Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеративный характер государства как основа конституционного строя России




Республиканская форма правления как основа конституционного строя России

Правовое государство как основа конституционного строя Российской Федерации

 

 

Тип государства, характеризующийся режимом конституционного правления, развитой правовой системой и верховенством закона в общественной жизни, существующей системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование демократических прав и свобод.

Как конституционная характеристика государственного строя Российской Федерации правовое государство предполагает наличие правовой демократической формы организации и публичной власти, обеспечивающей свободы гражданского общества и автономию личности, защиту ее прав и свобод. Правовое государство основывается на демократической государственности, государственная власть связана правом, законом, ответственностью перед населением, подчинением интересам и приоритетам гражданского общества и отдельной личности. Содержание и сущность правового государства предполагают развитую систему законодательства, независимый суд, эффективную работу правоохранительных структур в обеспечении правопорядка и безопасности, защиты граждан от преступных посягательств. Конституция РФ заложила правовые основы формирования российской правовой государственности. В частности, закреплено верховенство Конституции и федеральных законов в правовой системе (ст. 4, 15 Конституции РФ); юридически деятельность государства связана правами и свободами человека и гражданина. В соответствии с Конституцией (ст. 18) права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Вместе с тем очевидно, что Россия находится лишь на пути создания правового государства. Поэтому так важна и необходима полноценная правовая реформа, в результате которой только и возможно сформировать правовое государство.

 

 

 

Республиканская форма правления или республика (от лат. res publica - общественное дело) - форма правления, при которой высшие органы власти избираются или назначаются на определенный срок, функционируют на основе разграничения сфер компетенции.

Конституция РФ (ст. 1), закрепляя республиканскую форму правления, не конкретизирует вид (модель) данной формы правления. Как известно из мировой практики, республиканская форма правления - республика подразделяется на: 1) парламентарную республику; 2) президентскую республику; 3) смешанную, парламентарно-президентскую республику.

Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, принадлежностью исполнительной власти правительству, ответственному перед формирующим его парламентом. Главная отличительная особенность парламентарной республики - это провозглашение принципа политической ответственности правительства перед парламентом.

Классическую парламентарную форму правления характеризует следующий способ формирования правительства: оно формируется партиями, обладающими большинством в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом. Однако эта ответственность является исключительно политической. При этом она может выражаться в различных юридических формах, самая жесткая из которых - вотум недоверия со стороны парламента либо отказ парламента в доверии правительству при условии, что оно само поставило вопрос о доверии. В этом случае возможны следующие два варианта: 1) либо правительство уходит в отставку; 2) либо предлагает президенту распустить парламент и назначить новые выборы. В парламентарной республике президент - номинальный глава государства. Его статус может быть выражен формулой: «царствует, но не правит» (сходство с монархом при конституционной монархии - налицо). Президент может при этом наделяться различным объемом полномочий. Однако принимаемые им решения приобретают юридическую силу при условии их контрассигнации, т.е. требуют скрепления подписью главы правительства или соответствующего министра. Специфичен порядок избрания президента. Его избирает парламент либо расширенная коллегия, в которую включаются и члены правительства. Так, в Италии означенная коллегия состоит из членов парламента и представителей от законодательных собраний областей.

Для президентской республики характерны следующие особенности: наделение президента полномочиями главы государства и главы исполнительной власти; избрание президента на всеобщих выборах, вследствие чего не только законодательная, но и исполнительная власть получает мандат от народа; отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику; правительство формируется президентом, он же назначает на высшие должности и смещает с должности в аппарате исполнительной власти. Поскольку президент, как и парламент, избирается народом, легитимность его полномочий не менее значительна, чем у парламента. Поэтому политической ответственности перед парламентом президент не несет. Отношения между парламентом и президентом основываются на принципах системы сдержек и противовесов. Президент осуществляет свои полномочия при поддержке парламента, особенно в таком центральном вопросе государственной власти, как бюджет. Основное преимущество президентской республики заключается в том, что вне зависимости от того, какие партии господствуют в исполнительной или законодательной власти, обе эти ветви власти вынуждены сотрудничать. А это обстоятельство придает режиму особую устойчивость.

Разновидностью республиканской формы правления является парламентарно-президентская, или смешанная, республика. При смешанной форме правления власть президента ослаблена (если он избирается народом), своими значительными полномочиями президент на практике не пользуется, «консервируя» их. Государственная система функционирует главным образом по парламентарному типу. К таким странам принято относить Австрию, Ирландию, Исландию, Португалию, Финляндию, Польшу, Болгарию, Украину, а также и Россию (за некоторыми изъятиями). К смешанной форме правления относится и Франция.

Специалисты по конституционному праву, политики относят Российскую Федерацию либо к президентской, либо к смешанной (президентско-парламентарной) республиканской форме правления. В действительности Российская Федерация характеризуется, скорее всего, квазипрезидентской или квазисмешанной формой правления.

 

 

 

Федерация, или федеративное государство, есть государственно-территориальное объединение частей страны в единое целостное государство. Таким образом, обеспечивается единство и разделение государственной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях.

Федеративное государство основывается на принципах федерализма - такой территориальной организации государства, которая выражена в особом характере взаимоотношений субъектов федерации между собой (разделение власти по горизонтали) и федеральными органами государственной власти (разделение государственной власти по вертикали). Реализация принципа федерализма в конечном счете призвана обеспечить согласие общества по принципиальным вопросам государственного устройства на общегосударственном уровне. Принцип федерализма находит воплощение в территориальной организации федеративного государства. В этом смысле федерализм - это способ территориальной организации государства, определяющий его сложный (многосоставный), союзный характер.

Федерализм выполняет две главные функции: 1) децентрализация власти посредством ее разделения по вертикали и 2) интеграция территориальных сообществ, т.е. собирает воедино входящие в его состав территории, придавая им качество целостного образования - государства.

В качестве принципа конституционного строя государства федерализм выступает и как способ государственного территориального устройства страны, и как конституционная основа исторически сложившегося государственного единства многонационального народа России, являясь юридической (и фактической) гарантией государственной целостности РФ, целостности ее территорий, а также территорий, входящих в Федерацию субъектов. Конституция РФ (ч. 3 ст. 5) прямо указывает: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти».

Признание России федеративным государством означает, что в Российской Федерации национальный вопрос и вопрос о территориально-политической организации общества и государства, разграничении предметов ведения между федеральным центром и составляющими его частями (субъектами) решается на основе принципа федерализма. Субъекты Российской Федерации имеют собственную территорию, конституции или уставы и органы власти - все это обеспечивает в пределах предоставленных им прав высокую степень независимости. Предметами ведения Федерации являются важнейшие вопросы государственной жизни: организация высших органов власти, внешняя политика, оборона страны, финансы, федеральные налоги, федеральные энергетические системы, транспорт, информация, связь, правовые основы единого рынка и др. В ведение субъектов Федерации входит более широкий круг вопросов, но это в основном вопросы, не требующие единого (общегосударственного) регулирования. Во многих сферах жизни: природопользование, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, координация вопросов здравоохранения и др. - Федерация и ее субъекты, тесно взаимодействуя, обеспечивают политическую, правовую, экономическую интеграцию государства в единый работающий организм.

Субъекты Российской Федерации не обладают государственным суверенитетом. Действующая Конституция РФ, как и предыдущая, не говорит о том, что субъекты Федерации являются суверенными. Субъекты лишены права на сецессию - свободный односторонний выход из состава Российского государства, не обладают верховенством на своей территории, не имеют абсолютной независимости в сфере международных отношений. Действие федерального права распространяется на всю Федерацию, и ни один из ее субъектов не вправе препятствовать его законному применению (ч. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ).

Всякое федеративное государство (лат. federatio - союз) - это объединение двух или нескольких государственно-территориальных (или национальных) образований (штатов, земель, краев, областей, республик и т.п.) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Федеративные государства характеризуются следующими юридическими признаками: 1) двухуровневой системой органов государственной власти - федеральные органы власти и органы власти субъектов федерации; 2) наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации; 3) принципом бикамерализма в построении союзного парламента (двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат, как правило верхняя, представляет интересы субъектов федерации); 4) верховенство федерального права; 5) непризнанием за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками); 6) финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти - субъекты лишены реальной финансовой власти, права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и других денежных знаков (таким образом создается механизм подчинения центральной властью субъектов федерации); 7) принципом двойного гражданства; 8) отсутствием у субъектов федерации права сецессии, т.е. выхода из состава федерации (такое право за субъектом федерации не признает ни одна из современных конституций федеративных государств).

Несомненно, все эти признаки присущи федеративному строю России. Территория России состоит из территорий ее субъектов, по статусу выступающих как ограниченно-правоспособные государственные образования, наделенные определенной учредительной властью; компетенция между РФ и ее субъектами разграничивается федеральной Конституцией; верховная законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ принадлежит федеральным государственным органам; общенациональный парламент - Федеральное Собрание - имеет в лице Совета Федерации палату, представляющую региональные интересы; приоритет осуществления внешнеполитической деятельности принадлежит Федерации, органы которой представляют Россию на уровне межгосударственных отношений. Участие субъекта РФ в таких отношениях может иметь исключительно санкционированный характер; как члены Федерации субъекты РФ имеют собственное законодательство, собственную систему органов власти (республики - свое гражданство) и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.