Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательный процесс в Украине, его стадии




В Конституции Украины закреплены основные позиции законодательного процесса, то есть деятельности, направленной на создание новых, а также на изменение или отмену действующих законов. Законодательный процесс в Украине состоит из нескольких этапов:

1. Законодательная инициатива,

2. Разработка законопроекта,

3. Рассмотрение законопроектов в соответствующих комитетах,

4. Рассмотрение законопроекта в Верховной Раде,

5. Принятие закона,

6. Опубликование закона,

7. Вступление закона в силу.

В статье 93 Конституции Украины определен круг субъектов, которые наделены правом законодательной инициативы, то есть правом официально вносить предложения о принятии, изменении или отмене законов, которые Верховная Рада обязана рассмотреть по сути. При этом парламент не обязан удовлетворить законодательную инициативу, а должен ее рассмотреть и принять соответствующее решение.

Право законодательной инициативы по Конституции Украины имеют Президент Украины, Кабинет Министров Украины, Национальный банк Украины, народные депутаты. Если идея о необходимости проведения законотворческой работы возникает у других субъектов, то они также могут обратиться в Верховную Раду с соответствующими предложениями. Однако эти обращения не будут обязательными для рассмотрения в парламенте. Чтобы их рассмотрели в Верховной Раде, необходимо внести эти предложения от имени субъектов, наделенных правом законодательной инициативы.

Разработка проекта закона может осуществляться по поручению Верховной Рады, комитетов, Кабинета Министров, Президента Украины. Проекты законов в инициативном порядке имеют право разрабатывать граждане и юридические лица, но подают они эти проекты через субъектов, наделенных правом законодательной инициативы.

В Верховной Раде существует определенная последовательность рассмотрения законопроектов и изменений к законам, которая определяется планами законодательных работ. Президентские законопроекты, определенные как первоочередные, должны рассматриваться вне очереди (ст.93). Сначала рассмотрение законопроекта осуществляется в соответствующих комитетах. Они дают заключение о целесообразности его принятия и о дальнейшей работе над ним. После рекомендации соответствующего комитета Верховной Рады законопроект, как правило, проходит на пленарных заседаниях три чтения. 1 чтение – это одобрение основных положений законопроекта. 2 чтение – это постатейное обсуждение и одобрение законопроекта и 3 чтение – это принятие закона в целом. Между пленарными заседаниями в комитетах осуществляется доработка законопроекта.

Законы принимаются Верховной Радой большинством от ее конституционного состава (более 225 голосов). Для принятия конституционного закона, то есть для внесения изменений в Конституцию или принятия Конституции, необходимы голоса 2\3 конституционного состава Верховной Рады (то есть квалифицированное большинство – 301 голос). Принятый Верховной Радой Украины закон подписывается Председателем Верховной Рады, принимается постановление о порядке вступления его в силу и все это немедленно направляется Президенту Украины, который в течении 15 дней должен ознакомиться с ним и принять одно из двух решений: 1. Одобрить и подписать закон, а затем обнародовать или 2. Наложить на закон вето (отлагательное), то есть отклонить закон и не подписывать его, а вместе с мотивированными предложениями направить его на повторное рассмотрение в Верховную Раду Украины.

Если в течение определенного Конституций срока (15 дней) Президент не возвратил закон для повторного рассмотрения, то закон считается одобренным и должен быть подписан и обнародован.

Если после отклонения закона Президентом Украины при его повторном рассмотрении Верховной Радой этот закон поддержат не менее чем 2\3 от конституционного состава депутатов, то вето Президента считается преодоленным. В таком случае Президент Украины обязан подписать закон и обнародовать его в течение 10 дней.

Официальным обнародованием закона считается его опубликование в течение 30 дней в Ведомостях Верховной Рады и в течение 5 дней в газете «Голос Украины». Опубликование текста закона в других изданиях имеет исключительно информационное значение и не способствует никаким юридическим последствиям. На эти источники нельзя ссылаться при решении дел, которые имеют юридическое значение.

По общему правилу, закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если иное не указано в законе. Если в законе указан другой срок, то эта дата не должна быть определена раньше дня официального опубликования закона.

5. Президент Украины – глава украинского государства.

Термин «президент» происходит от латинского, что буквально означает «сидящий впереди».

В современном понимании президент – это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов.

Родиной института президентства справедливо считают США, поскольку Конституция США 1787 года в отличие от других государств того времени, где исключительная власть повсеместно имела монархический характер, установила принцип выборности населением главы государства и федеральной исполнительной власти.

Президент Украины согласно ст. 102 Конституции Украины является главой государства, гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, прав и свобод человека и гражданина, соблюдения Конституции Украины.

Определение президента в качестве главы государства имеет существенное значение. Функции представителя государства внутри страны и в международных связях больше соответствует ситуация, когда у президента статус главы государства, а не просто высшего должностного лица или главы исполнительной власти.

Как глава государства президент выступает как при решении внутренних проблем государства, так и от ее имени в международных отношениях. На практике это означает то, что президенту не требуется какого-либо дополнительного засвидетельствования его полномочий. Они возникают из его статуса.

Надо учитывать и то, что важной задачей, стоящей перед президентом, является обеспечение функционирования органов государственной власти в режиме согласия, консенсуса, то есть президент как глава государства выступает в роли арбитра в случае возникновения недоразумений между законодательной и исполнительной ветвями власти.

Существенное значение для стабильности его правового статуса имеет то, что он получает свои полномочия непосредственно от народа.

Институт президентства в Украине был введен в 1991 году Законом Украины «Об утверждении поста Президента Украинской ССР и внесении изменений и дополнений к Конституции (Основному Закону Украинской ССР)» от 05.07.91гю, то есть путем принятия соответствующих поправок к Конституции УССР 1978 года.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.