Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Превышение должностных полномочий и предусмотренные виды наказаний




Превышение власти или должностных полномочий, то есть совершение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. То же деяние, совершенное должностным лицом, -
наказывается штрафом в размере от трехсот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до семи месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
3. То же деяние, совершенное лицом, занимающим ответственную государственную должность, -
наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до десяти месяцев либо лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

 

1) Деяния, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Составляют:

1) деяние – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий;

2) последствие – существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства;

3) причинная связь между деянием и последствием.

Состав по конструкции материальный. Преступление считается оконченным при наступлении указанных последствий.

Диспозиция рассматриваемой статьи бланкетная и для признания в деянии лица наличия состава преступления необходимо обратиться к соответствующим нормативным актам для установления точной компетенции должностного лица, а также определения конкретных нарушений. Превышение должностных полномочий будет в случае:

1) совершения должностным лицом действий, которые относятся к компетенции другого должностного лица;

2) совершения должностным лицом действий, которые могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте;

3) совершения должностным лицом действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.[3]

Общим для всех отмеченных случаев является совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий. При этом акцент делается на объективно-субъектив­ном факторе, т.е. прежде всего должностному лицу понятно, что оно выходит за пределы своих полномочий, нарушает устав, инструкцию, приказ, положение или иной нормативный акт.

Кроме того, необходимо, чтобы действия виновного были связаны с его должностным положением, осуществлялись в процессе его служебной деятельности. Если отсутствует связь между поведением должностного лица и его служебным положением, то отсутствует и состав превышения должностных полномочий.

Последствиями состава является существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Их содержание не отличается от последствий состава злоупотребления должностными полномочиями.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется умышленной виной в форме прямого или косвенного умысла. Виновное в превышении должностных полномочий лицо сознает, что оно умышленно совершает действия, явно выходящие за пределы его полномочий, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде существенного нарушения охраняемых законом интересов, желает их наступления либо не желает, но сознательно допускает эти последствия либо безразлично относится к их наступлению.

В отличие от злоупотребления должностными полномочиями при превышении должностных полномочий мотив не выступает обязательным признаком и может быть любым. В то же время его установление обязательно. Мотив позволяет дать правильную уголовно-правовую оценку содеянного и может быть учтен при назначении наказания.

Субъект преступления – должностное лицо. Из анализа практики прошлых лет в 70% случаев субъектом этого преступления являлись представители власти.

Квалифицированным видом превышения должностных полномочий (308 УК РК) является совершение действий, предусмотренных основным составом, лицом, занимающим государственную должность РК или государственную должность субъекта РК, а равно главой органа местного самоуправления.

2) Под применением насилия при превышении должностных полномочий подразумевается как причинение гражданину физического вреда (побои, истязание, причинение иного вреда здоровью, ограничение свободы), так и психическое воздействие на него, которое может выражаться в угрозах физической расправы с целью подавления воли потерпевшего.

Угроза применения насилия — это запугивание другого человека применением к нему физического насилия.

Для признания угрозы психическим насилием необходимо наличие ряда признаков, взятых в совокупности. Отсутствие какого-либо из этих признаков исключает возможность признания угрозы психическим насилием.

Признаки, характеризующие угрозу, можно подразделить на общие и особенные. Общие признаки необходимы для любой угрозы насилием. Особенные признаки характеризуют угрозу как элемент конкретного состава преступления. Конкретные признаки позволяют отличить угрозу насилием, опасным для жизни или здоровья, от угрозы убийством или нанесением тяжких телесных повреждений и от угрозы насилием, не опасным для жизни или здоровья, угрозу при разбое или грабеже — от угрозы при вымогательстве.

Общих признаков угрозы применения насилия два. Первым признаком наличия угрозы является факт запугивания потерпевшего применением физического насилия. Угроза причинения потерпевшему какого-либо «иного ущерба, не связанного с применением физического насилия, не может быть признана угрозой применения насилия.[4]

Практическим работникам органов охраны общественного порядка, прокуратуры и суда важно знать критерии, позволяющие отграничить угрозу насилием, опасным для жизни или здоровья потерпевшего, от угрозы насилием, не опасным для этих благ человека, угрозу убийством или нанесением тяжких телесных повреждений от угрозы насилием меньшей степени интенсивности. Разграничение этих видов угрозы представляется возможным при рассмотрении форм (способов) выражения угрозы. Угроза может быть выражена демонстрацией оружия, словесно, жестами, действиями, самой обстановкой совершения преступления. В зависимости от того, каким способом и насколько конкрегизироваино выражается угроза, она может носить определенный или неопределенный характер.

 

 

Заключение

Итак, должностное преступление - это совершенное лицом, занимающим должностное положение, в связи с этим положением посредством использования предоставленных ему прав или неисполнения возложенных на него обязанностей общественно опасное предусмотренное уголовным законом под угрозой наказания виновное деяние, посягающее, за редчайшими исключениями, на два обязательных непосредственных объекта, одним из которых являются общественные отношения, обеспечивающие интересы служебной деятельности в различных сферах, основанной на соблюдении и исполнении законов и (или) иных нормативных правовых актов и им соответствующей.

Превышение должностных полномочий закон определяет как "совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства". Общественная опасность превышения должностных полномочий состоит в том, что в результате его совершения нарушается нормальная, регламентированная законом деятельность аппарата законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления.

Непосредственный объект рассматриваемого состава преступления - интересы конкретного органа государственной власти, государственной службы или службы органов местного самоуправления. Дополнительный объект - охраняемые интересы граждан или организаций, общества или государства.

Объективная сторона преступления заключается в совершении должностным лицом действий, сопряженных с выходом за пределы полномочий. К числу обязательных признаков относятся последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов, а также причинная связь между действиями и последствиями.

Судебная практика и наука выделяют четыре основные формы превышения должностных полномочий:

1) совершение действий, не входящих в компетенцию должностного лица, представителя власти (инспектор налоговой службы действует за своего начальника, постовой полицейский вмешивается в функции инспектора дорожно-патрульной службы и т.п.);

2) совершение действий, которые могут быть по закону совершены только коллегиально (например, принятие решения судьей единолично вместо вынесения судебного вердикта с участием присяжных заседателей);

3) совершение действий, хотя и разрешенных законом, но при определенных обстоятельствах (например, применение оружия работником полиции там, где отсутствовали правовые основания для этого);

4) совершение действий, которые должностное лицо не вправе совершать ни при каких обстоятельствах (например, нанесение физических побоев подозреваемому).

Последняя форма превышения может составлять самостоятельную форму превышения власти только при условии, что оно допущено в момент наличия властных отношений между должностным лицом и потерпевшим. По общему правилу всем лицам, а не только должностным, запрещены необоснованное применение силы, самочинная расправа, повлекшие нанесение побоев, телесных повреждений. Здесь надо учитывать то обстоятельство, что граждане имеют право применять физическую силу при защите своих интересов (в рамках необходимой обороны), задержании преступника, выполнении гражданского долга, а должностное лицо обязано это делать в силу закона, поскольку того требуют его служебные полномочия. При отсутствии властных отношений между должностным лицом и гражданином, т.е. при совершении деяния вне рамок служебной деятельности данного лица, вопрос о превышении власти ставить неправомерно.

Применение насилия выражается в физическом или психическом принуждении потерпевшего к совершению незаконных действий либо в принуждении к прекращению правомерной деятельности в интересах должностного лица. Действия виновного охватывают причинение легкого вреда здоровью и вреда средней тяжести.

В настоящей работе нами была рассмотрена лишь небольшая часть проблем квалификации превышения должностных полномочий. В действительности их гораздо больше. Однако даже обсуждение поставленных проблем поможет найти верное решение, облегчит процесс практической квалификации и положительно повлияет на эффективность борьбы с коррупцией в современном Казахстане.

Угроза действием может носить как определенный, так и неопределенный характер. В примере с подталкиванием потерпевшего в тамбуре к двери вагона движущегося поезда угроза действием выражена вполне определенно. Вместе с тем когда угроза действием, представляющим физическое насилие, не опасное для жизни или здоровья, выражается неопределенно, то налицо лишь данное физическое насилие.

Угроза насилием может выражаться самой обстановкой совершения преступления. Например, грабитель с ружьем за спиной или с пистолетом за поясом, не угрожая непосредственно оружием потерпевшему, ночью в уединенном месте останавливает последнего и требует от него передачи имущества. В этом случае обстановка совершения преступления может представлять собой угрозу насилием, опасным для жизни или здоровья, а может и не представлять. Наличие или отсутствие угрозы зависит от того, воспринимает ли потерпевший данную обстановку как угрозу или нет и рассчитывает ли преступник запугать потерпевшего такой обстановкой или нет. Если потерпевший воспринимает эту обстановку как угрозу, а преступник рассчитывает на это, то деяние должно рассматриваться как разбой с применением оружия. При этом угроза представляет собой запугивание смертью или нанесением тяжких телесных повреждений и является усрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья. Если данная обстановка не воспринимается потерпевшим в качестве угрозы или преступник не рассчитывает на эту обстановку как на угрозу, то деяние должно рассматриваться как ненасильственный грабеж.

Вопрос о наличии или отсутствии угрозы, выраженной обстановкой совершения преступления, должен решаться на основании анализа всех материалов конкретного уголовного дела.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Борчашвили И.Ш.,Комментарии к Уголовному кодексу РК (особенная часть)

2) Мерзлякова В.А. К вопросу об уголовной ответственности сотрудников правоохранительных органов за должностные преступления // Юриспруденция. 2002. №2

3) Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге"

4)Архив народного суда Ленинского района Москвы, дело N° 1«1053, 1962 г.

5)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.