Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I IV. Регулирование государственных доходов 21 страница




3. Корректирующие законы о финансах представляют собой за­конодательные акты финансового характера, принятые в течение финансового года в соответствии с правилами, предусмотренными для финансовых законов, и имеющие целью изменить утвержден­ные бюджетные назначения как в сторону их увеличения (чаше всего), так и в сторону уменьшения. В отличие от годового финан-

_______ Глава 21. Основы бюджетного права и процесса _____ 417

сового закона действие корректирующего закона — меньше одного года и действителен он только в период действия годового закона о бюджете. В течение финансового года могут приниматься несколь­ко корректирующих финансовых законов.

4. Завершение финансирования отдельных объектов, закрытие финансовых счетов может осуществляться уже после окончания финансового года в так называемый льготный период, продолжи­тельность которого колеблется по странам от одного до пяти меся­цев. В течение этого времени правительство имеет право произво­дить финансирование за счет средств, предусмотренных по уже за­кончившемуся бюджетному году, не испрашивая новых разреше­ний. Бюджетный год с включением льготного срока образует счетный период, под которым понимается фактический период ис­полнения бюджета с добавлением льготного срока.

5. Кроме того, законодательство предусматривает утверждение отдельных видов доходов и расходов на период более одного года. К ним относятся консолидированные кредиты, перенос кредитов и многолетние программы.

К консолидированным относятся кредиты, которые утвержда­ются один раз и не требуют ежегодного подтверждения. Такая сис­тема широко распространена в Великобритании. Она позволяет части бюджетных кредитов избегать ежегодного утверждения. Ос­новными видами выплат, не требующими ежегодного утверждения, являются Цивильный лист (расходы на содержание Королевы и ко­ролевского двора), проценты по консолидированному и текущему долгу, жалованье и пенсии высокопоставленным чиновникам (спи­керу Палаты общин, Лорду-канцлеру), отчисления в фонды Евро­пейского Союза.

Перенос кредитов на следующий год используется для обеспе­чения непрерывности осуществления какого-либо проекта. Такая процедура позволяет внести в бюджет следующего года кредиты, которые не были использованы в предыдущий финансовый год. Перенос некоторых видов кредитов входит в компетенцию минист­ра финансов. Перенесенные кредиты должны быть использованы на покрытие тех расходов, для которых они были предусмотрены, и чьи принципы уже были одобрены парламентом. Чаще всего пе­ренос кредитов используется при осуществлении инвестиционной деятельности государства.

Многолетние программы позволяют распорядителям кредитов распределять инвестиционные расходы на несколько лет. Эти рас­ходы должны покрываться утверждаемыми ежегодно платежными кредитами. Сами многолетние программы подлежат обязательному утверждению парламентом. Закон, который включает многолетний план, должен содержать директивы, цели и задачи в отношении инвестиционных расходов, а также долгосрочных программ. Такие нормы предусмотрены, например, в Бразилии (ст. 165 Конститу­ции), во Франции (ст. 12 Ордонанса 1959 г.), в Сенегале (ст. 11 За­кона 1975 I.).

27 - 9677

418 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

Принцип единства бюджета

Принцип единства бюджета означает, что все доходы и расходы государства должны быть объединены в рамках одного универсаль­ного бюджета. Данный принцип не сводится к принятию единого бюджетного акта. Единство бюджета выражается в единстве бюд­жетной системы, единообразии бюджетной документации, бюджет­ной классификации. Сосредоточение всех доходов и расходов госу­дарства в одном акте облегчает процедуру парламентского контроля в бюджетной сфере.

Принцип единства сформировался в эпоху, когда расходы и до­ходы государства были единообразными и однородными. В настоя­щее время ни расходы, ни доходы не отвечают данным требованиям, и потому четкое соблюдение настоящего принципа не представляет­ся возможным. С развитием кредитной деятельности государства не все доходы и расходы могут быть учтены в едином бюджете.

Присоединенные бюджеты, специальные счета казначейства, раз­личные целевые фонды, автономные бюджеты представляют собой исключения из принципа единства бюджета, так как они отдельно ут­верждаются парламентом одновременно с основным бюджетом.

Присоединенные бюджеты принимаются в отношении государ­ственных органов, не обладающих статусом юридического лица, но пользующихся определенной финансовой автономией. Во Франции существует шесть присоединенных бюджетов: гражданской авиа­ции, монетного двора, издательства официального вестника «Journal Officiel», Почетного легиона, Ордена освобождения и бюд­жет социальных пособий в сельском хозяйстве. В присоединенных бюджетах отражаются текущие и инвестиционные расходы, а также специальные ресурсы, выделяемые на их покрытие.

В США наряду с федеральным бюджетом функционируют де­сятки временных и постоянных специализированных фондов. Сре­ди них — кредитные, социальные, научно-технические фонды, бюро ветеранов войны и др.

В Великобритании платежи по государственному долгу, долго­срочные кредиты на капиталовложения государственным предпри­ятиям и местным органам осуществляются из обособленного от бюджета Национального фонда займов.

В Японии существует инвестиционный бюджет, который пред­ставляет собой ежегодно устанавливаемую программу капиталовло­жений и займов для государственных предприятий и местных орга­нов власти

Специальные счета казначейства существуют для проведения казначейством временных финансовых операций, не влияющих су­щественно на сбалансированность бюджета. Чаше всего к ним от­носятся выпуск и погашение займов, операции казначейства по хранению и по корреспондентским счетам, авансовые платежи

С предоставлением финансовой независимости административ­но-территориальным единицам связано существование автономных бюджетов.

________ Глава 21. Основы бюджетного права и процесса _____ 419

Принцип универсальности бюджета

Принцип универсальности бюджета означает, что все доходы и расходы государства подлежат отражению в бюджете в обязатель­ном порядке и в полном объеме. Правительство не должно иметь иных доходов и расходов, кроме предусмотренных бюджетом. Принцип универсальности связан с понятием бюджета-брутто, в котором находят отражение все финансовые операции правитель­ства по доходам и расходам.

Кроме того, принцип универсальности не допускает целевого использования доходов бюджета: доходы бюджета вне зависимости от их источника не могут быть увязаны с определенными расхода­ми бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов.

Соблюдение этого принципа позволяет исключить возможность неправомерного использования бюджетных средств, а также спо­собствует осуществлению парламентского контроля.

Однако и данный принцип содержит некоторые исключения. Так, в бюджет-брутто не входят средства, находящиеся на специ­альных счетах казначейства, безвозмездные перечисления, а средст­ва внебюджетных фондов и займов подлежат целевому использова­нию.

Принцип специализации кредитов

В соответствии с принципом специализации кредитов выделен­ные на расходы средства (кредиты) имеют определенную целевую направленность. Перенос расходов из одной статьи или параграфа бюджетной сметы в другие возможен лишь при наличии специаль­ного разрешения. В случае переноса расходов из сметы одного ми­нистерства в смету другого разрешение дает парламент, более мел­кую передвижку кредитов санкционирует министр финансов или другое соответствующее лицо. Не израсходованные по какой-либо причине бюджетные средства должны возвращаться в кассу госу­дарства.

Принцип специализации кредитов применяется в любом госу­дарстве, однако при проведении сравнительного анализа необходи­мо обратить внимание на то, что один и тот же термин, используе­мый в разных странах, может соответствовать различным уровням группировки доходов и расходов. Так, например, в Германии главы бюджета подразделяются на разделы, в то время как во Франции, Бельгии и Сенегале разделы подразделяются на главы; Кредиты от­дельного министерства в Голландии объединены в главе, а в Да­нии — в статье.

Облечение бюджета в форму законодательного акта

Требование обязательного облечения бюджета в форму акта, принимаемого представительным органом власти, также является обязательным принципом бюджетного права. Чаще всего бюджет принимается в виде соответствующего закона, что закрепляется,

27-

420 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

как правило, на конституционном уровне (ст. НО Основного зако­на ФРГ).

В континентальных странах бюджет, как правило, объединяет в себе и доходную, и расходную часть и принимается в виде едино­го законодательного акта.

В некоторых странах, например Финляндии и Норвегии, утвер­ждение бюджета оформляется путем принятия не закона, а особой парламентской резолюции.

В англосаксонских странах (Великобритании, Канаде) билль об ассигнованиях (по расходной части бюджета) и финансовый билль (по доходной части бюджета) обсуждаются и принимаются парла­ментом раздельно. Такая же практика существовала и в США до реформы 1974г. Закон 1974г. о контроле за бюджетом и импаун-дменте (Congressional Budget and Impoundment Control Act of 1974) установил рассмотрение бюджета в целом, в результате которого принимается совпадающая резолюция обеих палат, не имеющая обязательной силы закона. Однако она служит основанием для принятия разрешающего ассигнования билля, устанавливающего предельные объемы средств для финансирования экономических программ, и непосредственно билля об ассигнованиях, содержаще­го обязательное для федерального казначейства предписание о вы­делении определенной суммы.

Иные принципы

В целях обеспечения гласности финансовой политики и нормо­творчества, а также организации бюджетного контроля закрепляет­ся принцип достоверности и наглядности бюджета, предусматри­вающий правдивое отражение в бюджете финансовых операций правительства, характера расходов и доходов, соответствие утвер­жденных по бюджету сумм их исполнению. Наглядность бюджета заключается в представлении его в наиболее информативной и дос­тупной для понимания форме.

Принцип гласности обязывает правительство публиковать бюд­жет, т.е. придавать гласности основные расходы и источники дохо­дов. Исключения из этого принципа допускаются только по сооб­ражениям высших государственных интересов и связаны с сохране­нием государственной и военной тайны.

§ 4. Понятие бюджетного процесса и его стадии

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов государственной власти по составлению проектов бюджета, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению, контролю за его исполнением, а также составлению и утверждению отчета об исполнении бюджета.

Разработка проекта бюджета

По общему правилу, за редкими исключениями, полномочиями по подготовке бюджета наделена исполнительная власть. Ранее, на-

________ Глава 21. Основы бюджетного права и процесса421

пример во Франции, по конституциям 1791 и 1795 гг. и в США вплоть до 1921 г. проект бюджета составлялся законодательной вла­стью. Однако на сегодняшний день составлением проекта бюджета занимается исключительно исполнительная власть. В большинстве стран полномочиями4 по составлению проекта бюджета обладают министры финансов и экономики, но в некоторых государствах (например Болгарии, Канаде, США, Сирии, Швейцарии, Югосла­вии) такими полномочиями наделен глава исполнительной власти.

Составление проекта бюджета — важный этап первой стадии бюджетного процесса, на котором решаются вопросы объема бюд­жета, налоговой и денежно-кредитной политики, определяются ос­новные направления использования средств.

Проект государственного бюджета разрабатывают, как правило, центральные органы государственного управления — министерства финансов (в США эту роль выполняет Административно-бюджет­ное управление), главной задачей которых являются оценка дохо­дов и расходов государства и налоговая политика.

Подготовка бюджета начинается с создания долгосрочного фи­нансового плана, стратегических обзоров и многолетних оператив­ных планов, а также подсчета основных расходов на предстоящий год, чему предшествует анализ социально-экономического положе­ния страны, перспектив и темпов экономического роста, потребно­стей национальной экономики в финансовых средствах. При со­ставлении бюджета ставится задача его воздействия на повышение эффективности экономики, обеспечения координации финансовых и других ресурсов с экономическими, политическими и социальны­ми программами правительства, установления приоритетов в расхо­довании средств.

Работа по составлению проекта бюджета начинается за год—пол­тора до начала нового финансового года (во Франции — за 12 меся­цев, в США — за 18 месяцев, в Канаде — за 15 месяцев). Орган, от­ветственный за составление проекта бюджета, готовит ряд докумен­тов, содержащих финансовую информацию, контрольные цифры для подготовки министерствами и ведомствами своих смет, а также сроки их предоставления. Сметы расходов министерств и ведомств разрабатываются соответствующими компетентными отделами каж­дого министерства (ведомства), затем обобщаются министром (ру­ководителем ведомства) и предоставляются министерству финан­сов, которое после обобщения представленных заявок составляет проект расходной части. В некоторых странах сметы министерств и ведомств включаются в проект бюджета в целом без изменений, в других (в Великобритании, Франции, Болгарии, Канаде, Поль­ше) — министр финансов наделен полномочиями по собственной инициативе предлагать тем или иным министрам внести какие-ли­бо изменения в их сметные предложения.

Традиционно проект бюджета включает в себя информацию о состоянии расходов и доходов, дефиците текущего финансового года, их показатели на предстоящий финансовый год, информацию

422 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом _____

о деятельности министерства финансов на момент составления бюджетного документа, а также любую другую дополнительную ин­формацию о состоянии бюджета, обязательствах, требованиях и финансовом состоянии правительства.

В Германии планированием финансов занимается Министерство финансов, которое в соответствии с Законом о федеральном бюд­жетном порядке отвечает за составление и исполнение бюджета на основе рекомендаций Совета по планированию финансов (в соста­ве федерального министра финансов, федерального министра эко­номики, земельных министров финансов и представителей обшин) и заявок министерств и ведомств.

Во Франции в соответствии со ст. 37 Ордонанса 1959 г. министр экономики и финансов под руководством премьер-министра подго­тавливает проект закона о финансах, подлежащий утверждению Советом министров. В работе по подготовке проекта закона о фи­нансах и бюджета министру финансов оказывает помощь Бюджет­ное управление. В его задачу входит рассмотрение бюджетных за­просов различных министерств, предложений по ассигнованиям, вопросов экономии. Управление действует в контакте с Генераль­ным налоговым управлением, Комиссией по доходам и Таможен­ным управлением. Свои предложения по бюджету следующего года Бюджетное управление передает министру финансов.

Окончательное решение по проекту закона о финансах прини­мает Совет министров. В результате согласования в Бюджетном управлении с государственным секретарем, министром финансов, премьер-министром и президентом Совет министров одобряет про­ект закона о финансах.

В Швейцарии на стадии подготовки проекта бюджета основную роль играет Федеральный совет — высший распорядительный и ис­полнительный орган Конфедерации. Финансовое управление на основании заявок других министерств разрабатывает проект бюдже­та. Федеральный совет проводит повторную проверку бюджета и вносит необходимые изменения или же обязует министерство финансов во взаимодействии с другими министерствами подгото­вить новый проект бюджета. Окончательный проект бюджета под­лежит одобрению министра финансов, после чего Федеральный со­вет представляет проект бюджета Федеральному Собранию.

В Постоянных правилах Палаты общин Великобритании зафик­сировано право Короны инициировать бюджетный процесс: пред­ложения по финансовым вопросам не могут быть внесены без ре­комендации Короны. Ответственность за составление проекта бюд­жета несет министр финансов. В структуре Казначейства также имеется группа отделов, занимающихся вопросами регулирования и планирования государственных расходов и доходов, в частности путем подготовки так называемой Белой книги, содержащей про­гнозные оценки государственных расходов на 15-летний период.

В подготовке проекта бюджета участвуют также Межминистер­ский комитет по определению государственных расходов и Межми-

________ Глава 21. Основы бюджетного права и процесса 423

нистерский комитет по бюджету, состоящие из представителей всех министерств и ведомств В их функции входит разработка рекомен дации при подготовке проектов годовых бюджетов. Рекомен

В Канаде за подготовку бюджета и ппепгтяппримо»™ ту отвечает Кабинет министров. Бо^ш^^^^^^ няется системой кабинетных комитетов, включающих- Комитет по приоритетам и планированию, Комитет по рассмотрению расхолон казначейство и политические комитеты. рению расходов,

В соответствии с Конституцией США только Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акциз * ные сборы. Займы от имени Соединенных Штатов может также чГ ключать только Конгресс. Наконец, эмиссия денег и выдача денег из казначейства могут производиться только по закону принятом! Конгрессом США Таким образом, по КонституциГиспГнитель-ная власть не обладает полномочиями в сфере бюджета и финан­сов. Полномочия по подготовке проекта бюджета были переданы исполнительной власти лишь в 1921 г. в соответствии с Законом о бюджете и отчетности Фактически в обход Конституции закон наделил исполнительную власть законодательной инициативой в области бюджета. Он передал всю руководящую роль по составле нию бюджета президенту Закон уполномочил президента и его ап~ парат ежегодно подготавливать и представлять Конгрессу для об™ ждения и утверждения проект бюджета на предстоящий финансо­вый год. В настоящее время проект бюджета готовит Администпа тивно-бюджетное управление (при президенте) на основе заявок министерств и ведомств. заявок

По Конституции Японии Кабинет министров составляет и ппеп ставляет парламенту проект бюджета. Но фактически в соответст­вии с Законом о государственных финансах ответственность за со" ставление бюджета возложена на министра финансов

В Сенегале подготовка проекта бюджета поручена двум минист­рам, министру экономики и финансов и Министру пладирован^я и сотрудничества. н^ании

Рассмотрение и утверждение проекта бюджета

После одобрения проекта бюджета соответствующими органами исполнительной власти, на которых по конституции возложена обязанность по составлению проекта бюджета, проект бюджета на­правляется в парламент. июджета на

Законодательство каждого государства предусматривает опреде­ленные сроки представления бюджетных документов в вдменг во Франции - в середине сентября, в Германии - в июне в Каня де - в феврале, в США и Японии - в январе

Первоначально проект бюджета в парламенте рассматривается в специализированных комиссиях и комитетах. Существование спе анализированных комиссий (комитетов) оправдано тем что вся па" лата в силу своей многочисленности не может в полной мере оце­нить целесообразность всех показателей бюджета. В связи с этим

424 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

проект бюджета направляется на рассмотрение в специализирован­ные бюджетные комитеты и комиссии, а также в иные (отраслевые) комитеты и комиссии парламента с тем, чтобы оценить бюджетные предложения по отдельным направлениям деятельности государст­ва. Затем все предложения и замечания представляются парламент­скими комитетами и комиссиями бюджетной комиссии (комитету) для рассмотрения (исключение составляют Великобритания и Ка­нада, где нет специализированного комитета по бюджету, и проект бюджета рассматривается комитетом всей палаты, заседающим в качестве Комитета по ассигнованиям в случае, когда обсуждаются государственные расходы, и Комитета путей и средств в случае об­суждения государственных доходов. Комитет всей палаты — это сама палата, преобразованная в комитет для постатейного обсужде­ния финансовых законопроектов).

Таким образом, рассмотрение проекта постоянными специализи­рованными комиссиями (комитетами) осуществляется в два этапа.

1. Проект бюджета рассматривается постоянными специализи­рованными комиссиями (комитетами) раздельно по министерствам в зависимости от специализации комиссии (комитета). При этом при рассмотрении смет какого-либо министерства может присутст­вовать либо сам министр, либо его представитель. По результатам обсуждения комиссия (комитет) выносит решение по расходам со­ответствующих министерств, которое направляется в виде доклада в комиссию (комитет) по бюджету (финансам).

2. Комиссия (комитет) по бюджету (финансам) приступает к рассмотрению проекта бюджета в целом лишь после того, как по­лучит доклады по сметам соответствующих министерств от всех ос­тальных специализированных комиссий (комитетов) парламента. Обычно на заседаниях комитета присутствуют министр, ответствен­ный за составление проекта бюджета (министр финансов), а также министр, чьи сметы подлежат рассмотрению.

Комиссия (комитет) по бюджету (финансам) помимо государст­венных расходов также изучает предусмотренные в проекте бюдже­та положения о государственных доходах.

Председатель комиссии (комитета) по бюджету (финансам) вы­ступает с докладом перед депутатами своей палаты, и палата при­ступает к обсуждению проекта бюджета.

Согласно общему правилу прохождения законов в парламенте законопроект о бюджете рассматривается в несколько чтений.

При рассмотрении проекта в первом чтении проводятся дебаты депутатов, во время которых высказываются замечания по различ­ным статьям проекта бюджета. Каждая статья проекта бюджета об­суждается отдельно. Статьи, по которым поступили замечания, пе­редаются в комиссию (комитет) по бюджету (финансам) для дора­ботки, которая после обсуждения проекта бюджета в первом чте­нии дорабатывает его и готовит к обсуждению во втором чтении. При рассмотрении проекта бюджета во втором чтении также могут вноситься предложения по его различным статьям, однако он уже

________ Глава 21. Основы бюджетного права и процесса425

в большей степени рассматривается как единое целое. При рас­смотрении проекта бюджета в третьем и четвертом чтении замеча­ния по отдельным статьям уже не высказываются, бюджет рассмат­ривается в целом.

Законодательство большинства государств предусматривает осо­бую процедуру прохождения бюджетных законопроектов в парламен­те, которая, однако, должна основываться на общих правилах за­конодательного процесса, относящихся к обычным законопроек­там.

Чаще всего к таким особенностям относится ускоренная проце-, дура прохождения бюджетных законопроектов в парламенте: проект бюджета обсуждается и вотируется в первоочередном порядке, уста­навливаются строгие временные рамки для обсуждения проекта бюджета, дебатов по отдельным бюджетным показателям и приня­тия закона (законов) о бюджете.

Так, процедурные особенности принятия финансовых законов предусмотрены в ст. 47 Конституции Франции. Согласно этой ста­тье на принятие решения по бюджету в первом чтении Националь­ному собранию отводится 40 дней. Если решение не принимается, Правительство передает проект на рассмотрение Сената, который должен принять решение в течение 15-дневного срока. Далее про­ект подлежит рассмотрению согласно стандартной процедуре. Если же Парламент не принял решения в течение 70 дней, проект фи­нансового закона может быть введен в силу путем издания ордо­нанса.

Статья ПО Основного закона ФРГ устанавливает для Бундесра­та шестинедельный срок для вынесения решения по проекту бюд­жета, а в случаях внесения предложений об изменении — трехне­дельный срок для выражения мнения Бундесрата по этим проек­там.

Конституция Японии в ст. 60 ограничивает срок, определенный для вынесения окончательного решения по бюджету Палатой со­ветников, до 30 дней вместо 60 дней, предусмотренных для обыч­ных законопроектов.

Закон о контроле за бюджетом и импаундменте 1974 г. устано­вил временные рамки прохождения проекта бюджета в Парламенте США по дням. Кроме того, продолжительность общих дебатов в Палате представителей не должна превышать 10 часов. Для обсу­ждения общих экономических вопросов может быть выделено до­полнительно не более четырех часов.

В Великобритании и Канаде также все стадии прохождения про­екта бюджета в Парламенте расписаны по дням.

Национальное Собрание Сенегала в соответствии со ст. 57 Кон­ституции располагает 60 днями для вынесения решения по проекту бюджета.

Если проект бюджета не утверждается до начала финансового года, национальное законодательство предусматривает следующие возможности выхода из создавшегося положения:

426 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

в Германии ст. 111 Основного закона наделяет Федеральное правительство правом производить все расходы, необходимые для содержания установленных законом учреждении, проведения пре­дусмотренных законом мероприятий, выполнения юридически обоснованных обязательств Федерации, продолжения строительст­ва, закупок и других работ;

во Франции ст. 47 Конституции предусматривает возможность введения в силу положений проекта бюджета путем издания ордо­нанса;

статья 134 Конституции Испании предусматривает автоматиче­ское продление действия бюджета за предыдущий год до принятия нового бюджета;

в Японии правительство имеет право сформировать и предста­вить парламенту временный бюджет на определенный период бюд­жетного года;

в Канаде принимаются промежуточные бюджеты, представляю­щие собой часть смет для оплаты расходов в новом финансовом году, действующие до утверждения основного бюджетного законо­проекта;

Конституция Сенегала в ст. 57 предусматривает два варианта:

1) если бюджет не принят до начала финансового года по вине Парламента, правительство может путем издания декрета ввести в действие подготовленный им проект бюджета;

2) если бюджет не принят до начала финансового года по вине правительства, Президент путем издания декрета продлевает дейст­вие бюджета предыдущего года вплоть до принятия нового бюджета.

Еще одной особенностью ускоренной процедуры утверждения проекта бюджета является ограничение права депутатов парламента вносить определенные поправки в проект бюджета

По общему правилу, депутаты парламента обладают правом внесения поправок в представленные законопроекты, исключения составляют лишь финансовые законопроекты, по изменению кото­рых депутаты парламента обладают ограниченными полномочиями.

— в Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, Дании, Израиле, Швеции парламентарии могут уменьшать или увеличивать бюджет­ные доходы и расходы;

— в Аргентине, Бангладеш, Замбии, Канаде, Таиланде парла­ментарии могут лишь снижать расходы, но не увеличивать их;

— в Великобритании, Испании, Индии, Корее, Пакистане, на островах Фиджи парламентарии могут уменьшать или увеличивать бюджетные расходы, но для увеличения бюджетных расходов необ­ходимо получить предварительное одобрение правительства,

— в Камеруне, Коста-Рике, Кот-д'Ивуаре, Сенегале, Тунисе, Франции парламентарии могут увеличивать или уменьшать бюд­жетные расходы, но только в том случае, если они одновременно предлагают компенсационные меры для соблюдения принципа бюджетного равновесия;

— в Австралии, Ирландии, Сирии парламентарии не могу г вно-

________ Глава 21. Основы бюджетного права и процесса _____ 427

сить никаких изменений в проект бюджета, представленный прави­тельством

Следующей особенностью прохождения проекта бюджета в пар­ламенте является ограничение роли верхней палаты парламента на второй стадии бюджетного процесса.

Согласно ст. ПО Основного закона ФРГ проект бюджета пере­дается одновременно в обе палаты германского парламента. Бун­десрат выносит свое решение по проекту бюджета в шестинедель­ный срок, а в случаях внесения предложений в проект бюджета — в трехнедельный срок. Предложения Бундесрата рассматриваются Бундестагом. В случае разногласий создается согласительная ко­миссия. Далее проект бюджета вновь направляется в Бундесрат по­сле его одобрения Бундестагом в третьем чтении. В случае сохране­ния разногласий согласительная комиссия призвана разработать компромиссное решение. Если Бундесрат заявляет протест по под­готовленному согласительной комиссией проекту бюджета, Бундес­таг может отклонить протест Бундесрата своим голосованием.

Конституционный закон от 22 февраля 1996г. №96-138 внес изменения в ст. 39 Конституции Франции, согласно которым про­екты законов о финансах сначала вносятся в Национальное собра­ние. Проект бюджета направляется в Сенат после его рассмотрения Национальным собранием. В 15-дневный срок Сенат рассматривает представленный проект бюджета и вносит в него свои изменения. В случае разногласий между палатами парламента Конституция Франции в ст. 45 предусматривает возможность созыва смешанной паритетной комиссии для выработки единого решения. Поправки к разработанному данной комиссией тексту без согласия Правитель­ства не допускаются.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.