Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и назначение Референдума




Референдум - (лат) «то, что должно быть сообщено». В принципе, референдум означает голосование избирателей, посредством которого принимаются государственные или самоуправленческие решения. В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса. Если соблюдены установленные Конституцией и законодательством условия, то принятое путем референдума решение считается решением народа и его юридическая сила, зачастую как показывает мировая практика, выше юридической силы законов принятых Парламентом.

Решение на референдуме может приниматься посредством утвердительного или отрицательного ответа избирателей на поставленный вопрос либо посредством выбора между различными вариантами предлагаемого решения (народный выбор в мировой практике встречается очень редко).

Голосование избирателей называется плебисцитом (от лат «решение народа»). С юридической точки зрения разницы между референдумом и плебисцитом нет. Это полные синонимы. Как правило, в мировой практике, плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны решающее значение (например, плебисцит о государственной принадлежности и спорной территории, о форме правления). Например, Конституция Бразилии (ст.14) закрепила как референдум, так и плебисцит, причем предмет плебисцита закреплен, а референдума - нет.

Референдум является основной формой непосредственной (прямой) демократии и может быть использован как противовес представительной, как средство обойти Парламент и принять государственное решение вопреки ему. Например, ст.11 Конституции Франции: «Президент по определению Правительства или по совместному предложению обеих Палат может передать на референдум любой законопроект, который не противоречит Конституции, но влияет на функционирование государственных институтов».

В целом, референдум, как форма непосредственной демократии имеет определенные преимущества перед представительной при соблюдении отдельных условий:

· выносимые на референдум вопросы должны быть доступными для понимания избирателей

· до проведения референдума эти вопросы должны быть обстоятельно разъяснены через СМИ избирателям с указанием желаемых и возможных нежелательных и желательных последствий

Референдумы могут делиться на:

-Обязательные

-Консультативные (рекомендательные, факультативные)

Консультативные референдумы могут проводить и не проводить. Предметом этого референдума может стать любой вопрос, за исключением вопросов или проектов, вынесение которых запрещено Конституцией или законами. Обязательный референдум проводится в случаях, когда иным образом решение по определенному вопросу не может быть принято. Предметом обязательного местного референдума является, как правило, изменение территориального устройства государства или административно-территориальной единицы, финансовые вопросы, но, как показывает мировая практика, местные референдумы носят консультативный характер.

 

Право участия в референдумах

Как принято в мировой практике, в референдумах имеют право принимать участие все лица, обладающие активным избирательным правом. Но если условия получения активного избирательного права различны при выборах в Палаты Парламента, то участие в референдуме обуславливается активным избирательным правом по выборам в нижнюю палату, избираемую наиболее широким кругом лиц. Этот принцип действует и при проведении местных референдумов. Голосование на референдуме равное, т.е. каждый избиратель имеет такое же число голосов, как и любой другой. При чем вес каждого голоса одинаковый. Однако, в мировой практике есть исключения. Например, в Испании, где автономное сообщества образуются по инициативе большинства избирателей в каждой провинции, вхождение которой в сообщество предполагается, однако число избирателей не одинаково; следовательно, голос избирателя в провинции, где меньше жителей, является более весомым.

Избиратели на референдуме голосуют непосредственно за или против предлагаемого решения. Сам же процесс такой же, как и на выборах.

 

Предмет референдума.

Предмет референдума – это вопрос, подлежащий рассмотрению посредством народного голосования.

Консультативные референдумы могут проводить и не проводить. Его назначают в зависимости от рассмотрения органа, компетентного назначать референдум либо по инициативе группы граждан какой либо административно-территориальной единицы. Предметом этого референдума может стать любой вопрос, за исключением вопросов или проектов, вынесение которых запрещено Конституцией или законами. На референдуме не выносятся вопросы о налогообложении, амнистии и помиловании (ст.175 Конституции Италии).

Обязательный референдум проводится в случаях, когда иным образом решение по определенному вопросу не может быть принято. Референдумы, посредством которых решаются вопросы о принятии или изменении Конституции называются Конституционными

Существует понятие относительно обязательного референдума. Это когда речь идет о необходимости самого референдума.

Как правило, не могут выносятся на местные референдумы вопросы о бюджете, налогах, кадровых вопросах, отнесенных к ведению представительных органов.

Часто в зарубежных государствах запрещено в течение установленного срока повторное проведение референдума по одному и тому же предмету. Особенно, если решение на референдуме было принято отрицательное (например, конституция Италии: «если предложение об отмене закона было отменено, то повторный референдум по данному вопросу возможен не ранее, чем через 5 лет»).

Референдум – это мероприятие слишком дорогостоящее.

 

Инициатива назначения референдума

Как свидетельствует мировая практика, право назначать общенациональный референдум принадлежит обычно Главе государства или Парламенту, а иногда обоим органам либо по инициативе групп избирателей, Правительства, групп депутатов Парламента, региональных органов власти.

Государственные органы проводят референдум как правило, для разрешения конфликта между ними, для принятия государственного решения, требующего обязательности референдума, а так же для придания особого авторитета своим решением. В частности, право инициативы групп депутатов Парламента дает возможность оппозиционным партиям обратится к народу для разрешения своего спора с правящими партиями. Право инициативы референдума, предоставляемой группам избирателей, дает возможность им реализовывать свой политический интерес, иногда вопреки выраженному или молчаливому сопротивлению государственных органов придав ему силу общенационального интереса. В мировой практике, референдум, проводимый по инициативе избирателей, назевается петиционным, ибо группы избирателей должны подписать петицию с требованием провести референдум по определенному вопросу.

Круг субъектов, имеющих право инициировать местный референдум в основном такой же.

 

Организация референдума

Этот процесс в целом похож на избирательный процесс, а именно: составляются списки избирателей, образуются участки и округа для голосования, которые в отличие от избирательных округов имеют значение, призванное облегчить подсчет голосов комиссий или других органов по проведению референдумов. Проводится также агитация и разъяснительная кампания, процедура голосования, подсчет голосов, определение итогов референдума и их обнародование.

Голосование осуществляется официальными бюллетенями, обжалование и опротестование, как правило, регулируются законами с отсылками к процедурам, предусмотренным избирательным законом. Существует определенный порядок опротестования.

 

Тема 18. Понятие и основы принципа организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь

Лекция 18.22. Понятие, виды и система государственных органов. Роль и задачи государственных органов в политическом и социально-экономическом строительстве. Конституционные основы классификации государственных органов.

Центральные и местные государственные органы. Их особенности и место в системе органов государства.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Понятия "власть" и "субъект власти". Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности государственного аппарата.

Основные принципы организации и деятельности органов государства. Понятие и сущность принципов: демократизма, законности; равноправия национальностей; самостоятельности государственных органов и их взаимодействия; сочетание государственного управления с самоуправлением народа; сочетание вертикального и горизонтального управления; координации и субординации в деятельности государственных органов.

Правовые основы службы в государственном аппарате.

 

Принцип разделения властей в деятельности государственных органов Республики Беларусь.

Теория разделения властей зародилась во Франции в середине XVIII в. и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма. Появление новой концепции было связано с Ш. Монтескье. В своей работе «О духе законов» (1748г.) он приходит к выводу, что свобода может быть при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушения законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть, которые взаимно сдерживают друг друга и уравновешивают. Таким образом, существует 3 рода власти, которые должны быть распределены между разными государственными органами, если же в 1 руках, т.е. 1 государственного органа, концентрируется власть, различная по своему содержанию, то появляется возможность для злоупотребления данной властью. Следовательно, свобода граждан будет нарушаться.

Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций в государстве. Основное значение законодательной власти, по словам Монтескье, выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан. Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, установленных Парламентом. Задача же судей в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает и разрешает столкновения частных лиц.

Однако, хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий. Во-вторых, должна действовать система сдержек и противовесов, чтобы власти контролировали друг друга. Взаимодействие законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое, в конечном счете, отражает компромисс столкновений между различными социальными слоями.

 

Теория народного представительства (Ж-Ж. Руссо).

Руссо, в отличие от Монтескье, что законодательная, исполнительная и судебная власти—особое проявление в единой власти народа. Данный тезис Руссо использовался впоследствии различными политическими силами. Причем необходимо отметить, что речь идет о власти не только определенной социальной общности, если это даже компромисс различных классов, совместно осуществляющих политическое господство, т.е. политическое руководство обществом, но и от известной степени организационного единства, т.е. все органы государства проходят, в конечном счете, общую политическую линию, определенную носителем реальной власти и, как правило, построенную по вертикали.

Как и взгляды Монтескье, взгляды Руссо нашли свое наиболее полное воплощение в Конституции США 1787г. Наряду с утверждением единства источника власти в преамбуле Конституции проводится очень четкое организационно-правовое разделение властей. Также в этом правовом документе нашла свое отражение система сдержек и противовесов, в частности было предусмотрена и процедура импичмента и отлагательное вето Президента и многие другие институты, которые являются составной частью современного права.

В связи с информатизацией общества в современной теории государства и права многие ученые выделяют еще одну ветвь власти, так называемую 4-ю власть – СМИ. Дело в том, что СМИ не просто информирует население о тех или иных политических событиях, но и навязывает людям свою оценку происходящего, свои идеалы. Они имеют возможность манипулировать общественным мнением. Даже в недемократических государствах мира, где точка зрения масс проявляется лишь в критические моменты (революция, бунт), Правительство данных государств понимают всю значимость влияния СМИ на людей и пытаются регулировать и использовать эту власть в своих интересах (положение СМИ в Советский период). В демократических государствах СМИ – это реально действующая сила, не считаться с которой никто не может. Нельзя просто запретить деятельность какой-либо газеты или программы

Теория разделения властей явилась основным гарантом в праве самого человека. Именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, демократические принципы нашли самое широкое применение. Второе преимущество государственной Системы, основанной на принципе разделения властей, - это относительная стабильность внутриполитического положения государства, потому что данный принцип позволяет выходить из критической ситуации на основе норм Конституции, посредством консенсуса социальных сил.

 

Принцип разделения властей в Конституции Республики Беларусь

Конституция РБ закрепляет принцип разделения властей в качестве основы конституционного строя РБ. В ст.6 закреплено, что законодательная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Реализуется же данный принцип в последующих статьях Конституции, закрепляющих полномочия различных государственных органов. Например, в законодательном процессе важнейшая роль принадлежит Парламенту, но который направляет все на подпись Президенту, также по Конституции РБ при отречении Президента от власти в предусмотренных случаях необходимо согласие Парламента и Верховного суда. Особое значение в системе сдержек и противовесов имеет судебный Конституционный контроль. Центральное место здесь занимает Конституционный суд, который является окончательным арбитром в споре между ветвями власти, а также важную роль играет прокуратура, которая не относится ни к какой ветви власти. Этот орган способствует укреплению законности и правопорядка в стране, осуществляя прокурорский надзор за исполнением законов государственными органами.

Тема 19. Президент Республики Беларусь

Лекция 19.23. Президент - Глава государства. Понятие и назначение института президентства. Порядок избрания Президента и принесения им Присяги.

Место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов.

Правомочия Президента. Исключительная компетенция Президента. Компетенция Президента Республики Беларусь в законодательном процессе.

Статус Президента, как главы государства. Понятие и назначение данного института.

Институт Президентства в системе государственной власти РБ был впервые закреплен в Конституции РБ 15.03.1994 г. В соответствии со ст. 95 Конституции в той редакции (до внесения изменений и дополнений) Президент РБ является Главой государства и исполнительной власти. В первоначальной редакции закона «О Президенте РБ» было закреплено, что Президент является высшим должностным лицом РБ, представителем государства в межгосударственных отношениях и внутри страны. Для нашей Республики, как и для других государств СНГ, этот институт является относительно новым. В настоящее время институт Президентства введен почти во всех пост советских государствах и государствах восточной Европы, принадлежащих до 1990 г. к социалистическому блоку. Статус Президента, круг его полномочий, порядок взаимодействия с ветвями власти во многом является определяющими факторами при характеристике государства.

Новая редакция Конституции РБ 1994 г., принятая на Референдуме 24 ноября 1996г., изменила объем полномочий Президента РБ и установила, что Президент является Главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет РБ в отношениях в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета РБ, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Как мы видим из этой статьи, Президент является только «Главой государства», но статус Главы государства имеет различия в других государствах. Например, в Венгрии, Чехии, Словакии термин «Глава государства» означает, что Президент наделен в основном представительскими функциями, т.е. по сути дела, он лишь представляет интересы государства вовне. В Конституции РБ термин «Глава государства» имеет несколько иной смысл. Президент представляет Республику за ее пределами, но в тоже время, он наделен значительными полномочиями в формировании органов не только исполнительной, но и законодательной власти.

 

Порядок избрания Президента и вступление его в должность

В соответствии со ст. 80 Конституции Президентом РБ может быть избран только гражданин РБ по рождению и проживающий на территории РБ не менее 10 лет. Установлен также возрастной ценз: человек не моложе 35 лет. (Следует отметить, что принадлежность к данному государству (гражданство) является необходимым атрибутом, т.е. требованием к кандидатам в Президенты практически во всех странах мира. В Конституциях некоторых государств требуется, чтобы Президент не имел двойного гражданства.) Срок полномочий Президента—5 лет, при этом одно и то же лицо не может быть Президентом более 2 сроков.

Полномочия Президента начинаются с момента вступления в должность и прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом или в связи со смещением Президента с должности, его отставкой, досрочным освобождением от должности, смертью. На весь срок полномочий Президент приостанавливает свое членство в политических партиях и др. общественных объединениях, преследующих политические цели. Делается это с целью обеспечения равенства политических институтов и др. общественных объединений, идеологий и взглядов. Заявления Президента о приостановлении членства публикуются в печати.

Кандидаты в Президенты выдвигаются гражданами РБ при наличии не менее 100 тыс. подписей. Выборы назначаются Палатой представителей не менее, чем за 5 мес. И проводятся не позднее, чем за 2 мес. До истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если должность Президента оказалась вакантной или он не может исполнять свои обязанности по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до вступления в должность нового Президента переходят к Премьер-министру.

Выборы резидента проводятся тайным голосованием на основе всеобщего свободного равного и прямого избирательного права в 2 тура. Для избрания в 1 туре кандидат должен набрать больше ½ голосов граждан РБ, принявших участие в выборах. Если ни 1 из кандидатов в Президенты не набрал требуемого количества, то в двухнедельный срок проводится 2 тур голосования по 2 кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов в 1 туре. Избранным во втором туре считается кандидат, за которого проголосовало больше ½ избирателей, включенных в списки избирателей.

При вступлении в должность в соответствии со ст.83 Конституции Президент приносит присягу, текст которой закреплен в данной же статье. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Парламента, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного Судов не позднее 2 мес. Со дня избрания Президента. После оглашения текста присяги Президент подписывает акт в принесении присяги, который передается на хранение в архив Президента.

Конституции некоторых стран отказ от принесения присяги с какими-либо оговорками расценивают как недействительность выборов Президента. В Конституции РБ такого положения нет, но очевидно, что без принесения присяги Президент не может вступить в должность, и, вероятнее всего, отказ от принесения присяги либо присяга с оговорками и постановкой каких-либо условий могут быть расценены как нарушение действующей Конституции со всеми вытекающими последствиями вплоть до отказа от должности либо недействительности выборов.

 

Президент в системе государственных органов

Как уже отмечалось, Президент является Главой государства. Это означает, что он не только возглавляет систему органов исполнительной власти, как это было в первоначальной редакции Конституции, но и осуществляет функции координирования действий ветвей власти. Президент практически формирует органы надзора и контроля (Прокуратура, Гос. Контроль). Кроме того, представляет РБ в межгосударственных отношениях, Президент непосредственно участвует в формировании большинства органов государства. Именно он назначает руководителей самых важных органов, иногда назначает произвольно с согласия Палаты представителей или Совета Республики Национального Собрания. В ряде случаев Президент самостоятелен, а для осуществления своих функций Он вправе создавать Администрацию Президента. Однако, несмотря на широкие полномочия Президента практически во всех сферах государственного устройства, самое большое внимание уделено месту Президента в системе исполнительных органов.

В соответствии со ст. 119 Конституции РБ, руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначается на должность Президентом РБ или в установленном им порядке утверждаются на должность соответствующими местными Советами. Вся эта система построена по принципу так называемой вертикали, что заложено еще в определении РБ как унитарного государства, т.е. государства единого цельного с единой централизованной системой управления. Это значит, что низшие звенья государственного управления подчинены высшим, руководство строго централизовано.

По такому же принципу идет и формирование этих органов и здесь ведущую роль играет Президент, который назначает Председателей областных и иных Исполкомов. Причем Президент вправе отменить иное решение местных распорядительных и исполнительных органов любого уровня в случаях несоответствия этого решения действующему законодательству. Кроме того, именно Президент назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус, определяет структуру Правительства (Совета министров) РБ, самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и др. членов Правительства), принимает решение об отставке Правительства или его членов.

Президент образует министерства, комитеты, ведомства и др. органы государственного управления, он же вправе изменять их статус, полномочия.

Президент присваивает классные чины, звания, осуществляет награждение Он назначает дипломатических представителей за рубежом, принимает верительные грамоты зарубежных послов.

 

Функции и компетенция Президента Республики Беларусь

Функции Президента РБ четко определены Конституцией и законом «о Президенте РБ».

Президент является Главой государства, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет РБ в отношениях в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета РБ, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между этими органами. Вся деятельность Президента направлена на развитие РБ как унитарного демократического социального правового государства. При реализации таких функций как Президент должен соблюдать такие основополагающие принципы как равенство социальных, национальных и др. общностей перед законом, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. При этом Президент несет ответственность перед народом РБ за выполнение своих высоких обязанностей, за надлежащую реализацию функций Президента, за правильность и полноту их реализации.

Для реализации своих функций Президент наделен соответствующими правами и обязанностями, т.е. полномочиями, круг которых определен Конституцией и законами. В соответствии со ст.84 Конституции и ст.17 закона «о Президенте РБ» Президент:

1. назначает своими указами республиканские референдумы по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики либо по предложению не менее 450.000 граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30.000 граждан от каждой области и г. Минска. Президент подписывает решения принятые на республиканском референдуме

2. назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы

3. распускает палаты Парламента в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией

4. назначает 6 членов Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов

5. образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента РБ, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте

6. с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра и самостоятельно определяет структуру Правительства РБ

7. с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного Судов

8. С согласия Совета Республики назначает на должность судей этих судов, а также Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка

9. назначает самостоятельно 6 судей Конституционного Суда и судей др. Судов

10. причем имеет право освободить от должности всех вышеперечисленных лиц.

назначает на должность и освобождает Председателя Комитета государственного контроля

11.обращается с ежегодными посланиями к Парламенту РБ, причем эти послания заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палат; а также имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время

 

Иные полномочия Президента:

  1. имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РБ
  2. назначает руководителей республиканских органов государственного управления и устанавливает их статус; назначает иных должностных лиц, должности которых определены законом, ели это не противоречит Конституции РБ
  3. решает вопросы о приеме гражданства, его прекращения и предоставлении убежища
  4. устанавливает государственные праздники (в том числе праздничные дни), награждает государственными наградами, а также присваивает классные чины и звания
  5. осуществляет помилование осужденных
  6. активно участвует в международной жизни (ведет переговоры, подписывает договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей РБ за рубежом)
  7. принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств
  8. в случаях необходимости вводит на территории РБ чрезвычайное положение и вносит в трехдневный срок принятое решение на утверждение Совета Республики
  9. может в соответствии с законодательством отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на 3 мес.
  10. подписывает законы
  11. отменяет акты Правительства в случае необходимости
  12. осуществляет контроль за органами местного управления и самоуправления; имеет право приостанавливать акты местных Советов депутатов и отменять акты распорядительных органов местных Советов в случае несоответствия их законодательству
  13. формирует и возглавляет Совет Безопасности РБ
  14. является Главнокомандующим Вооруженными Силами; имеет право назначать и освобождать от должности высшее командование Вооруженных Сил
  15. имеет право отдавать приказ о начале военных действий без объявления войны в ряде случаев, но обязан в течение 3 часов сообщить об этом в Совет Республики
  16. в необходимых случаях вводит на территории РБ военное положение с объявлением полной или частичной мобилизации и внесением принятого решения в трехдневный срок на утверждение в Совет Республики.
  17. имеет право запрашивать любую информацию, если это не нарушает охраняемых Конституцией прав и свобод граждан
  18. может направлять в СМИ тексты для опубликования. Президенту предоставляется эфирное время на TV и радио
  19. Президент обладает правом законодательной инициативы
  20. может обращаться за заключениями в Конституционный Суд

осуществляет и другие полномочия, если это не противоречит Конституции

Взаимоотношения Президента с законодательной и судебной властью

Президент имеет право роспуска Палат Национального Собрания РБ. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены по решению Президента при отказе в доверии Правительству РБ, выражении вотума недоверия Правительству, двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра, а также систематическом или грубом нарушении Конституции. Полномочия Совета Республики могут быть досрочно прекращены в случае систематического или грубого нарушения Конституции.

Решение о роспуске Палат Национального Собрания в случае систематического или грубого нарушения ими Конституции принимается Президентом на основании заключения Конституционного Суда. Это решение принимается Президентом не позднее, чем в двухмесячный срок после официальной консультации с Председателем соответствующей палаты. Если в течение этого срока не были устранены причины, явившиеся основанием для досрочного прекращения полномочий данной Палаты. Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние 6 мес. полномочий Президента, в период решения Палатами вопроса о досрочного освобождении или смещении Президента с должности, а также в течение года со дня их первых заседаний. Тесная связь между законодательно властью и Президентом проявляется в установленном Конституцией порядке принятия законов, т.е. это возвращение закона со своими возражениями в Палату представителей для повторного голосования, причем, если возражения Президенту будут преодолены не менее чем 2/3 голосов каждой из Палат, то закон считается подписанным. Президент имеет право законодательной инициативы, дает согласие или поручает Совету министров внесение в Палату представителей законопроектов, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, а также имеет право объявлять законопроект срочным.

Отношения Президента с судебной властью строится также как и с законодательной властью, т.е. они взаимодействуют друг с другом для достижения общих целей государства, но в тоже время сдерживают друг друга и уравновешивают. Взаимодействие Президента с судебной властью с целью достижения общегосударственных интересов ярко выражается в отношениях с Конституционным Судом. В первую очередь это обращения Президента в Конституционный Суд за заключениями.

 

 

Лекция 19. 24. Акты Президента Республики Беларусь. Возможность принятия им актов, имеющих силу закона.

Основания, порядок смещения с должности и досрочное прекращение полномочий Президента.

Защита законом неприкосновенности, чести и достоинства Президента.

 

В соответствии со ст. 85 Конституции Республики Беларусь Президент во исполнение своих полномочий наделён правом издавать следующие правовые акты: декреты, указы и распоряжения.

Согласно ст. 101 Конституции Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Причем этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Необходимо отметить, что сфера делегированного законодательства ограничена частью второй ст. 101 Конституции. Так, не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, её толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчёта о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Вместе с тем, закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

Часть 3 ст. 101 Конституции закрепляет положение, что в силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. В случае издания таких декретов по предложению Правительства, они должны скрепляться подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трёхдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой Представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу если они не отменены квалифицированным большинством голосов (не менее двух третей голосов) от полного состава каждой из палат.

В соответствии с ч. 3 ст. 137 Конституции, в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Согласно ч. 2 ст. 85 Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.

 

Основания, порядок смещения с должности и досрочное прекращение полномочий Президента.

В соответствии со ст. 87 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь может по собственной инициативе подать в отставку. В данном случае отставка Президента принимается Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Согласно ст. 88 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобождён от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством голосов (не менее двух третей голосов от полного состава) каждой из палат Национального собрания Республики Беларусь.

Также Президент Республики Беларусь может быть смещён с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. В данном случае решение о выдвижении обвинения и его расследования считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложение не менее одной трети её депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты Представителей.

Непринятие палатами Национального собрания Республики Беларусь решения о смещении Президента с должности в течении месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. Причем, предложение о смещении Президента с должности не может инициироваться в период рассмотрения в соответствии с Конституцией вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента.

В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.

Статья 89 Конституции Республики Беларусь закрепляет положение, что в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру.

 

Защита законом неприкосновенности, чести и достоинства Президента.

В соответствии со ст. 7. Закона о Президенте Республики Беларусь, Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Публичное оскорбление Президента или клевета в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, влекут установленную законом ответственность.

Уголовное дело о публичном оскорблении Президента или клевете в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, возбуждается в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Иски о защите чести и достоинства Президента предъявляются в суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Препятствование законной деятельности Президента не допускается и преследуется по закону.

Тема 20. Парламент, Национальное собрание Республики Беларусь – представительный и законодательный орган государства

Лекция 20. 25. Структура и порядок формирования, состав, срок полномочий. Палата представителей и Совет Республики.

Порядок избрания председателей палат, их полномочия.

Постоянные и временные комиссии палат, их состав и компетенция. Компетенция Национального собрания, его палат. Председатели палат.

Законодательный процесс и его стадии. Взаимодействие палат Национального собрания. Акты Национального собрания и его палат. Основные организационно-правовые формы работы Парламента, его палат и комиссий.

Сессии Парламента. Досрочное прекращение полномочий Парламента.

Правовой статус депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Основные формы работы депутатов в Палате представителей, ее органах и в избирательных округах. Сущность депутатского запроса.

Контрольные полномочия Парламента.

                   
 
Национ. Собрание.
 
Совет Министров
   
Прокуратура
 
КГБ


Понятие и функции Парламента.

Термин «Парламент» происходит от английского. Родиной Парламента является Англия. Современный Парламент – это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. В ряде государств мира (в зависимости от форм правления) Парламент осуществляет контроль за исполнительной властью. Представительный характер Парламента означает, что он является выразителем интересов и воли народа (нации). Концепция национального представительства, сложившаяся в 18-19 вв.(Руссо), изложено как совокупность определенных принципов

Национальное представительство закрепляется Конституцией; Нация (народ), как носитель суверенитета уполномочивает Парламент осуществлять от его имени законодательную власть. С этой целью народ избирает в Парламент своих представителей (депутатов) член Парламента – это представитель всей нации, а не тех, кто избрал (свободный мандат).

Императивный мандат – депутат зависит от своих избирателей и может быть ими отозван. Императивный мандат рожден социалистической концепцией народного представительства и претендовал на преодоление формализма представительного правления. Депутат – представители, прежде всего своих избирателей, чьи наказы обязательны, и которые вправе отозвать депутата в любое время.

Парламент РБ – национальное собрание является представительным и законодательным органом РБ и состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

Палата представителей формируется по мажоритарной избирательной системе по большинству голосов на основе всеобщего свободного равного прямого избирательного права при тайном голосовании и состоит из 110 депутатов.

Совет Республики является палатой территориального представительства и формируется на основе косвенных выборов. В частности, от каждой области и города Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня тайным голосованием избирается по 8 членов, а еще 8 членов назначается Президентом единолично.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин РБ, достигший 21 года, а членом Совета Республики—30 лет. Причем член Совета Республики должен прожить на территории соответствующей области (г. Минска) не менее 5 лет. Депутат Палаты представителей осуществляет свою деятельность на постоянной основе (профессиональной), если иное не предусмотрено Конституцией, он может быть одновременно членом Правительства, но одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Член Совета Республики не может одновременно входить в состав Правительства, а депутат Палаты представителей — депутатом какого-либо местного Совета депутатов. Депутат Палаты представителей и член Совета Республики не могут совмещать должность с должностью Президента или судьи. Срок полномочий Парламента—4 года.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.119 сек.