Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы конституционно-правового статуса личности. 1 страница




Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.

Светское государство как основа конституционного строя Российской Федерации.

Идеологическое и политическое многообразие как основы конституционного строя Российской Федерации. Конституционно-правовой статус политических партий и иных общественных объединений.

Социальное государство как основа конституционного строя Российской Федерации.

Экономические основы конституционного строя Российской Федерации.

Разделение властей как основа конституционного строя Российской Федерации.

Республиканская форма правления как основа конституционного строя Российской Федерации.

Федеративное государство как основа конституционного строя Российской Федерации. Принципы федеративного устройства.

Демократическое государство как основа конституционного строя Российской Федерации. Непосредственная и представительная демократия.

Понятие, юридическое закрепление и структура основ конституционного строя Российской Федерации. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью как основа конституционного строя.

Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации. Порядок принятия поправок к Конституции Российской Федерации. Порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации.

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, и может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к жестким конституциям.

Конституция предусматривает: пересмотр, внесение поправок и изменение Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствую­щих изменений.

 

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Поправки принимаются ФС РФ только к главам 3 - 8 Конституции. В порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (2/3 голосов депутатов ГД и ¾ членов СФ), и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Всего к Конституции было принято 4 поправки, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

Пересмотр (изменение глав 1,2 и 9) предполагает принятие новой Конституции если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД, тогда в соответствии с ФКЗ (такой закон пока не принят) созывается Конституционное Собрание.

Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Изменения в Конституцию могут быть внесе­ны только в ст. 65, где устанавлива­ется состав субъектов РФ. Вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.(ФКЗ от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя")

В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации на основании Указа Президента. В настоящее время, таким образом внесе­ны изменения в ст. 65 в связи с изменением наиме­нований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании. (Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 20 "О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации").

 

Конституционный строй – совокупность экономических, политиче­ских, социальных, правовых, идеологических, общест­венных отношений, возникающих в связи с органи­зацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государ­ства, а также гражданского общества и государства.

Элементы конституционного строя РФ: 1) рес­публиканская форма правления; 2) суверенитет РФ; 3) права и свободы личности; 4) источник власти – многонациональный народ России; 5) верховенство Конституции РФ и федерального законодательства; 6) федеративное государственное устройство; 7) гражданство РФ; 8) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; 9) организация местного самоуправления.

Основы конституционного строя РФ – осново­полагающие начала и принципы, образующие теоре­тическую и нормативную базу всей системы консти­туционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ.

Принципы конституционного строя РФ – основополагающие начала государ­ственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ. Выделяются следующие принципы конституционного строя РФ:

1) народовластие (оно характеризуются верховен­ством власти народа; происхождением государ­ственной власти только от имени многонациональ­ного народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);

2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;

3) верховенство закона;

4) фе­дерализм (он включает в себя территориальную це­лостность государства; верховенство государствен­ной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единствен­ной носительницей государственного суверенитета и т.д.);

5) государственный суверенитет (он вклю­чает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полно­мочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);

6) со­циальный характер РФ (т.е. политика РФ направле­на на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

7) светский характер российского государства (в РФ деятельность гос. власти и религиозных объединений осуществ. независимо друг от друга);

8) республиканская форма правления (осо­бенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не пре­зидентской или парламентской);

9) разделение вла­стей;

10) политический плюрализм (в РФ гаранти­руется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);

11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ являет­ся единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкурен­ции, свобода экономической деятельности).

В соответствии с Конституцией РФ – человек его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Новое конституц. законод-во стоит на позициях признания основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения. Признаются общепризнанные принципы и нормы международного права (Например, Декларация прав и свобод человека и гражданина).

При этом, «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

В РФ единственный источник власти – народ.

Народовластие – волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется сво­бодно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами госу­дарства.

Формы народовластия: 1) непосредственная (прямая) демократия; 2) представительная (косвен­ная) демократия.

Непосредственное народовластие – это пря­мое волеизъявление народа или его части по раз­решению важнейших для государства вопросов ре­гулирования общественной жизни.

Формы непосредственной демократии: 1) ре­ферендум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митин­ги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государствен­ные органы и органы местного самоуправления.

Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия – выборы в РФ проводятся на осно­ве: 1) всеобщего; 2) равного; 3) тайного голосова­ния.

Представительная демократия (народовла­стие) – это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Органы представительной демократии:

1) высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.); 2) единоличные органы (Президент РФ, президен­ты республик в составе РФ, губернаторы краев, обла­стей и автономий, мэры городов и т.д.).

В зависимости от непосредственности волеизъяв­ления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются пред­ставительства народа различных степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (Государ­ственная Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, об­разуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека); 3) органы, формируемые предста­вительными органами второй степени (Счетная па­лата и др.) и т. д.

Формы косвенного народовластия: 1) обсуж­дение проектов законов и других важнейших во­просов общественной жизни государства; 2) народ­ная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении общест­вом через органы местного самоуправления, обще­ственные организации, сходы и собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

Форма правления – это элемент устройства государства, кото­рый характеризует порядок формирования высших органов госу­дарственной власти, государственного управления и их функцио­нирования.

Республика (от латинского res publica – государственное, общественное дело) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

1. выборность власти;

2. ограниченность срока полномочий власти;

3. зависимость от избирателей.

По Конституции РФ Россия определяется как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой прав­ления (ст. 1). Согласно Основному закону страны носителем и един­ственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3).

Российская Федерация может быть охарактеризована как сме­шанная республика (полупрезидентская), т.е. сочетает черты пре­зидентской и парламентской республик с преобладанием первой.

Основные черты полупрезидентской республики:

а) сильная президентская власть;

б) наличие парламента – высшего законодательного и предста­вительного органа государственной власти;

в) наличие правительства как высшего органа исполнительной власти;

г) возможность отставки правительства парламентом;

д) возможность роспуска президентом нижней палаты парламента;

е) президент избирается всеобщим голосованием;

ж) президент действует независимо от правительства и парламента.

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется...» (ст. 10 Конституции РФ) (одна власть, а не три власти) на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Принципы системы органов государственной власти РФ: 1) разделение властей; 2) единство ор­ганов государственной власти.

В РФ выделяются три ветви власти: законодатель­ная (Федеральное Собрание РФ); 2) исполнитель­ная (Правительство РФ); 3) судебная (Конституци­онный Суд РФ, Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и т.д.).

Президент РФ является главой государства и не относится ни к одной из ветвей власти, но его пол­номочия наиболее близки к исполнительной.

Глава государства в РФ является как бы противо­весом между законодательной и исполнительной властью. Он сдерживает путем применения согла­сительных и принудительных мер Федеральное Соб­рание РФ в случае, если то выразило недоверие Правительству РФ, в свою очередь Федеральное Собрание вправе отрешить Президента РФ от за­нимаемой должности, если политика, диктуемая им Правительству РФ, не отвечает интересам России и является преступной.

Разделение властей означает разграничение ор­ганов власти в их компетенции, но существует в условиях единой системы органов власти и при наличии взаимодействия этих органов, взаимного контроля, «сдержек и противовесов».

Поэтому можно выделить черты разделения властей: 1) самостоятельность и независимость ветвей власти в осуществлении своих полномочий, установленных Конституцией РФ; 2) наличие взаи­модействия и взаимного контроля законодательной, исполнительной и судебной властей. Взаимодействие властей: 1) законодательная власть издает законы, на основании которых действу­ют исполнительная и судебная власти, осуществляет бюджетный контроль, назначает или утверждает долж­ностных лиц исполнительной и судебной властей; 2) исполнительная вносит в парламент проекты законов, отвечает за исполнение бюджета, внешней и внутренней политики; 3) судебная применяет законы и толкует Конституцию РФ, может признать законы, акты правительства или их отдельные пред­писания недействующими в силу их несоответствия Конституции или законам, осуществляя таким образом контроль за решениями, принимаемыми органа­ми государственной власти.

Каждая из ветвей власти самостоятельна и неза­висима в пределах своей компетенции, но не мо­жет вмешиваться в деятельность иной власти, т. е. не вправе нарушать самостоятельность и независи­мость других органов власти.

Единство государственной власти выражается в единстве природы власти: все ветви получают свои полномочия только от народа России, так как только он является единственным носителем госу­дарственной власти в РФ.

Единство органов государственной власти также предполагает, что их компетенция, порядок форми­рования, формы взаимного контроля и взаимодей­ствия установлены Конституцией РФ, федеральны­ми конституционными и федеральными законами. Компетенция, порядок формирования и т. п. установлены для всех уровней власти: федерально­го и субъектов РФ.

 

Экономические основы конституц. строя РФ – отношения собственности, обмена, распределения и потребления матер. и ду­хов. благ. Особенностью экономич. регули­рования РФ является то, что в РФ действует систе­ма рыночн. экономики.

Элементы экономич. основ конституц. строя РФ: 1) отношения собственности (в РФ признаются и в равной степени охраняются государ­ств. и частная собственность. Это означает, что: - Конституция РФ провозглашает признание и защиту всех возможных форм собственности; - в собственности граждан и ЮЛ может находиться любое имущество, за исключением отдельных его видов, которые установлены законом; - каждый вправе иметь имущество в собственности и никто не может быть лишен его, только по решению суда; - принудительное отчуждение имущества может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; - нет ограничений на минимальный и максимальный объем имущества.); ст. 35 «Каждый вправе иметь имущество в собственности, пользоваться, владеть, распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами», ст. 34 «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимат. и иной не запрещенной законом деятельности», ст. 37 «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Свобода экономической деятельности. Закреплен в ст. 8: "В РФ гарантируются единство экономич. пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финанс. средств, поддержка конкуренции, свобода экономич. деятельности». Свобода ЭД – основополагающий принцип рыночной экономики. Он означает, что люди могут беспрепятственно создать и преобразовывать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли, вправе требовать от государства защиты от неправомерного налогообложения, коррупции и т.д. Государство, в свою очередь, обязано, в целях правильного и однообразного использования всеми данного права, регулировать эти отношения, но только в той мере, в которой это необходимо «для защиты основ конституционного строя…» (55).

Ограничения: 1. «Не допускается экономич. деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» - ст. 34 КРФ, "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". 2. Свобода эк. деятельности не должна противоречить соц. основам гос-ва (труд, здоровье, поддержка семьи, материнства). 3. не допустима деятельность, наносящая вред окружающей среде. Ограничение экономической свободы возможно только в случаях: принудительного отчуждения имущества и в условиях чрезвычайного положения.

 

Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством.

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальное государство - такое государство, в котором государственная власть ограничивается правами человека и гражданина, а установленный го­сударственно-правовой порядок обеспечивает всеоб­щую свободу, формальное равенство и господство права.

Социальная сущность РФ складывается из: 1) ограничений государственной власти РФ социаль­но-экономическими правами граждан РФ; 2) невме­шательства государства в рыночную экономику, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством: общие направления экономи­ческой политики, ограничение монополий в эконо­мической деятельности, производстве.

Социальные гарантии в РФ устанавливаются в целях обеспечения в РФ общественного благополучия, бла­госостояния граждан РФ. В связи с этим РФ гаранти­рует выплату социального содержания нуждающимся членам общества в силу их состояния здоровья и мате­риальной обеспеченности. Социальное содержание в виде установленных федеральными законами посо­бий и иных выплат может предоставляться как работаю­щим гражданам, так и не работающим (если отсутствие работы у лица связано с безработицей, болезнью, инвалидностью, вдовством, старостью и т. д.).

Социальные пособия могут быть: 1) по времен­ной нетрудоспособности; 2) по безработице; 3) семьям, имеющим детей; 4) по беременности и родам. Социальная сущность российского государства на­прямую связана с правом каждого на социальное обеспечение.

Государственное социальное обеспечение - установленные федеральным законодательством РФ в целях осуществления заботы государства о гражда­нах государственные пенсии и социальные пособия.

Социальные выплаты устанавливаются для следующих категорий граждан: 1) пенсионеры (по достижении мужчинами 60 лет, а женщинами -55лет); 2) нетрудоспособные (временно или постоян­но), инвалиды и т. д.; 3) потерявшие кормильца; 4) имеющие детей и др.

Невмешательство РФ в экономические отношения страны не означает полной свободы субъектов ры­ночных отношений. Конкуренция должна быть здо­ровой, запрещается установление в той или иной экономической сфере монополий, государство не должно оказывать поддержку какому бы то ни было субъекту экономических отношений, за исключени­ем случаев, установленных федеральными законами.

В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

Общественные объединения равны перед законом.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Под понятием «многопартийность» принято понимать один из конституционных принципов в организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выраже­нием более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия).

Возникновение института многопартийности – один из важ­нейших признаков становления в стране гражданского общества. Появление и развитие политических партий в значительной мере свидетельствует об эффективности политической системы общест­ва, является важным фактором укрепления демократической при­роды государства, обеспечения политических прав его граждан.

Принцип многопартийности означает также законность поли­тической оппозиции. Конституция РФ легализует мирное, нена­сильственное соперничество политических партий за участие в осу­ществлении государственной власти в установленных Конституци­ей РФ парламентских и иных формах.

Конституционно-правовой статус политических партий. ПП – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах, референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Основные признаки политических партий:

1. Цель создания – участие граждан в политической жизни общества.

2. ПП – общественное объединение, имеющее индивидуальное членство.

3. ПП представляет собой группу физических лиц (часто только граждан государства), объединенных одной идеей, идеологией.

4. Власть завоевывается ПП конституционным путем, т.е. через выборы.

5. ПП в современных общества выполняют функции:

- представительство – выражение интересов определенных групп населения;

- социализация – вовлечение части населения в число своих членов и сторонников.

- идеологическая функция – разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы.

- участие в борьбе за власть – подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности;

- участие в формировании политических систем – их принципов, элементов, структур.

ПП действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

Членами ПП могут быть только граждане России, достигшие 18 лет. Не вправе быть членами ПП иностранные граждане и лица без гражданства, граждане РФ, признанные судом недееспособными. Членство в ПП является добровольным и индивидуальным. Гражданин РФ может быть членом только одной партии.

ПП может быть создана на учредительном съезде ПП или путем преобразования в ПП общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения при условии, что государственная регистрация преобразуемого общественного объединения осуществлена не позднее чем за 6 мес. до принятия съездом общественного объединения решения о преобразовании в ПП.

 

Россия является светским государством, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается ни обязательным, ни предпочтительным. В светском государстве религиозные объединения, принадлежащие к любым вероисповеданиям, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Религиозные организации, действующие в государстве, выполняют другие (негосударственные) функции, к числу которых относятся следующие:

  1. нравственное воспитание людей;
  2. психологическая поддержка верующих;
  3. социальная поддержка верующих, а также людей, не относящихся к таковым (благотворительная деятельность);
  4. борьба за мир;
  5. борьба за установление согласия в обществе и участие в качестве арбитра в разрешении социальных споров;
  6. экологическая функция и др.

Взаимоотношения церкви и государства на протяжении всего периода развития человечества менялись. Было время, когда церковь находилась над государством и оказывала решающее воздействие на государственную политику через государственные институты, а школьное' образование в обязательном порядке включало изучение духовных догматов. В Западной Европе это имело место в Средние века, в России — до правления Петра I, в странах арабского мира такие взаимоотношения церкви и государства существуют и в настоящее время. Затем чаще всего устанавливались, правда, как правило, на короткий срок, гармоничные отношения церкви и государства, отношения паритета, «двоевластия». Это связано с укреплением и усилением государства как социального института и расширением знаний людей об окружающем мире. На более поздних этапах развития человечества, в частности европейской цивилизации, церковь в сфере государственного управления оказывается «под» государством и не имеет уже определяющего влияния на ход общественного развития. В России, как светском государстве, религиозные объединения отделены от государства. Они не вмешиваются в государственную политику. Государство, в свою очередь, не вмешивается в дела церкви: оно занимает нейтральную позицию в вопросах свободы вероисповедания и убеждений и не становится на сторону какой-либо религии. Религиозные объединения в России действуют на основе ФЗ от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"

. Помимо этого они разрабатывают собственные нормы, которые в совокупности представляют целую корпоративную нормативную систему. Религиозные нормы не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Деятельность религиозных объединений, нарушающая требования законодательства, их уставных документов или условия регистрации, влечет ответственность в соответствии с законодательством, и, в частности, она может быть прекращена решением суда. Светский характер государства отнюдь не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать отдельным конфессиям церкви и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

 

 

17. Конституционно-правовой статус личности: понятие, структура, особенности правового регулирования.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина (личности) может быть охарактеризован как система наиболее важных прав, свобод и обязанностей, которые составляют ядро правового статуса личности и гарантируются и закрепляются государством.

В конституционных правах, свободах и обязанностях личности не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедея­тельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.

Права и свободы человека всегда связаны с удовлетворением его мате­риальных и духовных интересов.

Если обратиться к Конституции РФ и другим законам, то мы увидим, что в одних случаях они - говорят о правах человека, а в других — о правах гражданина. Разграничение непосредственно вытекает из различения граждан­ского общества и государства, преодолевает одностороннее рассмотрение человека в его взаимосвязи только с государством, расширяет сферу его са­моопределения. Человеку как таковому отводится автономное поле де­ятельности в гражданском обществе, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Ста­тус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством — института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.