Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Плата за землю. Под общим названием «платность использования земли» в ст




Под общим названием «платность использования земли» в ст. 65 Земельного кодекса РФ упоминается земельный налог и арендная плата. При этом не указывается на различия этих платежей. Между тем правовая природа их имеет принципиальные различия. Арендная плата устанавливается договором, т. е. соглашением сторон по добро­вольному желанию участников этого договора. Налог — властное предписание пользователям земли со стороны государства, и они не

7 Земельное право 193


вправе изменить размеры этих платежей, которые идут в бюджет. Льготы по налогу могут быть установлены только в законе.

Применяется также нормативная цена (в случаях, установленных законом) при выкупе в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также для получения под залог земли банковского кредита по ставкам, устанавливаемым Правительством РФ (периодически пересматриваемым). При сделках купли-продажи определяется рыночная цена земли.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйствен­ной деятельности собственников земли, землевладельцев, землеполь­зователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пере­сматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования (инфляция, финансовая реформа и т. п.).

Учитывая особенности налогообложения при пользовании землей, в Налоговый кодекс РФ (часть вторая) внесены дополнения в виде отдельной главы 31 «Земельный налог» (в редакции Кодекса от 29 но­ября 2004г. № 141-ФЗ).

Плательщики Налогоплательщиками согласно ст. 388 На-

налога лотового кодекса признаются организации

и физические лица, обладающие земельными

участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения, как указано в ст. 389 Кодекса, явля­ются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петер­бурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с зако­
нодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии
с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо
ценными объектами культурного наследия народов Российской Феде­
рации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, ис­
торико-культурными заповедниками, объектами археологического на­
следия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии
с законодательством Российской Федерации, предоставленные для
обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии
с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фон­
да;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии
с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися
в государственной собственности водными объектами в составе вод-
194


иого фонда, за исключением земельных участков, занятых обособлен­ными водными объектами.

Налоговая база, согласно ст. 390, определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложе­ния в соответствии со ст. 389 Кодекса.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соот-иетствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по срстоянию на 1 января го­да, являющегося налоговым периодом (ст. 391).

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены раз­личные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу са­мостоятельно на основании сведений государственного земельного ка­дастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве соб­ственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики -- физические лица, являющиеся индивиду­альными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоя­тельно в отношении земельных участков, используемых ими в пред­принимательской деятельности, на основании сведений государствен­ного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бес­срочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владе­ния.

Если иное не предусмотрено Кодексом, нштоговая база для каждо­го налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляют­ся в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государ­ственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регист­рацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, нахо­дящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогопла­тельщиков:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, пол­
ных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности
к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу
инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения за­
ключения о степени ограничения способности к трудовой деятельно­
сти;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также
ветеранов и инвалидов боевых действий;


5) физических лиц, имеющих право на получение социально^
поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите гра
ждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы 1
Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона РФ от 18 июня 1992.
№3061-1), Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЭ
«О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся
воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производствен­
ном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку
Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О соци­
альных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздейст­
вию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особо­
го риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термо­
ядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах
вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь
или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных ра­
бот, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядер­
ное оружие и космическую технику.

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, ус­тановленную вышеприведенной ст. 391, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по местона­хождению земельного участка.

Порядок и сроки представления налогоплательщиками докумен­тов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанав­ливаются нормативными правовыми актами представительных орга­нов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Если размер не облагаемой налогом суммы, предусмотренной • ст. 391, превышает размер налоговой базы, определенной в отношени? земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налого­плательщиков, являющихся собственниками данного земельного уча­стка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в обшей совместной собственности, определяется для каждого из на­логоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижи­мости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного уча­стка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использова­ния, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве соб­ственности на данный земельный участок.

Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в от­ношении части земельного участка, которая занята недвижимостью 196


и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на ука­занную недвижимость.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми ак­тами представительных органов муниципальных образований (закона­ми городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3% в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в посе­лениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфра­структуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относя­щийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жи­лищного строительства;

предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок

в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использова­ния земельного участка. Налоговые льготы Освобождаются от налогообложения:

организации и учреждения уголовно-испол­нительной системы Министерства юстиции Российской Федерации -в отношении земельных участков, предоставленных для непосредст­венного выполнения возложенных на эти организации и учреждения

функций;

организации --в отношении земельных участков, занятых госу­дарственными автомобильными дорогами общего пользования; объек­тами особого назначения;

религиозные организации — в отношении принадлежащих им зе­мельных участков, на которых расположены здания, строения и со­оружения религиозного и благотворительного назначения;

общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители состав­ляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используе­мых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых 'полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инва­лидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работ­ников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подак­цизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общест-


венными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации ин­валидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помоши инвалидам, детям-инвалидам и их родите­лям;

организации народных художественных промыслов --в отноше­нии земельных участков, находящихся в местах традиционного быто­вания народных художественных промыслов и используемых для про­изводства и реализации изделий народных художественных промы­слов;

физические лица, относящиеся к коренным малочисленным наро­дам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу

Сумма налога исчисляется по истечении на­логового периода как соответствующая нало­говой ставке процентная доля налоговой ба­зы, если не предусмотрено иное. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивиду­альными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму аван­совых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.

Представительный орган муниципального образования (законода­тельные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установле­нии налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового перио­да не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщи­ков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на осно­вании налогового уведомления.

Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате налого­плательщиком — физическим лицом, уплачивающим налог на основа­нии налогового уведомления, исчисляется как произведение соответ­ствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (зако­нами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй на­логовой ставки, установленной Кодексом, в случае установления од­ного авансового платежа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога и суммами 198


подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей

по. налогу.

Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период оп­ределен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу но истечении первого, второго и третьего квартала текущего налого-иого периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по со­стоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (по­стоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земель­ного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный зе­мельный участок находился в собственности (постоянном (бессроч­ном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогопла­тельщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) пе­риоде, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц при­нимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответ­ствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (пере­шедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начи­ная с месяца открытия наследства.

Представительный орган муниципального образования (законода­тельные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установле­нии налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогопла­тельщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, долж­ны представить документы, подтверждающие такое право, в налого­вые органы по местонахождению земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, опреде­ляемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых от­сутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налого­вую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимают­ся за полный месяц.

Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию


прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предстаатают инфор­мацию в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса.

Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февра­ля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в на­логовые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения.

Названные сведения представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществ­ляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имуще­ство и сделок с ним, и органами муниципальных образований по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Феде­рации.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налого­плательщиков в порядке, определяемом органами местного само­управления (исполнительными органами государственной власти го­родов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позд­нее 1 марта этого года.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жи­лищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в тече­ние трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до го­сударственной регистрации прав на построенный объект недвижимо­сти.

В случае завершения такого жилищного строительства и государ­ственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока проектирования и строительства сумма налога, уплаченного в течение периода проектирования и строитель­ства сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жи­лищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в тече­ние периода проектирования и строительства, превышающего трехлет­ний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построен­ный объект недвижимости.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектиро­вания и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до 200


государственной регистрации прав на построенный объект недвижи­мости.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

Налог и авансовые платежи по налогу подле­жат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативны­ми правовыми актами представительных ор­ганов муниципальных образований (закона­ми городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков — органи­заций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпри­нимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренно­го Кодексом.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами го­родов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не преду­смотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном

Кодексом.

Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по местонахождению земельных участков, признаваемых объектом нало­гообложения.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачива­ют налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Налогоплательщики — организации или физические лица, являю­щиеся индивидуальными предпринимателями, по истечении налого­вого периода представляют в налоговый орган по местонахождению земельного участка налоговую декларацию по налогу.

Форма налоговой декларации по налогу утверждается Министер­ством финансов Российской Федерации.

Налогоплательщики — организации или физические лица, являю­щиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивающие в тече­ние налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по местонахожде­нию земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по

налогу.

Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу ут­верждается Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплатель­щиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налого­вым периодом.

ЛСДу 1411^1 ч ои г»^!^!^**.-*.,, ~. г Эта цена земли является одним из способов участия государства в регулировании рыноч­ных земельных отношений. Она представляет собой фиксированную, нормативно-устанавливаемую цену на землю,

Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее по­следнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом

Нормативная цена земли

"-v— --- „,..>,„,, гтпст&тга гтимм ич способе


применяемую в определенных законодательством случаях с целью обес­печения государственных интересов. Она применяется как нижний пре­дел стоимости земли при продаже земель, находящихся в государствен­ной или муниципальной собственности. Так, например, она применяет­ся в качестве цены земли при выкупе незастроенных земельных участков в населенных пунктах, при продаже участков для индивидуаль­ного предпринимательства и т. д.

Нормативная цена земли ежегодно определяется органами испол­нительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назна­чения по специально установленным оценочным зонам. В качестве та­ковых может быть принята территория административного района, на­селенного пункта или их группы. Границы и размеры оценочных зон устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по предложению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству.

Порядок определения нормативной цены земли установлен поста­новлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. «О порядке определе­ния нормативной цены земли», в соответствии с которым нормативная цена, установленная органом исполнительной власти субъекта РФ, не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земель­ные участки соответствующего целевого назначения. Таким образом, нормативная цена земли имеет региональное значение и действует в пределах территории каждого субъекта РФ. Но и в пределах террито­рий субъектов РФ нормативная цена может дифференцироваться в за­висимости от местной специфики. Такое дифференцирование может осуществляться органами местного самоуправления, которые по мере развития земельного рынка могут своими решениями уточнять количе­ство и границы оценочных зон и повышать или понижать установлен­ную нормативную цену земли, но не более чем на 25%. Официальная выдача заинтересованным лицам документа о нормативной цене земли конкретных земельных участков возложена на местные органы Роснед-вижимости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.