Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование российского правового государства 1 страница




 

Идея формирования правового государства существовала в России и до, и после октября 1917 г. Однако в силу ряда причин правовому государству не суждено было утвердиться. Назовем пять из них:

право в России никогда не имело достаточной ценности и самоценности;

правовой нигилизм был присущ и русской бюрократии:

гражданам России свойственно было искать высшую справедливость в монархе, верховном правителе и т.д;

стоящим у власти всегда было свойственно объявлять правом свою волю;

протяженность Іраниц. пестрый национальный состав, исторические условия формирования российской государственности способствовали имперскому сознанию и имперским методам властвования.

Послц октября 1917 г. к перечисленным причинам добавились иные. Это, в частности;

некоторые исходные идеи большевизма, отрицающие прсехі-ственность в правовом развитии, общечеловеческое содержание в праве, естестиенно-правовые ценности;

обесценение права и закона в ходе революции и гражданской

войны;

отсутствие правовой культуры в революционной среде, включая правящий класс;

возвышение исполнительных органов нал законодательными: возвеличивание карательных учреждений; культ вожля.

Ортодоксальная позиция расценивала учение Маркса как теорию " полити чес кой целесообразности". Считалось "смехотворным" превращать эту теорию в "этическую". НИ. Бухарин, например, еше в 1924 г. говорил о своей преданности "не категорическому императиву Канта и не заповеди христианской морали, а "революционной целесообразности". Некоторые люди, считал он, "очень часто подменяют трезвые рассуждения моральными, которые ничего общего с политикой не имеют"1. И в революционное, и в послереволюционное время такой подход, оправдывал любые средства во имя высокой цели.

Но было бы неверно трактовать марксистскую теорию права как антипод концепции правового государства. "Для нас-. — писал Ф. Энгельс, — незыблемо, что отношения между правящими и управляемыми должны быть установлены на почве права..."2. Точно так же было бы искажением исторической правды говорить, будто бы советское государство ничего не имело общего с правовым государством. Правовые его устои начали формироваться в начале 20-х годов, я после XX съема партии развитие правовой основы в стране получило новый импульс.

Даже зарубежные критики не могли не заметить некоторых изменений в советской действительности. Несколько лет назад в статье пол названием "Долгий путь России к господству права" известный немецкий советолог Клаус Вестей, оценивая конституционное развитие СССР, писал: "Достигнутое сегодня состояние правового развития в Советском Союзе есть только первый

' Бухарин Н.И- АТЗКІІ // Сборник теоретических ститсй. М., 1924 С. 215. ' Маркс К.. Эвгельс Ф. Соч. 2-е им Т. 41 С, 125.

 

маленький шаг в теоретическом признании господства права. Как в дальнейшем пойдет правовое развитие, автор не брался предугадать.

Действительность не раз ломала различные прогнозы. Идея правового государства вначале лишь декларировалась- Затем она стала избирательной программой народных депутатов, нашла законодательное воплощение Но, увы, была не раз сокрушена реальной жизнью.

С тем чтобы избежать ошибок и отступлений от доктрины, попробуем разобраться, что есть у нйс от правового государства, чего никогда не было и чего не доставало, а также что необходимо предпринять для его формирования.

Мы имели:

провозглашение принципа "все во имя человека, все для блага человека". Не доставало проведения этого принципа в жизнь, но само закрепление его является своего рода реальным достижением;

провозглашение государства общенародным. Конечно, & действительности оно так и не сложилось. Однако такое провозглашение создавало правовые предпосылки для борьбы за установление государства народа и для народа;

особую совокупность аксиом, норм и принципов, которые составляли основу как правотворческой, так и правоприменительной деятельности государства. Это своего рода естественное право. К сожалению, последнее монопольно формировалось одной партией, что приводило к узурпации прав общества в целом. Сегодня критически переосмысли вается "социалистическое естественное право";

законы и другие нормативные акты, составляющие правовую основу государственной и общественной жизни; провозглашение весьма широкого круга прав и свобод граждан;

провозглашение принципа законности в деятельности государственных органов и организаций граждан.

Вместе с тем нам не хватало подлинной законности в реальных отношениях и. более того, чувства законности как в рядовой массе, так и 8 среде правящих. Ряд гарантии прав и свобод или отсутствовал, или нуждался в серьезном усилении. Недоставало не только компетентности многим руководящим работникам и

- Rcchl I9R4. Н. 2. S. 94

 

должностным лицам, но и независимости ряда органов в исполнении ими государственных функций. Чего мы не имели никогда?

До перестройки официально не признавался примат прав и интересов личности перед интересами общества и государства, не существовало официально признаваемых общечеловеческих норм, которые бы опосредовали действие всех других правил и принципов. Не было признания официальными кругами и восприятия в массовом сознании того обстоятельства, что государство не может чего-то сделать ни при каких условиях (признание пределов государственной деятельности), не признавалась теория разделения властей, теория сдержск и противовесов в механизме государства; не (работал институт непосредственного народного волеизъявления (референдум).

Фактом отсутствия каких-либо институтов и неразвитости соответствующих процессов обусловлена потребность в определенных политических шагах и государственно- правовых преобразованиях, в том числе и создания необходимых предпосылок формирования правового государства. Так, обеспечение сколько-нибудь удовлетворительного материального положения граждан является одной из предпосылок достижения итогового политического результата. Можно быть нищим, но свободным какое-то время, однако чего стоят закон и государство вместе взятые, если не растет материальное благосостояние граждан? Без материальной основы, без достаточно высокого уровня общей, политической и правовой культуры, без активизации всех форм народного волей тья вд ения трудно представить себе правовое государство.

В условиях ориентации на свободный рынок естественны де-зтатигіаиия (разгосударствление) социальной жизни, свертывание командно-нажимных методов руководства и управления. В связи с созданием института президентской власти необходимы повышение авторитета и роли представительных органов, совершенствование законодательсгва и создание единой системы контроля и надаора за его проведением в жизнь.

В решении последней задачи особую миссию выполняет реформированная судебная система. Правовому государству органично свойствен контроль за соответствием нормативных актов закону (конституции), и в качестве высшей контрольной инстаи-! ции нет эффективнее института, чем ле политизированный Конституционный суд.

 

Если всерьез принимать теорию разделения властей, то, с одной стороны, ни один правотворческий оріан не может осуществлять конституционный контроль, а с другой — орган конституционного контроля не может участвовать в законодательной деятельности, консультировать законопроекты, дабы не связывать себя в последующих выводах. Никто не вправе выступать судьей в собственном деле.

Интересы демократии диктуют необходимость плюрализации общественных сил (партий, движений, объединений и формирований граждан) в процессе выработки норм естественного права и в ходе взаимного их влияния на государство. Каждая HJ властей в государстве может служить противовесом другой, если такого рода сдержки предусмотреть при законодательном закреплении компетенции соответствующих органов. В таком аспекте представляется возможным говорить о разных ветвях власти: власть общественного мнения — референдумы и представительные органы, действующие временно или эпизодически; постоянная законодательная власть, представляемая парламентом; исполнительная власть, которую осуществляют президент и правительство; судебная власть: материализованпая власть, воплощенная в так называемых материальных придатках государства (армия, милиция, тюрьма); власть федерации в целом, представляемая высшими органами; власть субъектов федерации, которую осуществляют их высшие органы власти и управления.

Каждая из указанных ветвей власти признает верховенство закона среди других нормативных актов во всех сферах общественной жизни. Это элементарное требование режима законности. Поэтому правовое государство- иногда отождествляют с государством строгой законности. Этого делать не следует, О законности могут проявлять забот)' в любом, даже не в правовом государстве. Понятие "государство законности" ориентирует на сферу правоприменения, область реализации права. Категория "правовое государство" призвана отразить в первую очередь процессы законодательной деятельности, правотворчества в целом,

В поиске того, что есть "право", участвуют не только законодательные органы. Этот демократический процесс предполагает широкое участие всех интеллектуальных сил общества: научных учреждений, общественно-политических движений и партий, центральных и местных государственных органов, отдельных граждан. Он включает в себя постановку вопроса, его обсуждение,

 

выяаюние общего консєнсуального мнения как по существу проблемы, так и относительно се решения.

Нахождение понятия права выходит за рамки формально-юридических установлений законодательного процесса. Если в последнем имеет значение, кто формально обладает правом законодательной инициативы, кто и в каком порядке составляет законопроект, кем и куда он направляется, как обсуждается, голосуется, публикуется и т.д., то формирование правовых постулатов требует обращения в первую очередь к содержательно-сущностному анализу объективной действительности. Именно в этом плане приходится обращаться к таким вопросам, как характерные черты той или другой страны, проживающего в ней населения и, наконец, власти, утвердившейся в ходе исторического развития. Многие мыслители замечали зависимость политического строя от природно-климатических условий. Монтескье в своем труде "О духе законов" показал влияние на законы и форму правления государства климата и состояния возделываемых земледельцами почв. Государство должно учитывать естественные условия страны, протяженность ее границ, выход к морям и океанам, отгороженность горными массивами и др.

Для формирования правового государства имеет едва ли не определяющее значение этнический фактор. При всей общности человеческих проблем, при одинаковости вытекающих из них норм просматриваются и особенные проблемы, свойственные населению конкретной страны в данных исторических условиях, Государство, если оно стремится быть правовым, не может игнорировать состав и характер населяющих страну народов.

Общеизвестно, что марксисты пропагандировали вывод об обусловленности законов особенностями социально-экономического развития: право не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества. Но было бы неточно связывать авторство данной идеи с марксизмом. Монтескье задолго до Маркса выводил право из природы вещей, и это можно интерпретировать в материалистическом контексте Во всяком случае, он вполне определенно ставил законы в зависимость от общего духа, нравов и обычаев народов. Подобно тому как чистый воздух бывает иногда вреден для обитателей болотис-

1 См.: Моигеям Ш. О духе законов СПб., 1900, С. 225~297,

 

тых стран, говорил он, так и сноСода оказывается несносной народам, которые не привыкли пользоваться ею1

Правовое государство не может безнаказанно порывать с существующей мастью, которая пользуется у населения авторитетом. Речь идет не об отдельных служителях власти, а об органах как таковых.

Разгон Учредительного собрания не повысил авторитет большевиков, укрепил диктаторский режим и еще больше отдалит Россию от правового государства. Учреждение поста Президента СССР, а затем и республиканских президентов, как представляется, повлекло за собой скорее негативные последствия. Во всяком случае, праву в этом аспекте больше бы соответствовали законы, укрепляющие традиционно сложившуюся исполнительную власть, а правовому государству в большей степени отвечало бы полновластие в сфере законодательной деятельности высшего представительного органа, работающего на профессиональной ос-нове.

Очевидно, пройдут десятилетия, пока идея правового государства воплотится в действительность. Пока же его формирование протекает скачкообразно, по формуле "шаг вперед — два шага назад". Позитивный результат зависит от того, насколько успешно будут преодолеваться обстоятельства, препятствующие созданию правового государства. Закрепление в ст. I Конституции России принципа правового государства следует трактовать не как достигнутое завоевание, а в качестве цели, которая должна определять организацию и функционирование всей государственной системы.

Монтескье Ш. Указ, работа. С 299.

 

Глава XXIII

ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Национальных правовых снсіем, как и государств, в современном мире много. Но все они могут быть объединены в определенные правовые семьи. Сравнительная характеристика правовой карты нашей планеты, аналю особенностей основных правовых семей, существующих на земном шаре, лают базу для установления общих закономерностей и тенденций развития права

§1. Романе-германская (китииснтальная) правом» семья

История создания романо-германской (континентальной) семьи.

К романо-германской семье относятся правовые системы, возникшие первоначально в континентальной Европе на основе древнеримского права, а также канонических и местных правовых обычаев. Они как бы продолжают римское право, являются результатом его эволюции и приспособления к новым условиям. Господствующая роль в таких системах принадлежит закону и в первую очередь кодексу.

Романо-германская правовая семья, существовавшая первоначально в странах континентальной Европы, зачем распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки. страны Востока, Японию, Этот процесс объясняется колонизаторской деятельностью многих европейских стран, а также высоким уровнем кодификации в этих странах в XIX в., которую можно было использовать как образец для создания собственного права.

История создания и развития континентальной правовой семьи довольно длительна. Она сложилась ня основе изучения римского права в итальянских, французских И германских университетах, создавших в XII-XVI вв. на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку. Главная роль принадлежала Болонскому университету в Италии. Кодификация Юстиниана была излажена доходчиво и Просто, на языке, которым пользовались и церковники, и ученые, — на латыни. Римское право было создано одной из самых

 

могущественных цивилизаций древности, которая простирала свои границы практически на всю Западную Европу, а также Ближний Восток, страны Африки.

Процесс, получивший название "рецепция римского права", сначала имел чисто доктриальные формы и сугубо научное значение: римское право непосредственно не применялось, туча*-лись его понятийный фонд, весьма развитая структура, внутренняя логика, юридическая техника.

Преподавание римского права в университетах прошло ряд этапов. Сначала так называемая школа глоссаторов стремилась установить первоначальный смысл римских законов. В XIV в. постглоссаторами римское право было "очищено" и подвергнуто переработке. Со временем забота об уважении законов Древнего Рима уступила в университетах место стремлению выработать приниипы права, отражающие рациональные начала не прошлой, а настоящей жизни. Новая школа, именуемая доктриной естественного права, побеждает в университетской науке в XVII-XVIII вв. Выдвижение на первый план разума как силы, творящей право, подчеркивало важную роль закона и открывало путь кодификации. Школа естественного права требовала, чтобы наряду с частным правом, основанным на римском праве, Европа выработала недостающие ей нормы публичного права, выражающие естественные права человека и гарантирующие свободу личности1.

Постепенно основные нормы римского права начинают восприниматься законодателем. В условиях господства в феодальной Европе натурального хозяйства, отсутствия товарного производства и рынка не было нужды в такого рода нормах. Однако по мере роста капиталистических отношений, развития товарного обмена тщательно разработанное римское право, рассчитанное на общество, где господствует частная собственность, все больше использовалось нарождающейся буржуазией. Именно это обусловило возможность его приспособления к развивающимся в недрах феодальной Европы товарі ю-денежным отношениям.

Рецепция римского права привела к тому, что еще в эпоху феодализма правовые системы европейских стран — кх правовая доктрина, юридическая техника — приобрели определенное сходство. Унифицирующее влияние оказало и каноническое право.

1 Р. Указ работа С. 61.

 

Буржуазные революции коренным образом изменил» природу.права, отменили феодальные юридические институты, превратили закон в основной источник романо-герма некого нрава Закон рассматривался как наиболее подходящий инструмент для создания единой национальной правовой системы, для обеспечения законности в противовес феодальному деспотизму и кулачному праву. Обстоятельства, определившие важную роль закона, обусловили возможность и необходимость кодификации законодательства. Путем кодификации право приводится в систему, оказывается пронизанным едиными принципами.

Кодификация завершает формирование рома но-герм а некой правовой семьи как целостного явления. Во Франции в 1804 г., в Германии в 1896 г., в Швейцарии в 1881-1907 гг. были приняты гражданские кодексы. В течение XIX в. были приняты и другие кодексы в большинстве стран европейского континента. Самой значительной была роль французской кодификации, особенно гражданского кодекса (кодекса Наполеона), оказавшей Іаметное влияние на процесс утверждения принципов праиа во многих государствах Европы и за ее пределами,

Общая характеристика современного континентального арапа Во всех странах романо-германской правовой семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высший юридический, авторитет, выражающийся в том числе и в установлении большинством государств судебного контроля:із конституционностью обычных законов.

В Йольшинстве стран приняты и действуют гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданские процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы. Весьма разветвлена система текущих законов, регулирующих все важнейшие сферы общественных отношений. Среди источников рома но-германского права велика (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров. декретов министров и др. В них формулируются нормы, принятые во исполнение законов. Кроме того, в случае необходимости административные органы осуществляют самостоятельную регламентацию отношений, для чего законодатель предоставляет им соответствующие полномочия (делегированное законодательство).

Таким обраюм, цраво стран рома но-германской семьи характеризуется единой схемой иерархической системы источников праїй, Что касается обычая, то за редкими исключениями он потерял характер самостоятельного источника права.

 

Определенное, хотя и довольно скромное, значение придается в континентальном праве судебной практике. Право включает в себя не только правовые нормы, сформулированные законолате-лем, но и их толкование судьями. Французский исследователь правовых систем современности Р. Давил говорит о так называемых "вторичных правовых нормах", создаваемых судьями, о том, что содержание положений закона истолковывается втом смысле, который в наибольшей степени отвечает требованиям справедливости в момент применения закона1. Любое судебное решение, основанное, например, на аналогии закона или на общих принципах, может восприниматься другими судами после прохождения решения через кассационную инстанцию как фактический прецедент.

Существенную роль при отправлении правосудия играют и зафиксированные в законе общие принципы права, которые также могут быть в определенных условиях основанием для решения дел. Например, в публичном праве Франции возможно обращение к общим принципам административного прана. Федеральный верховный суд и Федеральный конституционный суд ФРГ в целой серии своих решений объявили, что конституционное право не ограничено текстом Основного закона, а включает "некоторые общие принципы, которые законодатель не конкретизировал в позитивной норме".

С развитием интернациональных связей большое значение для систем права отдельных стран приобретает международное право. В некоторых государствах международным договорам придается большая юридическая сила, чем внутренним законам. Конституция ФРГ 1949 г., например, устанавливает, что "общие нормы международного права" имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории (ст. 25).

Во всех странах романо-германской семьи признается деление права па публичное и частное. Такое деление в определенной степени потеряло за последнее время то значение, которое имело на первых этапах развития континентального права, но тем не менее вес еше остается важной характеристикой структуры современных национальных правовых систем. В общем виде к публичному праву относятся отрасли и институты, определяющие статус и порядок деятельности государственных органов и отношения

' См: Лм»Л Р- Укдэ. рабом. С. 102. 119.

 

индивида с государством, а к частному — отрасли и институты, реіулируюшие отношения индивидов и юридических лиц (организаций, предприятий, фирм, кооперативов и др.) как равноправных партнеров. Обычно к публичному праву относят такие отрасли, как конституционное, административное, финансовое, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, международное публичное. Частное право состоит из отраслей: собственно гражданское, включающее в себя и семейное, торговое, авторское, международное частное.

Некоторые отрасли доктрина права относит к так называемым смешанным правам, где нормы публичного и частного права тесно переплетаются. Это трудовое, сельскохозяйственное, морское, воздушное право и некоторые другие отрасли.

Стирание в современный период границы между публичным и частным правом связано в первую очередь с усилением государственного вмешательства в сферу экономики. Все большая административно-правовая активность, обусловленная расширением социальной деятельности государства в сферах защиты прав трудящихся, еоциачьного обеспечения, регулирования цен. здравоохранения и других, затронула такие отношения, которые ранее находились в исключительном ведении частного права. Произошло вторжение государства в сферу договоров — ранее "вотчину" частного права. Появился институт обязательного договора, заключенного по предписанию государственных органов. Условия обычного договора также могут в ряде случаев устанавливаться и предписываться административным актом, как в случае установления цен и квот. Если добавить, что частное предпринимательство, профессиональная и торговая деятельность подчинены многочисленным административным установлениям, регулирующим торговлю, здравоохранение, социальное обеспечение, государственную безопасность, то можно получить представление о масштабах "экспансии" публичного права в области, которые ранее считались неприкосновенной зоной частного права.

Одновременно можно наметить и другую, противоположную тенденцию, порожденную расширением круга государственных обязанностей, особенно в сфере социальных и коммунальных услуг. — применение институтов и средств частного права для выполнения публич но -правовых действий. Об этом свидетельствует деятельность разного рода нромышленно-торговых образований государственного характера, в частности национализированных предприятий.

 

Внутри ромамо-германской правовой семьи выделяют две правовые группы: романскую, опирающуюся в первую очередь на іфано Франции и включающую в себя также правовые системы Бельгии, Люксембурга, Голландии, Италии, Портушлии, Испании, и германскую, объединяющую наряду с ФРГ правовые системы Австрии, Швейцарии и некоторых других стран.

Правовая система Франции. Франция имеет длительную правовую историю, в основе ее современной системы источников права до сих пор лежат кодексы наполеоновской люхи. В гражданском кодексе общей части практически нет и имеется лишь краткий "Вводный титул об опубликовании, действии и применении законов вообше". Кодекс состоит из трех книг: "О лицах": "Об имущества* и различных видоизменениях собственности"; "О различных способах, которыми приобретается собственность". Первая книга включает семейное право.

французской модели следуют гражданские кодексы Бельгии, Люксембурга, а также с некоторыми исключениями и испанский гражданский кодекс.

Во Франции, как и во многих других романских государствах, принят и действует торговый кодекс, хотя в юридической доктрине критикуется такая "дуалистическая" система, поскольку, как считают многие ученые-юристы, торговые отношения — это те же гражданско-правовые отношения-

На первых этапах развития рыночной экономики трудовые отношения вссша кратко регламентировались несколькими статьями гражданских кодексов (договор личного наймами это почти полное отсутствие регламентации открывало широкий простор для "хозяйской власти". Предприниматель практически произвольно определял длительность и условия труда, размер его оплаты. Развитие трудового законодательства в результате эволюции привело к появлению в западных странах трудового права как самостоятельной отрасли. Во Франции была предпринята попытка свести трудовое законодательство в "трудовой кодекс", но удалось это лишь частично; то, что обычно называют сегодня тру-ловыч кодексом, представляет собой компилятивное собрание разнообразных законодательных актов.

Во Франции, стране классической кодификации, административное право никогда не было должным образом кодифицировано. В таких условиях судебные решения играют гораздо более важную роль, чем в области частного нрава Судьи вырабатывают Мб

 

общие принципы и нередко создают концепции правовых институтов.

Несмотря на многочисленные поправки, французские кодексы во многом устарели, и в стране действует огромная масса правовых актов, лежащих за пределами традиционной кодификации Основной формой упорядочения массива нормативных актов стала разработка кодексов по типу отраслевых сборников, включающих нормы как законодательных, так и подзаконных актов. Начиная с 50-х годов принято несколько десятков таких кодексов, являющихся по своей юридической природе актами консолидации норм отдельных, весьма узких областей законодательства (например, кодексы кинематографической промышленности, морских портов, сберегательных касс и т.д.), Эти кодексы не преследуют цели усовершенствовать и модернизировать действующие нормы, а направлены на логическую перегруппировку уже принятых законодательных актов и регламентов.

Новая кодификационная форма ослабила принцип верховенства закон о в-кодексов в его традиционном понимании Второй удар по престижу закона нанесла Конституция 1958 г., изменившая классическое распределение компетенции между законодательной и исполнительной ветвями власти. Конституция ограничила сферу законодательной деятельности парламента и значительно расширила полномочия правительственной власти. Тем самым существенно возросли удельный вес и значение актов правительства в системе источников права.

На практике существуют следующие виды актов исполнительной власти в порядке иерархии их юридической силы: ордонансы, декреты, решения, постановления, циркуляры, инструкции, уведомления. Особо важна роль ордонансов — актов лелегированного законодательства- В начале действия конституции такие акты рассматривались как исключительная мера, вызванная чрезвычайными обстоятельствами. Впоследствии президент и правительство стали использовать эту процедуру как обычный метод управления страной. Таким образом, прослеживается тенденция размывания различий между законом и актами правительственных органов.

По французской доктрине источники права делятся на первичные (основные) — государственные нормативные акты и вторичные (дополнительные) — судебные решения- Судебная практика сыграла важную роль в развитии французского права, а современная правотворческая практика открывает ей широкую порогу в виде индивидуальных и общих норм. Из толкователя

 

законов судебная практика превратилась в источник права, хотя и дополнительный, или, как говорят французские авторы, в "источник в рамках закона". Решения Кассационного суда. Государственного совета. Конституционного совета в определенной степени начинают играть роль, близкую английскому прецеденту.

Правовая система ФРГ. В ФРГ, как и во Франции, основой действующего права являются кодексы. Они тоже Приняты давно (принятие Германского гражданского Уложения, например, относится К 1896 г.), неоднократно изменялись, особенно после второй мировой войны. Однако значительная часть изменений по сравнению с довоенным временем, в том числе с Веймарской республикой, внесена не через кодексы, а с помощью специальных законов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.