Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работников профессиональными союзами




 

Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений

 

Комментарий к статье 370

 

Наименование комментируемой главы приведено в соответствие с содержанием права профсоюзов представлять и защищать социально-трудовые права и интересы работников, закрепленного в ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Несколько изменено и название ст. 370 ТК с учетом расширения сферы защитной и контрольной деятельности профсоюзов.

В комментируемой статье определены важнейшие направления деятельности профсоюзов по реализации их защитной и контрольной функции. В их числе, прежде всего, указано на деятельность профсоюзов по осуществлению контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Значимость защитной и контрольной функций профсоюзов особенно возрастает в современный период, когда активно проходят процессы реструктуризации организаций с целью постоянного приспособления для выживания и дальнейшего развития в условиях конкурентной экономики.

МОТ обращает особое внимание на серьезные социальные издержки, возникающие в ходе непрерывного реструктурирования предприятий. Они касаются и России. В связи с этим в принятом Постановлении Исполкома ФНПР от 24.05.2006 "О действиях профсоюзов по защите интересов работников в условиях реструктуризации предприятий" <1> отмечается, что проводимая реструктуризация предприятий вызвала необходимость принятия профсоюзами на всех уровнях активных мер по содействию в трудоустройстве высвобождаемых работников, их правовой защите в условиях существенных изменений условий труда, активизации переговорного процесса с работодателями.

--------------------------------

<1> См.: Вести ФНПР. 2006. N 3 - 6.

 

В указанном Постановлении наряду с другими действиями профсоюзов обращено внимание на необходимость добиваться полного выполнения положений Генерального соглашения на установленный период его действия, относящихся к экономической политике, развитию рынка труда и содействию занятости населения; кроме того, оно обязывает строго отстаивать права профсоюзов, предусмотренные в гл. 58 и ст. 82 ТК (см. коммент. к гл. 58, ст. 82); добиваться при реструктуризации, сопровождающейся появлением организаций - новых юридических лиц, создания в каждой из них отдельной первичной профсоюзной организации. Реализация этих мероприятий направлена не только на защиту трудовых прав, но и на увеличение количества членов профсоюзов, принимающих активное участие в отстаивании интересов работников.

В ч. 2 комментируемой статьи четко определены меры по устранению работодателями выявленных нарушений. Они обязаны в недельный срок со дня получения от профсоюзного органа требования об устранении выявленных нарушений сообщить указанному органу о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Право профсоюзов на осуществление указанного контроля реализуется через систему создаваемых общероссийскими профсоюзами и их объединениями правовых и технических инспекторов труда профсоюзов, полномочия которых определяются положениями, утверждаемыми соответствующими профсоюзами и их объединениями. В положениях указываются широкие полномочия профсоюзных инспекторов труда, конкретизирующие и дополняющие предусмотренные комментируемой статьей.

Ранее действовавшим Постановлением Исполкома ФНПР от 22.05.2002 <1> было утверждено Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда, в котором предложено общероссийским, межрегиональным профсоюзам, территориальным объединениям организаций профсоюзов в целях повышения эффективности правозащитной работы, укрепления мотивации профсоюзного членства принять все меры по созданию и укреплению правовой инспекции труда. В соответствии с Типовым положением о профсоюзной правовой инспекции труда профсоюзов, утвержденным Постановлением Исполкома ФНПР от 26.09.2007 N 4-2 <2>, основными задачами профсоюзной правовой инспекции труда являются: осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений; юридическая защита трудовых прав и законных интересов членов профсоюзов (работников), а также профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействия) работодателей, их представителей и других должностных лиц, нарушающих или ограничивающих права и интересы работников; взаимодействие со средствами массовой информации, с органами прокуратуры РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

--------------------------------

<1> Вести ФНПР. 2002. N 5 - 6.

<2> Вести ФНПР. 2007. N 9 - 10.

 

В задачи профсоюзной инспекции входит, в частности, отстаивание интересов работников (членов профсоюзов) при разработке и изменении законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, социальных гарантий, прав профсоюзов, а также при выработке коллективных договоров и соглашений по социально-трудовым вопросам.

Профсоюзная правовая инспекция труда наделена правами и обязанностями, обеспечивающими реализацию ее основных функций, предусмотренных соответствующим положением. Профсоюзные правовые инспекторы имеют право:

проводить проверки соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; законодательства о профсоюзах, выполнения обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

направлять работодателям, их представителям, должностным лицам организаций обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников, контролировать выполнение их представлений об устранении выявленных нарушений;

принимать участие в разрешении трудовых споров, связанных с нарушением обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также в связи с изменениями условий труда.

Профсоюзные правовые инспекторы труда во время проверок обязаны быть объективными и руководствоваться только законом, они обязаны:

укреплять авторитет профсоюзов, соблюдать дисциплину труда, своевременно выполнять поручения руководства;

обеспечивать абсолютную конфиденциальность источника всякой жалобы на действия работодателя, если заявитель возражает против такого сообщения.

Профсоюзные инспекторы труда принимают участие в рассмотрении трудовых споров, а также в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Они принимают участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также наделены правом обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

На должность профсоюзных правовых инспекторов труда назначаются юридически подготовленные лица, имеющие высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет.

Профсоюзные правовые инспекторы труда по поручению руководителя соответствующего профсоюзного органа представляют, ведут переговоры, защищают интересы работников и профсоюзов в органах государственной власти, местного самоуправления, объединения работодателей, внебюджетных фондах и иных органах, участвуют в разрешении коллективных трудовых споров по просьбе членской организации. Они взаимодействуют с судебными, правоохранительными органами, структурами федеральной инспекции труда по формированию единой правоприменительной практики, проведению совещаний, семинаров, совместных проверок соблюдения трудового законодательства.

Наряду с правовой инспекцией труда действует также техническая инспекция труда. Положением о технической инспекции труда, утвержденным Постановлением Исполкома ФНПР от 19.12.2005 N 7-6 <1>, определены основные направления деятельности, права и обязанности технической инспекции труда по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями законодательства об охране труда и окружающей среды, обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также соблюдением прав и законных интересов работников на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза. В Положении подробно изложены функции технических (главных технических) инспекторов, обеспечивающие решение задач, возложенных на технические инспекции труда. Так, они имеют право беспрепятственно посещать организации, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, для проверки соблюдения норм трудового права, выполнения условий коллективного договора, соглашения и направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений действующих норм об охране труда. Они наделены также правом предъявлять работодателю требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

--------------------------------

<1> Вести ФНПР. 2005. N 11 - 12.

 

Технические (главные технические) инспекторы труда оказывают помощь членам профсоюза и профсоюзным выборным органам в составлении исковых заявлений в судебные органы в защиту законных прав работников в области охраны труда и представляют их интересы в судебных инстанциях при нарушении работодателями прав работников в этой области.

 

Статья 371. Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа

 

Комментарий к статье 371

 

Согласно комментируемой статье работодатель в случаях, предусмотренных ТК, принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа.

Возникает вопрос о конкретном определении профсоюзного органа, учет мнения которого является для работодателя обязательным, а также о порядке получения и учета соответствующего мнения.

В настоящее время в ТК вопрос о профсоюзном органе, учет мнения которого является для работодателя обязательным, формулируется различно. В одних ситуациях (см., например, ст. ст. 82, 99, 113, 123, 301) такое мнение выражает выборный орган первичной профсоюзной организации, а в других случаях (см., например, ст. ст. 103, 147, 154, 162, 190, 196) указывается на принятие работодателем решения с учетом мнения представительного органа работников. Такая формулировка обычно употребляется при отсутствии в организации работодателя первичной профсоюзной организации. Потому вопрос о принятии работодателями решений об условиях труда с учетом представительного органа работников желательно четко формулировать в коллективном договоре организации.

Иногда вопрос о представительном органе, мнение которого необходимо учитывать при решении соответствующих вопросов, указывается непосредственно в правовом акте, определяющем порядок его принятия. Например, в Типовом положении о комитете (комиссии) по охране труда, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2006 N 413 <1>, предусмотрено, что комитеты (комиссии) по охране труда, создаваемые в организациях, являются составной частью системы управления охраной труда организации, работа которых строится на принципах социального партнерства. Положение о комитете (комиссии) утверждается приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками организации представительного органа.

--------------------------------

<1> Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2006. N 6.

 

Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов

 

Комментарий к статье 372

 

В комментируемой статье предусмотрены процедурные требования к работодателю, принимающему в соответствии со ст. 8 ТК локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Они заключаются в следующем:

1) перед принятием локального нормативного акта работодатель обязан направить подготовленный проект и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников;

2) указанный орган внимательно рассматривает полученный от работодателя документ, формулирует в письменном виде свое мотивированное мнение по соответствующему проекту и не позднее пяти рабочих дней со дня его получения направляет работодателю;

3) в мотивированном мнении выборного органа может быть выражено либо согласие с проектом локального акта, либо несогласие с ним, либо могут содержаться предложения по его совершенствованию.

При наличии согласия, естественно, работодатель имеет право принять разработанный им локальный акт.

Если согласия нет либо содержатся предложения по совершенствованию проекта, то работодатель может согласиться с таким мотивированным мнением выборного органа либо обязан в течение трех дней после его получения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации. В процессе таких консультаций возможно устранение спорных вопросов.

При недостижении согласия возникшие разногласия должны быть оформлены протоколом. После этого работодатель имеет право принять локальный акт, хотя в нем остаются спорные вопросы.

Выборный орган первичной профсоюзной организации может обжаловать принятый работодателем локальный акт без учета мотивированного мнения профсоюзного органа в соответствующую инспекцию труда или в суд. Кроме того, выборный орган также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в установленном порядке.

Если выборный орган обратится с жалобой (заявлением) в Государственную инспекцию труда, то она обязана в течение одного месяца со дня ее получения провести проверку и при выявлении нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, которое является обязательным для исполнения.

 

Статья 373. Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя

 

Комментарий к статье 373

 

В комментируемой статье раскрыты важные юридические гарантии, обеспечивающие стабильность трудовых отношений и защиту работников - членов профсоюза от необоснованных увольнений по инициативе работодателя. Одной из таких гарантий является предусмотренное ст. 82 ТК обязательное участие выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (см. коммент. к ст. 82).

При увольнении работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК (т.е. в случаях увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя; несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), необходимо учитывать мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, предусмотренном комментируемой статьей.

Установленный в рассматриваемой статье организационно-правовой порядок получения и учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа включает комплекс взаимосвязанных и последовательных действий работодателя и выборного профсоюзного органа.

Приняв решение о возможном расторжении трудового договора по указанным в ч. 1 ст. 373 ТК основаниям в отношении работника - члена профессионального союза, работодатель подготавливает проект соответствующего приказа и копии документов, обосновывающих решение об увольнении, и направляет их в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации, т.е. той, членом которой является работник.

При согласии выборного органа первичной профсоюзной организации на расторжение трудового договора работодатель может принять соответствующее решение в отношении работника, т.е. расторгнуть с ним трудовой договор, но не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения органа первичной организации. В указанный период согласно ч. 5 ст. 373 ТК не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

Выборный орган первичной профсоюзной организации может не согласиться с подготовленным решением об увольнении. В этом случае указанный выборный орган в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых должны быть оформлены письменно - соответствующим протоколом.

Если в результате проведенных взаимных консультаций не будет достигнуто общее согласие, то работодатель по истечении 10 рабочих дней со дня направления всех необходимых материалов в выборный орган первичной профсоюзной организации имеет право принять окончательное решение в отношении соответствующего работника, в том числе уволить его.

Решение работодателя может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда, которая должна в течение 10 дней со дня получения жалобы (заявления) рассмотреть ее и в случае признания увольнения незаконным выдать работодателю предписание о восстановлении работника на работе и оплате вынужденного прогула. Это предписание является обязательным для исполнения работодателем.

Важно иметь в виду, что соблюдение всей изложенной выше процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд. Работодателю также представляется право обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

 

Статья 374. Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы

 

Комментарий к статье 374

 

В целях обеспечения реальной возможности работникам, избранным в профсоюзные органы, быстро и эффективно выполнять обязанности по защите трудовых прав и интересов работников в ст. ст. 171, 374, 375 для них предусматриваются дополнительные гарантии в сфере трудовых отношений.

В основе гарантий работникам, входящим в состав выборных профсоюзных органов, лежат положения, содержащиеся в документах МОТ, в частности, в Конвенции МОТ N 135 "О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях" (1971 г.), в которой предусматривается защита представителей работников, в том числе от увольнения по инициативе работодателей (см. коммент. к ст. 31).

Виды гарантий, перечень работников, для которых они установлены, и условия их предоставления дифференцируются прежде всего в зависимости от того, выполняется ли профсоюзная деятельность работником в сочетании с основной работой у работодателя (неосвобожденный профсоюзный работник) или работником, освобожденным от работы в организации или у индивидуального предпринимателя в связи с избранием его на выборную должность в профсоюзной организации (освобожденный профсоюзный работник). Эти различия отражены в ст. ст. 374 и 375 ТК.

В числе гарантий, установленных для профсоюзных работников, не освобожденных от основной работы, является защита от увольнения по инициативе работодателя руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним) без соблюдения установленных условий законности увольнения.

Увольнение указанных работников по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 3 и 5 ч. 1 ст. 81 ТК, допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

При отсутствии вышестоящего профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК, т.е. получения и учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (см. коммент. к ст. 373).

Следует иметь в виду, что на практике (уже не в первый раз) вопрос о конституционности норм, устанавливающих особые гарантии трудовых прав работников, входящих в состав выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций (включая их руководителей) и не освобожденных от их основной работы по трудовому договору, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ по делу в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда г. Кемерово (Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.2002 N 3-П) <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 7.

 

17 декабря 2008 г. Конституционный Суд РФ рассмотрел жалобу ФГУП "Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича", в которой оспаривалась конституционность п. 1 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", согласно которому работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.

Суть дела заключается в том, что работник указанного учреждения М., являющаяся членом профсоюзного комитета, не освобожденным от основной работы председателем профсоюзной организации данного предприятия, в рабочее время на рабочем месте организовала кампанию по сбору подписей против установки пивных палаток в г. Мурманске и тем самым нарушила правила внутреннего трудового распорядка организации.

Однако президиум Мурманской областной организации Российского профсоюза работников рыбного хозяйства, куда работодатель обратился с просьбой дать согласие на применение к указанному работнику дисциплинарного взыскания в виде замечания, в своем постановлении согласия не дал, причем данное решение мотивировано не было.

Российский профсоюз работников рыбного хозяйства в своем ответе на просьбу работодателя разъяснить указанное постановление сослался на отсутствие каких-либо нарушений норм трудового законодательства со стороны М.

По мнению заявителя, п. 1 ст. 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" не соответствует ряду статей Конституции, поскольку предоставляет необоснованные преимущества работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы, и создает для них возможность злоупотребления своими правами.

В Определении Конституционного Суда РФ от 17.12.2008 N 1060-О-П отмечается, что ТК, вступивший в законную силу с 1 февраля 2002 г., т.е. после вынесения Конституционным Судом РФ Постановления от 24.01.2002 N 3-П, закрепил иной круг гарантий для указанных категорий работников.

Так, ст. 374 "Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы" ТК содержит нормы, устанавливающие лишь особый порядок увольнения данных работников (с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа) и лишь по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 3 и 5 ч. 1 ст. 81 ТК.

Таким образом, содержащаяся в ст. 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" норма, не допускающая без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случае совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя, после вступления в силу названного Постановления Конституционного Суда РФ и ТК не действует и не подлежит применению.

Конституционный Суд РФ определил признать п. 1 ст. 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", согласно которому работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организации - без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы - органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов, не действующим и не подлежащим применению как содержащий положения, аналогичные ранее признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ.

Члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций (не освобожденные от основной работы), участвующие в качестве делегатов в работе съездов, конференций, работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а также когда это предусмотрено коллективным договором, на время краткосрочной профсоюзной учебы освобождаются от основной работы.

Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в перечисленных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

 

Статья 375. Гарантии освобожденным профсоюзным работникам

 

Комментарий к статье 375

 

В комментируемой статье предусмотрены гарантии и льготы освобожденным профсоюзным работникам, в соответствии с которыми работники, избранные на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации и имеющие статус освобожденного профсоюзного работника, обладают в сфере труда на основании коллективного договора такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и работники организации, индивидуального предпринимателя.

Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором (ч. 7 ст. 377 ТК).

Весьма существенной является предусмотренная ч. 1 комментируемой статьи гарантия предоставления прежней работы (должности) работнику, освобожденному от работы в организации или у индивидуального предпринимателя в связи с избранием его на выборную должность, по окончании срока его полномочий.

При отсутствии возможности вернуться на прежнюю работу (должность) ему предоставляется с его письменного согласия другая равноценная работа (должность) у того же работодателя.

В случае невозможности предоставления указанной работы (должности), например, в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, Общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев. А если он поступит на учебу или будет направлен на переквалификацию - на срок до одного года.

 

Статья 376. Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа

 

Комментарий к статье 376

 

В комментируемой статье определены важные гарантии права на труд тех работников, которые являлись руководителями выборного органа первичной профсоюзной организации или их заместителями без освобождения от основной работы у работодателя.

Суть этих гарантий в том, что в них предусматривается запрет для работодателей увольнять указанных работников в течение двух лет после окончания их выборных полномочий по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 3 и 5 ч. 1 ст. 81 ТК, без соблюдения порядка, установленного ст. 374 ТК, т.е. оно допускается с соблюдением общего порядка увольнения и только с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа, а при отсутствии последнего - с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК.

 

Статья 377. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации

 

Комментарий к статье 377

 

В комментируемой статье раскрываются основные обязанности работодателя по созданию условий для нормальной организации многообразной деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации. Эти обязанности закреплены либо непосредственно в ТК (см. ч. ч. 1, 2 коммент. статьи), либо вытекают из коллективного договора данной организации.

Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности первичных профсоюзных организаций могут быть предусмотрены коллективным договором. В частности, в комментируемой статье указываются основные направления коллективно-договорного регулирования ряда мер по обеспечению создания нормальных условий для деятельности первичных профсоюзных организаций.

В коллективно-договорном порядке определяется отчисление работодателем денежных средств первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.

В порядке, предусмотренном коллективным договором, решаются и некоторые важные финансовые вопросы, связанные со сбором членских профсоюзных взносов из заработной платы работников.

В отношении работников, не являющихся членами профсоюза, работодатели также по письменному заявлению указанных работников ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из их заработной платы на условиях и в порядке, установленных коллективным договором или отраслевым (межотраслевым) соглашением, которые распространяются на данного работника.

На практике обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации дополняются более конкретными с учетом особенностей организаций, в которых действуют первичные профсоюзные организации (см. коммент. к ст. 32).

 

Статья 378. Ответственность за нарушение прав профессиональных союзов

 

Комментарий к статье 378

 

Ответственность за нарушение прав профессиональных союзов предусмотрена в ст. 30 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", согласно которой должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) за нарушение законодательства о профсоюзах несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Право требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения виновных должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, предоставлено органам общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичным профсоюзным организациям. При наличии перечисленных нарушений указанные профсоюзные органы могут требовать от работодателя расторгнуть трудовой договор с виновным должностным лицом. Это требование является для работодателя обязательным к исполнению.

Право требовать привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей в случаях нарушения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условия коллективного договора, соглашения, предоставлено также представительному органу работников, например выборному органу первичной профсоюзной организации.

Статья 195 ТК обязывает работодателя рассмотреть заявление представительного органа о допущенных нарушениях и сообщить о результатах в представительный орган работников. Если факты нарушения подтвердятся, то работодатель обязан применить к соответствующим виновным лицам дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Административная ответственность за нарушение прав профсоюзов, предусмотренных в трудовом законодательстве и иных актах, содержащих нормы трудового права, коллективных договорах, соглашениях, предусмотрена главным образом в КоАП. Эти нарушения связаны с реализацией права профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров, соглашений:

- в уклонении работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения (ст. 5.28 КоАП);

- в непредоставлении работодателем (или его представителем) информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора (ст. 5.29 КоАП);

- в необоснованном отказе работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП);

- в нарушении или невыполнении работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП).

Возможны и другие виды нарушений прав профессиональных союзов, связанных с их полномочиями по участию в регулировании социально-трудовых отношений.

Административная ответственность выражается в наложении административного штрафа на виновных должностных лиц в размерах, установленных КоАП, применительно к виду правонарушения. Порядок привлечения к административной ответственности устанавливается федеральными законами. Дела об административных правонарушениях в области трудовых отношений рассматривает Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда. Штрафы налагаются государственными инспекторами труда. Нарушение законодательства о труде лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ст. 5.27 КоАП).

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Трудовое законодательство устанавливает и гарантирует судебную защиту прав профсоюзов. В соответствии со ст. 29 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации.

 

Глава 59. САМОЗАЩИТА РАБОТНИКАМИ ТРУДОВЫХ ПРАВ

 

Статья 379. Формы самозащиты

 

Комментарий к статье 379

 

В комментируемой статье предусмотрена возможность самозащиты работников в случае нарушения их трудовых прав. Это новый для трудового законодательства способ защиты прав работников, не получивший еще достаточной регламентации относительно ряда важных вопросов, возникающих в связи с реализацией этого права.

Самозащита - это право работника отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных ТК и иными федеральными законами, например, когда работник участвует в проведении аварийно-спасательных работ, связанных с угрозой здоровью и жизни спасателя при выполнении им своих служебных обязанностей (см. ст. 1 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (в ред. от 25.11.2009) <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3503; 2000. N 32. Ст. 3341; N 33. Ст. 3348; N 46. Ст. 4537; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4435; 2004. N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; N 49. Ст. 4840; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 15; N 19. Ст. 1752; 2008. N 18. Ст. 1938; 2009. N 19. Ст. 2274; N 48. Ст. 5717.

 

Правовой основой для законодательного установления самозащиты работниками трудовых прав является ч. 2 ст. 45 Конституции РФ и ч. 1 ст. 21 ТК, в которых указывается, что работник имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.

Работник не обязан исполнять работу, не обусловленную трудовым договором, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, например, при переводе на другую работу в случае производственной необходимости (см. ст. 74 ТК и коммент. к ней). Он вправе отказаться от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения со стороны работодателя требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (ч. 7 ст. 220 ТК).

Действующее законодательство обязывает работника немедленно извещать своего непосредственного начальника о серьезной угрозе жизни и здоровью работника на его рабочем месте. До тех пор, пока работодатель не устранит негативных условий труда, он не может требовать от работника возобновления работы.

При отказе работника от выполнения таких работ работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности (ч. 4 ст. 220 ТК).

Комментируемая статья дополнена ч. 2, в которой указывается на право работника в целях самозащиты трудовых прав отказаться от выполнения работы также и в других случаях, предусмотренных ТК или иными федеральными законами. Например, согласно ст. 142 ТК при задержке выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Такое приостановление работы не допускается в случаях, перечисленных в ст. 142 ТК. Так, согласно ч. 2 этой статьи не допускается приостановление работниками выполнения работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

Реализация права на защиту своих трудовых прав требует от работника соблюдения установленного законом требования об извещении работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме о соответствующем отказе от выполнения работы.

Приостановка работы в целях самозащиты работником своих трудовых прав не прекращает трудового правоотношения. За работником на время отказа от работы сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Так, в период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на своем рабочем месте. Отсутствовавший работник обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

В соответствии со ст. 236 ТК при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы (и других выплат, причитающихся работнику) работодатель обязан выплатить работнику их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере и порядке, установленном в названной статье ТК. При этом размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

В случае необходимости работник может обратиться в органы федеральной инспекции труда или в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров за разрешением возникших вопросов.

 

Статья 380. Обязанность работодателя не препятствовать работникам в осуществлении самозащиты

 

Комментарий к статье 380

 

Обязанность работодателя не препятствовать работникам в осуществлении ими защиты своих трудовых прав вытекает из трудовых правоотношений, возникающих между работником и работодателем.

В случае если в период самозащиты работника на него оказывается психологическое давление или он подвергается угрозам со стороны руководителя, иных должностных лиц организации по привлечению его к дисциплинарной или иной ответственности, работник может обжаловать незаконные действия указанных лиц, представляющих интересы работодателя, в суд или в федеральную инспекцию труда.

Юридической гарантией реализации права работника на самозащиту своих трудовых прав (см. коммент. к ст. 379) является ч. 7 ст. 220 ТК, согласно которой отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренными трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

 

Глава 60. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.145 сек.