КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самопроверки. 1. Раскройте понятие внешнеэкономической сделки1. Раскройте понятие внешнеэкономической сделки. 2. Дайте понятие внешнеторгового договора. 3. Перечислите виды договоров во внешнеэкономической деятельности. 4. Сформулируйте признаки контракта международной купли-продажи. 5. Перечислите и раскройте содержание основных функций международного контракта. 6. Назовите критерии классификации и дайте классификацию контрактов международной купли-продажи товаров. 7. Структура контракта международной купли-продажи товаров. 8. Что понимают под условиями контракта и как они классифицируются? 9. Дайте характеристику договора международного подряда. 10. В чем выражается специфика операций по торговле лицензиями на изобретения и ноу-хау? 11. Назовите основные требования к условиям договоров при производственной и сбытовой кооперации. 12. Особенности условий договоров во встречной торговли. 13. Чем определяется форма международного контракта? 14. В чем выражается суть методологии составления внешнеторгового контракта? 15. Перечислите рекомендации российским участникам ВЭД по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов. 16. Что такое типовой контракт и его формы? 17. Назовите разработчиков типовых контрактов. 18. Какие основные ошибки допускают российские участники ВЭД во внешнеэкономических сделках.
Глава 2. Важнейшие гражданско-правовые аспекты совершения внешнеторговых сделок 2.1. Подготовка и заключение договора международной купли-продажи (оферта и акцепт) Центральным звеном во внешнеэкономической деятельности является подготовка, заключение и исполнение договора (контракта) между двумя и более сторонами, находящимися в разных странах. На мировых рынках товаров, услуг и капиталов многовековой хозяйственной практикой выработаны определенные правила подготовки и заключения договоров, представляющих собой соглашения двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Одним из основных документов международного права является подписанная в 1980 г. в Вене «Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров» (далее по тексту — Венская конвенция), к которой присоединилось более 70 государств (сделав в ряде случаев некоторые оговорки). В Гражданском Кодексе Российской Федерации (ГК РФ) понятие договора, порядок его заключения, изменения и расторжения рассматриваются в гл. 27—29. В гл. 30 ГК РФ изложены вопросы, связанные с договорами купли-продажи. По определению, данному в Венской конвенции, договором международной купли-продажи товаров является договор купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, и поэтому при исполнении договора предполагается перемещение товара через государственные границы. После предварительного изучения возможностей выхода на внешний рынок и выявления потенциальных партнеров следующим шагом является подготовка делового или коммерческого предложения. По определению Венской конвенции, коммерческое предложение, направленное одному или нескольким конкретным лицам, если оно достаточно определено и выражает намерение считать себя связанным в случае его принятия, называется офертой. При этом оно должно содержать информацию о товаре, который предлагается как объект возможного договора, его количестве и цене. Если количество и цена не указаны четко, то должен быть обозначен порядок их определения. Поэтому рассылка, например, рекламных проспектов не может считаться офертой, а рассматривается только, как приглашение делать оферты. По нормам российского права реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, также не считаются офертами, а только приглашением делать оферты, если иное не указано в предложении. Однако в практике некоторых стран подобные предложения могут рассматриваться в качестве оферты. Следовательно, перед направлением коммерческого предложения фирме в ту или иную страну целесообразно проконсультироваться со специалистами по хозяйственному праву данной страны. В соответствии со ст. 432 и ст. 435 ГК РФ оферта должна содержать существенные условия договора, а именно: условия о предмете договора; условия, оговоренные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В ст. 437 ГК РФ зафиксировано следующее понятие публичной оферты: «содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта)». Таким образом, коммерческое предложение (оферта) должно отвечать следующим обязательным требованиям: • оно должно быть направлено одному или нескольким конкретным лицам; • содержание предложения должно быть четко и ясно сформулировано, т. е. в нем должна содержаться вся необходимая информация о наиболее существенных условиях возможной сделки; • в нем должно быть выражено твердое намерение выполнить Поскольку хозяйственная сделка есть результат свободного волеизъявления двух экономических агентов — субъектов сделки, то она может состояться лишь в случае, если оба участника выскажут свое согласие в устной или письменной форме. В Венской конвенции разрешено делать оговорку относительно этого условия, при ратификации которой правительства ряда стран, в том числе СССР заявили, что форма устной сделки неприменима, если хотя бы одна из сторон имеет свое коммерческое предприятие в их соответствующих государствах. Поскольку Россия является правопреемником СССР, то это положение действует и в настоящее время. Все договоры международной купли-продажи товаров с участием российских предпринимателей должны совершаться в письменной форме. Поэтому при заключении договора международной купли-продажи товаров не действует принцип «молчание — знак согласия» ибо в этом случае отсутствует волеизъявление адресата оферты. Однако в ГК РФ содержится уточнение данного положения: «молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон». Рыночная экономика не допускает насильственного принуждения одной из сторон к заключению той или иной сделки. Поэтому в хозяйственном праве — как международном, так и российском, — четко сформулированы правила направления оферты, ее отзыва, акцепта или отклонения. В соответствии с принципом равенства волеизъявления участников сделки адресат оферты не несет ответственность за поступление неточной информации о содержании оферты в результате ее искажения при передаче по почте, телеграфу, телетайпу, электронной почте или с помощью других средств связи. Данная ответственность лежит на оференте, поскольку он является инициатором возможной сделки. Оферент должен соблюсти все требования, предъявляемые к оферте, смысл которых сводится к тому, чтобы адресат получил четкую и ясную информацию о содержании коммерческого предложения. В Венской конвенции содержится положение относительно возможности изменения условий оферты. Если условия оферты в акцепте существенно изменены, то его нельзя считать акцептом, а, напротив, следует рассматривать как отклонение от первоначальной оферты, так как он представляет собой встречную оферту со всеми вытекающими отсюда последствиями. К дополнениям и ограничениям, а также любым другим изменениям, имеющим существенный характер, относятся такие условия оферты, как цена, качество и количество предлагаемого товара, условия платежа, а также место и срок поставки. Согласно ГК РФ, акцепт должен быть полным и безоговорочным. Однако в реальной деловой практике нередко бывает, что первоначальные условия оферты не полностью удовлетворяют адресата, но, тем не менее, он проявляет интерес к сделанному оферентом предложению. Поэтому окончательному акцепту со стороны адресата может предшествовать уточнение условий оферты и согласование позиций. Если в результате предварительной проработки вопроса оферент и адресат достигают согласия относительно условий сделки, то, как правило, организуется личная двусторонняя встреча представителей оферента и адресата для подписания договора (контракта). Однако на встрече могут быть уточнены и некоторые дополнительные (в том числе и существенные) детали будущего договора (например, технические характеристики товара и его цена). Если же достигнута договоренность по всем вопросам, тогда один из участников сделки (как правило, экспортер) направляет импортеру два подписанных уполномоченными на то лицами экземпляра договора (контракта). В случае подписания импортером договора один экземпляр отсылается экспортеру по почте. Таким образом, сделка считается заключенной. Разумеется, подобный способ заключения сделок может использоваться фирмами, между которыми в ходе прежних деловых контактов установились доверительные отношения. В табл. 1 в краткой форме приводятся основные аспекты понятий оферта и акцепт.
Таблица 1
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |