Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 39. Регулирование оказания отдельных видов услуг




Последствия нарушения условий договоров об оказании отдельных видов услуг, если такие договоры по своему характеру не подпадают под действие настоящей главы, определяются <<законом>>. *39.1)

Комментарий к статье 39.


Глава IV.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ <<ЗАЩИТА>>
<<ПРАВ>> <<ПОТРЕБИТЕЛЕЙ>>

Статья 40. Государственный контроль и надзор за соблюдением
<<законов>> и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, регулирующих отношения в
области <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>>

 

1. Государственный контроль и надзор за соблюдением <<законов>> и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>> (далее государственный контроль и надзор в области <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>>), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>> (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>> и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. *40.1)

2. Государственный контроль и надзор в области <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>> предусматривают:

проведение мероприятий, связанных с контролем, - проверка соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований <<законов>> и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>>, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам);

выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений <<прав>> <<потребителей>>, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);

в установленном законодательством Российской Федерации порядке принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от <<потребителя>> или <<потребителей>> товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом <<потребителей>>;

направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении <<прав>> <<потребителей>> для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных <<законами>> и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации <<прав>> <<потребителей>>;

обращение в суд с заявлениями в <<защиту>> <<прав>> <<потребителей>>, <<законных>> интересов неопределенного круга <<потребителей>>, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных <<законами>> и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации <<прав>> <<потребителей>>.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>> (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>> и безопасности товаров (работ, услуг), могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>>.

4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в области <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>>, дает разъяснения по вопросам применения <<законов>> и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>>, а также утверждает положение о порядке рассмотрения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>> (его территориальными органами) дел о нарушении <<законов>> и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>>.
(Статья в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным <<законом>> от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 40.


Статья 41. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца,
уполномоченной организации или уполномоченного
индивидуального предпринимателя, импортера) по
предоставлению информации федеральным органам
исполнительной власти, уполномоченным на
проведение государственного контроля и надзора в
области <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>> (их
территориальным органам)

Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>> (его территориальных органов), а также иных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих функции по государственному контролю и надзору в области <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>> и безопасности товаров (работ, услуг), их должностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления указанными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами полномочий, установленных настоящим <<Законом>> (статья в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным <<законом>> от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

Комментарий к статье 41.

Статья 42. Полномочия федеральных органов исполнительной
власти (их территориальных органов), осуществляющих
контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)

(статья утратила силу с 9 января 2005 года -
Федеральный <<закон>> от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 42.

Статья 42_1. Полномочия высших исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в области <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>>

 

Высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и <<защите>> <<прав>> <<потребителей>> и в пределах своих полномочий принимает определенные меры (статья дополнительно включена с 9 января 2005 года Федеральным <<законом>> от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ). *42_1)

Статья 43. Ответственность за нарушение <<прав>> <<потребителей>>,
установленных <<законами>> и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации

 

За нарушение <<прав>> <<потребителей>>, установленных <<законами>> и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным <<законом>> от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).


Комментарий к статье 43.

Статья 44. Осуществление <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>> органами
местного самоуправления *44)

В целях <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>> на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

рассматривать жалобы <<потребителей>>, консультировать их по вопросам <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>>;

обращаться в суды в <<защиту>> <<прав>> <<потребителей>> (неопределенного круга <<потребителей>>).

При выявлении по жалобе <<потребителя>> товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества <<потребителей>> и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным <<законом>> от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 44.

Статья 45. <<Права>> общественных объединений <<потребителей>>
(их ассоциаций, союзов)

 

1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения <<потребителей>> (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

2. Общественные объединения <<потребителей>> (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов <<законов>> и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>>;

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

проверять соблюдение <<прав>> <<потребителей>> и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания <<потребителей>>, составлять акты о выявленных нарушениях <<прав>> <<потребителей>> и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе <<потребителей>> в проведении экспертиз по фактам нарушения <<прав>> <<потребителей>>;

распространять информацию о <<правах>> <<потребителей>> и о необходимых действиях по <<защите>> этих <<прав>>, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации <<прав>> и <<законных>> интересов <<потребителей>>. Публикуемые общественными объединениями <<потребителей>> (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих <<права>> <<потребителей>>, установленные <<законами>> и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих <<законам>> и иным регулирующим отношения в области <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>> нормативным правовым актам Российской Федерации;

обращаться в суды с заявлениями в <<защиту>> <<прав>> <<потребителей>> и <<законных>> интересов отдельных <<потребителей>> (группы <<потребителей>>, неопределенного круга <<потребителей>>).
(Статья в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным <<законом>> от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 45.

Статья 46. <<Защита>> <<прав>> и <<законных>> интересов неопределенного
круга <<потребителей>>

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>> (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>> и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения <<потребителей>> (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга <<потребителей>> и о прекращении этих действий.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения <<потребителей>> решение суда.

Вступившее в <<законную>> силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга <<потребителей>> обязательно для суда, рассматривающего иск <<потребителя>> о <<защите>> его <<прав>>, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением <<потребителей>> (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга <<потребителей>>, суд принимает решение о возмещении общественному объединению <<потребителей>> (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам). *46.4)
(Статья в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 года Федеральным <<законом>> от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Комментарий к статье 46


Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Дом Советов России
7 февраля 1992 года
N 2300-1

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


О введении в действие <<Закона>> Российской Федерации
"О <<защите>> <<прав>> <<потребителей>> "

Верховный совет Российской Федерации

постановляет:

1. Ввести в действие <<Закон>> Российской Федерации "О <<защите>> <<прав>> <<потребителей>> " со дня его опубликования.

2. Пункт 5 статьи 5 настоящего <<Закона>> ввести в действие с 1 мая 1992 года.

3. До 1 января 1993 года распространить действие пунктов 1 и 2 статьи 17, пунктов 1 и 2 статьи 18 настоящего <<Закона>> на государственные производственные и торговые предприятия.

До 1 января 1993 года сроки устранения недостатков товаров (работ, услуг), а также замены товаров торговыми предприятиями и предприятиями-изготовителями (исполнителями), основанными на иных формах собственности, устанавливать по соглашению с <<потребителями>>.

4. Правительству Российской Федерации:

а) в трехмесячный срок:

представить в Верховный Совет Российской Федерации предложения о приведении законодательных актов Российской Федерации в соответствие с <<Законом>> Российской Федерации "О <<защите>> <<прав>> <<потребителей>> ";

определить порядок поэтапного введения обязательной сертификации товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации в 1992 году, а также комплекс мер по предотвращению ввоза на территорию Российской Федерации товаров, не отвечающих требованиям по безопасности; *4.а.2)

обеспечить отмену ведомственных нормативных актов, в том числе инструкций, регулирующих отношения в области <<прав>> <<потребителей>>, и привести в соответствие с настоящим <<Законом>> правительственные нормативные акты;

б) в шестимесячный срок:

принять нормативные акты, предусмотренные пунктом 3 статьи 18, частью второй статьи 19, пунктом 1 статьи 23, частью второй статьи 24, статьями 25, 27;

подготовить предложения о порядке возмещения убытков, причиненных <<потребителям>> вследствие недостатков в товаре (работе, услуге), в случае несостоятельности (банкротства) предприятия (предпринимателя), а также недостаточности его имущества для удовлетворения требований <<потребителей>>;

совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур представить в Верховный Совет Российской Федерации план законопроектных работ по вопросам <<защиты>> <<прав>> <<потребителей>> с учетом мирового опыта.

5. <<Закон>> Российской Федерации "О <<защите>> <<прав>> <<потребителей>> " применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. По правоотношениям, возникшим до введения его в действие, настоящий <<Закон>> применяется к тем <<правам>> и обязанностям, которые возникают после введения его в действие.

6. Впредь до приведения законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации в соответствие с настоящим <<Законом>> действующее законодательство Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации применяется постольку, поскольку оно не противоречит настоящему <<Закону.

Председатель Верховного Совета
Российской Федерации
Р.И.Хасбулатов

Москва, Дом Советов России
7 февраля 1992 года
N 2300/1-1


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.