Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенная часть 22 страница




2. В ч. 2 рассматриваемой статьи указано на возможность досрочного освобождения от отбывания наказания военнослужащего "в случае возникновения иных предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для увольнения с военной службы". Согласно вышеназванному Закону "О воинской обязанности и военной службе" такими основаниями могут быть: достижение установленного законом предельного возраста; истечение срока контракта; вступление в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы и др. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть также уволен с военной службы по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Лица, отбывающие наказание в виде ограничения по военной службе, ареста с содержанием на гауптвахте либо содержания в дисциплинарной воинской части и положительно характеризующиеся, могут быть досрочно освобождены судом от дальнейшего отбывания таких наказаний ввиду завершения военной службы. В этом случае они либо совсем освобождаются от наказания, либо неотбытая его часть заменяется более мягким видом наказания. Решение о том принимается судом по ходатайству командования воинской части.

 

Статья 175. Порядок обращения с ходатайством об освобождении от отбывания наказания и представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания

1. Согласно ч. 3 ст. 396 УПК РФ условно-досрочное освобождение от наказания и замена неотбытой части срока наказания в виде ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы более мягким видом наказания применяются судом по месту отбывания наказания. Для этого необходимо, чтобы в суд была направлена соответствующая просьба в порядке, предусмотренном комментируемой статьей.

Так, вопрос об условно-досрочном освобождении лица, отбывающего уголовное наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы, согласно ч. 1 ст. 399 УПК РФ, рассматривается судом по мотивированному ходатайству самого осужденного, а также его адвоката или законного представителя. Осужденный может подавать ходатайство только через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, а адвокат или законный представитель осужденного вправе направлять его самостоятельно. Однако администрация во всех случаях должна быть уведомлена о направлении такого ходатайства, поскольку законом на нее возложена обязанность направить в суд характеристику на осужденного. Если ходатайство подано осужденным, оно направляется в суд администрацией вместе с характеристикой не позднее 10 дней с момента его подачи. В характеристике обязательно должно содержаться заключение о целесообразности применения условно-досрочного освобождения.

2. В отношении положительно характеризующегося осужденного представление о замене ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания вправе вносить в суд администрация учреждения или органа, исполняющего наказание. В представлении также должны содержаться сведения, характеризующие осужденного.

Внесение в суд представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания не препятствует осужденному либо его адвокату (законному представителю) использовать предоставленное им право обращаться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении.

3. Во избежание случаев необоснованного досрочного освобождения администрации исправительного учреждения необходимо полностью удостовериться в примерном поведении осужденного, причем в течение продолжительного периода времени отбывания наказания. На это косвенно указано в ч. 4 ст. 79 УК РФ, согласно которой представление об условно-досрочном освобождении может быть внесено после фактического отбытия осужденным не менее шести месяцев назначенного ему срока лишения свободы.

В комментируемой статье (ч. 9) предусматривается обязанность администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, во всех случаях рассматривать вопрос о представлении к условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части наказания более мягким его видом в течение месяца после дающего для этого возможность отбытия осужденным установленной законом части срока наказания. Такой порядок, с одной стороны, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов осужденного, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на осужденного.

4. В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, вправе поставить перед судом вопрос о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. К сожалению, в тексте комментируемой статьи (ч. 11) нет ответа на вопрос, должна ли администрация в этом случае получить согласие осужденного на внесение соответствующего представления. Между тем этот вопрос важен, поскольку у осужденного сохраняется право на новое обращение с ходатайством об условно-досрочном освобождении по истечении шести месяцев или трех лет в случаях, указанных в ч. 10, либо по истечении года в случаях, предусмотренных ч. 12 рассматриваемой статьи.

По нашему мнению, согласие осужденного либо его адвоката (законного представителя) в этом случае необходимо, поскольку инициативы администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, не могут препятствовать использованию названными субъектами своих правомочий, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи.

При повторной постановке вопроса об условно-досрочном освобождении или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания необходимые для этого документы должны быть представлены суд заново.

5. Правовой формой объявления амнистии является постановление Государственной Думы, в котором указывается, на какие категории осужденных она распространяется и в какой мере. Определяются категории осужденных, на которых не распространяется амнистия. Как правило, принимается также отдельное постановление о порядке применения амнистии, с указанием органов, которые должны ее осуществлять. Для решения вопроса о возможности применения амнистии к конкретным осужденным создаются комиссии с участием работников прокуратуры, органов, исполняющих наказания, депутатов, других представителей общественности. Они изучают личное дело осужденного, при необходимости заслушивают его самого, после чего принимают решение.

6. Перечень заболеваний, являющихся основанием для представления к досрочному освобождению, утверждается Правительством РФ. Он имеется во всех судах, а также учреждениях и органах, исполняющих наказания. Обычно кроме психических расстройств, в него входят острые формы туберкулеза, злокачественные образования, болезни эндокринной системы, нервной системы, органов чувств, кровообращения, пищеварения, болезни почек, костно-мышечной системы, анатомические дефекты, образовавшиеся вследствие заболевания или травмы во время последнего отбывания наказания (высокие ампутации конечностей).

В случае наличия такого рода заболевания у осужденного он вправе обратиться в суд через администрацию учреждения с ходатайством об освобождении от отбывания наказания. К ходатайству прилагаются врачебное заключение, а также личное дело осужденного. Если болезнь не носит характера психического расстройства, то в представлении должны содержаться данные, характеризующие личность и поведение осужденного в период отбывания наказания. Если болезнь осужденного наступила в результате его умышленных действий (членовредительства), он к освобождению не представляется, за исключением тех случаев, когда лицо причинило себе вред в состоянии расстройства психики.

В случае если осужденный находится в состоянии психического расстройства, лишающего его возможности самостоятельно написать ходатайство в суд об освобождении от наказания, а его законный представитель отсутствует либо по иным причинам не может обратиться с таким ходатайством, соответствующее представление вносится в суд начальником учреждения или органа, исполняющего наказание.

На осужденных, в отношении которых отказано в освобождении по болезни, в случае ухудшения течения болезни материалы повторно направляются в суд независимо от времени отказа.

7. Статьи 49, 50, 53 УК РФ содержат запрет применения наказаний в виде обязательных и исправительных работ к лицам, признанным инвалидами первой группы, наказания в виде ограничения свободы к инвалидам первой и второй группы. Кроме того, указанные виды наказания не применяются к беременным женщинам. Поэтому в случаях наступления инвалидности в процессе отбывания этих наказаний исполняющие их органы обязаны вносить в суд представление о досрочном освобождении таких лиц от дальнейшего отбывания наказания.

В отличие от инвалидности первой или второй группы беременность влечет за собой лишь временную нетрудоспособность женщины. С учетом этого обстоятельства закон предусматривает обязанность учреждений и органов, исполняющих наказания, вносить в отношении таких лиц представление в суд не об освобождении от наказания, а об отсрочке его отбывания. При этом ч. 2 ст. 82 УК РФ предусматривает условия, которые могут повлечь отмену отсрочки и направление осужденного для дальнейшего отбывания наказания.

В случае удовлетворения судом ходатайства об отсрочке беременной осужденной отбывания вышеназванных видов наказания она предоставляется этой женщине со дня начала отпуска по беременности и родам, т.е. с момента наступления нетрудоспособности.

 

Статья 176. Порядок обращения с ходатайством о помиловании

1. В соответствии с ч. 3 ст. 50 Конституции РФ каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании. Правом осуществления помилования, согласно п. "в" ст. 89 Конституции РФ, обладает Президент России.

Приведенные конституционные положения получают дальнейшее развитие в нормах уголовно-исполнительного законодательства. При этом комментируемая статья определяет общий механизм реализации права осужденных на помилование, который подробно раскрыт в Указе Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации"*(35), которым утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.

Предусмотренный Положением механизм реализации права подачи осужденными ходатайств о помиловании в общих чертах заключается в следующем.

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Данное ходатайство регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание (далее - администрация учреждения), в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи. Затем оно направляется администрацией учреждения в территориальный орган Федеральной службы исполнения наказаний в субъекте Федерации (далее - территориальный орган УИС) не позднее чем через 20 дней со дня его подачи. О направлении ходатайства осужденный уведомляется под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайств о помиловании не допускается.

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы:

- копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);

- извещение о вступлении приговора суда в законную силу;

- справка о состоянии здоровья осужденного;

- сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);

- анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;

- сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;

- справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;

- представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание.

К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

Территориальный орган УИС не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Федерации (далее - комиссия) по месту отбывания наказания. Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании направляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации).

Последнее не позднее чем через 15 дней со дня получение ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного. К представлению высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также другие характеризующие осужденного документы, поступившие из учреждения или органа, исполняющего наказание.

Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган УИС, администрацию учреждения.

Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) либо по его поручению председателем комиссии.

В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

2. Вышеизложенный порядок рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании не охватывает всех предусмотренных действующим законодательством форм реализации конституционного права Президента РФ по осуществлению данного акта милосердия по отношению к лицам, осужденным за совершение преступлений.

Так, ч. 5 ст. 113 УИК РФ предусмотрено, что в отношении положительно характеризующихся осужденных ходатайство о помиловании может быть возбуждено администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание. Особый порядок рассмотрения ходатайств о помиловании предусмотрен ст. 184 УИК РФ в отношении лиц, осужденных к наказанию в виде смертной казни.

Следует также учитывать, что с ходатайствами о помиловании в части снятия с них судимости вправе обращаться лица, отбывшие наказание. Однако рассмотрение этого вопроса выходит за рамки комментируемой статьи.

 

Статья 177. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и осужденным женщинам, имеющим малолетних детей

1. Предоставление отсрочки отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей является важным свидетельством действия принципа гуманизма в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве.

Отсрочка отбывания наказания осужденным женщинам является межотраслевым правовым институтом: материальные основания отсрочки закреплены в ст. 82 УК РФ, уголовно-процессуальные - в ст. 397-399 УПК РФ, уголовно-исполнительные - в ст. 177 и 178 УИК РФ.

2. По смыслу ст. 82 УК РФ отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, возможна при отбывании как лишения свободы, так и иных срочных наказаний. Так, в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" указывается, что женщина, осужденная к исправительным работам, в случае наступления беременности вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке отбывания наказания со дня предоставления ей отпуска по беременности и родам (ч. 1 ст. 82 УК РФ, ч. 5 ст. 42 УИК РФ, п. 17 ст. 397 УПК РФ).

В комментируемой статье устанавливаются правила отсрочки, предоставляемой женщинам, осужденным к лишению свободы.

3. Отсрочка отбывания наказания осужденным женщинам может быть предоставлена независимо от того, когда у осужденной появился малолетний ребенок: до осуждения за преступление или во время отбывания наказания. Главное, чтобы он не достиг 14-летнего возраста. По смыслу закона применение отсрочки не допускается, если женщина лишена судом родительских прав. В то же время отсрочка возможна в случаях, если у осужденной этот ребенок является усыновленным (удочеренным).

Также не имеет решающего значения, находится ли ребенок с матерью в доме ребенка при колонии или у родственников либо в детском доме, есть ли у ребенка отец или другие близкие родственники, осуществляющие уход за ним.

4. Отсрочка отбывания наказания не применяется к женщинам, осужденным на срок свыше пяти лет за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности.

Под этими преступлениями следует понимать как преступления, предусмотренные в разделе VII УК РФ (ст. 105-157), так и другие преступления - дополнительным объектом в которых является личность человека, например, разбой (ст. 162), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317) и др. С особой тщательностью следует подходить к предоставлению отсрочки женщинам, осужденным на срок менее пяти лет, либо за преступления, не являющиеся тяжкими или особо тяжкими, но совершенные в отношении малолетних или несовершеннолетних детей (ст. 150-157 УК).

5. Субъектом обращения в суд с представлением об отсрочке отбывания наказания осужденной женщины является администрация исправительной колонии. При этом она должна учесть ряд обстоятельств.

Во-первых, обстоятельства совершенного осужденной преступления, ее поведение во время отбывания наказания и другие обстоятельства, свидетельствующие о том, что женщина не совершит нового преступления, не бросит ребенка и не уклонится от контроля за ее поведением. Исходя из этого отсрочка не может предоставляться злостным нарушительницам установленного порядка отбывания наказания.

Во-вторых, бытовые условия проживания осужденной женщины и ребенка: имеет ли она жилье, постоянный источник дохода для содержания себя и ребенка. С этой целью к представлению администрации прилагаются документы, свидетельствующие о согласии родственников принять осужденную и ее ребенка, предоставить им жилье, создать необходимые условия для проживания.

6. В случае положительного решения суда беременная женщина освобождается со дня предоставления отпуска по беременности и родам. Женщина, имеющая ребенка, освобождается в порядке, определенном ч. 5 ст. 173 УИК РФ, а именно в день поступления определения суда, а если документы получены после окончания рабочего дня - утром следующего дня. К месту жительства осужденная следует самостоятельно за счет государства.

7. Контроль за поведением осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания, осуществляют уголовно-исполнительные инспекции (ст. 4 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729). С целью обеспечения такого контроля у осужденной женщины отбирается подписка о явке в уголовно-исполнительную инспекцию по месту ее жительства в трехдневный срок со дня прибытия. В день освобождения в уголовно-исполнительную инспекцию направляется извещение об освобождении, в котором указывается дата освобождения и дата предполагаемого прибытия освобождаемой женщины к постоянному месту жительства. К извещению прилагается копия определения суда об отсрочке отбывания наказания осужденной женщины.

После явки осужденной уголовно-исполнительная инспекция обязана в течение трех суток направить письменное подтверждение этого в исправительное учреждение, освободившее осужденную.

 

Статья 178. Контроль за соблюдением отсрочки отбывания наказания осужденной женщиной

1. В комментируемой статье регламентирован порядок осуществления контроля за поведением осужденной женщины, которой предоставлена отсрочка отбывания наказания. Помимо этой статьи осуществление контроля урегулировано в шестом разделе Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста России от 12 апреля 2005 года N 38. С целью эффективного осуществления контроля за поведением осужденной женщины на нее возлагается ряд обязанностей.

2. Осужденная женщина обязана в трехдневный срок с момента прибытия на постоянное местожительство встать на учет в уголовно-исполнительную инспекцию. Закон связывает постановку на учет с личной явкой освобожденной женщины в уголовно-исполнительную инспекцию. Однако если освобожденная женщина больна или болен ее ребенок, постановка на учет может быть осуществлена без личной явки женщины в инспекцию.

3. Освобожденная женщина обязана соблюдать общественный порядок и трудовую дисциплину (если она работает). В случае их нарушения и применении к женщине мер административного или дисциплинарного воздействия уголовно-исполнительная инспекция объявляет ей предупреждение.

4. Суть предоставления отсрочки отбывания наказания заключается в привитии осужденной женщине навыков материнства по заботе и воспитанию ребенка. Поэтому если она уклоняется от воспитания ребенка или ухода за ним, то это является основанием для отмены отсрочки и возвращения осужденной женщины в места лишения свободы. Для принятия такого решения необходимы как материальные, так и формальные основания.

Материальные - уклонение от воспитания ребенка, раскрыты в ч. 4 комментируемой статьи. Это когда осужденная, официально не отказавшись от ребенка: а) оставила ребенка в родильном доме; б) передала ребенка в детский дом; в) ведет антиобщественный образ жизни, не занимается воспитанием ребенка и уходом за ним (злоупотребляет спиртными напитками, привлекалась к административной ответственности, доставлялась в вытрезвитель и т.п.); г) оставила ребенка родственникам или иным лицам, не принимает участия в уходе за ним, не проживает с ним, не дает средств на его содержание.

Формальным основанием является то, что за подобные действия осужденной женщине уголовно-исполнительной инспекцией было вынесено предупреждение.

Вынесение предупреждения лишено смысла, если женщина:

а) скрылась одна или вместе с ребенком, т.е. местонахождение ее неизвестно;

б) официально отказалась от ребенка, от его воспитания и ухода за ним.

В этих случаях уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление об отмене отсрочки отбывания наказания и направлении осужденной для отбывания наказания, назначенного приговором суда.

5. Согласно ч. 3 ст. 82 УК РФ по достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденную от отбывания наказания или оставшейся части наказания либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания. В ч. 5 комментируемой статьи введено еще одно основание для освобождения осужденной от отбывания лишения свободы или замены данного наказания более мягким - это смерть ребенка.

В представлении уголовно-исполнительной инспекции должно быть мотивировано предлагаемое решение - освободить осужденную от дальнейшего отбывания наказания или заменить неотбытое наказание более мягким. При этом должны учитываться характер и степень общественной опасности совершенного преступления, поведение осужденной, ее отношение к воспитанию ребенка, отбытый и неотбытый срок наказания. В случае смерти ребенка должны быть приняты во внимание причины этого трагического случая, имеется ли в наступлении смерти вина осужденной женщины в виде ненадлежащего ухода за ним.

 

Статья 179. Правовое положение лиц, отбывших наказание

1. Освобождение от отбывания наказания (основного и дополнительного) означает отмену всех правоограничений, вытекающих из содержания назначенного наказания. В то же время из текста уголовного закона (ст. 86 УК РФ) следует, что сам факт осуждения лица за совершение преступления к определенному наказанию либо факт осуждения и отбытия им определенного наказания в предусмотренных нормами права случаях порождает особое правовое положение (состояние) осужденного (освобожденного), именуемое судимостью. Юридическое значение судимости заключается в том, что она выступает основанием применения некоторых правоограничений, предусмотренных федеральными законами. Как правило, лицо, отбывшее наказание, считается имеющим судимость в течение времени, продолжительность которого зависит от характера совершенного преступления и вида отбытого наказания.

В соответствии со ст. 86 УК РФ, лица, осужденные к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, считаются судимыми в течение трех лет после отбытия наказания, а лица, осужденные к лишению свободы за тяжкие преступления, - в течение шести лет после отбытия наказания. Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, данный человек считается судимым в течение срока, исчисляемого исходя из фактически отбытого наказания, т.е. с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказания.

2. В юридической литературе правоограничения, вытекающие из судимости, обычно подразделяют на две группы: уголовно-правовые и общеправовые.

Уголовно-правовыми последствиями судимости называют предусмотренные нормами уголовного права правоограничения, применяемые в случае совершения лицом, освобожденным от наказания, нового преступления. В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ судимость учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания. Например, наличие судимости при определенных условиях, указанных в законе, может повлечь признание рецидива опасным либо особо опасным. Это, в свою очередь, влияет на квалификацию преступления, вид и размер наказания, вид исправительного учреждения при осуждении к лишению свободы, ограничивает возможности условно-досрочного освобождения от наказания и т.д.

3. Общеправовыми последствиями судимости называют предусмотренные нормами не уголовного, а иных федеральных законов правоограничения для лиц, имеющих неснятую или непогашенную в установленном порядке судимость. Они имеют ярко выраженную предупредительную направленность, из-за чего их иногда называют "криминологическими". Например, согласно ст. 19 Закона от 18 апреля 1991 г. "О милиции" не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость; ст. 13 Закона РФ от 20 мая 1993 г. "Об оружии" запрещает выдачу разрешений (лицензий) на приобретение охотничьего и иного не боевого предназначения оружия лицам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления.

4. В соответствии с ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Погашение или снятие судимости может быть осуществлено:

- автоматически по истечении сроков, предусмотренных ч. 3 данной статьи;

- решением суда по ходатайству осужденного в порядке ч. 5 той же статьи уголовного закона;

- актом помилования Президента РФ (ч. 2 ст. 85 УК РФ).

Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании в виде снятия судимости предусмотрен Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500. Такое ходатайство подается заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Федерации. Дальнейшая процедура его рассмотрения та же, что и для осужденных (более подробно см. комментарий к ст. 176 УИК РФ).

 

Глава 22. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними

 

Статья 180. Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных

1. В период отбывания наказания в условиях изоляции от общества нередко разрываются социально полезные связи осужденного с семьей, родственниками, трудовым коллективом по месту прежней работы. Наиболее сложной проблемой является вопрос трудоустройства лиц, не имеющих постоянного места жительства.

Европейскими пенитенциарными правилами (2006 г.) установлено, что все заключенные должны иметь возможность воспользоваться мерами, призванными помочь им возвратиться в общество, восстановить свою семейную жизнь и найти работу после освобождения. В этих целях для них разрабатываются соответствующие процедуры и организуются специальные курсы.

Соответствующие нормы содержатся и в УИК РФ. Осужденным предоставлено право на получение образования, профессии, охрану здоровья, социальную, правовую и другую защиту, чтобы он, выйдя на свободу, смог адаптироваться в обществе. Комментируемая статья устанавливает обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве, оказанию помощи нуждающимся осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.