КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Т. Зелдин 3 страница
165 См.: Гальперин Г.Б., Королев А.И. Методологические и теоретические вопросы науки истории государства и права СССР. - С. 49-57. Проблема соотношения исторического и логического в плане разграничения истории политико-правовых учений и общей теории государства и права удачно раскрывается в работах: Пуковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. - С. 91-101; Историческое и логическое в познании государства и права / А.И. Королев, Д.И. Луковская, Л.С. Явич и др.; Под. ред. А.И. Королева. - Л., 1988. - С. 13-25.
«Изучение возникновения и развития различных типов и форм государства и права, находящихся на определенной ступени исторического развития, в условиях исторически определенного места и времени проводится на основе исторического способа познания, исследование же сущности государственных систем, структур, структурных элементов и правовых институтов осуществляется логическим путем...»166. Вряд ли есть необходимость продолжать перечень имеющихся точек зрения. При всех достоинствах приведенных позиций хорошо видны расхождения (иногда резкие) между ними, односторонность и неполнота особенно применительно к определению предмета историко-правового познания в целом. Думается, недостатки имеющихся в литературе точек зрения на предмет обсуждения проявляются в обобщенном виде в следующем: 1) в тех случаях, когда за историко-правовой наукой признается задача выявление закономерностей, остаются неясными и не даны унифицированных ответов на вопросы, (а) какие именно закономерности она должна изучать, (6) как она их должна сформулировать, оставаясь эмпирической наукой, поскольку теоретический уровень или компонент недооценивается и не выделяется ввиду недостаточно ясного понимания соотношения исторического и логического, конкретного и абстрактного в историко-правовом познании; 2) не учитываются (скорее всего, молчаливо отрицаются) некоторые из основных задач и функций, в особенности прогностическая функция исторического познания права; 3) не берется в расчет сложный, многоуровневый характер отражения историко-правовой реальности, обусловленный природой самого объекта познания, включающего и познающего субъекта. Выявленные таким образом наиболее уязвимые места в приведенных позициях в то же время станут ориентиром, ключевыми пунктами в дальнейших суждениях при ответе на вопрос о том, что в своем объекте (историко-правовой реальности) изучает историко-правовое познание, иначе говоря, каков его предмет.
Представляется, что определение предмета историко-правового познания должно учитывать ряд требований. В качестве главных можно выделить следующие. Прежде всего, оно должно исходить из приведенного в первой главе настоящего раздела соотношения объекта и предмета научного познания. При этом следует особо обратить внимание на природу объекта познания, ибо сложность последнего непременно оставляет отпечаток на предмете познания. Во-вторых, в предмете познания находят свое отражение специфика целей, задач и функции, структура, а равно и уровни (как эмпирического, так и теоретического - собственно теоретического и метатеоретического) познания. В предмете историко-правового познания в снятом виде представлены основные задачи как эмпирического, так и теоретического уровней познания, ибо только с реализацией специфических задач теоретического познания конкретной области научного знания связана в конечном счете реализация ее предметных задач167. В-третьих, определение предмета любой отрасли научного познания «должно быть открытым, учитывающим перспективы ее развития, т.е. оно призвано не просто фиксировать то, что уже изучено, но и указывать вероятные направления исследования. Поэтому любое определение предмета науки носит приблизительный характер и должно оставаться таковым, поскольку круг вопросов, которые она изучает, изменяется»168. Действительно, указанное обстоятельство особенно отчетливо проявляется в определении предмета историко-правового познания и при этом его необходимо обязательно учесть. Поскольку историко-правовое познание представляет собой структурно сложный комплекс, многоуровневое, интегративное образование, включающее в себя систему отдельных историко-правовых (исторических и историко-теоретических) научных дисциплин с присущими им предметными особенностями и различные уровни историко-правовых знаний, которые являются срезами предмета историко-правового познания, постольку резонно говорить о многосторонности предмета историко-правового познания, и соответственно следует сформулировать обобщенную характеристику предмета историко-правового познания, которая наряду с главными системно-структурными характеристиками объекта познания будет содержать в себе в снятом, имплицитном (неявном) виде дефиниции отдельных историко-правовых дисциплин (ведь в предметных задачах последних как подсистемы предмета историко-правового познания имеются много точек пересечения), но в то же время должна элиминироваться от специфических особенностей предметной области той или иной историко-правовой науки.
Подобный подход к пониманию предмета историко-правового познания представляется плодотворным главным образом потому, что, раскрывая познавательный потенциал и ценность синтезирующей способности самого историко-правового познания как интегративного образования, создает фундамент для координации усилий ученых, занимающихся историческими исследованиями права в различных его ракурсах, обеспечивает процесс интеграции в данной области научных знаний и _______________________________ 166 Гальперин Г.Б., Королев А.И. Методологические и теоретические вопросы науки истории государства и права СССР. - С. 56.
167 См.: Козин Н.Г. Познание и историческая наука (Эмпирический и теоретический уровни знания и познания и историческая наука). - С. 73. 168 Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. - 2-е изд. – М. 1982. – С.178. способствует созданию целостной картины исследуемой реальности, иначе говоря, специальной научной картины мира. При этом под словом «мир» понимается не мир в целом, а мир каждой отдельно взятой науки, т.е. тот фрагмент или аспект целостного мира, который изучается в данной науке ее методами170. Очерченный подход позволяет также преодолеть приведенные недостатки, существующие в литературе по обсуждаемой проблеме. В самом деле, историческое изучение права на первый взгляд оказывается вполне достаточным для раскрытия ретроспективы правового развития общества. Ведь история права - это реальная жизнь права в конкретных формах ее проявления в разные периоды, у разных народов, в различных регионах. Использование исторического метода предполагает представление правовой истории как последовательного, хронологически точного воспроизведения совокупности тех явлений, фактов, которые попадают в разряд феноменов права, где имеют место и случайное, и необходимое, и индивидуальное, уникальное и общее, неповторяющееся и повторяющееся171. Несомненно, целью такого рода исторического исследования прежде всего является описание реальной цепи событий. Однако простое описание - «летописание», «копирование» реального процесса не является задачей историка права как ученого, даже если это будет описанием такого «среза» жизни социума, как правовая жизнь. Подобная история может быть продуктом любопытства, строгого соблюдение принципа «история ради истории». Как считал М.Блок, историческая наука как наука достойного умственного усилия возможна лишь в той мере, в какой она сулит нам вместо простого, почти безграничного перечисления явлений и событий дать их некую разумную классификацию и сделать более понятными. Здесь, как и в любой области научного познания, необходимы отбор материала, определение различий между существенным и несущественным. Но и этого недостаточно для научного занятия историей.
Изучение историко-правовой реальности имеет целью, прежде всего, глубже понять современные реалии права. Концентрируя внимание на изучении в настоящем минувших правовых явлений, мы тем самым относимся к нему как к познавательному ключу к настоящему и основанию для прогнозирования основных тенденций развития этих явлений в будущем. Производство истинного знания путем восстановления и реконструкции историко-правового процесса и создание картины исторической правовой жизни общества - основная, конституирующая функция - познавательная функция историко-правового познания. Продукты историко-правового познания - достоверные историко-правовые знания являются фундаментом, на котором зиждется правовая наука и практика. В указанном смысле весь потенциал историко-правового познания состоит, на мой взгляд, в следующем: а) оно помогает лучше понять, во-первых, историческое предназначение уникального феномена права, его место в системе социальных норм и в структуре духовно-культурных ценностей общества; во-вторых, историческую необходимость выполняемых им функций; б) играет немаловажную роль в создании целостно-системной картины правового бытия, иными словами, правовой картины мира; в) изучая историческое развитие правовой системы, того или иного правового явления, мы в современных условиях сможем предпринять меры по их совершенствованию. Одно из важнейших достоинств исторического познания, несомненно, заключается в том, что оно, интерпретируя накопленный ею фактический материал, отражающий объективный опыт прошлого, способствует извлечению из него уроков, полезных для настоящего. В число задач историко-правового познания входит анализ и обработка историко-правовых материалов для последующего использования их в теоретико-познавательных и практических целях. В этом плане оно выполняет функции историко-правового опыта. Полезность изучения прошлого для современной правовой системы заключается в том, что оно способно сделать достоянием настоящего всесторонне осмысленный опыт прошлого и внести свой вклад в выработку проблем усовершенствования правовой системы общества. Видимо, по этой причине необходимость более широкого изучения истории права связывалась с целью лучшего уяснения «прогресса __________________________________ 169 Это выражение заимствовано мной из: Опепин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. - 1989. -№ 10. - С. 9. 170 См.: Там же. 171 Возведение в абсолют того или другого было характерным всегда. В литературе верно отмечается (правда, по другому поводу), что в истории исторической мысли известно, что для просветителей характерным было убеждение в господстве в истории общего, повторяющегося, а для романтической историографии и неокантианской философии истории - индивидуального. «На деле каждый из этих вариантов содержал истину и заблуждение одновременно, ибо общее, как и индивидуальное, суть фундаментальные свойства явлений и процессов общественной жизни, и адекватно их можно понять только в единстве того и другого» (Смоленский Н.И. Проблемы теоретического плюрализма // Проблемы исторического познания. -М., 1999. - С. 44). В этой связи совершенно прав А. Гуревич, когда он пишет: «История - наука об индивидуальном и об общем, которое обнаруживает себя только в индивидуальном и через посредство его (курсив мой. - М.Д)» (Гуревич А.Я. От истории ментальностей к историческому синтезу // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». - С. 25).
в юридической области»172. Поучительными на этот счет являются следующие слова основоположника азербайджанской научной историографии А.К. Бакиханова: «Жить настоящим, не ведая прошедшего, значит войти в пустыню без пути и блуждать в ней без цели. Опасность неизбежна; если каждый человек из опытов кратковременной жизни своей получает пользу, то в какой же степени надлежит ожидать оной от Истории, которая основана на опытах жизни целого человечества»173. Эти слова можно смело отнести и к правовой сфере жизни общества, где для изучения ее современности значение историко-правового опыта огромно. Ведь историко-правовой опыт как самостоятельная разновидность социально-исторической практики, где накапливается социально полезный правовой опыт, выступает также как критерий истины, на базе которого могут быть проверены не только теоретические гипотезы, но и практические решения, имеет также немаловажное значение для выбора путей развития174. Поскольку мир ценностей, в частности и аксиосфера права, как и вся социальная реальность, культура, историчен, в его анализе необходимо применение генетико-исторического подхода, который предполагает изучение происхождения ценностного отношения в реальном процесса развития мировой культуры, и в частности мировой правовой культуры175. Сказанное позволяет выделить аксиологическую функцию историко-правового познания. В этой связи нельзя не согласиться с высказанным в литературе предложением о том, что наука должна изучать свой объект как объект материальных и социальных потребностей людей, выявить значимость объектов материальных и социальных потребностей для жизнедеятельности общества, общественных групп, индивидов, установить способность этих объектов удовлетворять такие потребности. Именно подобный подход позволит видение объекта познания в ценностном измерении176. Другая из социально значимых функций его - функция социально-правовой памяти. Историко-правовое познание направлено на воспроизводство и устранение дефицита историко-правовой информации в социокультурной системе. История права -это коллективная социально-правовая память современного поколения о минувшей правовой реальности, которая позволяет лучше ориентироваться не только в современном состоянии правовых явлений, но и в их развитии на перспективу. Она служит местом накопления, хранения и передачи социально значимой правовой информации. В указанном смысле истбрико-правовой опыт особое значение имеет при формировании правосознания и правовой культуры в обществе, что соответствует воспитательной функции социально-правовой памяти историко-правового познания. Еще одна функция историко-правового познания - прогностическая функция. Здесь уместно упомянуть следующие слова Б.А. Успенского: «Исторический опыт - то или иное осмысление прошлого - естественным образом оказывает влияние на будущий ход истории: в самом деле, исходя именно из подобных представлений, из подобного опыта, социум как коллективная личность строит программу будущего, планирует свое дальнейшее поведение»177. Однако прогнозирование дальнейшего развития объекта познания возможно на основе выявленных историко-правовых закономерностей. Проблематичность исторического прогнозирования, зачастую отрицание его возможности, по-видимому, вызваны трудностью выявления самих этих закономерностей. (Другое дело ограниченность возможности предсказания). Более того, прогностическая деятельность, осуществляемая в рамках историко-правового познания, «может быть представлена как выход за рамки описания и объяснения, осуществляемый при помощи теоретических конструкторов априорно-гипотетического характера»178, что не по силу традиционным историко-правовым наукам. Собственно говоря, последние познанием будущего179 _____________________________ 172 Щеглов ВТ. Указ. соч. - С. 32. 173 Бакиханов А.К. Гюлистан-и Ирам. - Баку, 1991. - С. 9. 174 Подробнее об этом см.: Дамирли М.А. Историко-правовой опыт и современность // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности. Труды Калининградского юридического института МВД России, - Вып. VII. - Калининград» 2001. - С. 178-184. 175 См.: Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб., 1997. - С. 59. 176 См.: Мамут Я.С. Государство в ценностном измерении. - С. 2. 177 Успенский Б.А. История и семиотика // Избранные труды. - Т.1. - Семиотика истории. Семиотика культуры. - 2-е изд. - М., 1996. - С. 19. 178 Поправка Н.В. Прогностические возможности социально-исторического знания (методологический аспект) // Автореф. дис.... канд. филос. наук. - Томск, 1990.-С 8. 179 Рассмотрение будущего в рамках историко-правового познания обусловлено целостным познанием объекта, которое проявляется в том, что охватывает все временные измерения компонентов развития объекта, т.е. не только прошлого и не только настоящего, но и будущего. Говоря о познании будущего, следует отметить, что его сходная черта с познанием прошлого, минувшей реальности состоит в том, что в обоих случаях объект отсутствует в настоящем. Различие между ними заключается в том, что прошлое как объективная реальность существовало и существует в настоящем в снятом виде. Будущего еще не было, отсутствует оно и в настоящем. Но как временное измерение объективной реальности, как становящаяся реальность, оно существует в настоящем в виде предпосылок, зачатков, возможностей, тенденций развития, в которых намечаются
непосредственно не занимаются180, в силу чего возникает потребность в выходе на иной уровень. Занимаясь изучением и восстановлением фактических сторон историко-правовой реальности, историк должен пытаться понять и объяснить, выявить закономерности его развития. Как верно замечено в литературе, «историческая наука, если она действительная наука, не может ограничиться простым описанием фактов прошлого, вроде „это было в таком-то году", а ставит задачу выявления исторических закономерностей»181. Таким образом, выявление закономерностей возникновения и развития правовых явлений - это основная и конечная предметная задача историко-правового познания как научного предприятия. Поэтому отказ от поисков этих закономерностей ведет к антинаучному взгляду на изучаемые явления и, следовательно, к отказу видеть в истории права науку, как это делает, например, И.Л. Честнов. В частности, он предлагает отказаться от поисков собственной природы, бытия, истории, логики права, отличающихся от соответствующих атрибутов социальной реальности, считая это бесперспективным182. А в другой работе автор приходит к выводу, что «государство и право не имеют собственных (несоциалъ-ных) закономерностей возникновения, развития и функционирования. Все это - социальные закономерности, характерные для общества как целого» 183. Но эти выводы не согласуются с другими и, между прочим, правильными суждениями автора. Во-первых, нет сомнение в том, что государство и право - социальные феномены; они подчиняются общесоциальным закономерностям и тесно переплетены с другими социальными явлениями. Однако это не означает, что право не имеет собственных закономерностей и тем самым растворяется в политических, экономических, религиозных и прочих институтах и процессах до неузнаваемости. Такое состояние исторически предшествовало развитию правовых систем цивилизации, но в развитом праве, т.е. в его зрелом состоянии, подобное не наблюдается. Это обстоятельство отмечал еще Г. Мэн более ста лет назад в работе «Апаеп(1а\у» (1861), что не ускользнуло от внимания Г. Бермана185. Во-вторых, справедливости ради следует признать правильность суждений автора о соотношении права и общества как «соотношения особого и общего, при котором общее включает в себя (скорее - обусловливает) существенные характеристики особенного. Право следует отграничивать не от общего, а от другого особенного - политики, экономики и т.п.»186. Если это так (что не может вызывать сомнений), то напрашивающиеся в этом случае вопросы, как отграничить одно особенное (социальное явление) от другого, не имеющего собственных особенных закономерностей, и вообще, в чем же проявляется это особенное, остаются без ответа. Конечно, я не думаю, что здесь особенное - это нечто несоциальное. Наоборот, социальность является общей характеристикой, присущей всем социальным явлениям, как явлениям одного класса; «социальное» (понимаемое в предельно широком смысле слова, как равнозначное понятию «общественное»), значит и социальные (общесоциологические) закономерности, есть общее для всех социальных явлений. Однако общее не существует само по себе, в «чистом» виде, проявляется в особенном, существует в нем и через него. «Но общее не существует вне и помимо отдельного, оно преломляется через индивидуальное, „живет" в нем»187. Особенное же всегда имеет и единичные и общие свойства. Именно в этом последнем смысле правомерно говорить, что закономерности права - это социальные закономерности, что «оно не имеет собственной истории, отдельной от истории социальной»188. В то же время особенное, выступая проявлением общего и оставаясь в рамках общего (в пределах одного класса), отличается от другого особенного, что возможно при наличии специфичности. В этом смысле постулируемый автором тезис о том, что «право следует отграничивать не от общего, а от другого особенного» не исключает, а, наоборот, предполагает особенную характеристику, отличающую одно явление (например, право) от другого (например, от экономики) в пределах одного класса. Вот что писал ___________________________ контуры формирующегося нового. Именно этот последний момент и является объективной основой формирования образа будущего, прогнозирования (см.: Коршунов А.М. Диалектика субъекта и объекта в познании. - С. 126-128). 180 Однако результаты здесь проводимых исследований, выступая источником предвидения, имеют для него большое значение (см.: Скворцов Л.В. Время и необходимость в истории. - М., 1974. - С. 41). 181 Ушаков А.А. К вопросу о предмете, задачах и структуре курса истории государства и права. - С. 209. 182 См.: Честнов Л.И. Право как диалог: к формированию новой онтологии правовой реальности. - С. 15. 183 Честнов Л.И. Онтологический статус юриспруденции в современном мире. - С. 9. Поскольку данную проблему (наличие специфических правовых закономерностей) мы затрагивали в предыдущем параграфе при изложении вопроса об онтологическом измерении объекта историко-правового познания, взгляды И.Л. Честнова представляют интерес с другой точки зрения, а именно, для выявления некоторых особенностей предмета историко-правового познания. 184 См.: Там же. - С. 10; Честнов И.Л. Общество и юриспруденция на исходе второго тысячелетия.- С. 6-7. 185 Об этом см.: Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. - С. 88, 546-547. 186 Честнов Л.И. Право как диалог: к формированию новой онтологии правовой реальности. - С. 15. 187 Яуковская Д.И. О предмете науки истории политических и правовых учений. - С. 46. 188 Денисов Ю.А., Спиридонов Л.И. Указ. соч. - С. 11. об этом учитель и соратник И.Л. Честнова, Л.И. Спиридонов: «С точки зрения марксизма, право обладает объективным существованием. Законы его возникновения и развития выступают, разумеется, как проявление всеобщих законов развития вселенной, а стало быть, и законов марксистско-ленинской философии. Но это проявление всеобщего осуществляется в форме особенного. Объективность особенного и составляет ту основу, которая позволяет охарактеризовать законы развития правовых явлений, с одной стороны, как свободные от воздействия диалектики мышления, а с другой - как относительно независимые от объективной диалектики мира. Иначе бесспорный тезис „право -относительно самостоятельное общественное явление" будет лишен всякого смысла (курсив мой. - М.Д.)»189. Стало быть, есть смысл поисков кроме общих, и собственных закономерностей развития права190, значит и говорить о самостоятельном предмете научного изучения, ибо «наличие специфических закономерностей права как раз и выступает объективной основой для выделения правоведения в самостоятельную науку в системе всего обществоведения»191. Далее. Поскольку возникновение и развитие права есть многофакторный продукт различных социальных процессов (взаимодействий, изменений, движения) под влиянием экономических, политических, культурных и других социальных факторов, постольку правоведение изучает взаимосвязи права с другими социальными явлениями, закономерности «стыковых» областей права (выявленные при этом закономерности могут быть названы закономерности-взаимосвязи, если в специальных терминах - когерентные 192 закономерности). Однако при этом правоведение не занимается изучением закономерностей собственных предметов других социальных наук. Социальные явления и процессы (кроме собственно правовых) изучаются правоведением лишь в той мере, в какой раскрываются взаимосвязи права с ними. Несомненно, В. Селиванов прав, когда рассматривает указанные закономерности как непосредственный предмет правоведения. В то же время не могу с ним согласиться в том, что взаимосвязи права с другими социальными явлениями должны рассматриваться лишь как элемент системы внутренних закономерностей права193. Это противоречит системному подходу. В этой связи предпочтительным представляется мнение П. Рабиновича, трактующего их как внешние закономерности права194. Право - социальное явление, зародившееся и функционирующее в социуме, иными словами, в рамках действия закономерностей развития социального целого. Поскольку право подчиняется общим объективным закономерностям развития соци-аЛьной реальности, постольку его полное, всестороннее изучение невозможно без знания и изучения этих закономерностей, значит и в предмет историко-правового познания входит изучение, помимо специфических закономерностей, также и общих закономерностей социальной реальности, определяющих генезис правовых явлений. Однако здесь напрашивается одно уточнение: если изучение общих закономерностей социальной реальности, определяющих генезис правовых явлений, входит в предмет историко-правового познания, да и вообще правоведения, тогда чем же они отличаются в этой части от социологии, в непосредственную задачу которой входит именно изучение общих закономерностей социальной реальности? Безусловно, познание основных закономерностей права предполагает, прежде всего, знание общих закономерностей развития общества, которые находят свое выражение в категориях общей социологии и других социальных наук этого класса и могут быть использованы правоведением195. Однако подчас выводы и достижения этих социальных наук оказываются недостаточными для понимания исторического предназначения феномена права и необходимости выполняемых им функций в социальном пространстве, его роли в достижении общей цели, т.е. в обеспечении целостности социальной системы, для определения социально-культурных предпосылок и результатов возникновения и развития правовых явлений, его места в системе социальных норм и в структуре духовно-культурных ценностей общества и, соответственно, возникает необходимость в особом ракурсе рассмотрения. В последнее время часто слышим: отдельные подсистемы общества (в том числе права) нельзя объяснить из самих себя. Да, это верно. Но только _______________________________ 189 Спиридонов Л.И. Социальное развитие и право. - С. 38-39. 190 Наиболее всесторонний анализ специфических закономерностей правовых явлений осуществлен П.М. Рабиновичем. В центре его внимания стали такие важные аспекты проблемы, как раскрытие и обоснование своеобразия социального детерминизма в правовой сфере; установление содержания и форм проявления означенных закономерностей; выяснение их связи и соотношения с другими законами общества; их классификация и выявление взаимозависимости; анализ условия и механизма действия закономерностей и т.д. (см.: Рабинович П.М. Упрочение законности - закономерность социализма. - С. 9-66. Также см.: Дробязко С.Г. Право как система и его закономерности // Право и демократия: Сб. научн. тр. - Вып. 10 / Бел. гос. ун-т; Редкол.: В.Н. Бибило (гл. ред.) - Минск, 1999. - С. 3-16; Овчинников С.Н. Закономерности развития и функционирования права // Автореф. дис.... канд. юрид. наук. - Л., 1979). 191 Рабтович П.М. Основи загальної теорії права та держави. - К., 1994. -С. 155. 192 От лат. соЬаегеге - быть связанным. 193 См.: Селиванов В. Проблема методолопчної обгрунтованості вітчизняного правознавства та юридичної практики // Право України. - 1999. - № 1. - С.22. 194 Рабинович П.М. Упрочение законности – закономерность социализма. – С. 37. требуется одно дополнение: их нельзя объяснить из самих себя полностью и всестороннее. Кроме того, забывается, что конкретно взятая система в иерархии системных строений одновременно является и частью, и целым. Сторонники подобного холизма, защищающие приоритет целого над частями и существование эмерджентных свойств целого, считающие определяющим и творческим началом в эволюции именно целое, подчас забывают важный вывод теории систем и синергетики о том, что между частями и целым существует диалектическое взаимодействие: «Во-первых, эмерджентные свойства системы как целого возникают в результате взаимодействия составляющих его частей. С изменением характера такого взаимодействия частей изменяются и свойства системы. Во-вторых, вновь возникшая система (в данном случае вернее говорить о новом качестве системы. - М.Д.) оказывает обратное воздействие на свои части, заставляя их функционировать для достижения общей цели всей системы... Поэтому их не следует противопоставлять друг другу, а нужно учитывать их взаимосвязь и единство (курсив мой. - М.Д.)»196. Таким образом, не трудно отсюда сделать вывод, что системный подход позволяет исследовать систему (права) не только как систему элементов, но и как элемент другой, более широкой системы (метасистемы - общества), где она выступает уже не сама по себе и не только в многочисленных связях и опосредованиях, но и под воздействием целого.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |