Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основания и порядок прекращения права собственности на земельный участок




Регулирование прекращения права собственности на земельный участок занимает особое место в земельном праве. Нормы о прекра­щении права собственности на землю основаны на общих положени­ях о владении, пользовании, распоряжении, гарантиях и защите права собственности. Правовые отношения в данном случае опираются на общие нормы конституционного и гражданского законодательства. Так, ст. 35 Конституции РФ установила, что право частной собствен­ности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего иму­щества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение иму­щества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Статьей же 209 ГК РФ определено, что собственник вправе по своему усмот­рению совершать в отношении принадлежащего ему имущества лю­бые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обреме­нять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Земельным кодексом РФ определена правовая специфика прекра­щения права собственности'. Прежде всего она связана с изъятием (выкупом) земельного участка для государственных и общественных нужд.

Основания прекра­щения права соб­ственности на зе­мельный участок

Право собственности на земельный участок прекращается на следующих основаниях2:

при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам;

при отказе собственника от права собст­венности на земельный участок;

в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Земельный кодекс следует общим основаниям прекращения права собственности, предусмотренным ст. 235 ГК РФ, согласно которой право собственности прекращается при: а) отчуждении собственником своего имущества другим лицам; б) отказе собственника от права соб­ственности; в) гибели или уничтожении имущества; г) при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.


Отчуждение собственником земельного участка осуществляется на основании сделки, когда собственник земельного участка осуществля­ет его продажу на основании договора купли-продажи (или продажи) или иных договоров. Отчуждение земельного участка может наступить также в связи с исполнением и иных договоров, объектом которых являются земельные участки, например при обращении взыскания на земельный участок по договору ипотеки, в связи с неисполнением ос­новного обязательства.

Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права соб­ственности на земельный участок, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (ст. 236 ГК РФ).

Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обя­занностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. Таким об­разом, собственник, отказавшийся от земельного участка, отвечает за его содержание, обязан платить земельный налог до момента перехода права собственности иному лицу. Он же, как собственник, несет бре­мя содержания принадлежащего ему земельного участка (если ийое не предусмотрено законом или договором)'. Поскольку риск случайной гибели или случайного повреждения имущества также несет его соб­ственник, если иное не предусмотрено законом или договором, это положение настолько, насколько его можно распространить на зе­мельные участки, также действует и для собственника земельного уча­стка.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муници­пальной собственности, отчуждаются в собственность граждан и юри­дических лиц по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации. При этом заключение договоров куп­ли-продажи таких земельных участков осуществляется преимущест­венно на торгах (см. ст. 38 ЗК РФ).

Принудительное изъятие земельного участка у собственника не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся2:

1) обращение взыскания на земельный участок по обязательст­
вам;

2) отчуждение земельного участка, который в силу закона не мо­
жет принадлежать данному лицу;

3) реквизиция земельного участка;

4) конфискация земельного участка;

5) невозможность выдела в натуре земельного участка участнику
долевой собственности при ее разделе на основании ст. 252 ГК РФ;

6) признание на основании решения суда права собственности на
земельный участок за собственником недвижимости, согласно
п. 2 ст. 272 ГК РФ, когда снос здания или сооружения, находящегося


 


1 ЗК РФ. Глава VII.

2 ЗК РФ. Ст. 44.


1 ГК РФ. Ст. 210.

2 Там же. Ст. 235.


 




на чужом земельном участке, запрещен в соответствии с законом и иными правовыми актами;

7) выкуп земельного участка для государственных и обществен­
ных нужд. Выкуп земельных участков для государственных или муни­
ципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связан­
ных:

с выполнением международных обязательств Российской Федера­ции;

размещением объектов государственного или муниципального зна­чения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

иными обстоятельствами в установленных федеральными закона­ми случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъек­тов Российской Федерации или муниципальной собственности, в слу­чаях, установленных законами субъектов Российской Федерации. Список оснований изъятия (выкупа) земельного участка является от­крытым, однако в качестве основных случаев названы два. При этом под выполнением международных обязательств следует понимать обя­зательства, взятые на себя Российской Федерацией подписанием меж­дународных договоров (п. «б» ч. 1 ст. 49 ЗК РФ). Вторым основным случаем определено размещение объектов государственного или муни­ципального значения. То, что объекты должны быть государственного или муниципального значения, означает, что они размещаются не в интересах частных лиц (граждан или юридических лиц), а в интере­сах публичных, но их строительство может быть произведено силами коммерческих организаций. Под данное основание подпадает и выкуп земельных участков под застройку на землях поселений, в соответст­вии с планом развития поселения, предусмотренным ч. 2 ст. 49 ЗК РФ;

8) изъятие земельного участка, используемого с нарушением за­
конодательства.

Установлен особый случай прекращения права собственности в том случае, если по основаниям, допускаемым законом, в собственно­сти лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на иму­щество, если законом не установлен иной срок1.

Это положение может распространяться и на прекращение права собственности на земельные участки. В частности, при истребовании участка из чужого незаконного владения и, что может быть частным случаем этого, когда гражданином или юридическим лицом был при­обретен земельный участок из земель, изъятых на основании ЗК РФ из оборота.

При этом в случаях, когда имущество не отчуждено собственни­ком в установленные данной статьей сроки, земельный участок, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного само-

1 ГК РФ. Ст. 238.


управления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собст­веннику стоимости имущества, определенной судом.

Обращение в государственную собственность земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц (национа­лизация), производится на основании положений о выкупе земельных участков для государственных или муниципальных нужд с возмеще­нием его стоимости и других убытков в порядке, установленном Зе­мельным кодексом и ст. 306 Гражданского кодекса РФ.

Требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного са­моуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изы­мается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество.

Указанное правило соответственно применяется при прекращении права собственности на недвижимое имущество в связи с изъятием горных отводов, участков акватории и других участков, на которых находится имущество.

Согласно общим установленным правилам1 в случаях, когда изъя­тие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государ­ством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно ст. 279-282 и 284-286 ГК РФ.

Порядок Отчуждение земельного участка его собст-

отчуждения венником другим лицам осуществляется

земельного участка, в порядке, установленном гражданским зако-
принадлежащего нодательством. При этом учитываются поло-
лицу на праве жения ст. 27 ЗК РФ об ограничении оборо-
собственности по тоспособности земельных участков.

инициативе Отчуждение земельного участка его собст-

собственника венником может осуществляться в порядке

исполнения договора2, предусмотренном гра­жданским законодательством, а именно — на основании договоров ку­пли-продажи, мены, дарения земельного участка, договора пожизнен­ной ренты. Данные сделки следует отличать от передачи прав на зе­мельный участок по завещанию, поскольку право на земельный участок переходит на этих основаниях иному лицу после смерти соб­ственника.

При отказе от права собственности на земельный участок этот зе­мельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижи-

1 ГК РФ. Ст. 239.

2 См. главу 5.


 




мой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством.

Поскольку бесхозяйной по смыслу ст. 225 ГК РФ является вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, то право собственности на земельный участок, от которого собственник отказывается, может быть сохранено за ним только с момента подачи заявления и до постановки земельного участка на учет как бесхозяй­ной вещи. После постановки на учет право прежнего собственника на земельный участок прекращается.

Согласно той же статье ГК РФ земельные участки, как бесхозяй­ные недвижимые вещи, принимаются на учет органом, осуществляю­щим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории кото­рого они находятся.

По истечении года со дня постановки земельного участка на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, мо­жет обратиться в суд с требованием о признании права муниципаль­ной собственности на участок.

Бесхозяйный земельный участок, не признанный по решению суда поступившим в муниципальную собственность, может быть вновь принят во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретен в собственность в силу приобре-тательной давности.

Отказ собственника от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за со­бой прекращение соответствующего права. При отказе от права собст­венности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекраще­ния прав на которую устанавливается гражданским законодательст­вом.

Изъятие земельного участка путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника. Реквизиция и конфискация земельного участка

В данном разделе мы обращаемся к реализа­ции перечисленных выше оснований прекра­щения права собственности на земельный участок, если прекращение это наступает не по воле собственника.

Так, изъятие земельного участка путем обра­щения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании ре­шения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или до­говором'. Право собственности на земельный участок, на который об­ращается взыскание, прекращается у собственника с момента возник­новения права собственности на изъятое имущество у лица, к которо­му переходит это имущество.

1 ГК РФ. Ст. 237.

 

Земельным кодексом РФ, как уже говорилось, признается и такое основание принудительного прекращения права собственности на зе­мельный участок, как реквизиция.


Следует заметить, что эта категория первоначально была установ­лена гражданским законодательством. Реквизиция производится со­гласно ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпи­зоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Имущество в интересах общества по решению государственных орга­нов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, уста­новленных законом, с выплатой ему стоимости имущества. Это, соб­ственно, и составляет содержание реквизиции.

Реквизиция — процедура не безвозмездная, собственнику возме­щается стоимость имущества. Оценка реквизируемого имущества про­изводится органом, осуществляющим реквизицию, на основании за­конодательства об оценочной деятельности. Если же собственник не согласен с проведенной оценкой, он может оспорить ее в суде.

Гражданский кодекс также определяет, что лицо, имущество кото­рого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду воз­врата ему сохранившегося имущества.

Следует обратить внимание на то, что Земельный кодекс, в целом следуя основаниям проведения реквизиции, определенным ГК РФ, вносит в ее содержание новые элементы, которые действуют только для земельных участков. Так, устанавливается, что земельный участок может быть изъят уполномоченными исполнительными органами го­сударственной власти у его собственника временно в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от воз­никающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз.

Есть и еще одно отличие: поскольку реквизиция представлена ЗК РФ как временное изъятие земельного участка, собственнику возме­щается не его стоимость, а убытки и выдается документ о реквизи­ции. Предполагается, что земельный участок будет возвращен собст­веннику после прекращения оснований реквизиции. И только в слу­чае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного уча­стка, устанавливаемая в соответствии со ст. 66 ЗК РФ, или по его же­ланию предоставляется равноценный земельный участок. При этом устанавливается, что оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного зе­мельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собст­венником земельного участка в судебном порядке.

В то же время у собственника реквизируемого земельного участка остается право при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему рекви­зированного земельного участка в судебном порядке.

Такие существенные отличия реквизиции по Земельному кодексу и реквизиции по Гражданскому кодексу дают основание сделать вы­вод о том, что Земельный кодекс урегулировал в этом случае одно­именный, но иной круг отношений. Во-первых, при реквизиции зе­мельного участка речь идет скорее не о прекращении права собствен­ности (что можно безоговорочно сказать о реквизиции по ГК), а об особом виде временного изъятия участка. Право собственности может


быть прекращено только при невозможности возврата участка. Это подтверждается и тем, что только в этом случае выплачивается стоимость земельного имущества, т. е. производится его вы­куп. Во-вторых, реквизиция предусматривается Земельным кодексом не только для изъятия земельных участков у собственников, но и у пользователей, в том числе у арендаторов и лиц, обладающих правом пожизненного наследуемого владения. Гражданский же кодекс преду­сматривает реквизицию только имущества, находящегося в собствен­ности.

Может возникнуть вопрос о том, возможна ли реквизиция земель­ного участка в порядке, определенном ГК РФ. На наш взгляд, нет. Та­кой порядок не предусмотрен Земельным кодексом РФ, который явля­ется основным актом, регулирующим особенности перехода права соб­ственности на землю от одного лица к другому, т. е. оборота земельных участков.

Право собственности на земельный участок может быть прекра­щено и на основании его выкупа для государственных и муниципаль­ных нужд. Однако основания и порядок прекращения права собствен­ности (как и то, что при выкупе для государственных и муниципаль­ных нужд право собственности действительно прекращается), отличают этот институт от реквизиции земельных участков.

Земельным законодательством установлена в какой-то степени смежная с реквизицией земельного участка процедура временного занятия земельного участка, которое происходит по тем же основа­ниям, что и реквизиция, но не требует изъятия земли. В принципе это должно означать, что собственник участка вправе (по возможно­сти) им владеть и пользоваться, что естественным образом влияет и на размер возмещаемых убытков. Действия по временному заня­тию участка влекут за собой, как это утверждено ЗК РФ, временное ограничение прав на земельный участок.

Земельным кодексом не определено, имеет ли собственник право на отчуждение права собственности при реквизиции участка или его временном занятии. Нормативного запрета о заключении сделок по­добного рода нет, поэтому мы считаем, что собственник вправе пере­дать право собственности другому лицу вместе со всеми установлен­ными обременениями участка.

В порядке конфискации земельный участок может быть безвоз­мездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления.

Характер преступлений, за которые может наступить конфиска­ция, установлен Уголовным кодексом РФ2. Конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершен­ные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.


Общие основания и порядок конфискации имущества установле­ны Гражданским кодексом РФ, согласно которому имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения в случаях, предусмотренных законом. В данном случае Земельным кодексом (в качестве закона, о котором упоминает Гражданский ко­декс РФ) предусматривается, что конфискация — безвозмездное изъ­ятие участка — возможно только за совершение преступлений. В ад­министративном порядке, как это допускает ГК РФ, конфискация земельных участков не предусматривается. Выкуп земельных Изъятие земельного участка для государст-

участков для венных и муниципальных нужд осуществля-

государственных ется только путем выкупа. Обязательность
или муниципальных выкупа (оплаты изымаемого земельного уча-
нужд стка) следует из ст. 35 Конституции РФ, оп-

ределяющей права собственника имущества.

Часть 3 данной статьи гласит, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Кроме того, Земельным кодексом установлены и дополнительные ограничения изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков.

Так, изъятие, в том числе путем выкупа, в целях предоставления для несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает свой среднерайон­ный уровень, допускается только в исключительных случаях, связан­ных с выполнением международных обязательств Российской Федера­ции, обеспечением обороны и безопасности государства, разработкой месторождений полезных ископаемых (за исключением общераспрост­раненных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия Российской Федерации, строительством и содержанием объ­ектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электро­передачи, связи и других подобных сооружений при отсутствии дру­гих вариантов возможного размещения этих объектов1. Земельные участки в городских и сельских поселениях могут быть изъяты, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений, правилами землепользования и застройки2.

Выкуп земельных участков для государственных или муниципаль­ных нужд урегулирован и Гражданским кодексом РФ. Так, согласно ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зави­симости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляет­ся Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.


 


См. об этом: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / под ред. С. А. Боголюбова и С. Л. Мининой. М., 2002. 2 УК РФ. Ст. 52.


1 ЗК РФ. Ст. 79.

2 Там же. Ст. 83.



При этом в соответствии с той же статьей решение об изъятии зе­мельного участка для государственных или муниципальных нужд при­нимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственные органы, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведом­лен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земель­ного участка до истечения года со дня получения собственником та­кого уведомления допускается только с согласия собственника.

Решение государственного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государст­венной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть из­вещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Выкуп для государственных или муниципальных нужд части зе­мельного участка допускается не иначе как с согласия собственника.

На основании ст. 280 ГК РФ собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначением. Однако соб­ственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (ст. 281) затрат и убытков, связанных с но­вым строительством, расширением и реконструкцией зданий и соору­жений на земельном участке в указанный период.

Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выку­па определяются соглашением с собственником участка (ст. 281 ГК РФ). Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с дос­рочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него зе­мельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других услови-


ях выкупа, государственный орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд1.

Иск о выкупе земельного участка для государственных или муници­пальных нужд может быть предъявлен в течение двух лет с момента на­правления собственнику участка уведомления, указанного в п. 3 ст. 279 Гражданского кодекса.

Условиями изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд предусматривается, что принудительное отчуж­дение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основа­нии решения суда.

Порядок выкупа земельного участка для государственных или му­ниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкуп­ной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подле­жащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, уста­навливаются гражданским законодательством.

Так, Гражданским кодексом2 установлено, что в зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Россий­ской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федера­ции или муниципальным образованием.

Решение об изъятии земельного участка ддя Государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполни­тельной власти и органами исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации.

Изъятие Изъятие у собственников земельных участ-

земельного ков ввиду их использования с нарушением

участка законодательства, в том числе при неисполь-

у собственника зовании его по целевому назначению, осуще-

ввиду его ствляется только на основе гражданского за-

ненадлежащего конодательства.

использования Согласно ст. 284 ГК РФ земельный учас-

ток может быть изъят у собственника в

случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного произ­водства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, не­обходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бед­ствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использова­ние.

Земельный участок может быть также изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным зако­нодательством, в частности если участок используется не в соответст-

1 ГК РФ. Ст. 282.

2 Там же. Ст. 279.


вии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки1.

Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный прини­мать решения об изъятии земельных участ­ков по основаниям, предусмотренным ст. 284 и 285 ГК, а также порядок обязатель­ного заблаговременного предупреждения

собственников участков о допущенных нарушениях определяются зе­мельным законодательством.

Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согла­сии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.

Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участ­ка, может предъявить требование о продаже участка в суд.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.