Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционное право РФ как отрасль: понятие, предмет, методы, система, место в системе российского права




Прямое президентское правление

 

Прямое президентское правление представляет собой предусмотренное конституциями некоторых зарубежных стран введение в условиях нестабильности чрезвычайных мер правления в масштабе всей страны и обусловленная этим концентрация властных полномочий у президента. В РФ президентское правление было введено известным указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. Период такой формы правления продлился до января-февраля 1994 г. - времени, когда был сформирован орган законодательной власти - Федеральное Собрание РФ. В течение указанного времени Президент издавал указы, имевшие силу закона, отменял действие законов, назначал глав администрации в краях, областях. Известен и более ранний период «эпохи правления Ельцина», когда вводилось в стране президентское правление. Так, в ответ на решение состоявшегося 11 марта 1993 г. VIII Съезда народных депутатов РСФСР об отмене назначенного на апрель 1993 г. референдума по основным положениям новой Конституции Президент 20 марта 1993 г. объявил по телевидению Указ об особом порядке управления страной и о назначении на 25 апреля 1993 г. референдума по вопросу о доверии Президенту РФ. Указом предусматривалось также проведение референдума по проекту новой Конституции и закона о выборах в федеральный парламент.

Действующее законодательство России не устанавливает правовых основ введения прямого президентского правления. Между тем такая разновидность правового режима, очевидно, вполне приемлема и не противоречит демократическим основам конституционного строя.

 

 

Конституционное право как одна из отраслей системы права Российской Федерации представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения.
Предметом конституционного права является совокупность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права. По сравнению с другими отраслями системы права эти отношения занимают особое место в обществе, государстве.
Особенности общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права.
1. Они складываются во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной.
2. Они наиболее значимы, носят фундаментальный характер.
3. Они выступают системообразующими, обеспечивающими единство и целостность общества.
С учетом перечисленных особенностей общественных отношений конституционное право приобретает ведущий характер в системе права.
Предмет конституционного права охватывает следующие основные общественные отношения:
а)составляющие основы конституционного строя;
б)образующие основы правового положения человека и гражданина;
в)вытекающие из федерального устройства России;
г)связанные с организацией и осуществлением государственной власти;
д)возникающие в ходе осуществления судебной власти;
е)составляющие основы местного самоуправления.

 


Под методами конституционного права
понимается совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на регулируемые конституционным правом общественные отношения и их участников.
Разграничиваются методы конституционно-правового регулирования в зависимости от характера содержащегося предписания на:
1) управомачивающий: наделение участников конституционно-правовых отношений определенными правомочиями (ст. 73 Конституции РФ: вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти);
2) метод обязывания (кандидат обязан платить установленные законом налоги и сборы);
3. метод дозволения (ст. 66 - по предъявлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе);
Связан данный метод с управомачивающим методом. Но предписания, содержащегося в соответствующих нормах, не управомачивают субъекта, не обязывают его действовать определенным способом, а разрешают самому действовать по собственному усмотрению.
4) метод запрещения. С помощью конституционного регулирования закрепляются главные принципы и положения, определяющие развитие общества и государства, личности;
обеспечивается защита интересов народа, личности на самом высоком юридическом уровне;
закрепляются генеральные перспективы развития общества и государства.
Принципы конституционного права одновременно выступают принципами системы права в целом.
Особый юридический режим конституционного права подтверждается и тем, что важнейшим его источником является конституция, определяющая основы всей системы права.

В досоветской России не имевшей конституции как единого основного закона, употребляли понятие "государственное право" применительно к соответствующей отрасли внутреннего права. Термин же "конституционное право" использовался для наименования отрасли права иностранных держав, государственный строй которых отличался началами разделения властей, прямого народоправства и народного представительства. В советской правовой науке сторонники наименования "государственное право" не без оснований приводили следующие аргументы: а) государству в обществе принадлежит главенствующая роль. "Государство - это мы"; б) государственная власть распространяется как на высшие, так и на местные уровни управления и скреплена единством системы Советов, соединяющая законодательные и управленческие функции, нормотворчество и исполнительно-распорядительную деятельность.
Кроме того, Конституция будучи прежде всего идеологическим и политическим документом не была реально действующим, непосредственно применяемым источником права.
На современном этапе развития российского государства термины "государственное право" менее предпочтительны по следующим основаниям:
во-первых, многие граждане, не обладающие специальными юридическими знаниями, отождествляют государственное право со всем внутригосударственным правом;
во-вторых, и это главное - в последнее время отчетливо проявляется тенденция к расширению предмета государственно-правового регулирования за счет включения в него отношений, связанных с формированием гражданского общества, ограждением его от чрезмерного вмешательства государства.
Во взаимоотношениях "государство - общество - человек" новая Конституция Российской Федерации главным ориентиром признает человека, его права и свободы, а общество рассматривает как основное звено между человеком и государством.
И, наконец, в-третьих, во взаимоотношениях государство и право приоритет за правом, закон в правовом государстве - в верховенстве. Конституционное право представляет собой особый качественный этап в развитии государственного права.
Для современной России, как отмечается в статье Богдановой Н.А. в 7 номере журнала "Государство и право" за 1996 год название ее ведущей правовой отраслью российским конституционным правом является в определенной степени условным, что объясняется незавершенностью конституционных реформ...
Таким образом, сформировать следующее понятие конституционного права. Конституционное право России - это ведущая фундаментальная отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы организации общества и государства, статус человека и гражданина, их взаимоотношения, а также механизм осуществления принадлежащей народу власти непосредственно или через органы государственной власти и органы местного самоуправления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.