Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полномочия Совета Европейского Союза




Статус Совета Европейского Союза.

Совет — неотъемлемая составная часть институциональной системы Европейского Союза. Его статус и полномочия определены непосредственно в учредительных договорах, прежде всего в договорах о создании Сообществ (см. ст. 145—154, ст. 202—210 Договора о Европейском Сообществе) и в постановлениях Договора о Европейском Союзе, особенно в том, что касается полномочий, осуществляемых Советом в рамках второй и третьей опор Союза.

Совет — это важный политический институт, который призван обеспечить согласование национальных интересов государств-членов с выполнением задач и целей, стоящих перед интеграционным объединением. Соответственно Совет, будучи институтом Сообществ и Союза, а значит, следующий предписаниям европейского права в целом, одновременно при принятии решений не может не учитывать высшие национальные интересы государств-членов. В силу действующих положений он обязан воздержаться от принятия решения, если хотя бы одно из государств — членов Союза заявит о том, что его принятие нанесет ущерб существенным национальным интересам. Это как бы двоякое положение Совета: с одной стороны — орган Союза, с другой стороны — орган, в котором представлены национальные интересы государств-членов, находит свое отражение и в порядке его формирования и функционирования.

 

 

В состав Совета входят полномочные представители правительств государств-членов (по общему правилу на уровне министров), наделенные в силу своего положения правом участвовать в принятии решений, обязывающих представляемые ими государства. Совет не знает единого или единообразного представительства. Многообразие функций Совета и разнообразие решаемых им проблем и вопросов вызывают необходимость созыва Совета на уровне наиболее компетентных в той или иной области министров. Наиболее общими вопросами и вопросами политического характера занимается Совет, созываемый в составе министров иностранных дел или министров, специально ведающих европейскими делами. Однако в тех случаях, когда решаются экономические вопросы, такой Совет собирается преимущественно на уровне министров экономики, при решении финансовых вопросов — на уровне министров финансов или тех и других вместе (экофин). При Решении вопросов здравоохранения это будут преимущественно министры здравоохранения. Если речь идет о проблемах национального образования, это должны быть министры, ведающие вопросами просвещения, и тому подобное. Осложнения могут возникнуть и возникали на практике в тех случаях, когда государство-член имеет федеративное устройство, а те или иные вопросы, например, народного образования, отнесены к исключительному ведению субъектов федерации.

При такой ситуации каждый из субъектов, как это было, например, в Бельгии, претендовал на представительство в Совет Европейского Союза. Проблема решена была за счет формирования единой делегации, но в которой были представлены соответствующие субъекты федерации. Количество проводимых заседаний Совета в нормативных актах не фиксируется но, как правило, их число весьма велико. Так, например, в 2006 г. было проведено более 100 сессий Совета.

В литературе зачастую варьируются наименования Совета в зависимости от того, какие министры принимают участие в его работе. Иногда его именуют Советом министров иностранных дел, Советом министров финансов и т.д. Видимо, для того, чтобы избежать недоразумений, сам Совет в 1993г. принял специальное решение, в котором определил, что официальным наименованием института является Совет Европейского Союза. В этом качестве он фигурирует во всех официальных документах, и в этом же качестве он решает вопросы внешней политики и политики безопасности и выступает с соответствующими заявлениями по этим вопросам.

Совет наделен исключительно широкими полномочиями. В обобщенном виде они изложены в ст. 145 Договора о ЕС. Совет обеспечивает координацию общей экономической политики государств-членов. Он наделен правом принятия обязательных решений, а также может делегировать полномочия по исполнению этих решений Комиссии. Причем Совет сохраняет за собой право в случае, если он сочтет это необходимым, непосредственно обеспечивать исполнение принятых им решений. Формулировки, которые были приняты еще при подписании Римских договоров, не подверглись какому-либо пересмотру в последующих актах. Однако с принятием Единого европейского акта, а затем с подписанием Маастрихтского и Амстердамского договоров, сфера ведения Сообществ и Союза была заметно расширена, а соответственно видоизменились и полномочия, осуществляемые Советом, формула, согласно которой Совет координирует общую экономическую политику, получила весьма расширительное толкование. Речь в данном случае идет не только о чисто экономических мерах, но в равной степени и о социальной сфере. Это — занятость, здравоохранение, образование и т. п. Он ведает вопросами финансовой политики. Он наделен полномочиями в сфере общей внешней политики и политики безопасности, руководит сотрудничеством в области борьбы с преступностью, обеспечивая координацию действий полиции и сотрудничество в области судопроизводства. Учитывая возрастающую важность решений, принимаемых Советом в финансово-экономической области, Договор о Европейском Союзе предусмотрел такую новеллу, как созыв Совета на уровне глав государств или правительств. Так, на заседании Совета, созванном на уровне глав государств или правительств 3 мая 1998 г., было принято исключительно важное решение о том, какие именно государства-члены удовлетворяют условиям, необходимым для участия в Валютном союзе, и готовы к введению с 1 января 1999 г. единой денежной единицы Союза — евро.

Если к сказанному о полномочиях Совета добавить, что именно этому институту принадлежит право принятия нормативно-правовых актов, обязательных к исполнению всеми субъектами европейского права, то становится очевидным, что роль Совета действительно весьма велика. Именно Совет принимает наиболее важные и значимые обязательные решения. Было бы, однако, неверным на этом основании сделать безоговорочный вывод о том, что Совет является законодательным органом Союза. Участие в законодательной процедуре принимают не только Совет, но и другие институты, прежде всего Комиссия и Европейский парламент. Причем одна из наиболее заметных тенденций эволюции законодательного процесса состоит в возрастании роли Парламента, согласие которого все чаще становится непременным условием принятия нормативно-правового акта и его введения в действие.

Практика говорит о том, что в действительности Совет принимает гораздо меньшее число обязательных нормативных актов, в том числе общего характера, таких, как регламент и директива, нежели, например, Комиссия. Согласно данным, приведенным в общем докладе о деятельности Европейского Союза за 2006 г., Советом совместно с Европейским парламентом на основе процедуры совместного принятия решений были одобрены более 40 директив, 9 решений и ни одного Регламента. Советом единолично были одобрены более 200 регламентов, более 30 директив и около 200 решений. За тот же период Комиссией были одобрены более 800 регламентов, более 50 директив и 550 решений. Одни эти цифры позволяют сделать вывод о том, что Совет отнюдь не является монополистом в деле принятия обязательных нормативно-правовых актов. Более того, он заметно уступает в этой области, если не по важности, то по количественным показателям, Европейской Комиссии.

Весьма важными полномочиями наделен Совет в рамках второй и третьей опоры Союза.Совет принимает решения, необходимые для определения осуществления общей внешней политики и политики безопасности, опираясь на постановления Европейского Совета. Этому последнему Совет направляет свои рекомендации по вопросам общей стратегии и принимает меры по ее осуществлению путем выработки общей позиции и осуществления совместных действий. Именно Совет должен обеспечивать единство, монолитность и эффективность действий Союза. Принимая решение о совместных действиях, Совет определяет как операциональную активность Союза, так и направленность деятельности в конкретных областях и в связи с конкретными ситуациями. В этом случае Совет определяет цели совместных действий, сферу их применения, а равно средства, которые необходимо предоставить в распоряжение Союза. Совет же принимает решение о приостановке совместных, действий или об их изменении, если таковая необходимость возникает. Решения, принимаемые Советом, обязывают все государства-члены. Последние должны в обязательном порядке предоставлять Совету всю необходимую информацию, связанную с осуществлением совместных действий. Совет может также запросить Комиссию и предложить ей представить предложения, которые не­обходимы для проведения общей внешней политики и политики безопасности.

В случае принятия государством-членом каких-либо чрезвычайных мер в области внешней политики и безопасности оно обязано немедленно информировать об этом Совет. Если какое-либо государство-член Союза сталкивается с особо серьезными трудностями в осуществлении совместных действий, оно должно поставить в известность об этом Совет, который путем обсуждения и обмена мнениями должен найти соответствующее решение возникших проблем. В любом случае действия, предпринимаемые государством-членом, не должны приходить в столкновение с целями совместных действий или отрицательно сказаться на их эффективности.

Разрабатываемая и принимаемая Советом общая позиция по вопросам внешней политики и безопасности должна служить основанием для осуществления национальных внешнеполитических акций и внешней политики государств-членов в целом применительно к отдельным географическим регионам или применительно к отдельным проблемам международных отношений. В рамках Совета государства-члены обмениваются взаимной информацией. Они согласовывают свои позиции и свою политику по вопросам общей внешней политики и политики безопасности, представляющим общий интерес. Целью этого является поиск наиболее эффективных решений, обеспечивающих единство совместных действий.

Амстердамский договор вносит некоторые уточнения в позицию Европейского Союза по вопросам общей политики безопасности. Статья Т-7 Договора о Европейском Союзе намечает главные направления и ориентиры действий Союза в сфере безопасности. Основной упор в этой области делается на развитие сотрудничества с Западноевропейским союзом, который «образует неотъемлемую составную часть развития Союза, открывая ему доступ к осуществлению операциональных возможностей, в частности, в том, что касается осуществления гуманитарных миссий, миссий по поддержанию мира и использованию миротворческих сил в кризисных ситуациях».

Совет, совместно с институтами Западноевропейского союза и опираясь на решение Европейского Совета, определяет условия практического участия всех государств-членов в осуществлении соответствующей миссии Союза, с тем чтобы они возможно полно и на началах равенства сотрудничали при планировании и принятии решений в рамках Западно­европейского союза.

Амстердамский договор внес некоторые коррективы в осуществление полномочий Совета в рамках третьей опоры: сотрудничество полиций и судебных учреждений в уголовно-правовой сфере. Коммунитаризация Шенгенских соглашений привела к тому, что в этой сфере Совет наделяется правом принятия нормативно-правовых актов прямого действия, обя­зательных для всех государств-членов, согласившихся с распространением на такие области, как визовая политика, миграция и убежище, режима права ЕС. Участниками этого решения в соответствии с концепцией продвинутого развития стали 12 государств — членов Союза.

Европейский Союз призван обеспечить своим гражданам повышенную защиту в рамках единого пространства, свободы, безопасности и законности. В этих целях институты Союза Должны способствовать выработке совместной политики государств-членов, в частности, имея в виду борьбу против расизма и ксенофобии. В центре внимания совместных действий должны быть предупреждение и борьба с организованной преступностью, международным терроризмом, торговлей людьми, предупреждение детской преступности, борьба с распространением наркотиков, торговлей оружием, коррупцией и финансовыми злоупотреблениями. В этих целях организуется непосредственное сотрудничество между полициями государств-членов, таможенными службами и другими компетентными органами государств-членов как непосредственно, так и через посред­ство и при помощи Европола (Европейской полицейской организации).

Сотрудничество полиций предполагает совместное осуществление оперативно-розыскных действий, обмен информацией и сведениями, необходимыми для эффективной борьбы с преступностью, сотрудничество в подготовке кадров и обмен офицерами связи и подразделениями, равно как взаимное использование оборудования и достижений в области криминалистики, включая и совместное изучение и оценку методов и техники следственных действий. Совет должен всемерно способствовать развитию сотрудничества в области борьбы с преступностью, в частности, добиваясь активизации и поддержки деятельности Европола и его сотрудничество с соответствую­щими национальными службами.

Способствуя координации совместных действий национальных полиций и других заинтересованных служб, Совет поддерживает обмен кадрами и опытом, проведение совместных исследований, создание единого фонда документации, обобщение статистических данных.

Особо важное значение должна иметь проводимая Советом работа по гармонизации национального законодательства государств-членов в сфере борьбы с преступностью и обеспе­чение для этого сотрудничества полиций и судов. В частности, и это может иметь особо важное процессуальное, и матери­альное значение. Совет должен способствовать разработке директив или иных нормативно-правовых актов, которые установят общий для всех государств-членов минимум требований, предъявляемых национальным уголовным законодательством в том, что касается определения состава преступлений и минимальных мер наказания. Особенно это относится к таким областям, как борьба с организованной преступностью, терроризмом и торговлей наркотиками. Совет наделяется также в этой сфере полномочием определять, при каких условиях и в каких пределах возможно осуществление оперативно-розыскных действий одного государства-члена на территории другого путем установления необходимых контактов и достижения соглашений между соответствующими властями и службамигосударств-членов. По всем вопросам, связанным с борьбой против преступности, необходимое согласование и обмен информацией, а равно проведение консультаций государств-членов осуществляются в рамках Совета Европейского Союза и его аппарата.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1067; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.