Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям 1 страница




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу «Конституционное право Российской Федерации» для слушателей 1 курса заочной формы обучения на базе среднего юридического образования

 

 

 

 

 

№ темы   Наименование частей, разделов и тем   Всего час. Аудиторные занятия (час.)   Самостоятельная работа (час.)  
Лекции устано­вочные   Лекции итоговые   Семинары  
1.   Конституционное право как отрасль национального права России.                
2.   Общая характеристика Конституции Российской Федерации 1993 года.                
3.   Основы конституционного строя Рос­сийской Федерации.                
4.   Конституционные основы народовла­стия в Российской Федерации.                
5.   Конституционно-правовой статус чело­века и гражданина в Российской Феде­рации.                
6.   Гражданство Российской Федерации. Особенности конституционно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Рос­сийской Федерации.                
7.   Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации.                
8.   Конституционные гарантии прав, сво­бод и обязанностей человека и гражда­нина в Российской Федерации.                
9.   Конституционно-правовой статус Рос­сийской Федерации.                
10.   Конституционно-правовой статус субъ­ектов Российской Федерации.                  
11.   Избирательное право и избирательная система Российской Федерации.                
12.   Президент Российской Федерации.                
13.   Федеральное Собрание Российской Федерации.                
14.   Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации. Прави­тельство Российской Федерации.                
15.   Органы государственной власти субъ­ектов Российской Федерации.                  
16.   Конституционные основы судебной власти Российской Федерации.                
17.   Конституционно-правовые основы ор­ганизации и деятельности правоохра­нительных органов.                  
18.   Конституционно-правовые основы ме­стного самоуправления в Российской Федерации.                
Итого по курсу              

 

 

 

При изучении темы «Конституционное право России как от­расль национального права» предполагается перво­очередное уяснение следующих вопросов: понятие отрасли консти­туционного права, система конституционного права, конституци­онно-правовые нормы и их классификация, конституционно-правовые отношения и их субъекты, источники конституционного права.

Определив понятие отрасли права вообще, целесообразно при­вести примеры различных отраслей права, после чего указать, по каким критериям отрасли права отличаются друг от друга.

Далее следует раскрыть понятие предмета отрасли права и перейти к характеристике предмета конкретной отрасли - консти­туционного права. Необходимо обратить внимание на особенности отношений, входящих в предмет конституционного права, в отли­чие от тех отношений, что регулируются другими отраслями пра­ва.

После определения метода правового регулирования требуется показать, какие конкретные методы используются для воздействия на участников общественных отношений, входящих в предмет от­расли конституционного права. Используя Конституцию Российской Федерации, привести примеры применения того или иного метода правового регулирования в конкретных нормах Основного закона.

Завершая изложение вопроса о предмете и методе отрасли, следует дать определение отрасли конституционного права. Необ­ходимо отметить те существенные особенности конституционного права, его предмета и метода, которые позволяют определить его как ведущую отрасль Российской правовой системы.

В рамках вопроса о системе отрасли конституционного права требуется дать определение системы, отметив при этом, что от­расль права не простая совокупность правовых норм и между эти­ми нормами существует тесная внутренняя связь.

Следует перечислить такие важнейшие элементы системы кон­ституционного права как его общие принципы, конституционно-правовые институты и конституционно-правовые нормы. Далее не­обходимо раскрыть понятие каждого из них и привести примеры.

Определение конституционно-правовых норм следует давать, отмечая их признаки, общие с признаками норм иных правовых от­раслей.

Значительное место в раскрытии содержания вопроса о кон­ституционно-правовых нормах занимают специфические черты, при­сущие нормам конституционного права и отличающие их от норм иных правовых отраслей.

Завершается изложение вопроса о нормах конституционного права критериями (основаниями) их классификации. При этом це­лесообразно объяснить объективную необходимость подобной клас­сификации.

Определяя понятие конституционно-правовых отношений, сле­дует выявить общие черты и специфику конституционно-правовых отношений в сравнении с другими видами правоотношений, а также критерии их классификации на отдельные группы.

Требуется назвать основания возникновения, изменения либо прекращения конституционно-правовых отношений» Необходимо так­же раскрыть понятия субъектов правоотношений и правосубъектности, включающей в себя правоспособность, дееспособность и пра­вовой статус.

Значительный объем в содержании ответа занимает перечень субъектов конституционно-правовых отношений с их краткой ха­рактеристикой.

При изложении вопроса об источниках конституционного права необходимо указать на различие понятий источника права в мате­риальном и формальном, юридическом смысле. Определяя понятие источников конституционного права, обратить внимание, что ос­новным видом источников являются нормативно-правовые акты. При этом рекомендуется уточнить, что является главным источником конституционного права.

Перечисление законодательных и иных правовых актов, содер­жащих нормы конституционного права необходимо сопровождать их краткой характеристикой.

Каждый из слушателей, изучив вышеназванную тему, в порядке самоконтроля отвечает на следующие вопросы:

I. Что такое предмет конституционного права как отрасли права?

2.Что понимается под методом правового регулирования?

3.Какими особенностями по сравнению с другими отраслями права обладают отношения, входящие в предмет отрасли конституцион­ного права?

4.Что понимается под конституционным правом как отраслью пра­ва?

5.Что является основными частями системы конституционного пра­ва?

6.Что понимается под конституционно-правовыми нормами?

7.Каковы критерии классификации норм конституционного права?

8.Что понимается под конституционно-правовыми отношениями?

9.Кто является субъектами конституционно-правовых отношений?

10.Что такое источник права в юридическом смысле?

11. Какие источники конституционного права существуют?

При работе над темой «Общая характеристика Конституции Российской Федерации 1993 года» рекомен­дуется сосредоточить внимание на понятие конституции, особых юридических свойствах Конституции Российской Федерации и ее форме, конституционных поправках и пересмотре Конституции Рос­сии.

Прежде всего необходимо указать черты конституции как нормативно-правового акта, занимающего самостоятельное и осо­бое место в правовой системе и отличающегося тем самым от всех иных правовых актов. Каждая из названных черт конституции тре­бует раскрытия своего содержания„

Далее следует отметить, что исследователи конституционного права для более глубокого изучения свойств основного закона различают понятия материальной и формальной конституции, а также конституции юридической и фактической. Каждое из этих понятий требует краткой характеристики.

Завершается изложение вопроса определением понятия консти­туции, в котором совмещены её материальные и формальные момен­ты. Рекомендуется отметить, что в курсе конституционного пра­ва России интерес прежде всего представляет именно юридическая конституция.

Юридические свойства Конституции России раскрываются как признаки основного закона, являющегося главным источником пра­ва страны. Важно отметить, что такое положение Конституции не­обходимо обусловливает наличие особых её свойств, не присущих другим законам.

При перечислении особых юридических свойств Конституции России с их краткой характеристикой необходимо обратить внима­ние на различие понятий "верховенство" и "высшая юридическая сила". Раскрывая свойство Конституции быть ядром правовой сис­темы России, требуется указать на связь с предметом конститу­ционного права, особенности которого определяют ведущую роль конституционного права в правовой системе страны.

Определяя понятие формы конституции, рекомендуется объяс­нить значение формы для успешного восприятия ее содержания. Необходимо обратить внимание, что форму конституции условно можно подразделить на внешнюю и внутреннюю форму (структуру).

Сформулировав понятие внешней формы конституции, требуется дать определение отдельных характеристик внешней формы Консти­туции Российской Федерации, привести примеры различий внешней формы конституций. В содержании ответа особо отметить различие в таких характеристиках внешней формы Российской Конституции как "единая" и "единственная". Необходимо обратить внимание на то, что Конституция России не является кодексом конституцион­ного права. Объяснение этого момента играет важное значение в процессе усвоения теоретических аспектов излагаемого вопроса.

При изложении понятия внутренней формы конституции акцен­тируется внимание на отличии внутренней формы от внешней, под­черкивается близость понятий внутренней формы конституции и её структуры. Конституции подавляющего большинства стран имеют стандартную структуру, составные части которой требуется пере­числить. Необходимо указать элементы (части) структуры Консти­туции Российской Федерации, сравнив её структуру со стандарт­ной. Перечисляя элементы структуры Конституции России, объяс­нить их предназначение и дать краткую характеристику содержа­ния. Привести примеры действия переходных положений Российской Конституции, используя ее текст.

Переходя к изучению порядка пересмотра Конституции РФ при­нятия поправок к ней, рекомендуется объяснить, чем обусловлена потребность в изменениях конституций. В рамках вопроса указать различие "жестких" и "гибких" конституций, отметить необходи­мость обеспечения стабильности как особого юридического свой­ства Конституции Российской Федерации.

Определяя порядок внесения изменений в Конституцию Россий­ской Федерации, следует четко уяснить виды этих изменений, критерии отличия поправок от пересмотра Конституции. Особое внимание уделить процедурам внесения поправок в Конституцию России и ее пересмотра, указать органы, полномочные осуществ­лять этот процесс. В завершении рекомендуется обратить внима­ние на особенности порядка внесения изменений в статью 65 Кон­ституции России.

В порядке самоконтроля после изучения данной темы слушате­лям рекомендуется ответить на следующие вопросы:

I. Что понимается под конституцией?

2.Какие черты отличают Конституцию РФ от иных правовых актов?

3.Каковы юридические свойства Конституции России?

4.Что понимается под внешней формой Конституции России?

5.Каковы характеристики внешней формы Конституции РФ?

6.Что понимается под структурой конституции?

7.Какие части включает в себя структура Конституции России?

8.Какие изменения являются поправками к Конституции РФ?

9.Что является пересмотром Конституции РФ?

10. Каков порядок внесения поправок в Конституцию РФ?

11. Каков порядок пересмотра Конституции РФ?

При изучении темы «Основы конституционного строя Российской Федерации» необхо­димо усвоить понятия конституционного строя и его основ, основ конституционного строя Российской Федерации, а также конститу­ционных основ организации и деятельности Российского государ­ства.

Основополагающим моментом понятия «конституционный строй» является верховенство права, олицетворяемого прежде всего кон­ституцией, и закона по отношению к государству или "связанность" государства правом (законом).

Определяя основы конституционного строя, необходимо отме­тить как обеспечивается подчинение государства праву, как реа­лизуется конституционный строй.

Представляют интерес определения основ конституционного строя как наиболее существенного объекта правового регулирова­ния и как важнейшего конституционно-правового института. Отме­чая различия в перечнях важнейших гарантий (принципов) консти­туционного строя демократических государств, необходимо ука­зать факторы, условия, которые определяют эти различия. При изложении содержания вопроса рекомендуется выделить наиболее важные из гарантий (принципов) конституционного строя, прису­щих каждому государству, имеющему конституционный строй.

Следует учитывать, что специфические условия России оказы­вают влияние на перечень и последовательность расположения ос­нов конституционного строя.

Необходимо указать объединяющую идею, положенную в основу конституционного строя России и позволяющую создать систему правовых гарантий, приемлемую для всех. При этом рекомендуется не принижать роль других важнейших принципов, лежащих в основе конституционного строя.

Важно отметить особое внимание, уделяемое в основах кон­ституционного строя Российской Федерации принципам организации и деятельности государства и объяснить это явление.

Перечисляя важнейшие принципы (основы) конституционного строя Российской Федерации, следует сопровождать их краткой характеристикой.

В главе "Основы конституционного строя" Конституции Рос­сийской Федерации основное внимание уделяется принципам орга­низации и деятельности государства и это явление имеет свои объективные причины, которые необходимо указать.

Конституционные основы Российского государства должны ана­лизироваться с учетом сложной структуры формы государства.

Раскрывая конституционное закрепление формы правления в России, рекомендуется особое внимание уделить определяющим признакам республиканской формы правления.

Излагая содержательную сторону формы государственного уст­ройства Российской Федерации, необходимо отметить особенности её федеративного устройства.

Характеризуя политический режим России с точки зрения его конституционного закрепления, рекомендуется отдельно рассмот­реть понятия государства как демократического и как правового. При этом необходимо перечислить основные признаки демократиче­ского государства, а раскрывая содержание понятия "правовое государство", требуется объяснить тесную связь по существу ме­жду демократическим и правовым государством, что и позволяет считать их характеристиками (признаками) одного и того же структурного компонента формы государства - политического ре­жима.

Завершая тему, необходимо отметить такие конституционные основы организации государства в России как признание государ­ства социальным и светским.

После изучения темы «Основы конституционного строя» в по­рядке самоконтроля слушателям необходимо ответить на следую­щие вопросы:

1.Какой государственный строй является конституционным? 2.Что понимается под основами конституционного строя?

3.Какие правовые принципы присущи каждому государству, имеюще­му конституционный строй?

4.Какие основы конституционного строя Российской Федерации за­креплены в Конституции России?

5. Из каких структурных компонентов состоит форма Российского государства?

6.Какая форма правления закреплена в Конституции Российской Федерации?

7.Как определена в Конституции форма государственного устрой­ства России?

8.Как характеризуется политический режим России? 9.Что понимается под социальным государством?

10. Какое государство является светским?

Изучение темы «Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации» предполагает уяснение главного смысла су­ществования конституций и идеи о врожденных и неотчуждаемых правах человека. Необходимо показать различие гражданского и политического общества, обусловленное дуализмом, присущим ин­дустриальному строю. Важно отметить как эта особенность нахо­дит свое закрепление в самом содержании норм конституции, ус­танавливающих права и свободы.

Объясняя понятие правового положения граждан, требуется раскрыть содержание таких категорий как субъективное право и юридическая обязанность. Также важно указать на особенности понятия конституционно-правового статуса гражданина и его от­личие от правового положения граждан.

Завершается изложение вопроса перечислением и краткой ха­рактеристикой принципов правового положения граждан в Россий­ской Федерации. При этом рекомендуется отметить роль принципов как основополагающих, коренных правовых идей.

В рамках темы необходимо раскрыть содержание понятий ос­новных прав и свобод и основных обязанностей и определить те признаки, которые отличают основные (конституционные) права и свободы от иных прав и свобод.

При изложении содержания данного вопроса важно объяснить необходимость классификации конституционных прав и свобод и указать на возможные критерии классификации. Отметив наиболь­шую распространенность классификации прав и свобод по их со­держанию, рекомендуется перечислить важнейшие права и свободы, которые включаются в такие их группы как личные, политические, социально-экономические и социально-культурные.

В заключении изложения вопроса о конституционных правах и обязанностях необходимо отметить, что выполнение обязанностей является важнейшей предпосылкой реализации основных прав и свобод, перечислить конституционные обязанности.

Целесообразно указать на связь гражданства с основами пра­вового статуса личности, её правового положения. Изложение со­держания вопроса требует определения правовой базы, которая регламентирует отношения, связанные с гражданством. При этом рекомендуется отметить, что нормы Конституции России, регули­рующие гражданство Российской Федерации, содержатся как в ос­новах конституционного строя, так и в главе 2, закрепляющей права и свободы человека и гражданина.

При определении гражданства важно отметить взаимность прав, обязанностей и ответственности человека и государства, что является ключевым моментом этого понятия. Обширный пере­чень принципов российского гражданства необходимо сопровождать их краткой характеристикой. При этом рекомендуется обратить особое внимание на запрет лишения гражданства, недопустимость выдачи гражданина Российской Федерации иностранному государст­ву и недопустимость высылки гражданина за пределы России.

Освещая основания и порядок приобретения гражданства, ре­комендуется особо отметить упрощенный характер способов приоб­ретения гражданства в порядке регистрации и в результате восстановления гражданства Российской Федерации и объяснить объ­ективные причины этого о Необходимо также отметить, что процесс натурализации в Российской Федерации впервые в нашем законода­тельстве обусловлен цензом проживания на территории России.

Требуется обратить внимание на круг лиц, ходатайства кото­рых о приеме в гражданство России отклоняются. Излагая содер­жание вопроса, необходимо указать органы, принимающие решения по вопросам приема в гражданство и вносящие предложения по хо­датайствам о приеме о Отметить роль органов Министерства внут­ренних дел России в процессе приема в гражданство иностранцев. Перечисляя основания для прекращения гражданства, особо выде­лить случаи возможного отказа в выходе из гражданства.

В порядке самоконтроля знаний по данной теме слушателям предлагается ответить на следующие вопросы:

1.Что понимается под основами правового положения граждан?

2.Какие принципы правового положения граждан закреплены Кон­ституцией России?

З.Что понимается под основными правами и свободами?

4.Что такое основная обязанность?

5.Какие признаки отличают конституционные права и свободы от иных прав и свобод?

6.Какие группы прав и свобод различают в зависимости от их со­держания?

7.Что понимается под гражданством Российской Федерации?

8.Какие принципы российского гражданства сформулированы в За­коне "О гражданстве"?

9.Каковы основания приобретения гражданства Российской Федера­ции?

10.Что является основаниями для прекращения гражданства Рос­сии?

При изучении тем «Конституционно-правовой статус Российской Федерации» и «Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации» отмечается связь формы государственно-территориального устройства и формы государства. При этом ре­комендуется обратить внимание на теоретические положения, из­лагавшиеся в теме "Основы конституционного строя", где консти­туционные основы Российского государства анализировались с учетом структурной организации формы государства.

При определении понятия формы государственного устройства необходимо подчеркнуть, что прежде всего речь идет о террито­риальном обустройстве государства или о способе территориаль­ной организации государственной власти в нашей стране. Раскры­вая содержание понятий отдельных форм государственного устрой­ства, требуется указать на различные точки зрения относительно количества этих форм.

При перечислении и характеристике принципов государствен­но-территориального устройства Российской Федерации рекоменду­ется особое внимание уделить содержанию принципа совмещения национальной и территориальной основ структурной организации государственного устройства России как в наибольшей мере выра­жающего специфику нашей Федерации.

При изучении темы следует учитывать особенности конститу­ционно-правового статуса различных видов субъектов Российской Федерации о Требуется указать правовую основу взаимоотношений Российской Федерации с её субъектами. Необходимо отметить осо­бенности определения конституционно-правового статуса респуб­лик в новой Конституции России и его отличие от определения, содержащегося в Федеративном договоре о Раскрывая государствен­но-правовые признаки, определяющие республику как государство, рекомендуется особо подчеркнуть наличие своей конституции, гражданства, официального государственного языка, столицы и элементов международной правосубъектности.

Давая характеристику конституционно-правового статуса та­ких разновидностей субъектов Российской Федерации как края, области, города федерального значения, необходимо указать на особенность их статуса государственно-территориальных образо­ваний, не являющихся государствами. При этом требуется объяс­нить, какие признаки свидетельствуют, что края, области, горо­да федерального значения не являются государствами.

При изложении содержания вопроса крайне важно подчеркнуть равноправие всех субъектов Российской Федерации, несмотря на определенные различия в их конституционно-правовом статусе.

Особенности статуса города федерального значения Москвы необходимо объяснить, ссылаясь на необычность функций, выпол­няемых этим субъектом Российской Федерации.

Завершается изложение вопроса определением характерных черт конституционно-правового статуса автономной области и ав­тономного округа как форм национальной государственности наро­дов России. Рекомендуется отметить вхождение автономных окру­гов в состав краев и областей и связанные с этим особенности правовой основы регулирования отношений автономных округов с этими субъектами Российской Федерации.

При изучении данной темы необходимо дать определение поня­тия предметов ведения федерации и её субъектов. При этом ука­зать, что принцип разграничения предметов ведения и полномочий является одним из важнейших принципов, на которых базируется федеративное устройство России. При изложении вопроса указыва­ется, какие разграничения (разновидности) предметов ведения можно обнаружить в законодательстве. Важна и та правовая база, на основе которой осуществляется это разграничение.

Освещая критерии, принципы, позволяющие проводить разделе­ние предметов ведения федерации и её субъектов, требуется подчеркнуть их основополагающее, фундаментальное значение для нормальной реализации федеративных отношений.

При характеристике отдельных предметов исключительного ве­дения Российской Федерации особое внимание уделяется федераль­ной государственной собственности и управлению ею; установле­нию правовых основ рынка и денежной эмиссии; обороне и безо­пасности России; внешней политике и вопросам войны и мира. В целях лучшего усвоения вопроса рекомендуется дать классифика­цию объектов, относящихся к федеральной собственности, отметивмоменты, которые объективно обусловливают роль этих объектов как общефедеральных.

При изложении вопроса необходимо дать условное разделение предметов ведения Российской Федерации на отдельные сферы, что также способствует более глубокому усвоению содержания изла­гаемого материала.

При характеристике отдельных предметов совместного ведения Российской Федерации и её субъектов особое внимание обращается на осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бед­ствиями, эпидемиями и ликвидацию их последствий, а также защи­ту прав и свобод человека и гражданина, защиту прав националь­ных меньшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей. Освещая этот вопрос, рекомендуется определить, что означает понятие "совместное ве­дение".

Завершая изучение темы, требуется привести примеры предме­тов ведения и полномочий, осуществляемых исключительно высшими органами государственной власти субъектов Российской Федера­ции, а также отметить особенности правового регулирования во­просов, входящих в различные предметы ведения.

С целью закрепления изученного материала, рекомендуется ответить на следующие вопросы:

1. Что понимается под государственно-территориальным устройст­вом Российской Федерации?

2.Какие формы государственного устройства существуют?

3.На каких принципах основано государственно-территориальное устройство России?

4.Какие признаки определяют республику как государство в со­ставе Российской Федерации?

5.Какие признаки государственности присущи краям, областям,

городам федерального значения?

6.Что понимается под предметами ведения федерации и ее субъек­тов? 7.Какие вопросы федеральные конституции включают в предметы ведения федерации?

8.Что относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов?

9.Что является исключительными полномочиями субъектов Россий­ской Федерации?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.