КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Р.Х. ТоуниК. Ясперс
Место, статус и роль истории права как научной дисциплины в структуре историко-правового познания обусловлены прежде всего ее объектом, который охватывает основную часть объекта историко-правового познания - всю историко-правовую реальность, за исключением познания самой этой реальности. Причем в объект истории права входят не отдельные элементы или фрагменты историко-правовой реальности, а вся историко-правовая реальность, как совокупность всех без исключения правовых явлений. Комплексность и синтетичность истории права, предполагающей изучение историко-правовой реальности во всем ее разнообразии, состоит еще и в том, что если современность правовой реальности изучается отдельными многочисленными правовыми науками, то история права исследует исторические реалии всех отраслей права. Стало быть, история права есть научная дисциплина, постигающая всю правовую онтологию социума в ее историческом срезе. Подобный широкий охват поля правовых явлений еще раз подтверждает, что в действительности история права - самый вместительный исторический раздел современного правоведения14. Соответственно правомерен вывод о том, что именно история права как наука, как важнейшее, центральное звено составляет ядро всей системы историко-правового познания. Как мы видим, если насчет того, что таковым для всей системы правовых наук считать историю права15 может быть колебания, то вывод о том, что история права составляет ядро всей системы историко-правового познания, сомнений не вызывает.
3.2.1. Предметные особенности истории права как науки
Историк приходит в подвал не потому, что любит пыль, а для того, чтобы оценить прочность здания и потому, что для определения характера трещин он должен знать, каково качество фундамента.
Чтобы не повторять выводы и основные положения характеристики предмета историко-правового познания, изложенные на предыдущих страницах работы, мы могли бы рассмотреть сразу те особенности, которые определяют предметную самобытность истории права как науки. Однако здесь требуются некоторые предварительные пояснения относительно специфических особенностей ее структуры, в рамках которой представляется возможным выполнение указанной задачи. Прежде всего, следует отметить, что сама история права традиционно подразделяется на отдельные дисциплины по социально-пространственному признаку (географические, политические, этнокультурные деления), точнее по широте изучения объекта по данному признаку: история права мира в целом (всемирная или всеобщая история права), различные региональные истории права (например, история права Европы), история права отдельных стран, государств и народов (национальная или отечественная история права). Здесь налицо выделение всемирно-исторического, регионально-исторического и локально-исторического в истории права. ___________________________ 14 См.: Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. - С. 3. 15 В частности, так поступает В.В. Лазарев, когда он именно историю права ставит в центр всей системы юридических наук (см.: Лазарев В.В. О значении курса истории политических учений // Политические и правовые учения: проблемы исследования и преподавания. - М., 1978. - С. 79). В самом деле, в чем заключается специфика каждого из них, если не в пространственно-географическом измерении? Вообще, возможна ли всемирная история права в традиционно понимаемом смысле, т.е. как эмпирическая наука? Дело в том, что как бы ни называть ее, - всемирная, или всеобщая история права, - эта наука сегодня представляет собой конгломерат, или совокупность историй права отдельных стран. Это так и на исследовательском уровне, и на уровне учебников. Данное положение никем не может быть оспорено. Идеала подобной истории нельзя достичь на огромном пространстве. В этой связи вполне обоснованным представляется замечание Б. Лепти, что «все препятствует успеху этого кумулятивного проекта: изоляция правовых ученых, которые проводят свои исследования индивидуально; эволюция проблематики по мере разработки исследовательских тем; отсутствие рефлексии о значении (меняющемся от монографии к монографии) принимаемых границ объекта исследования и, следовательно, о способе его сочленения с другими объектами иного масштабе. Уповать на то, что таким образом - суммируя частные констатации - возможно подступиться к общему рассмотрению предмета, значит спутать россыпь фрагментов головоломки с контурами рисунки, который головоломка воспроизводит и который фрагменты как раз и призваны скрыть... Подход к целостной истории через географическое разложение исторического универсума наталкивается на методологические трудности, и дело идет к повторению монографических описаний...»16. Результатом подобных построений на практике является не всеобщая история, а скорее «сочленение нескольких локальных историй, среди которых (и между которыми) пустоты гораздо более многочисленны, чем заполненные места» (К. Леви-Строс). Построение всемирной истории права, несомненно, предполагает создание научной картины становления и развития права в мировом масштабе, что возможно, пожалуй, путем выявления закономерностей становления и развития права в том же масштабе. Эта задача неосуществима в условиях простого суммарного сложения историй права отдельных стран. Собственно говоря, суть дела при этом не меняется и результатом подобного построения не является новое знание и, следовательно, всемирная история права как наука с традиционным эпистемологическим статусом - как эмпирическая наука - не может иметь права на существование (мы еще вернемся к этому вопросу в следующем, специально посвященном ему параграфе). Важно также отметить, что сказанное может быть полностью отнесено и к региональной истории права. Следовательно, здесь логичен вывод также о том, что история права как таковая возможна в форме локальной истории, т.е. изучает локально-историческое, что различие между первыми (всемирная и региональная истории права) и последней не чисто географическо-пространственное, линия разграничения между ними проходит в основном по уровню обобщенности. Далее. Поскольку выявление закономерностей является одним из основных критериев научности, и история права представляет собой не просто сугубо эмпирическую науку и не ограничивается выявлением и связным описанием фактов, частными обобщениями эмпирически данного материала (хотя и это одна из ее важных задач), постольку резонно утверждение, что она изучает локальные закономерности (а не конкретные закономерности, как это определяется традиционно - закономерности по своей природе конкретными не бывают) становления и развития права, т.е. дает обобщенное знание лишь в рамках конкретного пространства ограниченного определенными географическо-пространственными измерениями. Что касается выделения истории права отдельной страны (или национальной истории права) в самостоятельную дисциплину, то это, безусловно, покоится на признании специфических закономерностей становления и развития права в данной стране17. Важно заметить, что существует множество таких дисциплин, которые сами по себе важны для каждого народа, государства. Значит сколько народов, государств - столько и национальных историй права. Однако эти дисциплины, явившиеся результатом расчленения главным образом по социально-пространственному признаку, различаются друг от друга именно по этому измерению, а в научно-когнитивном отношении в плане определения предмета они в целом принципиальных отличий не имеют, т.е. невозможно разграничить их по предмету (разве что только с указанием названия конкретного государства, народа) и способу познания. Более того, опыт существования и ухода со сцены такой «самостоятельной» науки как история государства и права СССР показывает, что пространственно-географический критерий не может быть основой для построения отдельной ис-торико-правовой науки (хотя в зависимости от цели преподавания возможность подобного построения учебных дисциплин не исключается). Нетрудно отсюда сделать вывод, что научные дисциплины, традиционно выделяемые по пространственному признаку, есть не что иное, как формы существования истории права как таковой.
______________________________ 16 Лепти Б. Общество как единое целое // Одиссей. Человек в истории. 1996. - М., 1996. - С. 149-150. 17 См.: Ушаков АЛ. К вопросу о предмете, задачах и структуре курсаистории государства и права. - С. 217.
Поскольку историко-правовой процесс разворачивается не только во времени, но и «стягивается», «живет» в пространстве, причем в конкретном, постольку в предметную характеристику истории права резонно включить изучение объекта в конкретном пространственно-временном измерении. При определении предмета указанных дисциплин в рамках науки истории права по пространственному признаку, как уже отмечалось, достаточно будет указания на конкретную пространственную единицу. Другая классификация знаний в рамках истории права как науки предполагает деление ее на истории отдельных отраслей права. Истории историко-правовой науки известны случаи, когда предлагалось изучение истории отдельных отраслей права как самостоятельных отраслей историко-правовой науки18. Выражая принципиальное несогласие с данным предложением, отмечу, что и в этом случае мы будем иметь дело не с отдельными исто-рико-правовыми науками, так же как в случае классификации истории права по принципу членения изучаемого процесса на отдельные эпохи - истории права отдельных эпох (история права первобытного общества, древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени). Следовательно, история национального права, история отдельных отраслей права и история права отдельных эпох - это формы существования, бытования истории права как науки. Суммируя изложенное, можно констатировать, что предметом истории права как науки, как важнейшего, центрального звена историко-правового познания являются закономерности историко-правовых явлений в их последовательном временном развертывании, в конкретных пространственных измерениях. Соответственно, история права - это наука о правовой жизни социума, о живой историко-правовой реалии во всем ее многообразии, о закономерностях историко-правового процесса — возникновения и развития права в последовательном временном развертывании, в конкретных пространственных измерениях. Однако очерченное видение предмета истории права как науки не может считаться исчерпывающим без предметного разграничения ее со смежными сферами правовой науки, которые также имеют дело с историческим изучением права и от которых история права должна быть отграничена. Это представляется особенно важным в условиях обогащения содержания историко-правовых знаний по мере применения различного рода подходов. Если читатель помнит, одним из таковых, которому придается особое значение в рамках настоящего исследования, является историко-антропологический подход. В этой связи уже говорилось о взаимосвязи истории права с правовой антропологией. Несмотря на обстоятельно очерченную тесную взаимосвязь истории права и правовой антропологии, они имеют принципиальные отличия, которые, на мой взгляд, обусловлены различием их предметного содержания и методологической ориентацией. Сначала рассмотрим наиболее важные отличия правовой антропологии от истории права по первому критерию. Во-первых, если история права, изучая историческое бытие права во всем многообразии, раскрывает закономерности развития правовой жизни общества с многообразием правовых культур, отображает и объясняет исторический ход правовой действительности в конкретных пространственно-временных измерениях, то правовая антропология ориентирована на изучение не столько уникальных и неповторимых событий правовой жизни людей, когда-либо происходивших в истории, сколько типичных и культурно обусловленных форм правового поведения. Она имеет цель «изучить на материале различных правовых систем единство и различие в различных культурах»19. Во-вторых, отличие истории права и правовой антропологии состоит в том, что если достоянием предмета первого является лишь то, что осталось в прошлом, то второго - также современные проблемы. Объекты правовой антропологии - право, правовые формы жизни людей в обществе прошлого и «примитивных» общностей, существующих в настоящем. Расхождение истории права и правовой антропологии наблюдается также в сфере методологии.
_____________________________ 18 Подобное предложение было выдвинуто, в частности, В.М. Курицыным и С.Л. Рониным. Они считали необходимым различение предмета истории государства и права в целом и предметов истории отдельных отраслей (см.: Советское государство и право. - 1961. - № 12. - С. 49). 19 Оборотов Ю. Юридическая антропология - новое измерение права // Юридический вестник. - Одесса, 2000. - № 1. - С 49. Небезынтересна точка зрения американского профессора Роберта Кар-нейро на указанный аспект соотношения истории и антропологии. Размышляя над этим вопросом, он дает очень интересную интерпретацию: «История и антропология: одни данные, два подхода». Так и называется его доклад, сделанный в рамках ежегодного собрания Ассоциации социальных наук и истории, состоявшегося в Вашингтоне 16-20 октября 1997 г. По мнению Р. Карнейро, и историк, и антрополог имеют дело с одними и теми же данными, и на основе единых данных они получают разного характера знания. Однако при этом он под историей фактически понимает традиционную эмпирическую историю, а теоретическое объяснение общих исторических закономерностей осмысливает лишь в рамках антропологии, что не может не вызвать возражений (см.: Время мира. Альманах современных исследований по теоретической истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций. - Вып. 1. - Новосибирск, 2000. - С. 279-280).
Во-первых, правовая антропология, наряду с применением общих методов, характерных и для истории права (например, сравнительный анализ), обладает собственным арсеналом конкретно-научных методов: полевое исследование, наблюдение, эксперимент, опрос, сазе зШсНез и др. Во-вторых, если в истории права преобладает диахронический подход с его установкой на изучение последовательно сменяющих друг друга историко-правовых фактов и явлений, то в правовой антропологии широко используется синхронический анализ, ориентированный на исследование одновременно происходящих и соотносящихся явлений правовой организации и культуры. Обнаружение «синхронного разреза», по мнению одного из классиков социальной антропологии К. Леви-Строса, является главной целью всякого антропологического изучения общества20. В-третъих, истбрик права чаще всего работает с письменными источниками, а антрополог права - с устными и невербальными источниками. В этом смысле последний «избирает предметом своего изучения речевой строй, жизненные навыки и формы представительства, которые каждое общество считает основополагающими для своего функционирования и воспроизводства»21. В-четвертых, правовая антропология имеет также собственный категориальный аппарат. Она оперирует такими категориями, как «правовые формы жизни людей», «модели правового поведения», «правовая аккультурация», «правовая декультурация», «идеальные типы» и т.д. Р1так, правовая антропология и история права являются самостоятельными научными дисциплинами, имеющими некоторые черты сходства и отличия. Антропологизация историко-правовых знаний ставит также другие проблемы, связанные с предметным разграничением истории права от других смежных научных дисциплин историко-правового цикла (истории правовой науки и истории правовой мысли), между которыми существует закономерная взаимосвязь. Данная связь наиболее зрима в отношении истории права с историей правовой мысли. Несомненно, история права при освещении явлений и процессов и в особенности при объяснении их причин непременно обращается к истории правовой мысли, прослеживает и воплощение в соответствующих правовых институтах правовых идей, а история правовой мысли, наоборот, изучает процессы воздействия правовой доктрины прошлого на историко-правовую действительность; они (история права и история правовой мысли), изучая прошлое, в ряде случаев оперируют одними и теми же источниками22. Однако это никоим образом не должно привести к их подмене. Как уже отмечалось ранее, введением антропологического элемента в корпус всего ис-торико-правового знания историко-правовая наука больше не может довольствоваться изучением главных достижений крупных фигур, оставляя при этом в стороне имплицитные аспекты правовой культуры, формы человеческого поведения. Для создания целостной картины изучаемой эпохи историко-правовые исследования, отвергая жесткое противопоставление народной и элитарной культуры, должны включить огромное поле потаенных ментальных установок23. Однако при этом в основном две традиционно выделяемые историко-правовые дисциплины: история права и история правовой мысли как бы сливаются воедино и, соответственно, возникают проблемы по определению границ их предметного поля. Однако рассмотрение вопроса предметного разграничения в указанной плоскости представляется логичным затронуть в той части работы, где будут уточнены предметные особенности истории правовой мысли.
____________________________ 20 Энциклопедический социологический словарь. - М., 1995. - С. 353. 21 См.: Рулан Я, Указ. соч. - С. 7-8. 22 См.: Лазарев В.В. О значении курса истории политических учений. - С. 79-80. 23 Поскольку значительная часть историко-правовой информации относится к правовым актам и институтам, то они составляют преимущественную часть предмета историко-правовых исследований. Тем не менее в него входят также явления и факты мышления и поведения, но другое дело, что в отличие от исследователя современности права историк права не имеет большей возможности изучения указанных аспектов. 3.2.2. Образ всеобщей (универсальной) истории права как науки24
Некогда всеобщая правовая наука деградирует, будучи ограниченной национально-государственными рамками. Границы научных исследований совпадают с политическими границами. Унизительная недостойная форма существования науки! Но только от нее самой зависит, перешагнуть ли через ограничения и вернуть себе навсегда утраченную всеобщность, которой та так долго обладала...
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |