Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое положение и полномочия Президента России




1.1 Правовое положение Президента России как главы государства

Институт Президента РФ был введен в 1991 году по итогам Всероссийского референдума 17 марта 1991 года. В настоящее время - это принципиально новый институт при сохранении прежнего названия. В 1991 году граждане РСФСР высказались за введение института президента, а затем избрали Президента России как высшее должностное лицо и главу исполнительной власти страны. Такой статус в основе своей воспринимал модель функций американского президента. Институт Председателя Совета Министров РФ давал возможность Президенту РФ дистанцироваться от деятельности российского Правительства. Тем не менее, до принятия Конституции 1993 года Президент РФ юридически был самым главным элементом исполнительной власти в стране, а также осуществлял функции по представительству государства.«24 сентября 1993 года Президент РФ издал Указ «О поэтапной реформе в Российской Федерации». Указ прерывал осуществление функций. Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, т.е. прекращал деятельность этих органов. А после того, как они выразили свое несогласие с подобным решением, были насильственным путем ликвидированы в начале октября 1993 года. Кроме того, Указ Президента назначал выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ - палату нового Парламента». Согласно ст. 50 Конституции РФ Президент Российской Федерации является главой государства. Глава государства - это должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства. Вообще же в мире существует три вида правового положения президента в системе высших государственных органов государства:

- президент лишь номинально является главой государства и выходит на политическую арену только во время политических кризисов.- президент является главой исполнительной власти, выполняет и функции главы государства

- президент не входит непосредственно ни в одну ветвь власти, а, сконцентрировав в руках важнейшие полномочия, занимает особое место в системе органов государственной власти

Правовой статус Президента России подпадает под статус третьего лица: «Президент в России, обладая реальными и сильными полномочиями, не возглавляет исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место».

При последовательном проведении принципы разделения властей все равно необходима координация деятельности ветвей власти. В России этим занимается Президент РФ. Он координирует работу всех ветвей власти, для чего ему предоставляются полномочия по отношению к другим государственным органам. Особенно сильными полномочиями Президент обладает в отношении исполнительной ветви власти. В частности, он назначает Председателя Правительства (с согласия Государственной Думы), единолично назначает всех остальных членов Правительства. Таким образом, Президент РФ, сконцентрировав в своих руках важнейшие полномочия, является как бы арбитром в государственном аппарате, дирижером в оркестре, где музыкантами являются ветви власти.

Такому положению Президента в России есть вполне логическое обоснование. Дело в том, что усиление правового статуса Президента крайне необходимо в странах, не имеющих демократических традиций (а именно такой и является Россия), а также в период проведения реформ.

Однако было бы неправильно думать, что Президент руководит деятельностью ветвей власти. На самом деле ни одна ветвь власти ему не подчиняется, они лишь должны считаться с полномочиями Президента, которые он осуществляет не на основе ничем не связанной воли, а в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Каждая из ветвей власти осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, будучи обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов» властей, система гарантий против узурпации государственной власти Президентом. К ним относятся:

1) Ограниченность периода полномочий Президента (четыре года);

2) Всенародные прямые выборы;

3) Альтернативный характер выборов;

4) Недопустимость занятия поста Президента одним и тем же лицом более двух сроков подряд;

5) Возможность отрешения его от должности;

6) Возможность признания не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента на основе решений Конституционного Суда.

 

1.2 Полномочия президента в системе органов государственной власти

Функции Президента РФ связаны с важнейшими основами жизнедеятельности государства и общества (ст.80 Конституции РФ).

1. Президент - гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за бесперебойную работу защиты Конституции РФ и прав человека. Он обязан принимать все необходимые меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.

2. Президент - гарант суверенитета Российской Федерации. Он принимает меры к охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности. Для этой цели он наделяется особыми полномочиями на оперативное решение вопросов (введение военного и чрезвычайного положения и т.п.).

3. Президент - гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Он осуществляет координацию деятельности ветвей власти и для этого наделяется соответствующими полномочиями.

4. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами и не может им противоречить. О том, какую политику он будет проводить, в определенной мере можно узнать из программы, с которой Президент идет на выборы. Разумеется, жизнь корректирует действия Президента. Вот почему Конституция обязывает его направлять ежегодные послания Федеральному Собранию, в которых формируются основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Наряду с функциями главы государства Президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства. Именно благодаря полномочиям происходит осуществление статуса и функций Президента, а важность и многообразие его политических функций определяют сферу обширных президентских полномочий. Компетенция Президента РФ как совокупность его полномочий может быть системно охарактеризована по следующим основным направлениям.

По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета. Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции. Эти полномочия затрагивают все стороны государственной деятельности, их можно обобщить по нескольким сферам. Полномочия связанные с:

Функционированием федеральных органов государственной власти: Президент здесь действует не единолично, а совместно с парламентом, который либо одобряет назначение Президентом высших должностных лиц, либо назначает их, избрав из предложенных Президентом кандидатур. Президент:

- назначает Председателя Правительства

- назначает заместителей Председателя Правительства

- назначает министров

- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

- принимает решения об отставке Правительства;

- предлагает кандидатуры судей судов высших инстанций (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного);

- предлагает кандидатуру Генерального прокурора;

- предлагает кандидатуру председателя Центрального банка;

- формирует и возглавляет Совет Безопасности;

- может формировать свою Администрацию;

- определяет своих представителей в федеральных округах и субъектах Федерации, а также в палатах парламента;

- назначает высшее командование Вооруженных Сил;

- назначает дипломатических представителей.

· По отношению к власти законодательной:

- назначает выборы в Государственную Думу и референдум;

- распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренном в Конституции;

- вносит законопроекты в Государственную Думу;

- подписывает и обнародует федеральные законы, обладая при этом правом отлагательного вето;

- подает запросы в Конституционный Суд в соответствии нормативных актов Конституции РФ, а также о ее толковании.

· С военной областью: Президент утверждает военную доктрину, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Ему предоставлено право в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего условия Президент уполномочен объявить и о введении чрезвычайного положения на территории России.

· С внешнеполитической областью: помимо того, что Президент определяет основные направления внешней политики страны, он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.

· С отношением к гражданам:

- решает вопросы гражданства;

- предоставляет политическое убежище;

- награждает государственными наградами Российской Федерации; присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;

- решает вопросы помилования;

· Правотворческие полномочия Президента: согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории России. Акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы государственной власти и наряду с Конституцией и федеральными законами являются базой для нормотворческой деятельности Правительства. Указы бывают как ненормативного, так и нормативного характера, а распоряжения же всегда относятся к актам индивидуальным. Акты Президента не должны противоречит Конституции и федеральным законам. В Конституции нет точного перечня вопросов, по которым Президент может издавать указы. Практика же вышла на путь издания указов Президентом для реализации его полномочий, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами. Нормативные акты Президента по общему правилу вступают в силу по истечении семи дней после публикации. Гарантией конституционных актов Президента выступает Конституционный Суд.

2.2 Основания досрочного прекращения полномочий Президента России

В последнее время привлекают пристальное внимание теоретические и практические вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента РФ. В ч. 2 ст. 92 Конституции, посвященной этим вопросам, говорится: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отстранения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Крайне важное значение имеет и следующая, третья часть ст. 92: «о всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Как видно, в ст. 92 указаны три способа досрочного прекращения исполнения полномочий Президента: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности. Рассмотрим каждый из них.

Отставка. Это добровольный уход с поста подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности, устного объявления будет в данном случае вряд ли достаточно. Подача в отставку и принятие Председателем Правительства на себя выполнение обязанностей Президента имеют уже бесповоротный для Президента характер. Иначе говоря, Президент не может потом объявить, что он «передумал» и отзывает свое заявление об отставке.

Правда, возникает практический вопрос: наступает ли для Председателя Правительства исполнение обязанностей Президента при отставке последнего автоматически или же Председатель должен официально объявить о начале исполнения обязанностей? Во избежание недоразумений на этот счет было бы полезным толкование ст. 92 Конституции со стороны Конституционного суда РФ. Можно предложить следующее толкование: поскольку Конституция говорит лишь об отставке Президента и не предусматривает того, что кто-то такую отставку принять, начало развития событий вызывается фактором официального объявления Президентом об отставке, которая, как сказано, подается в письменной форме (с указанием не только года, месяца и дня, но также и часа, с которого начинается отставка), даже если Президент объявляет о ней в публичном выступлении либо в заявлении по телевидению и т. п. Причем отставка должна следовать в день объявления о ней; т. е. Президент не может объявить сегодня о том, что через неделю, месяц и т. д. он уходит со своего поста, потому как подобная ситуация и предполагает для Президента возможность «передумать» и отозвать свое заявление.

C объявленного момента (дня и часа) Председатель Правительства считается автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента. В свою очередь и премьер незамедлительно делает заявление о том, что вступил в исполнение обязанностей. Такое его заявление необходимо для общественного спокойствия и обеспечения нормального продолжения общего хода государственных дел. Но не более того.

Состояние здоровья. При решении вопроса о судьбе полномочий Президента в связи с состоянием здоровья возможны две ситуации.

Первая ситуация. Президент чувствует себя больным, но он в ясном уме и поэтому сам объявляет, что не может продолжать исполнение полномочий Президента в силу физической немощи. Для этой ситуации как раз и подходит начальная формула ч. 2 ст. 92: Президент «прекращает исполнение полномочий досрочно» в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Но это практически означает ту же отставку - лишь с указанием конкретного основания.

Вторая ситуация. Состояние здоровья Президента таково, что требуется специальное авторитетное медицинское заключение; что касается собственного мнения Президента, то либо его невозможно спросить, например, при стойкой потере сознания, либо это мнение при состоянии Президента не может иметь решающего значения, к примеру, при наступивших глухоте, слепоте и т. д. Речь идет, следовательно, о случаях, когда, в отличие от отставки, личная воля Президента объективно не может быть решающим фактором, и Председатель Правительства объявляет о принятии на себя исполнения обязанностей Президента на основании медицинских документов. Правда, и здесь не все просто. Поэтому необходимо рассмотреть разные варианты, хотя для того, чтобы кто-то не искал косвенных форм свержения Президента.

Один вариант, как говорится, бесповоротный. Медицинская комиссия констатирует, что Президент уже не в состоянии вернуться к делам. Тогда Председатель Правительства приступает к исполнению обязанностей Президента, думается, со дня и часа, когда ему стало известно заключение медицинской комиссии; и делает специальное объявление об этом. И со дня такого объявления начинается отсчет указанных в Конституции 3 месяцев для проведения новых выборов.

Другой вариант - положение, когда Президент по состоянию здоровья не может временно исполнять свои обязанности, но есть надежда на то, что лечение восстановит его силы, после чего он опять сможет вести государственные дела. Для подобного варианта слова ч. 3 ст. 92 Конституции «во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации» надо трактовать таким образом, что в данное время Премьер замещает Президента.

Вопрос в том, нужно ли в этом случае Президенту делать специальное заявление. Очевидно, все зависит от конкретной ситуации. Если Председатель Правительства РФ уходит в отпуск, он возлагает свои обязанности на одного из первых заместителей. Никаких публичных заявлений не делается, но издается соответствующее распоряжение Председателя. Конечно, если первый заместитель один, то можно обойтись и без распоряжения, поскольку указанное правило предполагается логически либо находит отражение в законе о Правительстве.

С Президентом иное положение. Его замещение Председателем Правительства на время отпуска не предусмотрено. Находясь в отпуске, Президент продолжает оставаться «при исполнении». Прежде всего, Президент определил общие условия временного исполнения обязанностей. 19 сентября 1996 г. был принят Указ «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации». В нем говорилось: в целях обеспечения условий непрерывного осуществления государственной власти и на основании ч. 3 ст. 92 Конституции РФ установить, что «временное исполнение обязанностей Президента Российской Федерации в период, определенный в соответствии с отдельными указами Президента Российской Федерации в связи с проведением хирургической операции Президенту Российской Федерации, осуществляется Председателем Правительства Российской Федерации Черномырдиным В. С. в полном объеме, включая полномочия по контролю за стратегическими ядерными силами и тактическим ядерным оружием, для чего ему будут переданы соответствующие технические средства («ядерная кнопка»)». Далее предусматривалось, что Председатель Правительства приступает к временному исполнению обязанностей Президента РФ «с момента, определяемого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации о возложении на Председателя Правительства Российской Федерации временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации», обеспечение деятельности временного исполняющего обязанности Президента РФ осуществляется в установленном порядке Администрацией Президента РФ. Наконец, было обозначено, что данный Указ вступает в силу со дня его опубликования и действует до «момента подписания Президентом Российской Федерации указа о прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации».

Как можно видеть по содержанию Указа от 19 сентября 1996 г., Президент исходил из того, что он сам принимает решение о наступлении момента временного исполнения обязанностей по ч. 3 ст. 92. Ведь Председатель осуществляет временное исполнение обязанностей «в период, определяемый в соответствии с отдельными указами Президента», а заканчивается исполнение обязанностей с момента подписания Президентом «Указа о прекращении временного исполнения обязанностей».Практика это подтвердила. Согласно Указу от 5 ноября 1996 г. «О возложении на Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина В. С. временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации» в соответствии с Указом от 9 сентября 1996 г. Премьер-министр приступил к временному исполнению обязанностей Президента с 7 часов 00 минут 5 ноября 1996 г. Придя в себя после операции, т. е. будучи в сознании, но оставаясь физически весьма ослабленным человеком, Президент тем не менее тут же принял на себя президентские функции. 6 ноября 1996 г. был издан Указ «О прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации», которым постановлялось, что исполнение прекращается с 6 часов 00 минут 6 ноября 1996 г. Причем характерно то, что последним Указом были признаны утратившими силу Указы и от 5 ноября, и от 19 сентября 1996 г. Тем самым подчеркивалось, что речь идет о разовых документах, никакой общей нормативной базы для решения данного вопроса не создается, а если в будущем что-то подобное повторится, то потребуются новые указы Президента.

Итак, логика актов и действий Президента в период проведения ему операции на сердце в ноябре 1996 г. подтверждает, что, по его мнению, лишь ему принадлежит право определять, в состоянии ли он вновь заниматься государственными делами.

Безусловно, было бы трудно не признать за Президентом этого права. И, конечно, замещая Президента, Председатель Правительства опирается на Конституцию и на соответствующий указ Президента. Отсчета 3-месячного срока, предусмотренного ч. 2 ст. 92, в данном случае не производится. Однако, думается, надо учитывать и такое: ситуация со здоровьем изменилась к худшему, и Президент не в состоянии подписать указ о прекращении временного исполнения его обязанностей Председателем Правительства. Тогда нельзя исключить возникновение необходимости в том самом заключении медицинской комиссии, о котором говорилось ранее. Следовательно, переход из одной ситуации с состоянием здоровья в другую зависит от фактических обстоятельств. И в сложившихся обстоятельствах пойдет речь уже о досрочном прекращении исполнения полномочий Президента в силу стойкой неспособности их осуществлять по состоянию здоровья (ч.2 ст. 92 Конституции).

Отрешение от должности. При введении поста Президента РСФСР в 1991 г. в Конституции предусматривалась возможность его отрешения от должности в случае нарушения им Конституции РСФСР, законов РСФСР и принесенной присяги. Действующая Конституция РФ установила такие основания для постановки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно. Президент РФ, согласно ст. 93 Конституции, может быть отрешен от должности Советом Федерации (СФ) только на основании выдвинутого Государственной Думой (ГД) обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Процедура при отрешении по Конституции и регламентам Государственной Думы и Совета Федерации заключается в следующем. Предложение о выдвижении обвинения против Президента может быть внесено по инициативе не менее одной трети депутатов ГД. Дума образует специальную комиссию и получает ее заключение по существу вопроса. Согласно регламенту ГД, обсуждение предложения депутатов проводится на заседании ГД, на котором выступают уполномоченный от группы депутатов, выдвинувших обвинение, представитель специальной комиссии, обязательно заслушивается заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления, выступают депутаты, эксперты; представители Президента и Правительства в ГД могут получить слово вне очереди. ГД принимает решение о выдвижении обвинения против Президента двумя третями от общего числа депутатов палаты.

Решение ГД передается в Совет Федерации, который обязан получить заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. По Регламенту Совета Федерации, на его заседании рассмотрение вопроса начинается с сообщения Председателя ГД об основаниях выдвижения обвинения против Президента, затем слово предоставляется Председателю КС и Председателю Верховного Суда РФ для оглашения заключения этих органов, затем заслушивается заключение Комитета СФ по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. На заседание СФ приглашается Президент, ему или его представителю может быть предоставлено слово по их желанию. Решение СФ об отрешении Президента от должности принимается двумя третями голосов от общего числа членов данной палаты. Причем это решение должно быть принято не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения ГД обвинения против Президента (ч. 3 ст. 93 Конституции); если в указанный срок решение СФ не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

С объявлением решения Совета Федерации об отрешении от должности Президента начинается исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства РФ. Думается, при этом не будет излишним и заявление Председателя Правительства о том, что он приступил к исполнению обязанностей (для общественного спокойствия и нормального хода государственных дел).

При прекращении полномочий Президента на период до избрания нового Президента тоже целесообразно Председателю Правительства решать только неотложные текущие вопросы, не занимаясь нормотворчеством. Конечно, 3 месяца - срок немалый; за это время могут возникнуть обстоятельства, требующие от Председателя Правительства различных, в том числе и радикальных, действий в рамках полномочий Президента. Однако при нормальном развитии событий он вполне может воздержаться от каких-либо шагов, которые вынудят избранного позже Президента начинать с переоценки действий лица, бывшего исполняющим обязанности Президента.

Практическое задание:

1. Президент Российской Федерации на основании решений государственных органов ряда субъектов РФ своим указом включил в статью 65 Конституции РФ новые наименования субъектов: Республика Ингушетия – вместо наименования Ингушская Республика; Республика Калмыкия – вместо наименования Республика Калмыкия – Хальмг Тангч; Республика Северная Осетия – Алания вместо наименования Республика Северная Осетия; Чувашская Республика – Чувашия вместо наименования Чувашская Республика – Чаваш республики; Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – вместо наименования Ханты-Мансийский автономный округ.

Вправе ли Президент РФ вносить изменения в Конституцию РФ? Если да, то, на каком правовом основании?

ОТВЕТ на вопрос №1

Внесение конституционных поправок предлагает внесение проекта закона о поправке к Конституции. В этом случаи круг субъектов, имеющие право участвовать в этой процедуре, не совпадает с кругом субъектов, обладающим правом законодательной инициативы. Предложения о поправках, а также о пересмотре положений Конституции РФ, согласно ст.134 Конституции РФ., могут вносить президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Законодательные органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Статья 137

1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

2. Иванов В.В. родился в 1946 году в Ленинграде и в связи с регистрацией брака в 1970 году переехал в Латвию. В августе 2002 году он с семьей вернулся в Санкт-Петербург на постоянное жительство.

Нужно ли Иванову приобретать гражданство, и по какому основанию?

Ответ на вопрос №2

В соответствии с п.»6» ч.1 ст.14 Федерального Закона от 31.05.2001г.№ 62-фз «О гражданстве в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) гражданин Иванов В.В. обязан получить гражданство в упрощенном порядке. Поскольку в соответствии с указанной статьёй «Приём в гражданство в упрощенном порядке лиц, которые:

- Имели гражданство СССР

- проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР.

- не получили гражданства этих государтсв и остаются в результате этого лицами без гражданства»

Данная норма соотноситься с принципом поощрения приобретения гражданства РФ лицами без гражданства. Вместе с тем её действие распространяется не на всех лиц без гражданства, а только на тех которые имели гражданство СССР (что подтверждается свидетельством о рождении либо паспортом СССР образца СССР 1974 г.)и проживают на территории государств, входящих в его состав. Это положение, таким образом, защищает интересы лиц не получивших гражданство стран СНГ и Балтии.

 

3. Пенсионерка Минеева О.Н. не разобралась в порядке заполнения бюллетеня для голосования на выборах депутатов Государственной Думы. Она поставила «крестик» напротив того кандидата, за которого не хотела голосовать. Минеева попросила члена участковой избирательной комиссии выдать ей другой бюллетень.

Может ли избиратель получить другой бюллетень взамен испорченного?

Как этот вопрос решается в ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»?

Ответ на вопрос№3

Да, но только если Вы еще не опустили свой избирательный бюллетень в ящик для голосования. В таком случае Вы вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, выдавшему Вам избирательный бюллетень, с просьбой выдать Вам новый бюллетень взамен испорченного. При этом Вы должны сдать испорченный бюллетень, который должен быть незамедлительно погашен.

В соответствии с п.11 ст.74 Федерального Конституционного закона № 5- ФКЗ от 28.06.2004г. «О референдуме РФ» «Если участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии с правом решающего голоса, выдавшему бюллетень с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного.Член участковой комиссии выдает участнику новый бюллетень, делает соответствующую отметку в списке референдума против фамилии данного участника референдума и расписывается. Испорченный бюллетень на котором член участковой комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет её своей подписью, незамедлительно погашается»

 

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М., 2005. - 44 с.

2. Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»

3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ»

4. Указ Президента Российской Федерации от 1 января 2000 г. «О концепции национальной безопасности»

5. Концепция внешней политики Российской Федерации

6. Федеральный закон от 1 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»

Учебная литература

7. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России. - М., 2008. - 1124 с.

8. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. - М., 2003. - 784 с.

9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 2004. - 346 с.

10. Колюшин Е.И. Конституционное право России. - М., 2006. - 416 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.