Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы и принципы конституционного строя Украины




В Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года определены, а в Конституции Украины окончательно закреплены основы конституционного строя Украины.

Понятие «конституционный строй» - широкая, многогранная категория, которая охватывает разные аспекты: от закрепления основ социально-экономического и политического устройства государства, выбора направления ее государственно-правового развития до определения юридических норм и методов разрешения поставленных задач.

Конституционный строй характеризует устройство общества во всей многогранности господствующих в нем общественных отношений, охватывает различные стороны его жизни, в частности организацию и функционирование экономической, политической, социальной и духовной организации общественной жизни.

Конституционный строй – это предусмотренная Конституцией форма организации государства и система общественных отношений, которая охватывает многогранные аспекты социально-экономического, духовного и политического развития страны.

Конституционные признаки украинского государства определены в статье 1 Конституции. В ней провозглашено то, что Украина является суверенным, независимым, демократическим, социальным, правовым государством.

«Суверенитет» происходит от французского слова и означает независимость.

Государственный суверенитет представляет собой верховенство, полноту, всеобщность,
исключительность государственной власти в пределах ее территории и независимость, и равноправие во внешних сношениях. Различают два аспекта государственного суверенитета: внешний и внутренний.

Внутренний суверенитет выражает верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране.

Он проявляется:

1. В распространении государственной власти на всё население и общественные организации страны;

2. В обязательности решений органов государственной власти для всех, кого они касаются на территории государства и в пределах экстерриториальности (за границей);

3. В возможности отмены и признания ничтожным любое проявление другой общественной власти;

4. В исключительных полномочиях государства на самостоятельное издание и применение

общеобязательных норм и иных предписаний, содержащихся в законах, указах, постановлениях и др.

Внешний суверенитет выражает независимость государственной власти во взаимоотношениях с другими государствами.

Он проявляется:

1. В том, что государство, будучи субъектом международного права, выступает равноправным участником международного общения;

2. Непосредственно заключает международные договора;

3. Обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми представительствами;

4. Способствует укреплению общего мира и международной безопасности.

Сущность суверенитета, отражая природу государства в целом, определяется тем, какая социальная сила выступает его действительным источником. Согласно статьи 5 Конституции Украины носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Полновластие народа реализуется как непосредственно, так и через представительные органы. Ни одна политическая партия, общественная организация, другая группировка или отдельное лицо не могут выступать от имени всего народа Украины. От имени всего народа может выступать исключительно Верховная Рада Украины. Полновластие народа, народовластие – это суверенитет народа и государственный суверенитет определяется через суверенитет народа. Суверенитет народа предполагает наличие прав и свобод, гарантию независимости личности, верховенство воли большинства при соблюдении прав меньшинства. Существует еще и такое понятие как «суверенитет нации», который выражается в полновластии нации, в ее политической свободе, в обладании реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая, прежде всего, способность политически самоопределяться вплоть до отделения и создания самостоятельного государства. Каждая нация вправе сохранять и свободно развивать свой язык, обычаи, традиции. Суверенитет нации является основой для суверенитета народа, сложившегося на определенной исторической территории, который составляет основу того или иного общества.

Согласно статьи 1 Конституции Украины наше государство провозглашено демократическим государством. «Демократия» происходит от греческого «демос» - народ, «кратос» – сила, власть и означает власть народа, народовластие, что составляет сердцевину любых демократических политических режимов.

Демократическим государствам присущи следующие признаки:

1. прямое участие населения в решении государственных вопросов - прямая, непосредственная демократия (референдум, резолюция митинга, решение сельского схода);

2. участие населения в решении государственных дел через представительные органы – представительная демократия (парламент);

3. гарантированность провозглашенных в соответствии с международными стандартами прав и свобод человека и гражданина;

4. прочная законность и порядок;

5. существование различных форм собственности;

6. плюрализм мнений;

7. многопартийность;

8. достаточно высокий социально-экономический уровень жизни широких масс населения;

9. эффективный контроль над преступностью, особенно над организованной.

Говоря об Украине как о социальном государстве, следует исходить из ее ориентации на

осуществление широкомасштабной и эффективной социальной политики, которая позволила бы реально обеспечить права и свободы человека и гражданина, получила бы проявление в социальной защите малообеспеченных слоев населения, в создании доступных систем образования, здравоохранения.

В социальном государстве создаются условия для выявления интересов социальных слоев и групп, и их всесторонней оценки. На этой основе складываются предпосылки для формирования и проведения в жизнь таких решений, которые поддерживались бы различными слоями населения. Социальное государство, в таком случае, становится средством достижения социального компромисса и равновесия в обществе. В соотношении с гражданским обществом оно обретает служебную роль, специфическим образом интегрируя его, а не раскалывая, обеспечивая возрастание его жизнеспособности и устойчивости.

Говоря об Украине как о правовом государстве, следует исходить из того, что правовое государство – это такое государство, в котором господствует право, в котором деятельность государства, его органов и должностных лиц осуществляется на основе и в пределах границ, определенных правом; где не только личность отвечает за свои действия перед государством, но и государство несет реальную ответственность перед личностью за свою деятельность и ее последствия.

Признаками правового государства являются:

1. разделение властей;

2. верховенство и прямое действие конституционного закона;

3. соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

4. единство прав и обязанностей граждан;

5. взаимная ответственность личности и государства;

6. связанность государства правом (государство, издавшее закон, не может его нарушить);

7. высокая правовая культура населения и др.

В статье 2 Конституции Украины провозглашено, что Украина является унитарным государством, то есть таким государством, в границах которого нет образований, которые имели бы признаки суверенитета и право самостоятельно вступать в отношения с другими государствами. Унитарное государство характеризуется административно-территориальным делением, части которого не имеют признаков государственности. Украина не является классическим унитарным государством, поскольку в ее состав входит Автономная Республика Крым.

Кроме унитарных государств существуют еще федерации и конфедерации.

Федерация состоит из двух и более государственных образований, делегировавших часть суверенных прав центральной власти, то есть образуются общие для всей федерации высшие органы власти и управления, причем высшие органы власти сохраняются и у каждого члена федерации. Последние могут иметь собственное законодательство, судебную, налоговую системы.

Конфедерация – это государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств, которые создаются для достижения каких-либо определенных целей. Суверенные государства, входящие в конфедерацию, остаются субъектами международного права, имеют свои органы власти и управления, свое гражданство, правосудие, собственную конституцию,

самостоятельные источники доходов, часть из которых может выделяться в бюджет конфедерации. Акты конфедерации требуют одобрения высших органов государственной власти государств, входящих в состав конфедерации.

В статье 5 Конституции Украины указано, что Украина является республикой. В государстве, таким образом, устанавливается республиканская форма правления.

Форма государственного правления – это способ организации высшей государственной власти, соотношение органов высшей государственной власти между собой и степень участия населения в их формировании и деятельности.

Различают два вида формы правления: монархия и республика.

Монархия бывает абсолютной неограниченной и конституционной. Конституционная монархия, в свою очередь, может быть дуалистической или парламентарной. Республики также бывают двух видов: парламентские и президентские.

Для Украины характерна смешанная форма правления. В ней имеются как признаки президентской формы правления (выборы парламента и Президента), так и признаки парламентской формы правления (обязательное утверждение Верховной Радой Украины кандидатуры Премьер-министра Украины, возможность выразить недоверие ему и Кабинету Министров Украины).

Статья 15 Конституции Украины гарантирует построение общественной жизни на принципах политического, экономического и идеологического многообразия.

Политическое многообразие обозначает реальную возможность создания и деятельности различных объединений граждан (партий, движений, конгрессов), главная цель которых участие в разработке государственной политики, в формировании и функционировании органов государственной власти и местного самоуправления.

Идеологическое многообразие – это реальное право субъектов (лиц или объединений) беспрепятственно формулировать, исследовать, пропагандировать и воплощать в практику общественных отношений идеи, теории, взгляды относительно различных аспектов жизни государства, общества, цивилизации в целом. Никакая идеология в нашей стране не может признаваться государственной. Запрещена цензура, то есть гарантируется свобода печати.

Экономическое многообразие предусматривает возможность равноправного существования различных форм собственности (частная, коллективная, государственная) и их одинаковую поддержку со стороны государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.