Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая часть 2 страница. 4. Действие нормативного акта, регулирующего исполнение наказания, прекращается с момента вступления в силу соответствующего закона об отмене конкретного акта




4. Действие нормативного акта, регулирующего исполнение наказания, прекращается с момента вступления в силу соответствующего закона об отмене конкретного акта или с того дня, который специально оговорен во вновь принятом законе. Например, в ст. 2 Закона "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации" указывается, что ИТК РСФСР признается утратившим силу с 1 июля 1997 г.

5. Введение в действие норм уголовно-исполнительного законодательства может повлечь за собой ухудшение положения некоторых категорий осужденных. Так, для лиц, содержащихся в колониях общего и строгого режимов, нормами УИК РФ была предусмотрена возможность перевода с 1 июля 1997 г. на строгие условия (ч. 4 ст. 121, ч. 3 ст. 123), где они содержатся в запираемых помещениях, что не было предусмотрено ИТК 1970 г. Нормы УИК РФ, регламентирующие действие закона во времени, такую возможность допускают. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными и Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, не содержат каких-либо положений на этот счет.

Вместе с тем нормы уголовно-исполнительного законодательства применяются с учетом требований ч. 1 ст. 10 УК РФ, согласно которой уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Поэтому если изменениями УК РФ устранена преступность деяния, то лица, ранее осужденные за его совершение, подлежат освобождению от наказания (см. комментарий к ст. 172).

 

Статья 7. Основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера

1. Положения комментируемой статьи являются важным свидетельством реализации принципа законности при исполнении наказания, поскольку в ней установлен исчерпывающий перечень юридических документов, на основе и во исполнение которых могут применяться к гражданам наказания и иные принудительные меры уголовно-правового характера (условное осуждение, принудительные меры медицинского характера, отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей).

2. В соответствии с ч. 1 ст. 49 Конституции РФ виновность лица в совершении преступления устанавливается вступившим в законную силу приговором суда. Поэтому среди перечисленных в ст. 7 юридических документов главным является приговор суда, который даже в случае внесения в него изменений и дополнений не теряет своего правового значения.

Согласно п. 28 ст. 5 УПК РФ приговор представляет собой решение о невиновности или виновности подсудимого и назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания, вынесенное судом первой или апелляционной инстанции. Основанием для исполнения наказания и применения иных мер уголовно-правового характера может быть только обвинительный приговор, в котором лицу назначено наказание или иная мера уголовно-правового характера. Не может быть законным основанием для исполнения наказания обвинительный приговор, который вынесен с назначением наказания и освобождением от его отбывания, а также обвинительный приговор без назначения наказания.

3. В соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства приговор суда может быть изменен в части, касающейся вида, срока или размера назначенного наказания. Такое изменение происходит в рамках кассационного обжалования судебных решений, не вступивших в законную силу, а также при пересмотре вступивших в законную силу приговоров в надзорной инстанции и при возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельствах.

Кроме того, суд может принять решение об изменении вида наказания в процессе его исполнения. Например, в соответствии со ст. 80 УК РФ лицу, отбывающему ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы с учетом его поведения в период отбывания наказания суд может заменить оставшуюся неотбытой часть наказания более мягким видом наказания.

По всем указанным выше вопросам суд выносит определения или постановления, которые и являются дополнительным основанием для исполнения наказания и применения иных мер уголовно-правового характера.

4. В соответствии со ст. 84 и 85 УК РФ актом амнистии или актом помилования лицу, отбывающему наказание, оно может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. Основаниями для дальнейшего исполнения наказания в отношении амнистированного или помилованного лица выступают как приговор суда, так и акт амнистии или акт помилования.

 

Статья 8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

1. Принципы уголовно-исполнительного законодательства не являются, как нередко представляют, застывшими декларативными, лишенными нормативной силы положениями.

Принципы, закрепленные в ст. 8 УИК РФ, во-первых, определяют построение и содержание Особенной части Кодекса, где регулируется исполнение конкретных видов уголовных наказаний.

Во-вторых, они влияют на содержание институтов и норм УИК РФ, а также создают ориентиры для иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих исполнение различных видов наказания.

В-третьих, принципы уголовно-исполнительного законодательства через систему норм и путем непосредственного действия влияют на практику исполнения уголовных наказаний, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др.

2. В принципах уголовно-исполнительного законодательства выражаются общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы, присущие данной отрасли права. В совокупности они предопределяют стратегию и направления развития, а также содержание как уголовно-исполнительного законодательства в целом, так и отдельных его институтов, обеспечивают системность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказаний. Наконец, они отражают общие требования обращения с осужденными, которые закреплены в соответствующих международных актах.

3. В общей теории права принципы рассматриваются в качестве основных идей права, руководящих положений правовой системы. Особую значимость они приобретают при проведении правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при формировании отрасли законодательства, ее институтов и норм.

4. В отличие от УК РФ 1996 г., где не только определена система принципов этой отрасли законодательства, но и сформулировано их содержание (ст. 3-7), в УИК РФ они лишь обозначены. Это объясняется неоднозначностью трактования их содержания при подготовке Кодекса. Поэтому перечисление принципов в комментируемой статье представляет собой известный компромисс.

5. К числу общеправовых принципов уголовно-исполнительного законодательства относятся законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом.

6. Принцип законности - конституционный и закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13, 15, 17-19 и др.), а также в отдельных международных актах (см. комментарий к ст. 3). В уголовно-исполнительном законодательстве он выражается в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами. Так, в ст. 4 УИК РФ указывается, что нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти, должны основываться на законе.

Принцип законности означает точное и неуклонное соблюдение уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказания, персоналом этих учреждений, органами государственной власти и управления, должностными лицами, всеми организациями, взаимодействующими с учреждениями и органами, исполняющими наказания, отдельными гражданами. Данный аспект реализации принципа законности нашел закрепление в ст. 10-22 УИК РФ, устанавливающих основы правового положения осужденных, а также систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

7. Принцип гуманизма отражен в ряде статей УИК РФ. В частности, в ст. 10 подчеркивается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных. В ч. 2 ст. 12 указывается, что осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Задачи гуманного отношения к осужденным находят свое выражение в нормах законодательства, устанавливающих право осужденных на выезд за пределы мест лишения свободы (ст. 97), право на свидания (ст. 89), телефонные разговоры (ст. 92) и др. Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит государство при исполнении наказаний - исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправления - в воспитательной работе, общественно полезном труде, получении общего образования, профессиональной подготовки, которые наряду с режимными требованиями создают условия для исправления осужденных (см. комментарий к ст. 9).

8. Принцип демократизма отражается в содержании многих норм УИК РФ. Прежде всего он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. Социальная значимость данного положения определяется тем, что отбывающие наказание, особенно лишение свободы, значительно ограничиваются в своих правах и свободах. Поэтому они нуждаются в дополнительном гарантировании и защите. Этой задаче отвечают нормы УИК РФ, направленные на обеспечение личной безопасности осужденных (ст. 13), свободы совести и свободы вероисповедания (ст. 14), права на подачу обращений: предложений, заявлений, жалоб и ходатайств (ст. 15) и т.д. Принцип демократизма реализуется в организации процесса исправления осужденных, открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными (см. комментарий к ст. 23).

9. Принцип равенства осужденных перед законом нашел реализацию во многих статьях УИК РФ. В соответствии с конституционными положениями нормы УИК РФ не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения. Вместе с тем равенство перед законом не означает равенство условий отбывания наказания. Они, напротив, индивидуализируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, для несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, для инвалидов создаются более льготные условия содержания.

10. Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания представляет собой отражение межотраслевых принципов отраслей законодательства, регулирующих борьбу с преступностью, - дифференциации и индивидуализации ответственности и социальной справедливости.

Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от характера общественной опасности и тяжести совершенных преступлений, прошлой преступной деятельности, поведения в процессе отбывания наказания применяются меры принуждения и ограничения прав в различных объемах. Этот принцип нашел выражение, в частности, в ст. 74, устанавливающей виды исправительных учреждений, где должны содержаться различные категории осужденных и, следовательно, существовать различные условия отбывания наказания (ст. 120-131), в ст. 78, определяющей основания изменения условий содержания осужденных в зависимости от их поведения и отношения к труду.

Принцип индивидуализации исполнения наказания базируется на учете индивидуальных особенностей личности осужденного и его поведения. Так, в ч. 3 ст. 9 УИК РФ, в которой закреплен названный принцип, указывается, что средства исправления должны применяться с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения (см. комментарий к ст. 9).

11. К числу отраслевых принципов относятся: рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных (ст. 29, 32, 46 и др.), основания, порядок и условия применения к ним мер взыскания (ст. 59, 117, 119, 138, 169). При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение.

12. Принцип стимулирования правопослушного поведения отражен во многих нормах закона. Это прежде всего нормы, поощряющие осужденных к хорошему поведению и добросовестному отношению к труду (ст. 57, 71, 113, 134), изменение условий содержания осужденных (ст. 78), возможность улучшения условий отбывания наказания (ст. 120-131).

13. Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных, трудовое воспитание, профессиональное и общее обучение.

14. Соединение наказания с исправительным воздействием предполагает, что исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осужденным различных мер воспитания. Этот принцип закреплен в ст. 9 УИК РФ, в которой подчеркивается, что средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения.

 

Статья 9. Исправление осужденных и его основные средства

1. Исправление как категория уголовного и уголовно-исполнительного права понимается в двух значениях. Первое - исправление как цель уголовного наказания (ст. 43 УК РФ), уголовно-исполнительного законодательства (ст. 1 УИК РФ). Второе - исправление как процесс оказания воспитательного воздействия на осужденного, который должен привести к поставленной цели. Именно в этом, втором, значении в ч. 1 комментируемой статьи дано определение исправления осужденных.

Формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, стимулирование правопослушного поведения представляет собой особый вид психолого-педагогического процесса, осуществляемого при исполнении наказания. При всей специфике объекта и условий, воспитательного воздействия он базируется на принципах и методах общей педагогики.

Реализация воспитательного воздействия на осужденных в настоящее время серьезно осложнена, поскольку в самом обществе нет устоявшихся ориентиров развития, не сформированы общенациональная идеология и ценности. Однако это не является основанием для сомнений в необходимости достижения цели исправления осужденных.

2. УИК РФ определяет содержание воспитательного процесса, а именно средства достижения его целей. Это: установленный порядок исполнения и отбывания наказания, понимаемый для "срочных" видов наказания как режим; воспитательная работа; общественно полезный труд; общеобразовательное обучение; профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Для осужденных военнослужащих, отбывающих наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части, дополнительным средством исправления является военная подготовка, включающая в себя строевую, боевую и тактическую подготовку, воинское воспитание (см. комментарий к ст. 163 УИК РФ).

3. В установленном порядке исполнения (отбывания) наказания или в режиме выражены карательные правоограничения, в нем же определен порядок применения других средств исправления: труда, воспитательной работы и т.д. Режим дисциплинирует осужденного, приучает его к четкому соблюдению распорядка дня и предъявляемых к осужденному требований. Именно в этом отношении режим является основным средством исправления.

Воспитательная работа включает в себя нравственное, правовое, трудовое, физическое и иные формы воспитания осужденных (экологическое, патриотическое и т.д.).

Общественно полезный труд является обязательным для осужденных, отбывающих лишение свободы, ограничение свободы, обязательные работы и исправительные работы, а также содержащихся в дисциплинарных воинских частях. Труд обладает большим воспитательным потенциалом. Необеспеченность трудом осужденных в местах лишения свободы приводит к нарушениям режима и преступлениям. Кроме того, это приводит к потере трудовых навыков, что может негативно сказаться после освобождения от отбывания наказания.

Получение общего образования и профессиональная подготовка регламентируются УИК РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации об общем и профессиональном образовании. Воспитательное значение образования осужденных и получения ими профессии проявляется как в период отбывания наказания, так и после освобождения: результаты конкретно-социологических исследований показывают, что эти лица в меньшей степени подвержены рецидиву преступлений.

Общественное воздействие реализуется в соответствии со ст. 23 УИК РФ, закрепляющей содействие общественных объединений в исправлении осужденных, в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществление общественного контроля за их деятельностью.

4. Международные нормы в основном признают необходимость применения к осужденным основных средств исправления, закрепленных в комментируемой статье. Так, в Европейских пенитенциарных правилах (2006 г.) рекомендуется труд осужденных в местах лишения свободы как позитивный элемент исправительного режима. В режимные мероприятия включены социальная работа, психологическая помощь, образование осужденных, целью которого является как повышение общего уровня образованности осужденных, так и ориентация на добропорядочную и законопослушную жизнь в будущем.

Европейские пенитенциарные правила рекомендуют поддержание контактов с социальными организациями и службами, общественными объединениями и гражданами, использование их потенциала в поддержании необходимого правопорядка в тюрьме, обеспечении разумных потребностей осужденных во время отбывания наказания, на стадии подготовки к освобождению и после освобождения. Общественное воздействие в соответствии с международными стандартами должно быть таким, чтобы тюрьма действительно воспринималась как территория общественных интересов.

5. В ч. 2 комментируемой статьи закреплены основные средства исправления осужденных. Помимо них на осужденных оказывают воспитательное воздействие и другие, не отнесенные к основным средства исправления. Применительно к лишению свободы - это социальная работа, психологическая помощь и т.п.

6. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания. Наиболее полно они используются при исполнении (отбывании) лишения свободы и содержании в дисциплинарной воинской части. Общее образование, профессиональная подготовка осужденных к аресту не осуществляются (ст. 69 УИК РФ), не регламентировано общее образование и профессиональная подготовка осужденных при исполнении (отбывании) исправительных и обязательных работ. При назначении штрафа исправительное воздействие оказывает лишь установленный порядок его исполнения.

Средства исправления осужденных применяются с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения. Например, осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы в колониях особого режима, к общему образованию не привлекаются и профессиональную подготовку получают непосредственно на производстве (см. комментарий к ст. 108 и 112).

 

Глава 2. Правовое положение осужденных

 

Статья 10. Основы правового положения осужденных

1. Реализуя провозглашенный в ст. 2 Конституции РФ принцип, заключающийся в том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, УИК РФ посвящает закреплению норм, регламентирующих правовой статус осужденных, самостоятельную главу. Впервые в истории уголовно-исполнительного законодательства России подобным нормам отводится отдельная глава. Тем самым подчеркивается непреложность обеспечения законности исполнения наказания, прав и законных интересов осужденных. Для сравнения: в ИТК РСФСР (1970 г.), действовавшем на протяжении 16 лет, правовое положение осужденных регламентировалось лишь тремя статьями.

Часть 1 комментируемой статьи конкретизирует ст. 17 Конституции РФ, гарантирующую права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права применительно к особенностям правового положения лиц, отбывающих уголовное наказание. То есть государство не только обязуется уважать права, свободы и законные интересы осужденных, но и гарантирует возможность их реализации. На осуществление данной важной и сложной задачи направлена, в частности, и Федеральная целевая программа "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)" (2006 г.), основной целью которой является приведение условий содержания подследственных в следственных изоляторах и осужденных в исправительных учреждениях в соответствие с законодательством Российской Федерации для перехода к международным стандартам.

2. В комментарии к данной статье и к ряду иных статей в настоящем Комментарии упоминаются правовые категории, которые нуждаются в кратких пояснениях.

Так, под "субъективным правом" понимается гарантируемая государством и обеспеченная правовыми нормами возможность лица поступать определенным образом и пользоваться определенным благом. Субъективным оно именуется потому, что только от воли субъекта зависит, как им распорядиться. Категория "свобода" юридически идентична категории "право".

"Юридическая обязанность" - это предписанное правовыми нормами объективно необходимое, должное поведение субъекта правоотношений в интересах управомоченного лица. Юридическая обязанность может выражаться как в активных положительных действиях, так и в воздержании от каких-либо действий.

Под "законными интересами" понимаются потребности личности, не охватываемые содержанием установленных законом прав и свобод. В отличие от прав им не противостоят прямые юридические обязанности соответствующих лиц (контрагентов), они не имеют твердых юридических гарантий, поэтому выполнение притязаний их обладателя не является обязательным. Тем не менее эти интересы являются законными, поскольку охраняются и защищаются законом, что отличает их от иных интересов. В правовом статусе осужденных, по сравнению со статусом гражданина Российской Федерации, объем законных интересов больше. Это вызвано тем, что законодатель в ряде случаев преднамеренно наделяет их не правами, а законными интересами, обусловливая возможность их реализации предъявлением к осужденным таких требований, как "хорошее поведение", "добросовестное отношение к труду", "отсутствие взысканий" и т.д.

3. Права, свободы, законные интересы и обязанности образуют в своей совокупности правовое положение (статус) гражданина. Осужденный независимо от вида наказания продолжает оставаться гражданином Российской Федерации и после вступления обвинительного приговора суда в законную силу, поскольку согласно ст. 6 Конституции РФ гражданин не может быть лишен своего гражданства. Более того, в соответствии со ст. 20 Закона РФ 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" выход из гражданства не допускается, если в отношении лица имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Сохранение за осужденным гражданства Российской Федерации имеет важное социально-правовое значение. В ч. 2 ст. 10 УИК РФ закреплено, что ограничения и изъятия прав и свобод гражданина не могут устанавливаться ничем иным, кроме федеральных законов, причем, как подчеркивается в ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ими только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения или изъятия могут быть установлены как самой Конституцией, так и иными конституционными или федеральными законами, т.е. ни один подзаконный нормативный правовой акт ограничений правового статуса гражданина содержать не может. Так, ст. 32 Конституции РФ устанавливает, что граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Иными федеральными законами, предусматривающими ограничения, помимо УК РФ или УИК РФ, могут быть, например, Федеральный закон 1996 г. "Об оружии", согласно ст. 13 которого лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, имеющим судимость за совершение умышленного преступления или отбывающим наказание за совершенное преступление.

4. На осужденных распространяются все конституционные обязанности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Так, в соответствии со ст. 23 Федерального закона 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" на осужденных, отбывающих наказание в виде обязательных либо исправительных работ, ограничение свободы, арест и лишение свободы, не распространяется конституционная обязанность нести военную службу.

5. Часть 3 комментируемой статьи закрепляет правовое положение осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства. Согласно ст. 2 Федерального закона 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Эти лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 62 Конституции РФ, ст. 4 упомянутого Федерального закона). Таким случаем является, например, наличие у лица дипломатического иммунитета, и тогда вопрос о его уголовной ответственности согласно ст. 11 УК РФ разрешается в соответствии с нормами международного права.

6. Статья 3 УИК РФ, как и в целом гл. 2 Кодекса, закрепляет лишь основы правового положения осужденных. Представленные здесь нормы распространяются на всех лиц, отбывающих уголовные наказания. Конкретизация же правового статуса осужденных, наполнение его определенными правами, обязанностями и законными интересами зависит от вида назначенного наказания и поведения осужденного в период его отбывания.

 

Статья 11. Основные обязанности осужденных

1. Перечисленные в данной статье обязанности составляют лишь часть из тех обязанностей, которые возлагаются на осужденных. Основными они именуются потому, что, во-первых, распространяются на всех лиц, отбывающих уголовное наказание, независимо от его вида, и, во-вторых, закрепляют наиболее важные с точки зрения обеспечения порядка и условий исполнения и отбывания наказания требования, предъявляемые к осужденным.

2. Наказание не освобождает осужденного от обязанностей, которые они должны исполнять как граждане Российской Федерации, и прежде всего от тех, которые закреплены в Конституции. Например, обязанность родителей - заботиться о детях и воспитывать их, а трудоспособных совершеннолетних детей - заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38); обязанность получить основное общее образование (ст. 43); обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44); обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Исключение, как указывалось в комментарии к ст. 10 УИК РФ, составляет обязанность нести военную службу (ст. 59). В то же время обязанность и долг по защите Отечества у осужденных сохраняется, и истории нашего государства известны примеры их самоотверженного поведения, особенно в период Великой Отечественной войны.

3. Большинство обязанностей осужденных определяется особенностями их правового положения и именуется в теории уголовно-исполнительного права "специальными". Обязывания и запреты могут быть установлены как федеральными законами, так и подзаконными нормативными правовыми актами. Большинство из них сосредоточено в уголовно-исполнительном законодательстве, например в УИК РФ, Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений (2005 г.; далее - ПВР ИУ), Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (2005 г.) и др.

4. Чем строже вид наказания, тем шире объем вызванных им ограничений, тем больше дополнительных обязанностей возлагается на осужденных. Применительно к статусу лиц, отбывающих наказание, правовому воздействию подвергаются такие области общественных отношений, которые обычно являются предметом регулирования норм нравственности, этики или морали. В силу того, что у осужденных понижено не только правовое, но и нравственное сознание, законодатель вынужден для достижения такой цели наказания, как исправление, детально регламентировать не только порядок и условия содержания, но и подвергать нормативному регулированию сферы человеческого общежития, по сути не являющиеся правовыми. Именно этим объясняется установление в уголовно-исполнительном законодательстве значительного числа специальных обязанностей осужденных: вежливо относиться к другим людям (ч. 4 ст. 11 УИК РФ), соблюдать нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены (ч. 1 ст. 11 УИК РФ), здороваться при встрече с работниками ИУ и другими лицами, посещающими данное учреждение (ст. 16 ПВР ИУ), добросовестно относиться к труду (ст. 56 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества) и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.