), устанавливающий доходы и расходы государства на каждый финансовый год. В-третьих, законодательство многих государств предусматривает возможность принятия дополнительных корректирующих законов о финансах в ходе исполнения бюджета. И, в-четвертых, ежегодно парламенты принимают законы об ис­полнении бюджета. Так, ст. 165 Конституции Бразилии предусмат­ривает три вида законов в области бюджета: многолетний план, бюджетные директивы и годовые бюджеты, а также в области бюд­жета могут приниматься и дополняющие законы. Палаты Парла­мента Италии в соответствии со ст. 81 Конституции ежегодно ут­верждают бюджет и закон об исполнении бюджета. Также преду­сматривается возможность принятия и других законов, связанных с исполнением бюджета.

Таким образом, бюджет государства по своей природе — явле­ние многогранное и представляет собой:

408 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____

— документ, в котором объединены расходы и доходы государ­ства (материальный аспект),

— закон или законы (юридический аспект);

— предварительный план расходов и доходов государства (адми­нистративный аспект);

— сводную таблицу собранных доходов и произведенных расхо­дов (бухгалтерский аспект);

— разрешение парламента правительству на формирование и использование государственных финансов (политический ас­пект);

— инструмент влияния государства на экономическую и соци­альную жизнь страны (экономический и социальный аспекты).

§ 2. Понятие и источники бюджетного права

Бюджетное право зарубежных стран представляет собой сово­купность финансово-правовых норм, регулирующих структуру бюд­жетной системы государства, состав и порядок распределения дохо­дов и расходов государства, полномочия государственных органов, бюджетный процесс

Нормы бюджетного права содержатся в большом числе разно­образных правовых нормативных актов или источников К ним от­носятся акты представительных и исполнительных органов государ­ственной власти разных уровней и органов местного самоуправле­ния.

1. Среди источников бюджетного права зарубежных стран преж­де всего следует назвать Конституции. В них устанавливаются ис­ходные начала и принципы бюджетной деятельности, а также опре­делены полномочия субъектов бюджетного процесса — парламента, президента, правительства, министра финансов.

Так, в Германии основы бюджетного права закреплены в разде­ле X Основного закона Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г., который в зарубежной литературе именуется финансо­вой конституцией Германии Здесь нашли свое законодательное за­крепление принципиальные вопросы формирования и принятия бюджета, компетенции различных ветвей государственной власти, контроля за бюджетным процессом. Также нормы Основного зако­на регулируют проблемы бюджетного планирования, финансового выравнивания доходов между федерацией и землями, структуру бюджета, поддержание бюджетного равновесия между федерацией и ее субъектами.

Конституция Японии от 3 ноября 1946 г., как и Основной закон ФРГ, содержит отдельную главу VII, посвященную финансам. В со­ответствии со статьями данной главы (ст. 83—91) за парламентом закрепляются исключительные полномочия в вопросах распоряже­ния государственными финансами и налоговой политики, а также полномочия законодательной и исполнительной власти в качестве участников бюджетного процесса. Также ст. 60 Конституции преду­сматривает процедуру обсуждения и принятия бюджета, а в соот-

________ Глава 21. Основы бюджетного права и процесса409

ветствии со ст. 73 правительство выполняет наряду с другими функциями обязанность составлять бюджет и вносить его на рас­смотрение парламента.

Во Франции к конституционным источникам бюджетного права от­носятся Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 г., которая регламентирует порядок подготовки, принятия и исполне­ния бюджета (ст 34, 39, 40, 47, 49, 53), и Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г., закрепившая необходимость об­щественного обложения для государственных целей и право граж-л дан участвовать в обсуждении, утверждении и контроле за обложе­нием и расходованием средств.

Федеральная конституция Швейцарской конфедерации от 18 ап­реля 1999 г. содержит положения, касающиеся полномочий Конфе­дерации, кантонов и коммун в бюджетной сфере (ст. 100, 126), Фе­дерального собрания по принятию бюджета, одобрению государст­венного отчета (ст. 167), Федерального совета по составлению про­екта бюджета и государственного отчета (ст. 183).

Конституция Королевства Испания от 27 декабря 1978 г. закреп­ляет полномочия Генеральных кортесов по принятию бюджета (ст. 66), принципы и порядок подготовки, принятия и исполнения бюджета (ст. 134 и 135), принципы бюджетного права (ст. 134, 158).

В числе основных конституционных актов Канады по вопросам бюджета следует отметить конституционный Акт о Британской Се­верной Америке 1867 г., в котором, в частности, закрепляются ос­новные полномочия парламента в этой сфере (ст. 53, 54).

В Конституции США от 17 сентября 1787 г. содержатся положе­ния, закрепляющие за Конгрессом право формировать бюджет (разд. 8 ст. 1), контролировать финансовую деятельность админист­рации (разд. 9 ст. 1), а также взаимоотношения федерации и шта­тов в финансовой сфере (разд. 10 ст. 1).

В Великобритании согласие парламента на расходование госу­дарственных средств было признано необходимым уже в XVII в. Еще Билль о правах от 13 февраля 1689 г. закрепил положение, со­гласно которому взимание сборов в пользу и распоряжение Короны без согласия парламента или за более долгое время и иным поряд­ком, чем это установлено парламентом, незаконно (ст. 4). Акты о парламенте 1911 и 1949 гг. устанавливают полномочия Палаты лордов и Палаты общин в финансовой сфере, дают определение финансового закона, определяют процедуру его прохождения в парламенте.

Конституция Сенегала от 7 марта 1963 г. определяет полномочия участников бюджетного процесса, устанавливает процедуру приня­тия бюджетного закона (ст. 57).

2. Отдельные стороны бюджетного процесса регулируются так­же регламентами палат парламента. Чаще всего к ним относятся порядок рассмотрения проекта закона о бюджете в комиссиях и ко­митетах парламента, порядок внесения и рассмотрения поправок

410 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____

к законопроекту о бюджете, полномочия палат парламента в бюд­жетном процессе.

3. На основании положений Конституции и в строгом соответ­ствии с ней в любом государстве действует ряд законодательных ак­тов, регулирующих государственное управление в сфере бюджета и финансов. Положения, закрепленные в конституциях, получили свое развитие в специальных законодательных актах, содержащих материальные и процессуальные нормы по бюджетным вопросам, касающиеся как отдельных аспектов бюджетного права, так и соз­дающие систему органов по контролю за исполнением бюджета.

Так, в ФРГ действует целый блок законов, регулирующих раз­личные аспекты бюджетного права, отличительной чертой которых является детальная регламентация затрагиваемой проблемы. При этом по общему правилу в самом законе содержится и механизм его осуществления. Однако учитывая сложный характер и динамич­ность бюджетно-финансовой сферы, многие законы систематиче­ски обновляются парламентом.

Вопросы планирования, формирования, представления, испол­нения бюджета, организации учета, отчетности, контроля очень подробно рассмотрены в законе от 19 августа 1969 г. «Об организа­ции государственного бюджета» и дополнены законом от 18 декаб­ря 1975 г. «Об улучшении структуры бюджета».

Проблемы взаимоотношения федерации и земель в бюджетной сфере разрешаются на основании законов от 19 августа 1969 г. «О принципах бюджетного права федерации и земель», от 28 авгу­ста 1969 г. «О финансовой взаимопомощи федерации и земель», от 30 августа 1971 г. «О приведении различных норм в области финан­совых взаимоотношений между федерацией и землями в соответст­вие с новым регулированием финансового состоянии». В связи с объединением Германии были приняты законы от 24 июля 1991 г. «О мероприятиях по утверждению публичных бюджетов и о струк­турных изменениях в соответствии со ст. 3 Договора об объедине­нии Германии», от 22 апреля 1993 г. «Об урегулировании финансо­вых связей, существовавших в ГДР между бюджетными и народны­ми предприятиями, кооперативами и ремесленниками», от 23 июля 1993 г. «О мероприятиях по преодолению финансовых обремене­нии по наследству в связи с воссоединением Германии, по долго­срочному обеспечению строительства в новых землях, по введению нового порядка распределения федерального дохода».

Учитывая, что Германия является федеративным государством, существует несколько разновидностей бюджетов (федеральный го­сударственный, бюджеты земель и бюджеты общин). При этом по­давляющее большинство правовых норм относится к регулирова­нию федерального государственного бюджета, который составляет костяк всей бюджетной системы государства и аккумулирует более половины его ресурсов.

Конституция Франции в ст. 34 устанавливает, что финансовыми являются законы, определяющие доходы и расходы государства,

 

________ Глава 21. Основы бюджетного права и процесса _____ 411

к которым в соответствии со ст. 2 Ордонанса № 59-2 от 2 января 1959 г. об органическом законе относительно финансовых законов относятся: годовой закон о финансах, корректирующий закон (вно­сящий изменения в годовой закон) и исполнительный закон (об исполнении закона о финансах). Кроме того, законами во Франции регулируются вопросы контроля в финансовой сфере. Так, кон­трольная деятельность Счетной палаты регулируется Законом от 22 июня 1967 г. о Счетной палате с последующими изменениями (Loi № 67-483 relative a la Cour Des Comptes).

В Швейцарской конфедерации вопросы бюджета рассматривают­ся Ордонансом о финансах Конфедерации от 15 января 1986 г. (Ordonnance sur les finances de la Conftidftration), законом от 28 июня 1967 г. о федеральном финансовом контроле (Loi ffidfirale sur 1е Сопггф1е fMSrale des finances), законом 1974 г. о взаимоотноше­нии Советов (Loi sur les rapports entre les Conseils), законом от 22 июня 1979 г. об основных направлениях политики правительства и финансовом планировании (Loi ffidftrale sur les Grandes Lignes de la politique gouvernementale et la planification fmanciiire).

В Испании в 1991 г. был принят Общий закон о бюджете, закре­пивший полномочия исполнительной и законодательной власти в вопросах формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением бюджета, принципы бюджетного права, понятие и виды бюджетной классификации.

В Японии вопросы бюджета и финансов регулируются много­численными правовыми актами. В японских источниках их обычно подразделяют на пять групп: первая группа законодательных актов регламентирует деятельность административных органов, занимаю­щихся государственными финансами; нормативные акты второй группы посвящены содержательной части государственных финан­сов; третья группа определяет механизм контроля за исполнением государственного бюджета; четвертая — регулирует денежное обра­щение и валютные отношения; нормативные акты пятой группы касаются обслуживания государственного долга и выпуска прави­тельственных облигаций.

Таким образом, Закон о государственных финансах, Закон о го­сударственных счетах, Закон о налоговых трансфертах местным ор­ганам власти закрепляют основные принципы бюджета и бюджет­ного процесса, устанавливают границы расходования бюджетных средств, определяют полномочия государственных органов в бюд­жетной сфере.

В соответствии с Конституцией США правом формировать и контролировать исполнение бюджета наделена законодательная власть, а исполнительная власть обладает лишь правом исполнения бюджета. Но уже с 1921 г. исполнительная власть получила право бюджетной инициативы на основании Закона о бюджете и отчетно­сти. Позднее полномочия исполнительной ветви власти в бюджет­ном регулировании существенно расширились. Этому поспособст­вовало принятие в 1974г. Закона о контроле за бюджетом и импа-

412 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

ундменте (Congressional Budget and Impoundment Control Act), За­кона 1985 г. о сбалансированном бюджете и чрезвычайных мерах контроля за дефицитом с изменениями от 1987 г. (Balanced Budget and Emergency Deficit Control Act), Закона 1990г. о контроле за бюджетом (Budget Enforcement Act).

Помимо конституционных актов в Великобритании к бюджету имеют отношение Закон 1968 г. о Национальном ссудном фонде (National Loans Act), Закон 1816г. о Консолидированном фонде (Consolidated Fund Act) и дополняющие и изменяющие его законы, Законы 1866 и 1921 гг. о министерстве финансов и ревизионных органах с последующими изменениями (Exchequer and Audit Department Act).

В 1869 г. в Канаде на основании соответствующего закона было образовано Министерство финансов. В 1878г. принят Закон об объединенных доходах и аудите, установивший порядок использо­вания бюджетных средств и формы бюджетного контроля. В 1977 г. вопросы бюджетного контроля были уточнены Законом о Главном аудиторе. В 1989 г. принят Закон о финансовом управлении, госу­дарственных счетах и контроле за государственными корпорация­ми, посвященный проблеме создания специального органа, отве­чающего за разработку общих принципов в области финансов и стабилизацию финансовой системы, а также регулирующий неко­торые вопросы контроля за расходованием государственных средств. Финансовая помощь провинциям в Канаде осуществляется на основании Закона 1970г. о дотациях провинциям.

В Сенегале Закон от 28 июня 1975 г. № 75—64 об органическом законе относительно финансовых законов в юридической литерату­ре принято называть финансовой конституцией Сенегала, так как все основные вопросы, связанные с регулированием финансовых отношений, нашли здесь законодательное закрепление.

4. Как уже отмечалось, чаще всего бюджет принимается в виде соответствующего законодательного акта, что закрепляется, как правило, на конституционном уровне. Таким образом, к источни­кам бюджетного права относится и ряд финансовых документов, ко­торые содержат бюджет. К ним можно отнести основные и допол­нительные документы.

К основным документам относятся финансовые законы, проце­дура прохождения которых в парламенте отличается от процедуры прохождения обычного закона и строго регламентирована Консти­туциями. Закон о финансах имеет несколько разновидностей.

Во-первых, следует выделить ежегодный закон о финансах, яв­ляющийся самым значительным финансовым законом. Именно в этом законе закрепляются все расходы и доходы государства, ус­танавливаются фискальная, кредитная, социальная, экономическая политика государства на финансовый год. В государствах с конти­нентальной системой права бюджет, как правило, принимается в форме единого законодательного акта, а в странах англосаксон-

Глава 21. Основы бюджетного права и пр

41;

ского права по доходной и расходной частям бюджета разрабатыва­ются отдельные законодательные акты.

Во-вторых, практически во всех странах существует практика принятия корректирующих законов о финансах, вносящих измене­ния в основной закон о финансах в течение финансового года.

В-третьих, по окончании финансового года принимается закон об исполнении бюджета, утверждающий и одобряющий исполне-s ние положений, закрепленных в ежегодном законе о финансах i и измененных корректирующими законами.

5. Установленные законодательными актами основы правового' регулирования подлежат конкретизации в законодательстве субъек­тов федеративных государств и нормативных актах органов местно­го самоуправления, также относящихся к источникам бюджетного права в соответствующих территориальных пределах.

6. Следующий источник бюджетного права — это акты делеги­рованного законодательства, которые издаются по уполномочию за­конодательного органа и могут вносить изменения в действующее законодательство. Они особо контролируются парламентом: либо подлежат его предварительному, до их вступления в действие, одоб­рению, либо вступают в действие немедленно, но в течение опреде­ленного времени могут быть аннулированы легислатурой.

При анализе роли подзаконных актов особо следует остановить­ся на практике, сложившейся во Франции. Дело в том, что все ос­новные принципы и основы бюджетного права во Франции закреп­лены не в законах, а в Ордонансе от 2 января 1959 г. № 59-2 (в ре­дакции закона от 22 июня 1971 г. № 71-474) об органическом зако­не относительно финансовых законов (L'ordonnance № 59-2 portant loi organique relative aux lois de finance), который в юридической ли­тературе принято называть финансовой конституцией Франции.

7. Многие вопросы, затрагивающие бюджетные правоотноше­ния, регламентированы подзаконными актами. Они издаются глава­ми государства, правительствами, руководителями министерств и ведомств. Этими актами детализируются, дополняются, уточня­ются положения соответствующих законов.

Во Франции Декрет от 29 декабря 1962 г. № 62-1587 о государ­ственном учете (Dficret du 29 dficembre 1962 portant mglement general sur la Comptabilitft publique) регулирует процесс исполнения бюдже­та и предусматривает полномочия и ответственность распорядите­лей бюджетных средств, определяет виды операций с бюджетными средствами. Ведомственные же акты, разъясняющие порядок при­менения бюджетного законодательства, должны находиться в стро­гом соответствии с вышестоящими нормативными актами.

В Канаде многие вопросы, затрагивающие исполнение бюджета, регламентированы актами, принимаемыми генерал-губернатором, который на практике оформляет решения Кабинета министров.

В Германии в полномочия Министерства финансов входит обобщение практики применения законодательства в бюджетной сфере и издание нормативных актов по совершенствованию испол-

414 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

нения бюджетного законодательства. Такие постановления нередко предварительно согласуются с парламентом.

8. В Великобритании важная роль в правовой регламентации бюджета принадлежит и конституционному обычаю. Финансовая инициатива Короны в отношении расходной части бюджета и на­логообложения основывается на практике, проистекающей из обы­чая. До тех пор, пока Короной не заявлено о необходимости изы­скания средств, Палата общин не вправе рассматривать бюджетные предложения правительства, касающиеся как государственных рас­ходов, так и государственных доходов.

§ 3. Принципы бюджетного права

Принципы бюджетного права представляют собой стремления парламента контролировать государственные расходы. Традицион­но в зарубежной юридической науке выделяют следующие основ­ные принципы: сбалансированности, еже годности, единства, уни­версальности и специализации, обязательного облечения бюджета в форму законодательного акта.

Принцип сбалансированности бюджета

В XIX в. государственный бюджет ассоциировался с бюджетом частного лица. Так как никакое лицо длительное время не может тратить больше, чем получает, развитие этого принципа привело к тому, что сбалансированность бюджета стала золотым правилом министров финансов любого государства. В связи с тем, что в ос­новном роль государства сводилась к управлению своей админист­рацией, бюджетный дефицит рассматривался как неспособность го­сударства покрывать свои текущие расходы налоговыми поступле­ниями. Лишь с вмешательством государства в экономику страны, с развитием его инвестиционной деятельности стало считаться воз­можным для достижения сбалансированности бюджета прибегать к государственному кредиту.

На сегодняшний день не во всех странах сбалансированность бюджета является принципом бюджетного права, скорее она рас­сматривается как некий идеал, и юридически ничто не мешает пра­вительству представить парламенту несбалансированный бюджет. За­конодательно же этот принцип был закреплен на конституционном уровне в Основном законе ФРГ в ст. ПО, такая же норма была пре­дусмотрена Конституцией Португалии до 1974г. В США, например, принят специальный Закон 1985 г. о сбалансированном бюджете и чрезвычайном контроле за дефицитом, во Франции — ордонанс от 2 января 1959г. №59-2 (в редакции закона от 22 июня 1971г. №71-474) об органическом законе относительно финансовых зако­нов, в Сенегале — закон от 28 июня 1975г. №75-64 об органиче­ском законе относительно финансовых законов.

В соответствии с доктриной и законодательством принцип сба­лансированности означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюд-

________ Глава 21. Основы бюджетного права и процесса _____ 415

жета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномо­ченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. Так, например, 16 июня 1997 г. евро­пейский совет в Амстердаме принял решение на основании ст. 104-с Маастрихтского договора, что дефицит стран-участниц не должен превышать 3% валового внутреннего продукта.

Принцип ежегодности бюджета

Впервые этот принцип был введен в Великобритании в XVII в.-* На сегодняшний день он рассматривается в качестве одного из ос­новных принципов бюджетного права практически во всех государ­ствах. На конституционном уровне он нашел свое закрепление в Бельгии, Дании, Ирландии, Италии, Испании, Люксембурге, Голландии, Германии. Во Франции принцип ежегодности закреп­лен в ордонансе от 2 января 1959 г. № 59-2, в Сенегале — в законе от 28 июня 1975 г. № 75-64.

По общему правилу, государственный бюджет принимается ка­ждый год и на один финансовый год (в некоторых странах, напри­мер Лихтенштейне, он называется административным годом). Та­ким образом, согласие парламента на реализацию предусмотренных бюджетом расходов и доходов распространяется только на один год, и исполнение бюджета также должно быть произведено в этот срок. Последнее означает, что дефицит или профицит бюджета не могут быть перенесены автоматически на следующий год.

Период, в течение которого действует бюджет, называется бюд­жетным годом. Обычно бюджетный год равняется 12 месяцам.

В XIX в. довольно распространенными были многолетние бюд­жеты. Это объяснялось сложностью их ежегодного составления, а также большей возможностью финансового маневрирования. На­чало XX столетия характеризовалось почти повсеместным перехо­дом к составлению одногодичных бюджетов. В то же время финан­совое законодательство ряда стран допускает существование и мно­голетних бюджетов. Основной закон ФРГ в ст. 110 закрепляет, что «бюджет утверждается бюджетным законом на один финансовый год или на несколько лет, раздельно по годам, до начала первого отчетного периода. Для некоторых частей бюджета можно преду­смотреть их действие в различные отрезки времени, разнесенные по отчетным годам». Конституция Греции (п. 6 ст. 79) допускает установление законом «возможности выработки двухгодичного бюджета». Также во Франции в 1906, 1910, 1920, 1934гг. принима­лись бюджеты, действовавшие более одного года. В Швеции суще­ствует система циклического бюджета, связанная с экономическим циклом, чья протяженность превышает один год.

Некоторые страны принимают на несколько лет не весь бюд­жет, а только некоторые его части. Например, в Германии военный бюджет принимался на 7 лет (военный септенат) при условии еже­годного санкционирования расходов рейхстагом.

416 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____

Как уже было отмечено, бюджетный год — это период, в тече­ние которого действует утвержденный бюджет. Однако в разных го­сударствах начало бюджетного года различно.

Бюджетный год совпадает с календарным в таких странах, как Австрия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Бразилия, Венгрия, Вьет­нам, Заир, Замбия, Иордания, Ирландия, Италия, Китай, koq-та-Рика, Кот-д'Ивуар, Малайзия, Польша, Румыния, Сирия, Ту­нис, Шри-Ланка, Швейцария.

I апреля бюджетный год начинается в Великобритании, Дании, Индии, Израиле, Канаде, Кувейте, Малави, на Мальте, в Новой Зеландии, ЮАР, Японии.

С 1 июня приступают к исполнению бюджета в Австралии, Бангладеш, Камеруне, Норвегии, Пакистане, Сенегале, Швеции.

В Нигере, США, Таиланде бюджетный год начинается с 1 ок­тября.

Различие в начале бюджетного года обычно объясняется исто­рическими причинами, традициями, связанными со сроками созы­ва сессий законодательных органов. В федеративных государствах бюджетный год у членов федерации может не совпадать с феде­ральным бюджетом. В США, например, многие штаты имеют иное начало бюджетного года, чем это установлено для федерации.

Таким образом, принцип ежегодности определяет продолжи­тельность бюджетных полномочий. Первоначально годовой период использовался частными предприятиями для управления своими финансами и деятельностью. Государства переняли опыт частных предприятий. Однако в случаях затягивания бюджетного процесса, кризисов представляется невозможным быстро реагировать на из­менения в экономической ситуации страны. Поэтому в законода­тельстве практически каждого государства предусмотрены исключе­ния из принципа ежегодности. Речь идет о временном бюджете в размере одной двенадцатой бюджета, квартальном бюджете и корректирующем законе о финансах, которые представляют со­бой законодательное разрешение на доходы и расходы на период менее года.

1. Бюджет в размере одной двенадцатой используется в случае не­принятия бюджета до начала бюджетного года. Каждая двенадцатая доля представляет собой мини-бюджет на месяц и составляет одну двенадцатую доходов и расходов за предыдущий бюджетный год.

2. Квартальные бюджеты представляют собой предварительные проекты бюджета на трехмесячный период. В совокупности четыре квартальных бюджета после возможной корректировки составляют основу единого годового бюджета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.