Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выходные и нерабочие праздничные дни 9 страница




Порядок пересмотра норм труда и определенной при этом защиты интересов работников предусмотрен в ч. 1 ст. 162 ТК.

Если пересматриваемые нормы труда закреплены в трудовом или коллективном договоре, то тогда должны применяться правовые нормы, регулирующие пересмотр условий указанных соглашений (см. ст. ст. 44, 72, 72.1, 72.2, 74 ТК и некоторые другие, а также коммент. к ним).

Как правило, норма труда ориентирована на среднего исполнителя, качественными признаками которого являются: нормальный ритм и темп работы, средний устойчивый уровень производительности труда, недопущение брака, отклонения от норм охраны труда и правил внутреннего трудового распорядка и т.д.

Возможно, и по этой причине в ч. 3 ст. 160 ТК законодатель устанавливает правило, согласно которому достижение отдельными работниками высокого уровня выработки продукции (услуг) за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест - еще не основание для пересмотра ранее установленных норм труда.

Это своеобразная гарантия для других работников, а для поощрения особо отличившихся у работодателя в основном хватает необходимых средств и возможностей.

Согласно ч. 2 ст. 21 ТК выполнение установленных норм труда - одна из основных обязанностей работника. За ее неисполнение или ненадлежащее исполнение виновный работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (см. ст. 192 ТК и коммент. к ней). Возможно и увольнение, в частности, по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК.

Как разъяснено в подп. "б" п. 35 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2, нарушением признается и отказ работника без уважительных причин от выполнения трудовых обязанностей в связи с изменением в установленном порядке норм труда (ст. 162 ТК). Целесообразно при этом посмотреть и ст. 74 ТК, а также коммент. к ней.

Об оплате труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей см. ст. ст. 155 - 157 ТК (и коммент. к ним). В них установлены и определенные гарантии для работников, не выполняющих указанные нормы (обязанности) по уважительным причинам.

 

Статья 161. Разработка и утверждение типовых норм труда

 

Комментарий к статье 161

 

Изменения, внесенные в комментируемую статью в 2006 и 2008 гг., особо принципиального значения не имеют. Во-первых, примерный перечень типовых норм труда дополнен отраслевыми, которые могут устанавливаться при отсутствии межотраслевых. Во-вторых, с 1 января 2009 г. полномочия по установлению порядка разработки и утверждения указанных норм переданы Правительством РФ уполномоченному им федеральному органу исполнительной власти.

Типовые нормы обычно разрабатываются на работы, выполняемые по типовой технологии, с учетом рациональных (для данного производства и работодателя) организационно-технических условий, уже существующих в большинстве или части организаций (работодателей), где имеются такие виды работ. Указанные нормы рекомендуются в качестве эталона для работодателей, где организационно-технические условия производства еще не достигли уровня, на который рассчитаны указанные нормы.

Типовые нормы применяются при наличии именно тех организационно-технических и иных условий, исходя из которых они были разработаны. Имея рекомендательный характер, эти нормы в основном служат для расчета местных норм, хотя могут применяться и непосредственно. Данный вопрос решает работодатель (см. также ст. 162 ТК и коммент. к ней).

К типовым нормам труда обычно относятся: типовые нормы времени, выработки и обслуживания.

Примером указанных норм являются Межотраслевые типовые нормы времени на работы по сервисному обслуживанию оборудования телемеханики, сопровождению и доработке программного обеспечения, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 16.01.2006 N 22 <1>. Они рекомендованы для расчета трудоемкости работ, стоимости затрат на виды работ и установления нормированных заданий в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

--------------------------------

<1> Они здесь не рассматриваются.

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 804 "О Правилах разработки и утверждения типовых норм труда" <1> указанные нормы разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, регулирование и координация деятельности в отрасли (подотрасли) экономики. Типовые межотраслевые нормы утверждаются Минздравсоцразвития России. По согласованию с ним типовые отраслевые, профессиональные и иные нормы утверждает соответствующий федеральный орган исполнительной власти. Последний утверждает нормы в соответствии с правилами подготовки нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4388.

 

Пересмотр типовых норм труда в случаях, предусмотренных законодательством РФ, осуществляется в порядке, установленном для их разработки и утверждения.

 

Статья 162. Введение, замена и пересмотр норм труда

 

Комментарий к статье 162

 

Рассматриваемая статья предусматривает важные правовые требования при введении, замене и пересмотре норм труда и определенные гарантии для работников, интересы которых при этом затрагиваются. Правда, при этом не указывает, о каких нормах труда идет речь: обо всех или только о традиционных (см. коммент. к ст. ст. 159 и 160).

В ч. 1 ст. 162 перечислены некоторые этапы процесса нормирования труда (введение, замена и пересмотр норм труда), когда необходимо принятие локального нормативного акта с учетом мнения представительного органа работников. Если таким органом является выборный орган первичной профсоюзной организации, то применяются правила ст. 372 ТК (см. также коммент. к ней).

Нужно иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 22 ТК работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

При традиционном (организованном) нормировании вопросы введения, замены и пересмотра норм труда в каждом конкретном случае могут решаться как отдельным (или отдельными) локальным нормативным актом, так и путем внесения изменений и дополнений (если это возможно) в действующий, например, Положение о нормировании труда (или Положение об оплате и нормировании труда), если такой акт (Положение) есть у работодателя и нормирование не регламентируется коллективным договором. О содержании указанного акта см. коммент. к ст. 159 ТК.

Именно таким образом можно поступить в подобной ситуации, что в общем- то не противоречит ч. 1 ст. 162 ТК. Хотя возможен и более "громоздкий" путь - и принятие локального нормативного акта, и внесение изменений и дополнений в действующий (соответствующее Положение).

Вот этот второй вариант должен применяться, если вопросы нормирования труда (включая соответствующие нормы) закреплены в коллективном договоре, поскольку ч. 1 ст. 162 ТК не допускает каких-либо исключений. Об изменении и дополнении коллективного договора см. ст. 44 ТК и коммент. к ней.

Сложнее решить вопрос, если нормы труда закреплены в трудовом договоре (либо их надо включить в него). ТК и другие нормативные правовые акты не дают на него прямого ответа. Как, впрочем, и для других форм и уровней нетрадиционного нормирования (например, замена и пересмотр норм труда, содержащихся в должностной инструкции). Исходя из самой сути понятия "локальный нормативный акт" можно сделать следующий вывод: если введение, замена и пересмотр норм труда касаются группы работников, а работодатель - организация или индивидуальный предприниматель, то необходимо сначала соблюдение требований ч. 1 ст. 162 ТК, а затем - изменение содержания трудового договора.

Если речь идет об одном работнике или работодателе - физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем (см., например, ч. 1 ст. 8 ТК), то подобный акт не принимается: соответствующие изменения и дополнения непосредственно вносятся в сам трудовой договор.

Но во всех случаях необходимо соблюдение правил, установленных ТК для изменения трудового договора (см., в частности, ст. ст. 57, 60.2, 72, 72.1, 72.2, 74 и коммент. к ним).

Зафиксированная в ч. 2 ст. 162 ТК обязанность работодателя известить работников не позднее чем за два месяца касается только введения новых норм труда. Замены и пересмотра норм труда законодатель не упоминает. Следовательно, указанная обязанность на сам процесс замены и пересмотра норм труда не распространяется. Но, как правило, он заканчивается введением новых норм. В отношении только последнего действует рассматриваемое правило. Соответственно, начинается и течение срока извещения (т.е. со дня объявления новых норм труда).

Форма извещения в ч. 2 ст. 162 ТК не установлена. Обычно перечень вводимых новых норм вывешивают на видном месте для ознакомления работников. Необходимо при этом заинтересованных работников ознакомить персонально (если этого не требуют соответствующие правила изменения трудового договора), работодателю также нужно организовать разъяснение причин введения новых, замены и пересмотра действующих норм, информировать работников, какие организационно-технические мероприятия проведены для обеспечения выполнения этих норм.

Пунктом 2.12 Положения от 19.06.1986 персональная работа с каждым работником по разъяснению оснований замены и пересмотра норм труда и некоторых других аспектов возложена на работодателя (его администрацию) и выборный орган первичной профсоюзной организации.

Вполне понятно, что правило, закрепленное в ч. 2 комментируемой статьи, касается всех традиционных норм, хотя встречаются исключения. Например, о введении временных и разовых норм, комплексных норм и нормированных заданий, установленных на основе утвержденных пооперационных норм труда, п. 2.3 Положения от 19.06.1986 разрешает извещать работников без соблюдения срока, но во всех случаях до начала выполнения работ. Это логично, но ТК имеет приоритет.

Что касается правомерности применения ч. 2 ст. 162 ТК и к нетрадиционным нормам и нормированию (хотя бы на уровне трудового договора, должностной инструкции), то ответить на этот вопрос должен сам законодатель (или компетентный орган). Хотя положительный ответ напрашивается (применительно к упомянутому уровню).

Нарушение требований ст. 162 ТК о порядке введения, замены и пересмотра норм труда, а также о сроке извещения работодателем о введении новых норм позволяет работнику требовать оплаты труда на основе прежних норм и расценок. Другими словами, если эти требования работодателем не выполнены, то принятые решения о введении, пересмотре и замене норм труда не должны иметь юридической силы, а новые нормы - применяться.

Это утверждение не вызывает особых сомнений относительно традиционных норм труда и отчасти подтверждается материалами судебной практики. Так, согласно ч. 2 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 24.11.1978 N 10 "О применении судами законодательства, регулирующего оплату труда рабочих и служащих" (в ред. от 30.11.1990) <1> в случае нарушения сроков извещения о введении новых норм выработки (норм времени) и норм обслуживания суд должен удовлетворять требования работника об оплате выполненной работы по прежним нормам за все время до истечения срока, предусмотренного для извещения работников о введении новых норм.

--------------------------------

<1> БВС СССР. 1979. N 1; Вестник Верховного Суда СССР. 1991. N 2.

 

Если введение, замена и пересмотр норм труда произведены надлежащим образом (т.е. с соблюдением установленного порядка), то отказ работника от их выполнения без уважительных причин считается нарушением, за которое может наступить дисциплинарная ответственность (вплоть до увольнения по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК). На это, в частности, указано в подп. "б" п. 35 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2.

Целесообразно также посмотреть ст. ст. 74 и 192 ТК, а также коммент. к ним.

Вопросы введения, замены и пересмотра норм труда - один из краеугольных камней, где наиболее остро сталкиваются интересы работников и работодателей, их собственников. Поэтому часто возникают разногласия, могущие перерасти в трудовые споры, в том числе коллективные. Правила их рассмотрения и разрешения определены в соответствующих статьях гл. 60 и 61 ТК.

 

Статья 163. Обеспечение нормальных условий работы для выполнения норм выработки

 

Комментарий к статье 163

 

Данная статья закрепляет обязанность работодателя по обеспечению нормальных условий для выполнения работниками норм выработки и приводит примерный перечень таких условий.

Хотя общая обязанность по обеспечению нормальных условий работы (а следовательно, и для выполнения других норм труда) вытекает из основных обязанностей работодателя, перечисленных в ч. 2 ст. 22 ТК (см. также коммент. к ней), закреплена даже в понятии трудового договора (см. ст. 56 ТК и коммент. к ней) и т.д., акцент законодателя именно на нормы выработки, а не нормы труда вообще, видимо, не случаен. Возможно потому, что норма выработки - одна из наиболее распространенных норм труда, для выполнения которой, к сожалению, на практике очень часто не создаются нормальные условия.

А фактически комментируемая статья имеет отношение и к другим нормам труда.

Нормальными следует считать организационно-технические и иные условия, которые необходимы для выполнения работниками надлежащим образом своих трудовых (должностных) обязанностей, норм выработки и иных норм труда.

Перечисленные в ст. 163 ТК условия в целом достаточно конкретны и понятны.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение работодателем рассматриваемой обязанности может привести к невыполнению работником установленных норм выработки (как и других норм труда), стать причиной простоя и брака продукции.

Определенные гарантии в области оплаты труда для работников в этих случаях закреплены в ст. ст. 155 - 157 ТК (см. также коммент. к ним).

 

Раздел VII. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ

 

Раздел VII ТК объединяет основные гарантии и компенсации, установленные законодательством для работников. Вместе с тем и в других разделах ТК также содержатся нормы о гарантиях и компенсациях для работников. В частности, гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда содержатся в главах ТК, посвященных трудовому договору. Статья 171 ТК прямо определяет, что гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и не освобожденным от исполнения трудовых обязанностей, определяются соответствующими разделами ТК.

Раздел VII ТК содержит также отсылки и к другим федеральным законам, которые могут устанавливать гарантии и компенсации для отдельных категорий работников. В частности, ст. 184 ТК устанавливает, что виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания определяются федеральными законами.

Раздел VII ТК отсылает не только к федеральным законам, но и к законам субъектов РФ. Так, согласно ст. 172 ТК гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются и законами субъектов РФ, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

 

Глава 23. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 164. Понятие гарантий и компенсаций

 

Комментарий к статье 164

 

ТК дает определение понятий "гарантии" и "компенсации", из которого исходит трудовое законодательство.

Гарантии, цель которых обеспечить осуществление работниками их прав в сфере труда, могут иметь две формы: денежную и неденежную.

Денежные гарантийные выплаты подразделяют на два вида: гарантийные выплаты и гарантийные доплаты. Они выплачиваются работнику с целью недопущения снижения его заработка.

Гарантийные выплаты производятся работникам за время, когда они не выполняют свои трудовые обязанности по уважительным причинам, установленным законодательством (освобождаются от выполнения работы). К таким случаям, в частности, относятся выплаты: в размере среднего заработка за время ежегодного основного и дополнительного отпуска (ст. ст. 114, 116 ТК и др.); за время учебных (целевых) отпусков (ст. ст. 173 - 176 ТК); выходного пособия при расторжении трудового договора по основаниям, указанным в ТК (ст. 178 ТК); за время вынужденного прогула в случае незаконного увольнения (ст. 394 ТК). Такие выплаты по существу заменяют работнику заработную плату.

Гарантийные доплаты производятся работнику в случаях, установленных в законодательстве, при выполнении работы, если при этом происходит снижение заработной платы. К числу гарантийных доплат, в частности, относятся: оплата времени простоя не по вине работника; доплаты несовершеннолетним в связи с сокращением продолжительности ежедневной работы (ст. 157 ТК), доплаты женщинам за время перерыва для кормления ребенка в возрасте до полутора лет, который включается в рабочее время (ст. 258 ТК); доплаты за время специального перерыва для обогревания и отдыха работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, которые включаются в рабочее время (ст. 109 ТК); доплата в размере среднего заработка в течение месяца при переводе работника на другую нижеоплачиваемую работу в данной организации в соответствии с медицинским заключением (ст. 182 ТК).

К неденежным гарантиям как средствам, способам, условиям, обеспечивающим реализацию предоставленных трудовым законодательством работникам прав, можно отнести, в частности, сохранение места работы и должности на время ежегодного основного и дополнительного отпуска (ст. ст. 114, 116 ТК и др.), преимущественное право оставления на работе для отдельных категорий работников при сокращении численности или штата работников (ст. 179 ТК), возложение на работодателя обязанности перевести беременную женщину на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов (ст. 254 ТК).

В отличие от этого компенсационные выплаты имеют целью возмещение работнику материальных затрат, которые он вынужден производить в связи с выполнением трудовых обязанностей или в связи с необходимостью прибыть на работу в другую местность. К компенсационным выплатам данная статья относит также выплаты в связи с исполнением работником обязанностей, установленных федеральными законами, в рабочее время (например, участие в судебном заседании в качестве присяжного заседателя).

Компенсации, понятие которых дано в настоящей статье, необходимо отличать от выплат компенсационного характера, входящих в состав заработной платы и выплачиваемых работнику в связи с непосредственным выполнением им своей трудовой функции (см. коммент. к ст. 129).

Компенсации устанавливаются с целью возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных и другими федеральными законами.

 

Статья 165. Случаи предоставления гарантий и компенсаций

 

Комментарий к статье 165

 

ТК устанавливает открытый перечень случаев, когда работникам предоставляются гарантии и компенсации, помимо тех случаев, которые указаны в главах ТК, посвященных заключению трудового договора, переводу на другую работу, оплате труда и др.

Случаи предоставления гарантий и компенсаций, которые обеспечивают реализацию работниками их прав в сфере труда, могут быть установлены также иными федеральными законами. К числу таких федеральных законов, в частности, относятся:

Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (в ред. от 19.07.2011) <1> (ст. 16);

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552; 1997. N 7. Ст. 808; 2001. N 29. Ст. 2949; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4436; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 7. Ст. 834; N 49. Ст. 6079; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2011. N 29. Ст. 4281; N 30 (ч. 1). Ст. 4590; Ст. 4596.

 

Федеральный закон от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (в ред. от 19.07.2011) <1> (ст. 19);

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3033; 2000. N 33. Ст. 3348; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 25. Ст. 2647; 2007. N 31. Ст. 4010; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17; 2010. N 31. Ст. 4155; 2011. N 19. Ст. 2707; N 30 (ч. 1). Ст. 4596.

 

Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (в ред. от 27.12.2009) <1> (п. п. 8, 10, 15 ст. 2);

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 128; 2004. N 12. Ст. 1035; N 35. Ст. 3607; 2008. N 9. Ст. 817; N 29 (ч. 1). Ст. 3410; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 52 (ч. 1). Ст. 6224; Ст. 6236; 2009. N 18 (ч. 1). Ст. 2152; N 30. Ст. 3739; N 52 (ч. 1). Ст. 6452.

 

Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в ред. от 07.11.2011) <1> (ст. 25).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169; N 28. Ст. 2884; 2007. N 46. Ст. 5554; 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3597; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 21; 2011. N 19. Ст. 2716; N 30 (ч. 1). Ст. 4590; Ст. 4596; N 45. Ст. 6333.

 

Часть 2 настоящей статьи определяет источники, за счет которых осуществляется предоставление гарантий и компенсаций, что необходимо учитывать работодателю при формировании расходов, связанных с оплатой труда (ст. 255 НК).

Гарантии и компенсации, которые обеспечивают работникам осуществление их прав в сфере труда, производятся за счет средств работодателя.

Выплаты в связи с исполнением работником государственных и общественных обязанностей, установленных федеральными законами, в рабочее время (выполнение обязанностей присяжных заседателей, донорство и др.) производятся, как правило, за счет органов и организаций, в интересах которых работник исполнял государственные или общественные обязанности. Часть 2 настоящей статьи называет лишь некоторые государственные и общественные обязанности, к выполнению которых могут привлекаться работники. Этот перечень не является исчерпывающим. В этих случаях на работодателя возлагается обязанность освободить работника от работы. Вместе с тем в некоторых случаях исполнения работниками государственных и общественных обязанностей, как, например, в случае сдачи работником-донором крови, на работодателя возлагается также обязанность сохранить средний заработок за дни освобождения от работы (см. ст. 186 ТК и коммент. к ней). О предоставлении работникам гарантий и компенсаций при исполнении государственных и общественных обязанностей см. также гл. 25 ТК и коммент. к ней.

 

Глава 24. ГАРАНТИИ ПРИ НАПРАВЛЕНИИ РАБОТНИКОВ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.